Тема: КУРСОВЫЕ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ




План:

 

  1. Требования, которым должна отвечать курсовая работа
  2. Цель курсовой работы
  3. Содержание курсовой работы
  4. Оформление курсовой работы

 

Целью курсовой работы является углубление, систематизация и закрепление теоретических знаний по методике трудового обучения; выработка умений применять эти знания на практике; формирование умений и навыков пользования психолого-педагогической, учебно-методической и специальной технологической литературой; развитие способностей к научному поиску и овладению методикой педагогических исследований, а также навыкам самостоятельной работы.

Курсовая работа должна отвечать следующим общим требованиям:

1) представлять собой самостоятельное исследование изучаемой проблемы;

2) быть написанной на основании изучения литературы и педагогического опыта по теме курсовой работы;

3) включать в себя, как правило, описательно-реферативную и практическую части (методическую разработку учебного процесса);

4) к курсовой работе могут быть приложены сконструированные и изготовленные студентом различные средства обучения технологии.

Примерная тематика курсовых работ разрабатывается преподавателем методики трудового обучения, ежегодно обновляется и утверждается на заседании кафедры технологии. Темы являются отражением научно-методических исследований профессорско-преподавательского состава кафедры. Однако, тема может быть предложена и самим студентом, исходя из его интересов и склонностей. Тема регистрируется на кафедре, и студент получает от научного руководителя официальное задание.

Работа над планом должна начинаться заранее и продолжаться в процессе изучения литературных источников и передового педагогического опыта.

План – это научно обоснованная композиция курсовой работы, порядок изложения её отдельных частей. На разных этапах он может претерпевать изменения, которые обязательно должны быть согласованны с научным руководителем. План курсовой работы включает в себя следующие разделы.

Введение, в котором содержится краткое (2-3 страницы) обоснование выбора темы, цели и задачи работы, подчёркивается её актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость, указывается состояние разработок данной проблемы в современной литературе.

Цель курсовой работы – это то, что должно быть достигнуто в итоге выполнения проекта. Цели могут быть направлены на:

- определение условий (общепедагогического, дидактического, методического характера) успешного формирования личности учащегося;

- обоснование инновационных методов, форм и средств обучения и воспитания;

- проектирование и конструирование педагогического процесса, педагогических технологий;

- создание методики обеспечения педагогических технологий;

- выявление, обоснование и экспериментальную проверку дидактических, методических условий формирования качеств личности учащегося или учителя.

Основное содержание курсовой работы раскрывается в отдельных главах и параграфах. Обычно курсовая работа состоит из трёх-четырёх разделов (параграфов, глав).

В заключении содержатся основные предложения, выводы, к которым пришёл студент в результате исследования избранной темы.

В конце курсовой работы должен содержаться список использованной литературы (библиография). В указанный список вносятся лишь те источники, которые студент непосредственно использовал при написании данной курсовой работы.

В процессе работы над избранной темой студент должен изучить теорию и историю вопроса, пользуясь психолого-педагогической, учебно-методической и специальной технологической литературой. Рекомендуется вести поиски необходимой литературы по теме курсовой работы по каталогам библиотек: алфавитному, предметному, систематическому.

При конспектировании следует тщательно отбирать и осмысливать материал. При изучении литературы необходимо обращаться к различным словарям, энциклопедиям и справочникам в целях выяснения смысла специальных терминов и понятий.

Параллельно с анализом литературы, студент изучает опыт работы учителей технологии по вопросам избранной им темы. Для ознакомления с опытом работы учителей можно использовать следующие методы:

1. Изучение педагогического опыта.

2. Наблюдение за работой учителя.

3. Использование личного педагогического опыта, накопленного в период прохождения педагогической практики. Это наблюдения за учебной деятельностью учащихся, анкетирование школьников, анализ учебной документации и результатов обучения.

Курсовая работа должна быть написана её автором самостоятельно. В ней недопустимы компиляции, использование цитат и точек зрения других авторов без указания источников, из которых эти цитаты и высказывания взяты.

Перед изложением текста курсовой работы рекомендуется внимательно прочитать весь собранный по теме материал, наметить детальный план изложения каждого её раздела.

Существуют определённые общепринятые методические приёмы, которых необходимо придерживаться в любой научной работе, в том числе и при выполнении курсовых работ.

Во-первых, предложения должны быть краткими и ясными. При изложении чернового варианта работы необходимо оставлять поля, достаточно широкие, для того, чтобы можно было сделать исправления, поставить вопросы, указать дополнительную литературу, внести поправки стилистического характера и т.п.

Во-вторых, в научной литературе следует писать от первого лица множественного числа: «мы», «по нашему мнению», или от имени третьего лица: «автор», «по мнению автора». В работе используются лишь общепринятые сокращения. Например, вместо «и другие» - «и др.», «и так далее» - «и т.д.».

В-третьих, при пользовании цитатами нужно соблюдать определённые правила:

- цитаты должны быть точными и не искажёнными;

- нельзя применять цитаты, заранее выписанные из книг, не проверив их по источнику, на посмотрев, в связи с чем цитируемая мысль высказана, к какому времени указанное произведение относится и т.д.;

- при свободном цитировании своими словами важно, чтобы чётко была передана мысль автора.

Курсовая работа оформляется в виде папки с листами формата А4 (297×210 см). Все записи выполняются чётким почерком, на машинке или компьютере. Каждый лист имеет поля с левой стороны 30 мм, с правой – 10 мм, сверху и снизу – 25 мм. Номер страницы проставляется на верхнем поле.

Вначале указывается содержание курсовой работы (оглавление). Затем, согласно пунктам содержания излагается сама работа.

В курсовой работе при необходимости следует делать иллюстрации в виде чертежей, технических рисунков, кинематических и электротехнических схем, фотографий и т.д. Графики, чертежи, схемы выполняются в едином графическом стиле. Таблицы, если они небольшие, помещают среди текста, большие – на отдельных листах. Фотографии выполняются на контрастной бумаге размером не менее 90×120 см. Подписи под иллюстрациями пишут стандартным шрифтом с прописной буквы без точки на конце. Весь графический материал обозначается словом «Рис.» (рисунок) и проставляется общая порядковая нумерация независимо от характера иллюстрационного материала.

введение, каждая глава (параграф), заключение начинаются с отдельной страницы. В тексте курсовой работы обязательно воспроизводится наименование глав (параграфов), которые пишутся прописными буквами. Нумерация страниц производится с содержания (оглавления) курсовой работы (стр. 2), при этом первой страницей считается титульный лист.

Особо следует уяснить и соблюдать требования, которые предъявляются к оформлению научного аппарата работы. Необходимо знать основные правила оформления ссылок на цитируемые работы, приводимые примеры и т.п. В процессе написания курсовой работы студент должен делать ссылки на все литературные источники. Ссылки в тексте сопровождаются порядковым номером, под которым этот источник включён в список литературы, прилагаемой в конце работы.

Литературные источники (библиография) оформляются по ГОСТу.

Проверенная, начисто переписанная и сброшюрованная курсовая работа подписывается студентом и передаётся научному руководителю для предварительной проверки. Защита курсовой работы проходит на открытом заседании комиссии, состав которой утверждается заведующим кафедрой. В процессе устной защиты студент должен изложить основные результаты проделанной работы. Для сообщения содержания курсовой работы студенту даётся 7-10 минут. Члены комиссии, а также присутствующие на защите могут задавать вопросы по содержанию работы.

При выставлении оценки учитываются следующие критерии:

- аргументированность выбранной темы, достижение поставленной цели и задач;

- глубина и всесторонность исследования темы;

- объём и полнота разработок, самостоятельность исследования проблемы, законченность исследования;

- творческий подход, оригинальность в решении поставленных вопросов;

- аргументированность предлагаемых решений проблемы, подходов, выводов, логичность, а также полнота библиографии, цитируемость;

- грамотность, ясность, доступность изложения студентом своих мыслей в курсовой работе;

- качество, соответствие стандартам, оригинальность материальноговоплощения практической части курсовой работы;

- качество оформления курсовой работы;

- качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов, аргументированность изложенного материала, объём и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи, культура речи, использование наглядных средств и т.д.;

- ответы на вопросы.

Студент, не защитивший курсовую работу, обязан по решению заведующего кафедрой основательно подготовиться к повторной защите или написать другую работу.

 

Контрольные вопросы:

  1. Какова цель курсовой работы?
  2. Каким требования должна отвечать курсовая работа?
  3. Каково содержание курсовой работы?
  4. Какие методы необходимо использовать при написании курсовой работы?
  5. Какие существуют методические приемы, которых необходимо придерживаться при выполнении курсовой работы?
  6. Каково оформление курсовой работы?


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: