С целью исследования особенностей одиночества у подростков нашей школы мною было опрошено 18 учащихся 9 и 10 классов. В прошлом учебном году исследование провел в этих же классах, тогда они учились 8-9 кл. вот поэтому проработал сравнительный анализ на два года Подростки 14-17 лет уже могут осознать, одиноки они или нет. Испытуемым были предложены опросник «Как я понимаю одиночество», состоящий из 6 открытых вопросов, и анкета «Социальная изолированность» авторов Д. Рассел и М. Фергюссон. В тесте на выявление социальной изолированности (одиночества) предложено 19 утверждений и система ответов: часто, иногда, редко, никогда. Выбрать можно было только один ответ.
Результаты исследования представлены в приложении.
В 2020-2021 учебном году:
Как видно на диаграмме 1, на вопрос, что такое одиночество, 80% подростки отвечают, что одиночество – это состояние, когда человек находится один, ему не с кем поговорить, для 12% из них не знают что такое одиночество,. 24% опрошенных учащихся считают, что одиночество необходимо человеку, оно помогает подумать о чем-либо. а 72% подростки считают, что одиночество не нужно. Испытывали чувство одиночества 72% старшеклассников, а не испытывали 28%. В целом 68% учеников относятся к чувству одиночества плохо, а 32% положительно, спокойно, нейтрально.
92% подростки указывают, что одиноким может чувствовать себя любой человек, но более предрасположен к одиночеству человек необщительный.
По мнению подростков, пережить чувство одиночества помогает музыка, ватсап, общение - 54%; чувствуют одиноким - 26%; 20% учащихся затруднились ответить на этот вопрос.
В 2021-2022 учебном году:
На диаграмме 2, что такое одиночество, 98% подростки отвечают, что одиночество – это состояние, когда человек находится один, ему не с кем поговорить, для 2% из них не знают что такое одиночество,. 18% опрошенных учащихся считают, что одиночество необходимо человеку, оно помогает подумать о чем-либо. а 82% подростки считают, что одиночество не нужно. Испытывали чувство одиночества 21% старшеклассников, а не испытывали 79%. В целом 84%учеников относятся к чувству одиночества плохо, а 21% положительно, спокойно, нейтрально.
94% подростки указывают, что одиноким может чувствовать себя любой человек, но более предрасположен к одиночеству человек необщительный.
По мнению подростков, пережить чувство одиночества помогает музыка, ватсап, общение - 89%; чувствуют одиноким - 15%; 0% учащихся затруднились ответить на этот вопрос.
В результате опроса выявлено (диаграмма 3), 76% общаются формально, 20% трудно заводят друзей..
На диаграмме 4 покааны 86% общаются формально, 15% трудно заводят друзей..
Как видно на диаграмме 5, в целом средний уровень одиночества испытывают 55,5% учащихся 9 класса. Средний уровень – 33,3% восьмиклассников.
Уч. год
Учебный год
Сравнительная таблица за два года
№ | Вопросы | 2020-2021 учебный год | 2021-2022 учебный год | ||
8 класс | 9 класс | 9 класс | 10 класс | ||
Необходимо ли человеку одиночество | Да-14% Нет-24% | Да-10% Нет-48% | Да-22% Нет-88% | Да-0 Нет-100% | |
Как относитесь к одиночеству | Нейтрально-24% Отрицательно-42% | Нейтрально-8% Отрицательно-26% | Нейтрально-22% Отрицательно-88% | Нейтрально-11% Отрицательно-90% | |
Испытывали ли вы одиночество | Да-49% Иногда-5% Нет-0 | Да-21% Иногда-0 Нет-0 | Да-0 Иногда-33% Нет-77% | Да-0 Иногда-10% Нет-90% | |
Пережить чувство одиночества помогает | Общение-66% Музыка-11% Развлечения-22% | Общение-60% Музыка-20% Развлечение-20% | Общение-66% Музыка-33% Развлечение-0 | Общение-50% Музыка-20% Развлечение-30% |
Согласно данным таблицы 6, можно сделать вывод, что более общительные, коммуникативные подростки реже чувствуют себя одинокими.. Не выявлено зависимости одиночества от организаторских способностей. Влияет на формирование чувства одиночества и стиль поведения подростка. Менее одинокими считают себя те, кто способен к сотрудничеству и компромиссу. Значит, одиночество остро приходит в восьмом, девятом классе, а в девятом и десятом уже со временем проходит такое чувство. Причиной является применение самых различных способов, чтобы улучшить свою социальную жизнь.
Заключение
При анализе литературы были выявлены следующие причины подросткового одиночества: неприятие себя как личности, отрицательное отношение к себе; деформация отношений подростка в семье, своеобразное отношение подростков к прошлому, будущему и настоящему в жизни. заменяет живого общения общением в сети Интернет. Одиночество может привести к депрессиям,подростковым суицидам.
Одиночество переживается подростками, преимущественно как личная ущербность и заброшенность, отсутствие внимания со стороны других, как некое тягостное недобровольное, невыносимое состояние, от которого хочется бежать прочь, появляется страх встречи с самим собой таким, какой есть (неприятие себя). Одиночество переживается от безысходности, когда подросток физически один, предоставлен себе и никого нет рядом, кто бы помог, понял и поддержал. И большая часть подростков еще к этому не готова. С развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, в общении и обособлении, с кризисом самооценки связанно острое одиночество у подростков. И тестирование доказало эту гипотезу. Большая часть подростков 14 – 17 лет испытывают чувство одиночества.
В то же время одиночество до определенной степени необходимо подростку для личностного роста, развития творческих сил, самостоятельности. Главное, чтобы рядом всегда был хотя бы один человек, к которому можно было бы обратиться в трудную минуту, кто бы понял, простил, помог.
Уважаемые взрослые! Рядом с вами находятся те, кому так необходимы ваше понимание, ваша мудрость и поддержка.
А подросткам необходимо посмотреть вокруг и увидеть, что рядом с нами находятся любящие родители, друзья, педагоги, книги и много других интересных людей и вещей. Может быть, нам самим нужно стать менее агрессивными и упрямыми, более открытыми для общения и приобретения знаний? Может быть, нам нужно первыми сделать шаг навстречу друг другу? Рекомендации для тех, кто чувствует себя одинокими, даны в приложении 3.
Список литературы:
1. Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох.- М. Генезис, 1997 г.
2. Киселева В. Подростковое одиночество: причины и последствия. Воспитание школьников, № 6, 2003год.
3. Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 255с
4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2003. – 456с
5. https://www.psyonline.ru
6. https://www.psylib.org.ru
7. https://www.it-med.ru