Пространственные представления




Актуальность работы.

Математическое образование — важнейшая составляющая непрерывного учения человека на протяжении всей его жизни, необходимая для освоения практически всех областей знаний. Без начальных математических знаний и умений почти невозможно адекватное ориентирование человека в современной повседневной жизни. К примеру, уровень развития пространственного ориентирования во многом определяет успешное овладение учебной деятельностью.

Однако согласно анализу результатов мониторинга в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР было выявлено, что пространственные представления у детей подготовительного к школе возраста были развиты не достаточно для возрастной нормы. Учитывая, что пространственные представления являются базисом, над которым надстраивается вся совокупность высших психических процессов у ребенка, особое внимание при разработке панно было уделено созданию условий для формирования и развития именно пространственных представлений и наглядно-действенного мышления.

Новизна методической разработки

Считаем, что использование детьми пластичных материалов в ходе работы способствует созданию благоприятной творческой атмосферы.

Часто педагоги сталкиваются с ситуацией (особенно на этапе адаптации), когда дети напряжены во время образовательной деятельности или не инициативны. Используя пособие «Математическое панно» в образовательной деятельности педагог дает возможность детям в игровой и творческой форме учиться обращаться со своей фантазией и применять ее в различных сферах. И такие важные педагогические задачи как, например, закрепление понятий «длинный-короткий», знакомство со свойствами геометрических фигур или разбор состава числа превращается для детей в увлекательный творческий процесс, в котором каждый ребенок может выбирать цвет используемого материала, размер фигур и цифр, создавать собственный дизайн деталей на рабочем поле.

Результаты наблюдения за детьми показывают, что в самостоятельно-организованной деятельности дети стали активнее использовать материалы для творчества, отмечено так же повышение мотивации и инициативности у детей во время образовательной деятельности. Результаты мониторинга выявили положительную динамику в области познавательного, речевого и художественно-эстетического развития.

 

Цели и задачи методической разработки

Цель: создание условий для формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством пособия «Математическое панно»

Задачи:

- развивать у детей пространственные представления в процессе продуктивной деятельности с использованием пластичных материалов;

- развивать умение применять знакомые приемы лепки (скатывание, раскатывание, расплющивание, присоединение и др.);

-формировать у детей позитивную продуктивную коммуникацию в процессе партнерского взаимодействия, сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

-формировать у детей предпосылки логического и наглядно-действенного мышления;

-стимулировать развитие творческих способностей, воображения.

Педагогическая ценность

Использование данного пособия учителями – логопедами позволяет формировать навык использования предложно – падежных конструкций в речи, а также навыка звукобуквенного анализа и развитию мелкой моторики.

Опыт представленный в разработке так же может быть полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений, специалистам дошкольного образования а так же родителям воспитанников.

 

 

Содержание методической разработки

Конспект образовательной деятельности с детьми

Старшего дошкольного возраста

Тема: «Бобик в гостях у Барбоса»

Пространственные представления

Цель: закрепление пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Задачи: - закрепить понятия «рядом», «около,» «сверху-снизу», «слева–справа» и «на» в действиях с предметами на плоскостях.

- закрепить знания о свойствах геометрических фигур

-развивать умение аргументировать свои высказывания

-развивать воображение при использовании предметов-заместителей

Планируемые результаты: сформированные пространственные представления у детей, верное использование предлогов в речи.

Образовательная среда:

-характер взаимодействия субъектов деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

-средства обучения и воспитания: раздаточный материал, аудиовизуальные средства, наглядно-плоскостные, демонстрационные.

-предметно-практическая среда: «Математическое панно», используемое поле «Клетка» (приложение 1), набор разрезных геометрических фигур (по количеству детей) (приложение 2)

Ведущая образовательная деятельность: Познание. Формирование элементарных математических представлений.

Этапы деятельности   Содержание деятельности
Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная деятельность
Мотивационно-побудительный Беседа «Бобик и Барбос» (приложение 3) Бобик и Барбос устроили беспорядок в комнате. Чем дети могут помочь собакам, для того что бы дедушка не наказал их? Дети коротко пересказывают рассказ Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса». Предлагают разные варианты для решения проблемы.
Основной 1.Воспиатель: -Бобик и Барбос совсем заигрались и забыли, что скоро вернется с работы дедушка.   2.Воспитатель спрашивает, какие геометрические фигуры можно использовать для обозначения мебели и посуды?   Воспитатель обобщает высказывания детей и обозначает их местоположение в комнате. (приложение 4)     3.Малоподвижная игра «Здравствуй, правая рука» (приложение 5) Дети высказывают предположения о том, что нужно все предметы вернуть на свои места. (игровая)   Дети обсуждают свойства геометрических фигур, сравнивают фигуры с мебелью и посудой. (познавательно-исследовательская)     Дети раскладывают предметы на поле основываясь на инструкции педагога.(познавательно-исследовательская)   Дети в парах повторяют движения. (по желанию игру можно проводить на ускорение темпа)
Рефлексивный Воспитатель: - Отлично получилось! Успели навести порядок! Как Вы справились? Было ли сложно? Дети отвечают на поставленные вопросы.
По желанию дети дополняют поле мебелью и посудой из пластилина в свободной игре.

 

Приложение 1. Поле «Клетка»

Приложение 2. Разрезной набор геометрических фигур

Приложение 3. Разрезные картинки «Бобик» и «Барбос»

 

 

 

Приложение 4.

«часы»-верхний правый угол

«зеркало»- между кроватью и телевизором, посередине

«телевизор»-нижний левый угол

«стол»-центр поля

«буфет»-верхний левый угол

«пирог»-сверху на буфете

«кровать»-нижний правый угол.

 

Приложение 5.

(Дети стоят в парах)

Здравствуй, правая рука! Здороваются правой рукой

Здравствуй, левая рука! Здороваются левой рукой

Нарисуем облака. Тянутся вверх и руками изображают

окружность

Здравствуй, правая нога! Прикасаются «здороваются» правыми ногами

Здравствуй, левая нога! «Здороваются» левыми ногами

Дождь закапает слегка. Тихо топают ногами

Здравствуй, правая щека! Гладят себя по правой щеке

Здравствуй, левая щека! Гладят себя по левой щеке

Улыбнемся мы вокруг Улыбаются друг другу и вокруг себя

Здравствуй ты, мой лучший друг! Обнимаются.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: