Длительное сосредоточение




 

Рассматривая чакры, мы обращали внимание на объекты сосредоточения, а теперь следует разобраться с самим процессом. С древности в йоге выделяется восемь степеней сосредоточения, или самадхи, начиная с сосредоточения на каком‑то объекте (вроде чакры) и кончая «безобъектным» сосредоточением. Если ваш уровень в медитации достаточно высок, едва ли вас заинтересует применение на этом этапе такого «объекта», как травы. Если же вы делаете первые попытки, то, разумеется, растения окажут вам «объективную» помощь. Кроме того, способность к длительному сосредоточению нужна в большинстве дел мирских, поэтому она вам не помешает и без йоги. В качестве начального упражнения обычно рекомендуют тратаку – сосредоточение взгляда и сознания на пламени свечи, поставленной на уровне глаз на расстоянии полуметра. Мы уже упоминали это упражнение, ибо оно относится также к простейшим крийям – очистительным процедурам, и служит для очищения глаз.

Вы неизбежно столкнетесь с необходимостью разобраться в восьми ступенях самадхи, если вы пожелаете развивать способность к сосредоточению и далее. Однако имеет смысл прислушаться к мнению такого современного авторитета в йоге, как прославленный Кришнамачарья, учитель Айенгара и Паттабхи Джойса. Понимая хатха‑йогу как духовную практику, Кришнамачарья все же считал, что медитация представляет собой характерное состояние разума, который имеет ограниченную природу. Разум в принципе не способен схватывать сущее за пределами формы, поэтому объект сосредоточения непременно должен иметь определенные качества. Обычное человеческое существо нуждается для концентрации разума в определенных формах и визуализациях, а любая так называемая «безобъектная» медитация есть не более чем продукт воображения.

Прекрасное символическое сравнение йоги с ростом «дерева» приводит Айенгар, где самадхи (сосредоточение) естественным образом «созревает», если вы следуете этому пути. Корнем дерева является яма, которая заключается в принципах ненасилия, правдивости, не присвоения чужого, целомудрия и нестяжательства. Затем идет ствол ниямы: чистота, удовлетворенность, устремленность, изучение текстов и преданность Господу. От ствола дерева отходят ветви – асаны, приводящие функции тела в гармонию. Листья соответствуют пранаяме, которая связывает макрокосм с микрокосмом. Кора – это пратьяхара, или движение чувств внутрь, от поверхности кожи к внутренней сути. Сок дерева, который переносит энергию во внутреннем путешествии, есть дхарана – концентрация. Дхьяна, медитация – это цветок дерева йоги. Наконец, когда цветок превращается в плод, наступает самадхи.

Посредством непрестанной практики и отрешенности вы можете достичь четыре типа «объектного» самадхи, или степеней сосредоточения, которые сопровождаются анализом, синтезом, блаженством и самостью. При этом первые два типа – анализ и синтез – подразделяются на производимые с различением на субъект и объект сосредоточения и без такого различения, хотя само разделение все же присутствует. В итоге мы получаем шесть разновидностей самадхи «с семенем», из которого вы легко можете вернуться в обычное состояние сознания и продолжить заниматься текущими делами. Изменения в вашей личности, производимые «объектным» самадхи не настолько необратимы, чтобы имело смысл опасаться за дальнейшую судьбу. Однако существуют седьмое состояние – «безобъектное» самадхи и восьмое – самадхи «без семени», которое также называется «облако добродетели». Как говорится, «оттуда не возвращаются», точнее, могли бы, но не имеют ни малейшего желания…

Вернемся к самому началу, где способность к сосредоточению сама по себе подобна цели развития растения, и, выращивая травы, вы можете многому у них научиться. Растения для усиления сознания и разума повышают интеллектуальные способности, поставляя телу тонизирующие вещества и «строительный материал» для нервных тканей и мозга. Таким образом, они оказывают тонизирующее воздействие и на все остальные ткани тела, повышают количество сомы (жизненной силы) в нервной системе, помогая достигать высокого сосредоточения сознания, внутренней удовлетворенности и радости. Кроме того, они помогают превозмогать боль. Для усиления воздействия их обычно принимают смешанными с теплым молоком, сахаром, свежим медом, топленым маслом и другими питательными продуктами.

К таким травам относятся шанха пушпи, брахми (готу кола), ашвагандха, харитаки, шатавари, бала, капикаччу, арджуна, семена лотоса. В лотосе были обнаружены самые различные биологически активные вещества, но в основном лотос употребляют в качестве тонизирующего общеукрепляющего средства. В качестве тонизирующих и омолаживающих средств используется несколько представителей семейства мальвовых: алтей, бала, махабала, атибала, хлопчатник. Все эти растения обладают сходными свойствами, поэтому мы расскажем об алтее. Капикаччу, или мукуна жгучая, на протяжении многих веков использовалось аюрведическими целителями для лечения нервных заболеваний, она улучшает мозговое кровоснабжение и является тоником для нервной системы.

 

Лотос

 

Современная область распространения лотоса орехоносного чрезвычайно обширна. Он растет в Австралии, в Индии, Китае и Японии, и даже за пределами субтропиков – по берегам Каспийского моря и на российском Дальнем Востоке. Лотос с древних времен выращивается в культуре, поэтому не всегда можно сказать, где он встречается в диком состоянии, а где натурализовался. Лотос повсеместно используют в питании и как ценнейшее лекарственное растение.

Лотос – многолетнее водное растение. Его стебли, превратившиеся в мощное толстое корневище, погружены в подводный грунт. Одни листья подводные, чешуевидные, другие – надводные, плавающие или высоко поднятые над водой. Листья покрыты восковым налетом и не смачиваются водой. Цветки крупные, до 30 см в диаметре, с многочисленными розовыми или белыми лепестками, множеством ярко‑желтых тычинок и выпуклым цветоложем в центре, обладают несильным, но приятным ароматом. Цветет лотос всего три дня.

Лотос можно выращивать в теплых помещениях, в больших аквариумах или комнатных бассейнах – в горшках, которые размещают на дне «водоема». Для лотоса готовят грунт, состоящий из ила и песка с добавлением небольшого количества глины и гравия. Оптимальный уровень воды в водоеме составляет 20–40 см. Вода должна быть мягкой и, конечно, чистой, поэтому периодически заменяют две трети воды. Лотосу нужно много света; очень важно хорошее солнечное освещение. Часто необходима и дополнительная искусственная подсветка, в период короткого дня она вообще обязательна.

Размножают лотос семенами и делением корневищ, лучшее время для этого – март‑апрель. Твердую оболочку семечка‑орешка надо механически повредить, обычно ее надпиливают напильником. Затем семена кладут в банку с теплой водой и ставят на солнечное место. Через несколько дней появляются маленькие листочки, а через три недели и тоненькие корешки. Молодые растения высаживают в горшки, которые ставят в емкость с водой, листья должны плавать на поверхности. По мере роста их пересаживают в горшки большего объема.

 

Капикаччу

 

Капикаччу (мукуна жгучая, стизолобиум жгучий) – растение из семейства бобовых. Оно растет и культивируется в тропиках обоих полушарий. Это привлекательное вьющееся растение 3‑18 м в длину, с тройчато‑сложными листьями и необычными фиолетовыми цветами. Его цветы, а впоследствии плоды, свисают в длинных гроздьях. Бобы опушены оранжево‑коричневыми раздражающими волосками, легкие, хрупкие, изогнутые, с 4–6 коричневыми почковидными семенами. Капикаччу называют «зудящие бархатные бобы», и это название передает ощущение от контакта с волосками опушения.

Семена мукуны, как и многих редких тропических растений, можно найти в продаже, и любители пробуют ее выращивать как комнатное растение, а также в открытом грунте и на балконе. Мукуна – многолетнее растение, но его можно культивировать как однолетник. В принципе бархатные бобы выращивают, как фасоль. Но не всегда они могут успешно расти и плодоносить у нас, поскольку их рост и развитие связаны с коротким днем, а в условиях долгого светового дня их вегетация значительно затягивается. Кроме того, поскольку мукуна родом из тропиков, это нежное растение, чувствительное к понижениям температуры. В условиях холодного лета растения могут поражаться различными болезнями и гибнуть. В комнатной культуре требуется светлое местоположение и досветка в зимний период.

Прорастание семян медленное и нерегулярное по одним отзывам, дружное – по другим. Вероятно, это зависит от качества семян. Температура прорастания 18–24 °C, продолжительность прорастания – 21–90 дней. Семена получены с растений, выращенных в субтропиках, поэтому им нужно создать соответствующие условия. Рекомендуется поступать следующим образом. Не сейте все семена сразу, оставьте часть на следующий год. Возможно, в первый год собственных семян вы не получите, но сможете полюбоваться прекрасным цветением. На второй год учтите неудачи первого года и постарайтесь получить свои семена. Посев собственными семенами приведет к акклиматизации растений.

 

Алтей

 

Алтей лекарственный (просвирник) – одно из древнейших лекарственных растений, в Индии его применяли начиная с IX в до н. э. В диком виде он встречается почти по всей Европе, предпочитая обеспеченные влагой места. Алтей очень похож на привычные в палисадниках мальвы с простыми цветами. Это травянистый многолетник высотой 60‑150 см, с коротким толстым корневищем и ветвистыми корнями, с мягким опушением на стебле и листьях, с цветами белыми или розоватыми, шелковистыми, в диаметре до 5 см. Цветки собраны в пазухах верхних и средних листьев и на верхушке стебля. Плод – плоская, дисковидная семянка, распадающаяся на отдельные плодики. Цветет алтей с начала июля до середины сентября, плодоносит с июля.

Алтей довольно просто выращивать. Он предпочитает участки с глубоко обработанной, плодородной почвой при умеренном увлажнении. Семена высевают на глубину 2–3 см, ширина междурядий 40–50 см. Для увеличения всхожести семян следует замочить их в теплой воде в течение суток, затем просушить. При загущенных всходах посев прореживают, оставляя на один метр грядки 10–15 растений. Уход обычный, осенью надземную часть надо срезать и прикрыть растение на зиму листвой или лапником. В качестве лекарственного сырья используют корни, реже листья и цветки.

Корни заготавливают осенью после отмирания надземных частей или рано весной до начала отрастания от двухлетних растений и старше. Их выкапывают, обрезают лишнее, оставляя мягкую, мясистую часть главного корня и крупные боковые ветви. Корни отмывают от земли холодной водой, слегка подвяливают на открытом воздухе, затем нарезают на кусочки и немедленно сушат под навесом. Хранят сырье в сухих местах. Уборку травы проводят на втором году жизни алтея, собирают траву в течение месяца от начала цветения. Ее срезают на высоте 20–30 см, подвяливают, а затем сушат под навесом, разложив слоем не более 50 см толщиной. Срок хранения сырья алтея 3 года.

 

Ашвагандха

 

Ашвагандха на санскрите означает «сила коня». Она доступна в виде препаратов, которые повышают сопротивляемость инфекциям и улучшают пищеварение. Это тонизирующее, адаптогенное и антистрессовое средство, устраняет хроническую усталость и тканевый ацидоз, предотвращает преждевременное наступление климакса. Самое главное ее достоинство – в успокаивающем и одновременно тонизирующем воздействии на нервную систему. Ашвагандха восстанавливает основную энергию нервной системы, и эффект от ее приема сохраняется длительное время.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: