План:
- Требования, которым должна отвечать курсовая работа
- Цель курсовой работы
- Содержание курсовой работы
- Оформление курсовой работы
Целью курсовой работы является углубление, систематизация и закрепление теоретических знаний по методике трудового обучения; выработка умений применять эти знания на практике; формирование умений и навыков пользования психолого-педагогической, учебно-методической и специальной технологической литературой; развитие способностей к научному поиску и овладению методикой педагогических исследований, а также навыкам самостоятельной работы.
Курсовая работа должна отвечать следующим общим требованиям:
1) представлять собой самостоятельное исследование изучаемой проблемы;
2) быть написанной на основании изучения литературы и педагогического опыта по теме курсовой работы;
3) включать в себя, как правило, описательно-реферативную и практическую части (методическую разработку учебного процесса);
4) к курсовой работе могут быть приложены сконструированные и изготовленные студентом различные средства обучения технологии.
Примерная тематика курсовых работ разрабатывается преподавателем методики трудового обучения, ежегодно обновляется и утверждается на заседании кафедры технологии. Темы являются отражением научно-методических исследований профессорско-преподавательского состава кафедры. Однако, тема может быть предложена и самим студентом, исходя из его интересов и склонностей. Тема регистрируется на кафедре, и студент получает от научного руководителя официальное задание.
Работа над планом должна начинаться заранее и продолжаться в процессе изучения литературных источников и передового педагогического опыта.
|
План – это научно обоснованная композиция курсовой работы, порядок изложения её отдельных частей. На разных этапах он может претерпевать изменения, которые обязательно должны быть согласованны с научным руководителем. План курсовой работы включает в себя следующие разделы.
Введение, в котором содержится краткое (2-3 страницы) обоснование выбора темы, цели и задачи работы, подчёркивается её актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость, указывается состояние разработок данной проблемы в современной литературе.
Цель курсовой работы – это то, что должно быть достигнуто в итоге выполнения проекта. Цели могут быть направлены на:
- определение условий (общепедагогического, дидактического, методического характера) успешного формирования личности учащегося;
- обоснование инновационных методов, форм и средств обучения и воспитания;
- проектирование и конструирование педагогического процесса, педагогических технологий;
- создание методики обеспечения педагогических технологий;
- выявление, обоснование и экспериментальную проверку дидактических, методических условий формирования качеств личности учащегося или учителя.
Основное содержание курсовой работы раскрывается в отдельных главах и параграфах. Обычно курсовая работа состоит из трёх-четырёх разделов (параграфов, глав).
В заключении содержатся основные предложения, выводы, к которым пришёл студент в результате исследования избранной темы.
В конце курсовой работы должен содержаться список использованной литературы (библиография). В указанный список вносятся лишь те источники, которые студент непосредственно использовал при написании данной курсовой работы.
|
В процессе работы над избранной темой студент должен изучить теорию и историю вопроса, пользуясь психолого-педагогической, учебно-методической и специальной технологической литературой. Рекомендуется вести поиски необходимой литературы по теме курсовой работы по каталогам библиотек: алфавитному, предметному, систематическому.
При конспектировании следует тщательно отбирать и осмысливать материал. При изучении литературы необходимо обращаться к различным словарям, энциклопедиям и справочникам в целях выяснения смысла специальных терминов и понятий.
Параллельно с анализом литературы, студент изучает опыт работы учителей технологии по вопросам избранной им темы. Для ознакомления с опытом работы учителей можно использовать следующие методы:
1. Изучение педагогического опыта.
2. Наблюдение за работой учителя.
3. Использование личного педагогического опыта, накопленного в период прохождения педагогической практики. Это наблюдения за учебной деятельностью учащихся, анкетирование школьников, анализ учебной документации и результатов обучения.
Курсовая работа должна быть написана её автором самостоятельно. В ней недопустимы компиляции, использование цитат и точек зрения других авторов без указания источников, из которых эти цитаты и высказывания взяты.
Перед изложением текста курсовой работы рекомендуется внимательно прочитать весь собранный по теме материал, наметить детальный план изложения каждого её раздела.
|
Существуют определённые общепринятые методические приёмы, которых необходимо придерживаться в любой научной работе, в том числе и при выполнении курсовых работ.
Во-первых, предложения должны быть краткими и ясными. При изложении чернового варианта работы необходимо оставлять поля, достаточно широкие, для того, чтобы можно было сделать исправления, поставить вопросы, указать дополнительную литературу, внести поправки стилистического характера и т.п.
Во-вторых, в научной литературе следует писать от первого лица множественного числа: «мы», «по нашему мнению», или от имени третьего лица: «автор», «по мнению автора». В работе используются лишь общепринятые сокращения. Например, вместо «и другие» - «и др.», «и так далее» - «и т.д.».
В-третьих, при пользовании цитатами нужно соблюдать определённые правила:
- цитаты должны быть точными и не искажёнными;
- нельзя применять цитаты, заранее выписанные из книг, не проверив их по источнику, на посмотрев, в связи с чем цитируемая мысль высказана, к какому времени указанное произведение относится и т.д.;
- при свободном цитировании своими словами важно, чтобы чётко была передана мысль автора.
Курсовая работа оформляется в виде папки с листами формата А4 (297×210 см). Все записи выполняются чётким почерком, на машинке или компьютере. Каждый лист имеет поля с левой стороны 30 мм, с правой – 10 мм, сверху и снизу – 25 мм. Номер страницы проставляется на верхнем поле.
Вначале указывается содержание курсовой работы (оглавление). Затем, согласно пунктам содержания излагается сама работа.
В курсовой работе при необходимости следует делать иллюстрации в виде чертежей, технических рисунков, кинематических и электротехнических схем, фотографий и т.д. Графики, чертежи, схемы выполняются в едином графическом стиле. Таблицы, если они небольшие, помещают среди текста, большие – на отдельных листах. Фотографии выполняются на контрастной бумаге размером не менее 90×120 см. Подписи под иллюстрациями пишут стандартным шрифтом с прописной буквы без точки на конце. Весь графический материал обозначается словом «Рис.» (рисунок) и проставляется общая порядковая нумерация независимо от характера иллюстрационного материала.
введение, каждая глава (параграф), заключение начинаются с отдельной страницы. В тексте курсовой работы обязательно воспроизводится наименование глав (параграфов), которые пишутся прописными буквами. Нумерация страниц производится с содержания (оглавления) курсовой работы (стр. 2), при этом первой страницей считается титульный лист.
Особо следует уяснить и соблюдать требования, которые предъявляются к оформлению научного аппарата работы. Необходимо знать основные правила оформления ссылок на цитируемые работы, приводимые примеры и т.п. В процессе написания курсовой работы студент должен делать ссылки на все литературные источники. Ссылки в тексте сопровождаются порядковым номером, под которым этот источник включён в список литературы, прилагаемой в конце работы.
Литературные источники (библиография) оформляются по ГОСТу.
Проверенная, начисто переписанная и сброшюрованная курсовая работа подписывается студентом и передаётся научному руководителю для предварительной проверки. Защита курсовой работы проходит на открытом заседании комиссии, состав которой утверждается заведующим кафедрой. В процессе устной защиты студент должен изложить основные результаты проделанной работы. Для сообщения содержания курсовой работы студенту даётся 7-10 минут. Члены комиссии, а также присутствующие на защите могут задавать вопросы по содержанию работы.
При выставлении оценки учитываются следующие критерии:
- аргументированность выбранной темы, достижение поставленной цели и задач;
- глубина и всесторонность исследования темы;
- объём и полнота разработок, самостоятельность исследования проблемы, законченность исследования;
- творческий подход, оригинальность в решении поставленных вопросов;
- аргументированность предлагаемых решений проблемы, подходов, выводов, логичность, а также полнота библиографии, цитируемость;
- грамотность, ясность, доступность изложения студентом своих мыслей в курсовой работе;
- качество, соответствие стандартам, оригинальность материальноговоплощения практической части курсовой работы;
- качество оформления курсовой работы;
- качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов, аргументированность изложенного материала, объём и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи, культура речи, использование наглядных средств и т.д.;
- ответы на вопросы.
Студент, не защитивший курсовую работу, обязан по решению заведующего кафедрой основательно подготовиться к повторной защите или написать другую работу.
Контрольные вопросы: