Описание процедуры исследования и его результаты




С целью исследования особенностей одиночества у подростков нашей школы мною было опрошено 18 учащихся 9 и 10 классов. В прошлом учебном году исследование провел в этих же классах, тогда они учились 8-9 кл. вот поэтому проработал сравнительный анализ на два года Подростки 14-17 лет уже могут осознать, одиноки они или нет. Испытуемым были предложены опросник «Как я понимаю одиночество», состоящий из 6 открытых вопросов, и анкета «Социальная изолированность» авторов Д. Рассел и М. Фергюссон. В тесте на выявление социальной изолированности (одиночества) предложено 19 утверждений и система ответов: часто, иногда, редко, никогда. Выбрать можно было только один ответ.

Результаты исследования представлены в приложении.

В 2020-2021 учебном году:

Как видно на диаграмме 1, на вопрос, что такое одиночество, 80% подростки отвечают, что одиночество – это состояние, когда человек находится один, ему не с кем поговорить, для 12% из них не знают что такое одиночество,. 24% опрошенных учащихся считают, что одиночество необходимо человеку, оно помогает подумать о чем-либо. а 72% подростки считают, что одиночество не нужно. Испытывали чувство одиночества 72% старшеклассников, а не испытывали 28%. В целом 68% учеников относятся к чувству одиночества плохо, а 32% положительно, спокойно, нейтрально.

92% подростки указывают, что одиноким может чувствовать себя любой человек, но более предрасположен к одиночеству человек необщительный.

По мнению подростков, пережить чувство одиночества помогает музыка, ватсап, общение - 54%; чувствуют одиноким - 26%; 20% учащихся затруднились ответить на этот вопрос.

В 2021-2022 учебном году:

На диаграмме 2, что такое одиночество, 98% подростки отвечают, что одиночество – это состояние, когда человек находится один, ему не с кем поговорить, для 2% из них не знают что такое одиночество,. 18% опрошенных учащихся считают, что одиночество необходимо человеку, оно помогает подумать о чем-либо. а 82% подростки считают, что одиночество не нужно. Испытывали чувство одиночества 21% старшеклассников, а не испытывали 79%. В целом 84%учеников относятся к чувству одиночества плохо, а 21% положительно, спокойно, нейтрально.

94% подростки указывают, что одиноким может чувствовать себя любой человек, но более предрасположен к одиночеству человек необщительный.

По мнению подростков, пережить чувство одиночества помогает музыка, ватсап, общение - 89%; чувствуют одиноким - 15%; 0% учащихся затруднились ответить на этот вопрос.

 

 

 

 

 

В результате опроса выявлено (диаграмма 3), 76% общаются формально, 20% трудно заводят друзей..

 

На диаграмме 4 покааны 86% общаются формально, 15% трудно заводят друзей..

 

 

Как видно на диаграмме 5, в целом средний уровень одиночества испытывают 55,5% учащихся 9 класса. Средний уровень – 33,3% восьмиклассников.

Уч. год

Учебный год

 

 

 

Сравнительная таблица за два года

Вопросы 2020-2021 учебный год 2021-2022 учебный год
8 класс 9 класс 9 класс 10 класс
  Необходимо ли человеку одиночество Да-14% Нет-24% Да-10% Нет-48% Да-22% Нет-88% Да-0 Нет-100%
  Как относитесь к одиночеству Нейтрально-24% Отрицательно-42% Нейтрально-8% Отрицательно-26% Нейтрально-22% Отрицательно-88% Нейтрально-11% Отрицательно-90%
  Испытывали ли вы одиночество Да-49% Иногда-5% Нет-0 Да-21% Иногда-0 Нет-0 Да-0 Иногда-33% Нет-77% Да-0 Иногда-10% Нет-90%
  Пережить чувство одиночества помогает Общение-66% Музыка-11% Развлечения-22% Общение-60% Музыка-20% Развлечение-20% Общение-66% Музыка-33% Развлечение-0 Общение-50% Музыка-20% Развлечение-30%

 

 

Согласно данным таблицы 6, можно сделать вывод, что более общительные, коммуникативные подростки реже чувствуют себя одинокими.. Не выявлено зависимости одиночества от организаторских способностей. Влияет на формирование чувства одиночества и стиль поведения подростка. Менее одинокими считают себя те, кто способен к сотрудничеству и компромиссу. Значит, одиночество остро приходит в восьмом, девятом классе, а в девятом и десятом уже со временем проходит такое чувство. Причиной является применение самых различных способов, чтобы улучшить свою социальную жизнь.

 

 

Заключение

При анализе литературы были выявлены следующие причины подросткового одиночества: неприятие себя как личности, отрицательное отношение к себе; деформация отношений подростка в семье, своеобразное отношение подростков к прошлому, будущему и настоящему в жизни. заменяет живого общения общением в сети Интернет. Одиночество может привести к депрессиям,подростковым суицидам.

Одиночество переживается подростками, преимущественно как личная ущербность и заброшенность, отсутствие внимания со стороны других, как некое тягостное недобровольное, невыносимое состояние, от которого хочется бежать прочь, появляется страх встречи с самим собой таким, какой есть (неприятие себя). Одиночество переживается от безысходности, когда подросток физически один, предоставлен себе и никого нет рядом, кто бы помог, понял и поддержал. И большая часть подростков еще к этому не готова. С развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, в общении и обособлении, с кризисом самооценки связанно острое одиночество у подростков. И тестирование доказало эту гипотезу. Большая часть подростков 14 – 17 лет испытывают чувство одиночества.

В то же время одиночество до определенной степени необходимо подростку для личностного роста, развития творческих сил, самостоятельности. Главное, чтобы рядом всегда был хотя бы один человек, к которому можно было бы обратиться в трудную минуту, кто бы понял, простил, помог.

Уважаемые взрослые! Рядом с вами находятся те, кому так необходимы ваше понимание, ваша мудрость и поддержка.

А подросткам необходимо посмотреть вокруг и увидеть, что рядом с нами находятся любящие родители, друзья, педагоги, книги и много других интересных людей и вещей. Может быть, нам самим нужно стать менее агрессивными и упрямыми, более открытыми для общения и приобретения знаний? Может быть, нам нужно первыми сделать шаг навстречу друг другу? Рекомендации для тех, кто чувствует себя одинокими, даны в приложении 3.

Список литературы:

1. Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох.- М. Генезис, 1997 г.

2. Киселева В. Подростковое одиночество: причины и последствия. Воспитание школьников, № 6, 2003год.

3. Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 255с

4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2003. – 456с

5. https://www.psyonline.ru

6. https://www.psylib.org.ru

7. https://www.it-med.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: