Функции СУБД.
Функции СУБД бывают высокого и низкого уровня.
Функции высокого уровня:
1. Определение данных – с помощью этой функции определяется какая информация будет храниться в БД (тип, свойства данных и как они между собой будут связаны).
2. Обработка данных. Информация может обрабатываться разными способами: выборка, фильтрация, сортировка, объединение одной информации с другой, вычисление итоговых значений.
3. Управление данными. С помощью этой функции указывается, кому разрешено знакомиться с данными, корректировать их или добавлять новую информацию, а также определять правила коллективного доступа.
Функции низкого уровня:
1. Управление данными во внешней памяти;
2. Управление буферами оперативной памяти;
3. Управление транзакциями;
4. Введение журнала изменений в БД;
5. Обеспечение целостности и безопасности БД.
Транзакцией называется неделимая последовательность операций, которая отслеживается СУБД от начала и до завершения, и в которой при невыполнении одной операции отменяется вся последовательность.
Журнал СУБД – особая БД или часть основной БД, недоступная пользователю и используемая для записи информации обо всех изменениях базы данных.
Введение журнала СУБД предназначено для обеспечения надёжности хранения в базе данных при наличии аппаратных сбоев и отказов, а так же ошибок в программном обеспечении.
Целостность базы данных – это свойство БД, означающее, что в ней содержится полная, непротиворечивая и адекватно отражающая предметную область информация.
Классификация СУБД.
СУБД можно классифицировать:
1. По видам программ:
a. Серверы БД (например, MS SQL Server, InterBase (Borland)) – предназначены для организации центров обработки данных в сетях ЭВМ и реализуют функции управления базами данных, запрашиваемые клиентскими программами с помощью операторов SQL (т.е. программы, которые отвечают на запросы);
|
|
b. Клиенты БД – программы, которые запрашивают данные. В качестве клиентских программ могут использоваться ПФСУБД, электронные таблицы, текстовые процессоры, программы электронной почты;
c. Полнофункциональные БД (MS Access, MS Fox Pro) – программа, имеющая развитый интерфейс, позволяющий создавать и модифицировать таблицы, вводить данные, создавать и форматировать запросы, разрабатывать отчёты и выводить их на печать.
2. По модели данных СУБД (как и БД):
a. Иерархические – основаны на древовидной структуре хранения информации и напоминают файловую систему компьютера; основной недостаток - невозможность реализовать отношение многие - ко – многим;
b. Сетевые – которые пришли на смену иерархическим и просуществовали недолго т. к. основной недостаток – сложность разработки серьёзных приложений. Основное отличие сетевой от иерархической в том, что в иерархической структура «запись – потомок» имеет только одного предка, а в сетевой потомок может иметь любое количество предков;
c. Реляционные – данные которых размещены в таблицах, между которыми существуют определённые связи;
d. Объектно – ориентированные – в них данные хранятся в виде объектов и основное преимущество при работе с ними в том, что к ним можно применить объектно – ориентированный подход;
|
|
e. Гибридные, т. е. объектно – реляционные – совмещают в себе возможности реляционных и объектно – ориентированных баз данных. Примером такой базы данных является Oracle (ранее она была реляционной).
3. В зависимости от расположения отдельных частей СУБД различают:
a. локальные – все части которой располагаются на одном компьютере;
b. сетевые.
К сетевым относятся:
- с организацией файл – сервер;
При такой организации все данные находятся на одном компьютере, который называется файл – сервер, и который подключён к сети. При отыскании нужной информации передаётся весь файл, содержащий в том числе и много избыточной информации. И лишь при создании локальной копии отыскивается нужная запись.
- с организацией клиент – сервер;
Сервер БД принимает запрос от клиента, отыскивает в данных нужную запись и передаёт её клиенту. Запрос к серверу формируется на языке структурированных запросов SQL, поэтому серверы БД называют SQL – серверами.
- распределённые СУБД содержат несколько десятков и сотен серверов, размещённых на значительной территории.
Основные положения реляционной модели БД.
Реляционной базой данных называется такая база данных, в которой все данные организованы в виде таблиц, а все операции над этими данными сводятся к операциям над таблицами.
Особенности реляционных баз данных:
1. Данные хранятся в таблицах, состоящих из столбцов и строк;
2. На пересечении каждого столбца и строки находится одно значение;
|
|
3. У каждого столбца - поля есть своё имя, которое служит его названием - атрибут, и все значения в одном столбце, имеют один тип;
4. Столбцы располагаются в определённом порядке, который задаётся при создании таблицы, в отличие от строк, которые располагаются в произвольном порядке. В таблице может не быть ни одной строчки, но обязательно должен быть хотя бы один столбец.
Терминология реляционной базы данных:
Элемент реляционной БД | Форма представления |
1. База данных | Набор таблиц |
2. Схема базы данных | Набор заголовков таблиц |
3. Отношение | Таблица |
4. Схема отношения | Строка заголовков столбцов таблицы |
5. Сущность | Описание свойств объекта |
6. Атрибут | Заголовок столбца |
7. Домен | Множество допустимых значений атрибута |
8. Первичный ключ | Уникальный идентификатор, однозначно определяющий каждую запись в таблице |
9. Тип данных | Тип значений элементов в таблице |
10. Кортеж | Строка (запись) |
11. Кардинальность | Количество строк в таблице |
12. Степень отношения | Количество полей |
13. Тело отношения | Множество кортежей отношения |
При проектировании реляционной БД данные размещают в нескольких таблицах. Между таблицами устанавливают связи с помощью ключей. При связывании таблиц выделяют основную и дополнительную (подчинённую) таблицу.
Существуют следующие виды связей между таблицами:
1. Связь вида 1:1 (один к одному) означает, что каждой записи в основной таблице соответствует одна запись в дополнительной таблице и, наоборот, каждой записи в дополнительной таблице соответствует одна запись в основной таблице.
2. Связь вида 1:М (один ко многим) означает, что каждой записи в основной таблице соответствует несколько записей в дополнительной таблице и, наоборот, каждой записи в дополнительной таблице соответствует только одна запись в основной таблице.
3. Связь вида М:1 (многим к одному) означает, что одной или нескольким записям в основной таблице соответствует только одна запись в дополнительной таблице.
4. Связь вида М:М (многим ко многим) – это, когда нескольким записям основной таблицы соответствует несколько записей дополнительной и наоборот.
5. Основные компоненты MS Access.
Основными компонентами (объектами) MS Access являются:
1. Таблицы;
2. Запросы;
3. Формы;
4. Отчёты;
5. Макросы:
Модули.
|
|
Таблица – это объект, предназначенный для хранения данных в виде записей (строк) и полей (столбцов). Каждое поле содержит отдельную часть записи, а каждая таблица используется для хранения сведений по одному конкретному вопросу.
Запрос – вопрос о данных, хранящихся в таблицах, или инструкция на отбор записей, подлежащих изменению.
Форма – это объект, в котором можно разместить элементы управления, предназначенные для ввода, изображения и изменения данных в полях таблицах.
Отчёт – это объект, который позволяет представить определённую пользователем информацию в определённом виде, просматривать и распечатывать её.
Макрос – одна или несколько макрокоманд, которые можно использовать для автоматизации конкретной задачи. Макрокоманда – основной строительный блок макроса; самостоятельная инструкция, которая может быть объединена с другими макрокомандами, чтобы автоматизировать выполнение задачи.
Модуль – набор описаний, инструкций и процедур, сохранённых под одним именем. В MS Access имеется три вида модулей:модуль формы, отчёта и общий модуль. Модули формы и отчётов содержат локальную программу для форм и отчётов.
6. Таблицы в MS Access.
В MS Access существуют следующие методы создания таблиц:
1. Режим таблицы;
2. Конструктор;
3. Мастер таблиц;
4. Импорт таблиц;
5. Связь с таблицами.
В режиме таблицы данные вводятся в пустую таблицу. Для ввода данных предоставляется таблица с 30 полями. После её сохранения MS Access сам решает, какой тип данных присвоить каждому полю.
Конструктор предоставляет возможность самостоятельно создавать поля, выбирать типы данных для полей, размеры полей и устанавливать свойства полей.
Для определения поля в режиме Конструктор задаются:
1. Имя поля, которое в каждой таблице должно иметь уникальное имя, являющееся комбинацией букв, цифр, пробелов и специальных символов, за исключением «.!” “ ». Максимальная длина имени 64 символа.
2. Тип данных определяет вид и диапазон допустимых значений, а также объём памяти, выделенный для этого поля.
Типы данных MS Access
Тип данных | Описание |
Текстовый | Текст и числа, например, имена и адреса, номера телефонов, почтовые индексы (до 255 символов). |
Поле Memo | Длинный текст и числа, например комментарии и пояснения (до 64000 символов). |
Числовой | Общий тип данных для числовых данных, допускающих проведение математических расчётов, за исключением денежных расчётов. |
Дата / время | Значения даты и времени. Пользователь может выбирать стандартные формы или создавать специальный формат. |
Денежный | Денежные значения. Для денежных расчётов не рекомендуется использовать числовые типы данных, т.к. они могут округляться при расчётах. Значения типа «денежный» всегда выводятся с указанным числом десятичных знаков после запятой. |
Счётчик | Автоматически выставляющиеся последовательные номера. Нумерация начинается с 1. Поле счётчика удобно для создания ключа. Это поле является совместимым с полем числового типа, для которого в свойстве Размер указано значение «Длинное целое». |
Логический | Значения «Да / Нет», «Истинно / Ложь», «Вкл / Выкл», одно из двух возможных значений. |
Поле объекта OLE | Объекты, созданные в других программах, поддерживающие протокол OLE. |
3. Наиболее важные свойства полей:
- Размер поля задаёт максимальный размер данных, сохраняемых в поле.
- Формат поля является форматом отображения заданного типа данных и задаёт правила представления данных при выводе их на экран или печать.
- Подпись поля задаёт текст, который выводится в таблицах, формах, отчётах.
- Условие на значение позволяет осуществлять контроль ввода, задаёт ограничения на вводимые значения, при нарушении условий запрещает ввод и выводит текст, заданный свойством Сообщение об ошибке;
- Сообщение об ошибке задаёт текст сообщения, выводимый на экран при нарушении ограничений, заданных Условием на значение.
Тип элемента управления – свойство, которое задаётся на закладке Подстановка в окне конструктора таблиц. Это свойство определяет, будет ли отображаться поле в таблице и в какой форме – в виде поля или поля со списком.
Уникальный (первичный) ключ таблицы может быть простым или составным, включающим несколько полей.
Для определения ключа выделяются поля, составляющие ключ, и на панели инструментов нажимается кнопка ключевое поле или выполняется команда Правка / ключевое поле.