Философские и методологические проблемы психологии. Современные направления психологии.




Воробьёва О.Ю.

Слово «психология», образовано из двух греческих: «psyche» - душа и «logos» - слово, учение. Оно имеет два значения: психология как наука и психология как совокупность особенностей характера, внутренний мир человека. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи, а как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Психология тесным образом связана с философией, она как самостоятельная наука вышла из философии. Первоначально предметом философии была природа. Постепенно в сферу философии вошли и стали постоянным предметом ее интереса вопросы общественной жизни людей, ее политического, правового устройства и другие. Кроме того, предметом раздумий философов непременно стал выступать и сам человек, а потому в поле внимания включались ум, чувства, язык, мораль, познание, религия, искусство и все другие проявления человеческой природы. В течение тысячелетий именно философская мысль ставила и решала психологические проблемы, давала свои ответы на вопросы о сущности человека, о его мышлении, чувствах. И философия, и психология охватывают своим вниманием все сферы жизни человека. Поэтому две науки находятся в постоянном взаимодействии.

К необходимости обращения к философии психологов привела сложность и необычность проблем, с которыми они столкнулись. Многие вопросы психологии с большим трудом поддаются экспериментальному анализу и изучению с помощью естественнонаучных методов. Во многом они решаются философско-умозрительно. В течение многих веков психология развивалась как часть философии, поэтому их взаимосвязь неоспорима. Поэтому именно в философии психолог может почерпнуть знания о человеке как о личности, именно философия обосновывает общие подходы к пониманию человека. Многие проблемы психологии современного человека, такие, как личностный смысли цель жизни, мировоззрение, политические пристрастия и моральные ценности, выступают как общие и для психологии, и для философии. В самой психологии до сих пор есть немало вопросов, к решению которых невозможно подойти лабораторно-экспериментальным путем, но которые, тем не менее, приходится решать.

Методология психологической науки пока еще не является устоявшейся, сформировавшейся теорией. Владимир Александрович Мазилов выделяет следующие направления в развитии методологии психологии: Когнитивной (познавательной) методологии, описывающей принципы и стратегии исследования психического. Коммуникативной методологии, обеспечивающей соотнесение различных психологических концепций и реальное взаимодействие различных направлений и школ в психологии. Методологии психологической практики (практико-ориентированной психологии). Когнитивная (познавательная) составляющая — традиционная для классической методологии сфера интересов: проблема предмета психологии, соотношение теории и метода в психологии, структура научного знания в области психологии и т. д. Коммуникативная составляющая представляет собой нетрадиционную сферу методологии психологической науки. Коммуникативная составляющая призвана помочь нахождению взаимопонимания как «внутри» научной психологии, так и в психологии в целом. Смысл коммуникативной составляющей методологии — в соотнесении (в первую очередь в разработке инструментария, аппарата такого соотнесения) теорий разного уровня и разных методологических ориентаций и подходов. Практическая составляющая — область методологии, которая начинает складываться сейчас на наших глазах. Для нас главный интерес представляет первый блок.

Главные философско-методологические проблемы психологии:

1. Проблема определения предмета психологии

В разные исторические времена предметом психологии выступали душа, сознание, бессознательное, поведение, целостное восприятие и мышление и т. д.

На протяжении длительного времени предметом психологии была душа, однако в разное время в это понятие вкладывалось разное содержание. В эпоху античности душа понималась как первооснова тела, по аналогии с понятием «архе» – первоосновой мира, основным кирпичиком, из которого состоит все сущее. При этом главной функцией души считалось придание телу активности, так как, по мнению первых ученых-психологов, тело является инертной массой, которую приводит в движение именно душа. Душа не только дает энергию для активности, но и направляет ее, т.е. именно душа руководит поведением человека. Постепенно к функциям души добавилось познание, и, таким образом, к исследованию активности прибавилось изучение этапов познания, которое в скором времени стало одной из важнейших проблем психологической науки.

 

В эпоху Средневековья душа была предметом изучения прежде всего для богословия что существенно сужало возможности ее научного познания. Поэтому, хотя формально предмет психологической науки не изменился, фактически в область исследования в то время входило изучение видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира. Регулятивная функция, волевое поведение, логическое мышление считались прерогативой божественной воли, боговдохновленной, а не материальной души.

В Новое время психология, как и другие науки, избавлялась от диктата богословия. Наука стремилась снова, как и в период античности, стать объективной, рациональной, а не сакральной, т.е. основанной на доказательствах, на разуме, а не на вере. Проблема предмета психологии снова встала со всей актуальностью. В это время еще было невозможно полностью отказаться от богословского подхода к пониманию души. Поэтому психология меняет свой предмет, становясь наукой о сознании, т.е. о содержании сознания и путях его формирования.

К XVIII в. фактическим предметом психологии стали познавательные процессы, в то время как поведение, а также эмоциональные процессы, личность и ее развитие не вошли в этот предмет. Такое ограничение области исследования на первых порах имело и положительное значение, так как давало психологии, как уже говорилось, возможность избавиться от сакральности, стать объективной, а позднее и экспериментальной наукой. Это также позволяло ей выделиться в самостоятельную науку, отделив свой предмет, свою область исследования от предмета философии. С другой стороны, такой подход начинал препятствовать развитию психологии, поэтому уже к середине XIX в. он был пересмотрен.

Благодаря развитию биологии, в том числе теории эволюции Ч. Дарвина, работам Г. Спенсера и других исследователей, психология не только отошла от философии, идентифицировав себя с естественными дисциплинами, но и расширила свой предмет, выведя его, как сказал И.М. Сеченов, «из поля сознания в поле поведения». Таким образом, кроме познавательных процессов в предмет психологии были включены поведение и эмоциональные процессы.

Г. Спенсер определяет предмет психологии в контексте биологии. Психология имеет своим предметом «не соотношения между внутренними явлениями, не соотношения между внешними явлениями, но соотношения между этими соотношениями» т.е. связи между сознанием и внешней средой.

Согласно В. Вундту, психология имеет своим предметом не внутренний опыт, в отличие от внешнего опыта как предмета естественных наук, но особую точку зрения на весь опыт. Психология «рассматривает совокупное содержание опыта в его отношениях к субъекту и в тех свойствах, которые ему приписываются непосредственно субъектом».

М. Сеченов разработал программу психологии как объективной науки. Психологию он определял как науку о происхождении психических деятельностей, рассматривая психику как интегральную часть целостного поведения.

С 70-х гг. XIX в. до начала XX в. - было отсутствие какого-либо одного общепризнанного понимания своего предмета. Это положение Н.Н. Ланге оценил как кризис психологии (1914).

Бихевиоризм выдвинул предметом изучения не психику и сознание, а объективно наблюдаемое поведение.

В психоанализе, главным предметом и общей проблемой была сделана бессознательная психика.

Деятельность организма в окружающей среде провозгласил предметом психологии М.Я. Басов.

Культурно-историческая теория, созданная Л.С. Выготским в сотрудничестве с А.Р. Лурия и А.Н. Леонтьевым, предметом психологии обозначала исследование исторического возникновения и развития специфически человеческих высших психических процессов, историческое понимание сознания и поведения, структура которых опосредствована культурными психологическими орудиями — различного рода знаками.

Положение о единстве сознания и деятельности, выдвинутое С.Л. Рубинштейном (1922), стало началом деятельностного подхода как нового понимания предмета психологии.

В 50-х гг. XX в. появляется еще одно новое направление - когнитивная психология. Ее предметом стала проблема того, как приобретается, обрабатывается, хранится и воспроизводится знание о мире и то, как оно направляет наше поведение.

До настоящего времени в психологической науке не сложилось какого-либо одного общепризнанного понимания ее предмета. Работа в этом направлении продолжается.

2. Проблема соотношения биологического и социального начал в структуре личности человека является одной из наиболее сложных и дискуссионных в современной психологии. – психофизиологическая проблема, т.е. проблема соотношения души и тела.

3. Проблема сознания в психологии.

Декарт: родоначальником рационалистической философии - знание должно строиться на непосредственно очевидных данных, на непосредственной интуиции. Из нее оно должно выводиться методом логического рассуждения.

Рассуждает о том, как лучше всего добраться до истины: человек с детства впитывает в себя информацию, принимает всё на веру. Для того, чтобы найти истину – надо подвергнуть все знания сомнению, рассуждать логически. Может быть синее на самом деле зелёное, неба нет. Сомнение - признак того, что мы мыслим, а значит существуем. "Мыслю, следовательно, существую". Мышление – всё, что происходит в нас. Человек обнаруживает в себе собственное сознание. Существование сознания - главный и безусловный факт, а задача психологии – проанализировать состояния и содержание сознания, предмет - сознание.

Критерий психического - сознавание (отождествление психики и сознания). Декарт избирает новый способ исследования: отказывается от объективного описания и обращается к рассмотрению только своих мыслей, т.е. субъективных состояний.

Вундт: Сознание - «сумма сознаваемых нами состояний»

В. Джеймс: сознание – не сумма отдельных элементов, а «поток», подобный ручью, надо изучать не ощущения, а акт этого ощущения, не зрительный образ, а акт зрения – фунуционализм.

Представляет интерес система взглядов Л. С. Выготского на сознание. Он пишет о том, что сознание - это рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя.

 

 

Направления в психологии:

Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение) — основоположник этого направления, американский физиолог Дж. Б. Уотсон (1878— 1958) предложил в качестве предмета изучения поведение, так как все остальное (сознание, ощущения и т.п.) — «черный ящик», недоступный для исследования естественно-научными средствами. Научный поиск бихевиористов был направлен на выяснение законов, связывающих воздействующие стимулы и ответные поведенческие реакции.

В дальнейшем это должно было помочь в предугадывании и целенаправленном изменении поведения человека.

Развитие этого психологического направления началось из статьи Дж. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиористов» (1913). Согласно нему психология должна ограничиться только изучением поведения, поддающемся наблюдению и измерению («Психология без души» Ф.А. Ланге, 1875), во избежание субъективной недостоверности.

Личность, с точки зрения бихевиоризма, есть не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию.

Формула «стимул — реакция» (S-R) стала основополагающей в бихевиоризме. Закон (эффект) Торндайка уточняет ее: связь между S-R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть позитивным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т.п.) или отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т.п.).

Позднее один из последователей Уотсона — Б. Скиннер, развивая концепцию необихевиоризма, доказал, что любое поведение определяется последствиями. Он сформулировал «принцип оперантного предопределения» — поведение живых организмов определяется последствиями, которые оно вызывает.

Для бихевиористов поведение человека и животных с точки зрения его строения, механизмов и стимулов принципиально не различается. Они полагали, что вполне допустимо, изучая поведение животных, переносить обнаруживаемые факты и законы на человека и, наоборот, «по-человечески» трактовать виды и формы поведения животных. Поэтому в качестве испытуемых использовались животные, в основном крысы и голуби, поскольку они дешево стоили. Необихевиористы отказались от упрощенного понимания поведения как системы реакций на внешние стимулы. Э. Ч. Толмен (1886— 1959) ввел в бихевиоризм представления об активности, разумности и целесообразности поведения. Организующее и направляющее начало поведения он видел в цели, понимаемой как конечный результат, который должен быть достигнут в итоге практического выполнения организмом системы поведенческих актов.

Во всем мире широкое распространение получили построенные на бихевиористских началах психологические тесты и диагностические методики, техники консультирования, особенно в сфере управления персоналом, учебные программы по воспитанию и обучению детей и взрослых.

Гештальтпсихология (отнем. Gestalt — образ, структура, форма) зародилась в Германии среди ученых, имевших фундаментальное образование в области физики и математики. Представители этого направления М. Вертгеймер (1880-1943), В. Келер (1887-1967), К. Левин (1890—1947) утверждали, что существуют законы формирования сложных, целостных систем психических феноменов и их функционирования, которые нельзя объяснить элементарными законами сочетания элементов, как это делала традиционная (ассоцианистская) психология. Окружающий мир, утверждали они, состоит из организованных форм, и само восприятие этого мира тоже организовано. Гештальтисты начали проводить социально-психологические эксперименты по исследованию личности и межличностного поведения, в ходе которых неоднократно убеждались в наличии «молчаливой организации», вносящей собственные коррективы в процессы восприятия.

Идеи гештальтпсихологов сыграли положительную роль в разработке ряда важных проблем психологии, в частности таких категорий, как восприятие, мышление, память, личность и межличностные отношения. Они также способствовали внедрению в психологию полезных для нее теорий и понятий, заимствованных из сферы естественно-научных исследований. На основе этой концепции разрабатывается гештальттерапия, которая сегодня популярна во многих странах мира, в том числе и в России.

Психоанализ разработан австрийским врачом 3. Фрейдом (1856—1939), который начал с исследования и обобщения психотерапевтической практики, а затем превратил накопленный опыт в психологическую теорию. Для психоанализа ключевыми понятиями стали «сознание» и «бессознательное», причем последнему была отведена особо важная роль в детерминации человеческого поведения. Ядро теории психоанализа – это конфликт «сознательного» и «бессознательного». В этой теории все психические явления объясняются через «бессознательное», анализируются сновидения, оговорки, описки, т.е. те явления, которые происходят спонтанно, без участия сознания. Фрейд ввел понятие «Ид» — «Оно». Человеческое Я представляет собой сферу осознанного, разумного вместилиша внешнего опыта, которое регулируется принципом реальности, но его энергия слаба. Напротив, оно имеет колоссальную психическую энергию, руководствуясь принципом удовольствия. Корни поведения человека - в его детстве. Основополагающую роль в данной теории играют сексуальные инстинкты и влечения.

В середине XX в. как социальное движение психологов, не ориентированных на естественные науки, возникло новое направление — гуманистическая психология. Название было предложено доктором философии, профессором из Бостона А.Р. Коэном, но «духовным отцом» этого направления по праву считается американский психолог А. Маслоу (1908—1970). Для гуманистического психолога убеждение в свободе человека и отказ от манипулирования им во имя любых целей и идеалов — основа психологической практики. Представители данного подхода выдвигают постулат, согласно которому каждый человек обладает врожденными потенциями, которые актуализируются под воздействием социальных условий. Главную роль в изучении человека они отводят его личному опыту.

Гуманистическая терапия помогает: найти себя, разрешить внутренние и межличностные конфликты, принять трудные решения, справиться с зависимостями, выйти из депрессии, преодолеть одиночество, научиться получать удовольствие от жизни, вернуть интуицию и спонтанность, восстановить здоровье, преодолеть конфликты в отношениях с близкими, восстановиться после перенесенных психологических травм и насилия, повысить качество жизни.

Экзистенциальная психология – (лат. existentia – существование) сформировалось на основе трудов таких исследователей, как Л.Бинсвангер, М.Босс, Е.Минковски, Р.Мэй и др.. Психологическое направление, изучает: 1). Проблемы времени, бытия и небытия; 2) Высшие ценности. Проблемы свободы, ответственности и выбора; 3) Личная миссия. Проблемы общения, любви и одиночества; 4) Сущность Бога. Экзистенциальная психология исходит из первичности бытия человека, с которым органически связаны его базовые жизненные потребности, забвение которых приводит к состоянию стресса, тревоги или депрессии.

Целью экзистенциальной психологии является решение задачи восстановления аутентичности конкретной личности — соответствия ее бытия в мире ее внутренней природе.

Когнитивная психология — направление современной психологической науки, изучающее познавательные процессы. Она ведет свое начало из трудов Вольфганга Келера (1917) о человекообразных обезьянах и наблюдений Жана Пиаже о развитии детского интеллекта (1927).

Как самостоятельная отрасль она оформилась в 1950-х — начале 1960-х годов, когда Д. Миллер совместно с Д. Брунером в 1960 году создали первый Центр когнитивных исследований при Гарвардском университете.

Известными представителями когнитивизма также являются Р. Аткинсон, Л. Фестингер, Д. Келли и др.

Слово «когнитивный» происходит от латинского глагола coghoscere — знать.

Когниция — это собирательное обозначение целенаправленных усилий, предпринимаемых, чтобы найти, узнать, распознать, понять, различить, классифицировать, обсуждать предметы, а также обрабатывать их, то есть изменять их путем мыслительных операций (от конкретизации до абстрагирования).

Психологи, объединившиеся вокруг данного подхода, утверждают, что человек — это не машина, слепо и механически реагирующая на стимулы (внутренние факторы или события во внешнем мире). Наоборот, человеческому разуму доступно много больше: анализировать информацию о реальной действительности, делать сравнения, принимать решения, решать проблемы, возникающие перед ним ежеминутно.

Таким образом, когнитивизм основывается на трактовке человека как существа, которое понимает, анализирует, поскольку находится в мире информации, которую надо понять, оценить, использовать.

Другими словами, когнитивная психология отличается от поведенческих теорий «стимул — реакция»тем, что не предполагает однолинейного направления причинности поведения, а руководствуется теорией саморегуляции и самоорганизации исследуемых систем. Отсюда выделяются другие методические парадигмы когнитивизма, направленные на сложные системные связи в процессе познания.

Основными объектами изучения являются такие познавательные процессы, как восприятие, память, мышление, внимание, воображение и речь. Распознавание образов, искусственный и человеческий интеллект также относятся к сфере интересов когнитивной психологии.

Экспериментальные методики обычно базируются на решении испытуемыми разного рода заданий и хронометрической оценке. Оценивается точное время ответа и скорость реакции на поставленную задачу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: