функции политических систем.




Урок 13.03.2021

Тема 43. Сущность структура и функция политической системы.

Вопросы для изучения:

Теории политических систем.

Политическая система в понимании западных ученых.

Материальная основа политических систем.

Политическая организация.

функции политических систем.

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
И ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

Жизнедеятельность всякого общества, его функционирова­ние и развитие неразрывно связаны с комплексом отношений между различными группами людей, социальными слоями, на­циями и др. Но когда то или иное явление затрагивает коренные интересы большинства людей, связанные с проблемой власти, их участием в осуществлении управления делами общества и госу­дарства, то оно приобретает ярко выраженное политическое со­держание. Наиболее рельефно оно проявляется в тех элементах надстройки, которые охватывают своим воздействием политиче­скую сферу жизни общества и оказывают активное влияние на весь ход ее развития.

Сущность, структура и функции политической
системы общества

Существуют различные теории политических систем. В их осно­ве лежит представление о политике как определенной самостоя­тельной целостности. Такое видение политики отличает многих мыслителей прошлого — Аристотеля, Платона, Т. Гоббса и др. Однако первым среди занявших данную позицию можно считать Никколо Макиавелли. Он предполагал, что политика преследует свои цели, не сводимые ни к религии, ни к морали, ни к эконо­мике. За рационалистический анализ политики как особой формы человеческой деятельности Н. Макиавелли считают основателем политической науки. Однако глубокое обоснование и широкое распространение понятие «политическая система» поучило в се­редине XX в. Это было вызвано стремлением преодолеть узкоэм­пирический подход к политике и познать ее как целостность.

Создание теории политических систем порождено логикой раз­вития политической науки. Обретение политологией самостоятель­ного научного статуса, ее институализация связаны с многочис­ленными исследованиями различных сторон политической жиз­ни общества. В результате были получены колоссальные объемы эмпирической информации, описывающей отдельные виды по­литического поведения, различные политические институты и организации. Необходимость систематизации этой информации, создания теоретической основы, представляющей политическую жизнь как целое, стала главной предпосылкой разработки теории политической системы. Вклад в ее развитие внесли системные подходы, у истоков которых были биология и общая теория си­стем Людвига фон Берталанфи. В социальном познании соответ­ствующая ориентация выразилась в теории социальных систем Толкотта Парсонса.

Существует мнение, что основу теории политической системы заложил американский политолог Дэвид Истон. Созданный им образ политической системы уподобляется развивающемуся и са­морегулирующемуся организму, реагирующему на поступающие извне импульсы. Эта система состоит из многих частей, образую­щих единое целое, и имеет определенные границы, отделяющие ее от среды. У системы есть вход, на который извне поступают импульсы — требования и поддержка. На выходе системы — по­литические решения, с помощью которых авторитарно распреде­ляются ценности, а также осуществляются политические действия. Сигналы, поступающие на вход системы, их характер и интен­сивность зависят от способности системы к удовлетворению по­требностей граждан и от реакции на жалобы и недовольство. Поддержка, оказываемая системе, усиливается, когда система удовлетворяет запросы и требования людей. В противном случае поддержка системы ослабевает, что может привести к частичному или полному кризису политической системы. Требования и под­держка должны постоянно поступать в систему, иначе она из-за недогрузки перестает функционировать.

В отличие от Д. Истона, Г. Алмонд представил политическую систему как различные формы политического поведения — госу­дарственные и негосударственные, в анализе которых выделяют­ся два уровня — институциональный и ориентационный. Если пер­вый сосредоточен преимущественно на исследовании политиче­ских институтов, то второй направлен на изучение ориентаций на реальные политические структуры. Существует теория внешнепо­литических систем (Г. Паэлл и М. Каплан). Кибернетический под­ход (К. Дойч и др.) к политической системе уподобляет ее вычис­лительной машине, а процесс принятия решения — компьютер­ным операциям.

В отечественной политической литературе до середины 70-х гг. XX века существовало понятие политической организации обще­ства, отражающее институциональный, структурный подход к данной проблеме. С начала 80-х гг. XX века понятие политической системы начало укореняться и у нас. Политическая система пред­ставлялась взаимосвязанной с социально-экономической, клас­совой структурой определенным типом формаций. Следует отме­тить, что интерпретации политических систем отличаются разно­образием концепций, подходов. И каждый из них имеет основа­ния, отражает ту или иную сторону этого сложного явления.

Всякая реальность представляет собой совокупность структур­ных элементов. Политические структуры выступают как разнока­чественные, но совместимые составляющие, на базе которых орга­низуется субъект политики. В этом процессе исходящим выступает обмен качествами между элементами структуры, проявляющийся в их определенных отношениях. В результате складываются устой­чивые связи, создающие из частей целое — аппарат власти. Сово­купность элементов и связей и есть система.

Из одних и тех же элементов политической структуры система способна создать различные типы и формы деятельности субъек­тов политики. В зависимости от характера связей системы могут быть целостными (органическими) или суммативными. Там, где отношения между элементами политической структуры носят вза­имопроникающий, взаимообуславливающий характер, формиру­ются органические системы, свойства которых больше свойств их частей. Где же происходит простое соединение качеств, возника­ют суммативные системы, порождающие целое, свойства которо­го равны сумме этих качеств.

Целостность и суммативность, очевидно, являются крайними случаями одного и того же свойства — системности. Системность как свойство нарастает по мере развития системы от суммативности к целостности, что обеспечивается изменением соотношения прав (в социальных системах) между целым и его частями. При этом основное системообразующее, системосохраняющее прави­ло выглядит следующим образом: пока права целого не меньше прав его частей, целое сохраняет свою целостность; как только права частей становятся больше прав целого, оно теряет свою целостность, превращается в суммативность и в конце перестает быть целым, распадается. С этих позиций можно объяснить распад СССР. Однако не всякая совокупность связей создает систему. Си­стемные признаки складываются при наличии системообразую­щего фактора. В качестве него выступают интересы больших соци­альных групп. Мысленное предвосхищение результатов их удов­летворения проявляет себя как цель общественного развития.

Материальной основой политических систем выступают эко­номические связи. Они же в свою очередь обусловлены обществен­ным разделением труда, в границах которого обретают устойчи­вость, предопределяя ею стабильность политических отношений. Понятие «политическая система» дает емкую характеристику со­циальной жизни общества. Оно позволяет наиболее последователь­но и полно раскрыть ее с точки зрения содержания существую­щих в ней отношений, форм и принципов организации власти. Понятие «политическая система» указывает на систему институ­тов, организаций и учреждений, через которые осуществляется власть и регулируются отношения между субъектами политики; на принципы деятельности институтов политической власти, на­правленность этой деятельности.

Характеризуя сложившееся в обществе соотношение полити­ческих сил, политическая система представляет собой совокуп­ность государственных и общественных органов и организаций, идеологии, норм и традиций, посредством которых осуществля­ется власть.

Политическая система выступает важнейшей составной частью надстройки общества и включает в себя те надстроечные эле­менты, в которых наиболее глубоко отражаются коренные по­литические интересы классов, социальных групп, их реальная дея­тельность в политической сфере. К таким элементам можно отне­сти следующие.

1. Политические отношения — отношения, складывающиеся между классами, социальными группами, государствами по по­воду их участия в организации, осуществлении и развитии по­литической власти. Основную сферу политических отношений в обществе составляет осуществление политической власти. Они вза­имосвязаны с другими видами общественных отношений и фор­мами общественного сознания. Реализуясь в деятельности обще­ственно-политических институтов и организаций, политические отношения характеризуют подвижность и динамичность обществен­ной надстройки, выступают основой функционирования и разви­тия политической системы, определяют ее сущность и социаль­ное предназначение.

Политическое сознание — осознание формы политики ее

2. субъектами. Содержанием политического сознания выступает со­вокупность соответствующих идей, взглядов, представлений, оце­нок, социально-политических чувств. По глубине отражения сущ­ности и закономерностей сферы политики в структуре полити­ческого сознания выделяются два взаимосвязанных уровня: 1) теоретический, ориентирующийся на раскрытие законов поли­тической жизни общества и воплощающийся в специальных ис­следованиях, декларациях, программах и т.п.; 2) эмпирический, формирующийся преимущественно на почве практического повсе­дневного опыта людей и фиксирующий непосредственные прояв­ления политической жизни общества, которые отражаются в сум­ме наблюдений, представлений, настроений и чувств, возникаю­щих у самих субъектов, участвующих в политическом процессе.

Политическое сознание носит, как правило, социально-клас­совый характер, поскольку выражает политические интересы клас­сов, социальных групп. Оно взаимосвязано с другими формами общественного сознания: экономическим, правовым, нравствен­ным, философским и др. Основным каналом распространения политического сознания служат средства массовой информации, государственные и общественные институты и учреждения, дея­тельность политических партий и движений.

3. Политические и правовые нормы — нормы конституции, за­коны государства, уставные нормы политических организаций. Они выступают регулятором политических отношений в обществе, за­крепляют их, воздействуют на политическое сознание масс, оп­ределяют принципы деятельности политических институтов. За­коны и другие нормативные акты вносят в общественную жизнь элементы упорядоченности, урегулированности общественных отношений, способствуют укреплению порядка, организованно­сти и законности, защите интересов государства, нации, соци­альной группы, личности.

4. Политическая организация — единство государственных ор­ганов и общественных организаций, посредством которых гос­подствующий класс осуществляет власть. Политическая организа­ция складывается при определенной разнокачественности политической структуры, обеспечивающей достаточную устойчи­вость связей между ее составляющими. Основное условие этой до­статочности — наличие государственных структур.

Политическая организация выполняет функцию непосредствен­ного управления обществом, реализует политические отношения, воплощает в конкретную деятельность политические идеи и тео­рии. Будучи главным средством политического руководства и управления обществом, субъектом политической власти, полити­ческая организация придает политической системе необходимую устойчивость, стабильность, определяет основное направление ее развития, оформляет и закрепляет существующие в обществе по­литические отношения и формы сознания, политические и пра­вовые нормы, реализует через свои институты интересы субъек­тов политики.

Существуют и другие подходы к выявлению структуры поли­тической системы. Ролевое представление (Г.Алмонд, М. Вайн­штейн и др.) выделяет в ее структуре такие элементы, как роли, взаимодействия, виды и образцы политического поведения. В по­литической системе как совокупности социально-политических групп и институтов (Д. Истон, Р. Кхан и др.) присутствуют такие единицы, как индивиды, группы, организации группы давления, политические партии и др. Кибернетический подход определяет в структуре политической системы входы и выходы, прямые и об­ратные связи, процессы принятия решений и др. Индийский по­литолог П. Шаран выделяет такие элементы, как власть (распре­деление ресурсов среди конкурирующих групп), интересы, поли­тика (результат взаимодействия между властью и интересами, обычно выражающийся в государственном законодательстве), политическая культура (ориентация на политическую систему).

Каждый из подходов отражает ту или иную грань политиче­ской системы и имеет все основания для своего существования. Рассмотренные структурные элементы политической системы от­носительно самостоятельны, но взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимодействуют при реализации политических функций.

Функции политических систем могут определяться различными способами, что вызвано сложностью политической жизни.

Политическая система может выполнять следующие функции: политическое руководство и управление процессами обществен­ного развития; определение внутренней и внешней политики го­сударства; выработка конкретных программ деятельности по реа­лизации интересов различных слоев населения; организация и регулирование общественных отношений; укрепление социально- политического единства общества; обеспечение национальной безопасности страны.

Г. Алмонд различает входные и выходные функции. К первым относятся политическая социализация и политическое рекрути­рование, артикуляция (выражение) интересов, агрегирование интересов, политическая коммуникация. Ко вторым — нормо­творчество, применение правил, норм, контроль за их выполне­нием.

Политическая социализация выражается в приобщении членов общества к политической деятельности. Политическое рекрутиро­вание предусматривает заполнение ячеек в политической системе.

Артикуляция интересов — это предъявление требований к вы­рабатывающим

политические решения.

Агрегирование интересов выражается в обобщении и согласо­вании претензий и требований, превращении их в политическую платформу, заявление, программу.

Политическая коммуникация осуществляется в форме различ­ных взаимодействий между элементами политической системы.

Нормотворчество предполагает разработку правил и законов, регулирующих поведение.

Существуют и другие подходы к типологии функций, отража­ющие ту или иную сторону данного явления.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: