ДОМАШНИЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
ПО ФИЗИКЕ
ДОМАШНИЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
ПО ФИЗИКЕ
При изучении естественнонаучных дисциплин одним из важнейших методов познания и методов учебной деятельности являются наблюдение и эксперимент. Первостепенное значение при этом приобретает сознательное и прочное овладение обучающихся методами научного познания.
Передо мной, как и перед каждым учителем стоит проблема стимулирования у обучающихся познавательных интересов, формирования положительного настроя в овладении знаниями и возбуждения внутренних стимулов познавательной активности.
Известно, что наибольший интерес при изучении физики обучающиеся проявляют при выполнении самостоятельных практических действий как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Поэтому логично использовать физический эксперимент при выполнении обучающимися домашних работ.
Домашняя экспериментальная деятельность обучающихся – это проведение опытов, наблюдений и лабораторных работ, выполняемых в домашних условиях с использованием подручных средств и самодельных простейших приборов и приспособлений.
Требования, предъявляемые к домашним экспериментам. Прежде всего, это, конечно, безопасность. Так как опыт проводится обучающимся домасамостоятельно, без непосредственного контроля учителя, то в опыте недолжно быть никаких химических веществ и предметов, имеющих угрозу дляздоровья ребенка и его домашнего окружения. Опыт не должен требовать отученика каких-либо существенных материальных затрат, при проведении опыта должны использоваться предметы и вещества, которые есть практически в каждом доме: посуда, банки, бутылки, вода, соль и так далее. Выполняемый дома обучающимся эксперимент должен быть простым по выполнению и оборудованию, но, в то же время, являться ценным в деле изучения и понимания физики в детском возрасте, быть интересным по содержанию. Так как преподаватель не имеет возможности непосредственно контролировать выполняемый обучающимся дома опыт, то результаты опыта должны быть соответствующим образом оформлены (примерно так, как это делается при выполнении фронтальных лабораторных работ). Результаты опыта, проведенного обучающимся дома, следует обязательно обсудить и проанализировать на уроке. Работы обучающихся не должны быть слепым подражанием установившимся шаблонам, они должны заключать в себе широчайшее проявление собственной инициативы, творчества, исканий нового.Таким образом, предъявляемые к домашним экспериментальным заданиям требования: -безопасность при проведении; -минимальные материальные затраты; -простота по выполнению; -иметь ценность в изучении и понимании физики; -легкость последующего контроля учителем; -наличие творческой окраски. Место домашнего эксперимента в учебном процессе: Домашний эксперимент можно задавать после прохождения темы в классе. Тогда ученики увидят собственными глазами и убедятся в справедливости изученного теоретически закона или явления. При этом полученные теоретически и проверенные на практике знания достаточно прочно отложатся в их сознании. А можно и наоборот, задать задание на дом, а после выполнения провестиобъяснение явления. Таким образом, можно создать у учащихся проблемнуюситуацию и перейти к проблемному обучению, которое непроизвольно рождает у учащихся познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает познавательную активность учащихся в ходе обучения, ведет к развитию творческого мышления учеников. В таком случае, даже если обучающиеся не смогут объяснить увиденное дома на опыте явление сами, то они будут с интересом слушать рассказ преподавателяПравила выполнения домашних лабораторных работ.
|
|
1. Научные эксперименты очень занимательны. Они помогут тебе лучше узнать окружающий мир. Однако никогда не забывай о мерах предосторожности.
2.Если в описании работы необходима помощь родителей, то попроси их остаться с тобой до конца опыта.
3.Подготовь все необходимо заранее.
4. Соблюдай осторожность при работе с горячей водой, бытовыми химикатами (мыло, жидкость для мытья посуды), ножницами, стеклом.
5. По окончании эксперимента убери все приборы.
При выполнении работ учащиеся углубляют свои знания, повторяют изученный на уроках материал, развивают память и мышление, учатся анализировать идею и результаты опытов, самостоятельно делают выводы. Работы вызывают у учащихся чувство удивления, восторга и удовольствия от самостоятельно проделанного научного эксперимента, а полученные при этом положительные эмоции надолго закрепляют в памяти нужную информацию.
Все предлагаемые работы связаны с жизнью ребенка, дают возможность научиться давать объяснение окружающим его явлениям природы.
Таким образом, применение в практике обучения домашних лабораторных работ активно влияет на выработку практических умений учеников и повышает их интерес к предмету.