Часть вторая. Шестнадцать методов.




СУТРА ПОЛНОГО ОСОЗНАВАНИЯ ДЫХАНИЯ

С комментариями

Тхить Ньят Ханя

Перевод с английского А.В.Гаврилова

(Из сборника "Буддизм в переводах", Спб.,1991г.)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

СУТРА ПОЛНОГО ОСОЗНАВАНИЯ ДЫХАНИЯ........................................................................................ 1

Часть 1.................................................................................................................................................................. 2

Часть 2.................................................................................................................................................................. 4

Часть 3.................................................................................................................................................................. 6

Часть 4.................................................................................................................................................................. 7

Часть 5.................................................................................................................................................................. 8

Часть 6.................................................................................................................................................................. 9

Тхить Ньят Хань................................................................................................................................................ 10

КОММЕНТАРИЙ НА СУТРУ.......................................................................................................................... 10

Часть 1................................................................................................................................................................ 10

Краткий исторический обзор........................................................................................................................ 10

Часть 2................................................................................................................................................................ 13

Краткое изложение содержания.................................................................................................................. 13

Часть 3................................................................................................................................................................ 14

Анализ содержания сутры............................................................................................................................. 14

Часть первая. Сцена................................................................................................................................... 14

Часть вторая. Шестнадцать методов...................................................................................................... 14

Часть третья. Четыре Основы Осознанности....................................................................................... 17

Часть четвертая. Семь Факторов Пробуждения.................................................................................. 17

Часть пятая. Освобождение...................................................................................................................... 18

Часть шестая. Заключение........................................................................................................................ 18

Часть 4................................................................................................................................................................ 19

Взгляд на практику........................................................................................................................................... 19

Часть 5................................................................................................................................................................ 23

Методы практики.............................................................................................................................................. 23

Первая практика Полного Осознавания: Следование дыханию в повседневной жизни - устранение забывчивости и ненужного блуждания ума (методы 1 - 2)........................................ 24

Вторая практика Полного Осознавания: Осознание тела (метод 3).............................................. 25

Третий объект Полного Осознавания: Реализация единства тела и ума (метод 4).................. 26

Четвертый предмет Полного Осознавания: Источник радости медитации (методы 5 - 6)...... 27

Пятый объект Полного Осознавания: Наблюдение чувств (методы 7 - 8)................................... 28

Шестой объект Полного Осознавания: Работа и освобождение ума (методы 9 - 12)............... 29

Седьмой объект Полного Осознавания Дыхания: Наблюдение с целью открытия подлинной природы всех дхарм (методы 13 - 16)..................................................................................................... 30

ПРИМЕЧАНИЯ................................................................................................................................................. 34

Об авторе....................................................................................................................................................... 34

Часть 1

 

Это то, что я слышал:

В момент, когда Будда останавливался в Саваттхи[1] в Восточном парке со многими хорошо известными и продвинутыми учениками, [там были] Шарипутра, Маха-Маггалана, Маха-Кассапа, Маха-Коттхита, Маха-Каччаяна, Маха-Чунда, Ануруддха, Ревата и Ананда, старшие бхикшу[2] в общине старательно обучали бхикшу, не знавших эту практику. И имели различное количество учеников, кто - 10, кто - 20, а некоторые 30 и 40. И, таким образом, бхикшу, ранее не знакомые с практикой, постепенно достигли большого успеха.

Той ночью в полную луну была проделана Паварана [церемония][3] для того, чтобы отметить конец уединения дождливого периода. Будда Совершенный сидел на открытом воздухе, и его ученики – бхикшу собрались вокруг него. Оглядев всех собравшихся, он начал говорить: "Благословенные бхикшу, мне приятно видеть плоды ваших успехов в вашей практике и я знаю, что вы можете иметь даже больший успех, и то, чего вы не достигли, вы достигнете, и то, что вы не реализовали, вы реализуете полностью. И для того, чтобы вас поддержать, я останусь здесь до следующего полнолуния"[4].

И когда они услышали, что Будда собирается остаться в Саваттхи еще один месяц, бхикшу со всей страны стали собираться, чтобы учиться у него. Старшие, более продвинутые бхикшу, продолжали наставлять менее осведомленных в практике еще более старательно. Некоторые наставляли 10 учеников, некоторые - 20, некоторые 30 и 40 учеников. С их помощью новые бхикшу смогли постепенно продолжить свое совершенствование и увеличить понимание. И когда настал следующий день полной луны, Будда стал на открытом воздухе и, оглядев присутствующих, начал говорить: "Благословенные бхикшу, наша община чиста и хороша. В своем сердце она без бесполезной и хвастливой болтовни и поэтому она заслуживает принятия подношений и увеличения своих заслуг[5]. Такая община редка, и любой странствующий, ищущий ее, не важно, каким образом, найдет ее ценной.

О бхикшу, есть бхикшу на этом собрании, которые уже реализовали плод Архатства[6], разрушив все корни страданий[7], отложив в сторону все ноши и достигнув правильного понимания и освобождения.

Есть такие бхикшу, кто уже отрезал первые пять пут[8] и реализовал плод невозвращения в круг рождения и смерти[9]. Есть также и те, кто отбросил первые три путы и реализовал плод возвращения еще один раз[10]. Они вырвали корни жадности, ненависти и невежества, и им нужно будет вернуться в круг рождения и смерти еще раз. Есть также и те, кто отбросил три путы и достиг плода, входящего в поток[11], направляясь постепенно к просветленному состоянию[12]. Есть также те, кто практикует Четыре Правильных Усилия[13], и те, кто практикует Четыре Основы Успеха[14]. Есть также и те, кто практикует Пять Способностей[15], те, кто практикует Пять Сил[16], кто практикует Семь факторов Пробуждения[17] и те, кто практикует Благородный Восьмеричный Путь[18]. Есть также и те, кто практикует Любящую Доброту, Сострадание[19], те, кто практикует Девять Созерцаний[20], и те, кто практикует Наблюдение Преходящности. Есть также бхикшу, уже практикующие Полное Осознавание Дыхания".

 

Часть 2

 

"О бхикшу, метод полного осознавания дыхания, если практиковать его постоянно, даст большую награду и принесет большую пользу. Это приведет к успеху в практике Четырех Основ Осознанности. Если метод четырех основ осознанности развит и практикуется постоянно, это приведет к успеху в практике Семи Факторов Пробуждения. Если развиты семь факторов пробуждения и практикуются постоянно, то это приведет к Пониманию и Освобождению Ума.

Что же это за путь развития и постоянной практики - метод Полного Осознавания Дыхания, который ведет к награде и дает большую пользу? Это, бхикшу, как если бы практикующий шел через лес и, если под деревом или в другом пустынном месте, сел бы неподвижно в позу лотоса, держа тело совершенно прямым. Вдыхая, он знает, что вдыхает и, выдыхая, он знает, что выдыхает".

1. Вдыхая длинным вдохом, он знает: "Я вдыхаю длинным вдохом". Выдыхая длинным выдохом, он знает: "Я выдыхаю длинным выдохом". Так он практикует.

2. Вдыхая коротким вдохом, он знает: "Я вдыхаю коротким вдохом". Выдыхая коротким выдохом, он знает: "Я выдыхаю коротким выдохом". Так он практикует.

3. "Я вдыхаю и осознаю все мое тело. Я выдыхаю и осознаю все мое тело". Так он практикует.

4. "Я вдыхаю, и все мое тело становится тихим и мирным. Я выдыхаю, и все мое тело становится тихим и мирным". Так он практикует.

5. "Я вдыхаю и чувствую радость. Я выдыхаю и чувствую радость"[21]. Так он практикует.

6. "Я вдыхаю и чувствую счастье. Я выдыхаю и чувствую счастье". Так он практикует.

7. "Я вдыхаю и осознаю активность ума во мне. Я выдыхаю и осознаю активность ума во мне". Так он практикует.

8. "Я вдыхаю и привожу активность ума во мне к покою и миру. Я выдыхаю и привожу активность ума во мне к покою и миру". Так он практикует.

9. "Я вдыхаю и осознаю мой ум. Я выдыхаю и осознаю мой ум". Так он практикует.

10. "Я вдыхаю и делаю мой ум счастливым и мирным. Я выдыхаю и делаю мой ум счастливым и мирным". Так он практикует.

11. "Я вдыхаю и концентрирую мой ум. Я выдыхаю и концентрирую мой ум". Так он практикует.

12. "Я вдыхаю и освобождаю мой ум. Я выдыхаю и освобождаю мой ум". Так он практикует.

13. "Я вдыхаю и наблюдаю преходящую природу всех дхарм. Я выдыхаю и наблюдаю преходящую природу всех дхарм"[22]. Так он практикует.

14. "Я вдыхаю и наблюдаю исчезновение всех дхарм. Я выдыхаю и наблюдаю исчезновение всех дхарм"[23]. Так он практикует.

15. "Я вдыхаю и созерцаю освобождение. Я выдыхаю и созерцаю освобождение"[24]. Так он практикует.

16. "Я вдыхаю и созерцаю оставление всего. Я выдыхаю и созерцаю оставление всего"[25]. Так он практикует.

Практикующий Полное Осознавание Дыхания, если он развивается и практикуется постоянно в соответствии с этими наставлениями, будет вознагражден сторицей и получит большую пользу.

 

Часть 3

 

Каким образом следует развивать и постоянно практиковать Полное Осознание Дыхания, чтобы была польза в практике Четырех Основ Осознанности?

"Когда практикующий вдыхает или выдыхает длинным или коротким дыханием, осознавая свое дыхание или все тело, или осознавая, что он приводит все свое тело к покою и миру, ясно осознавая свое состояние, которое превыше привязанности или отвращения к этой жизни, в этом случае дыхание с полным осознаванием относится к первому Основанию Осознанности, а именно - к телу.

Когда практикующий вдыхает или выдыхает и чувствует радость или чувствует счастье, в этот момент он мирно пребывает в наблюдении чувств в чувствах, упорно, полностью осознанно. Ясно понимает свое состояние, выйдя за пределы всех привязанностей и отвращений в этой жизни, в этом случае дыхание с полным осознаванием относится ко второму Основанию Осознанности, а именно - к чувствам.

Когда практикующий вдыхает или выдыхает с осознаванием ума или, приводя ум к спокойствию и миру, для того чтобы собрать ум в концентрации или освободить его, в этот момент он мирно пребывает в наблюдении ума в уме, упорно, полностью осознанно. Ясно понимает свое состояние, выйдя за пределы всех привязанностей и отвращений в этой жизни. Без полного осознавания дыхания не может быть развития созерцательной стабильности и понимания.

Когда практикующий вдыхает и выдыхает и созерцает существующее непостоянство или существующее исчезновение всех дхарм, или освобождение или оставление всего, в этот момент он мирно пребывает в осознанности объектов ума, настойчиво полностью осознавая, ясно понимая свое состояние, выйдя за пределы всех привязанностей и отвращений в этой жизни.

Практика Полного Осознавания Дыхания, если она развивается и практикуется постоянно, приведет к совершенству Четырех Основ Осознанности".

 

Часть 4

 

"Однако, если они развиты и практикуются, Четыре Основы Осознанности приведут к совершенству пребывания в Семи Факторах Просветления. Каким же это образом?

Если практикующий может поддерживать непрерывно практику наблюдения за телом в теле, чувствами в чувствах, умом в уме и объектами ума в уме, настойчиво полностью осознавая, ясно понимая свое состояние, выйдя за пределы всех привязанностей и отвращений в этой жизни с равной, прочной и невозмутимой созерцательной стабильностью, он достигнет первого фактора Просветления, а именно - Полного Внимания. Когда же этот фактор развит, это приведет к совершенству.

Когда практикующий может пребывать в медитативной стабильности без перерыва и может исследовать каждую дхарму, каждый объект ума, который поднимается, тогда второй фактор Просветления будет зарожден и развит в нем - фактор Исследования Дхарм. Когда же этот фактор развит, это приведет к совершенству.

Когда практикующий может наблюдать и исследовать каждую дхарму непрерывно, упорно и настойчиво, не отвлекаясь, третий фактор Просветления будет зарожден и развит в нем - фактор Энергии. Когда же этот фактор развит, это приведет к совершенству.

Когда практикующий достиг стабильного, нерушимого пребывания в потоке практики, четвертый фактор Просветления будет зарожден и развит в нем - фактор Восторга, который за пределами этого мира[26]. Когда же этот фактор развит, это приведет к совершенству.

Когда практикующий может пребывать в ничем не нарушаемом состоянии Восторга, он наполнит свой ум легкостью и миром. С этого момента пятый фактор Просветления будет зарожден и развит в нем – фактор Легкости и Полноты мира. Когда же этот фактор развит, это приведет к совершенству.

Когда тело и ум легки и пребывают в мире, практикующий может легко войти в сосредоточение. С этого момента шестой фактор Просветления будет зарожден и развит в нем - фактор Сосредоточения. Когда же этот фактор развит, это приведет к совершенству.

Когда практикующий пребывает в глубоком покое, он отсечет различение и сравнение[27]. С этого момента реализован и развит в нем седьмой фактор Просветления - фактор Равностности[28]. Когда же этот фактор развит, это приведет к совершенству. Так, если Четыре Основания Осознанности развиваются и практикуются постоянно, то будет достигнуто совершенное пребывание в Семи Факторах Просветления".

 

Часть 5

 

"Как Семь Факторов Просветления, если они развиваются и практикуются постоянно, будут вести к совершенному достижению и истинному пониманию и полному освобождению?

Если практикующий следует пути Семи Факторов Просветления, живя в тихом уединении, наблюдая и созерцая затухание дхарм, он разовьет способность оставления всего. Это будет результатом следования Пути Семи Факторов Просветления и приведет к совершенному достижению и истинному пониманию и полному освобождению".

 

Часть 6

 

Это есть то, что сказал Просветленный (Будда), и все собравшиеся выразили восхищение и благодарность, услышав его учение.

Тхить Ньят Хань
КОММЕНТАРИЙ НА СУТРУ
Часть 1
Краткий исторический обзор

 

Сутра полного осознавания дыхания, представленная выше, является переводом Анапанасати Сутты[29]. В китайской Трипитаке есть раздел "Большая Анапана Сутта" (Да аньбань шоу и цзин), но не "Простая Анапана сутта" (Аньбань шоу и цзин)[30]. Обычно если в Каноне какой-то текст назван "Большим", то это значит, что данный текст представляет собой расшифрованную версию оригинала, причем это увеличение его объема произошло в ходе его устной передачи или переписывания. Поэтому писание, не содержащее слова "Большой" в заголовке, вероятно, ближе к словам, сказанным Буддой. "Да аньбань шоу и цзин"[31] связан с именем Ань Шигао, парфянина по рождению, пришедшего в Китай при династии Поздняя Хань и переведшего этот текст. Предисловие к нему написано учителем Танг Хоем[32]. Этот текст кажется отличным от Анапанасати и, вероятно, является комментарием к нему, а не только более пространным и витиеватым ее пересказом. В конце текста резчик[33] к нему написал: Судя по стилю сутры, переводчик допустил ошибку: оригинальный текст и комментарии так переплетены, что невозможно их отличить".

Мы думаем, что оригинальный перевод с санскрита (или пракрита) на китайский был утерян. В китайской Трипитаке есть комментарий, который напечатан после текста сутры. И он не начинается словами, которыми обычно начинается сутра: "Это то, что я слышал". В соответствии с предисловием Танг Хоя лицом, ответственным за аннотацию и комментарий, был Чэнь Хуэй, и Танг Хой не участвовал в работе, корректуре и редакции.

Чэнь Хуэй был учеником учителя Ань Шигао, который прошел путь от Лояна до Дзяочжей (в настоящее время Вьетнам) вместе с двумя своими учениками Гань Линем и Би Е. Возможно, они принесли с собой оригинальный перевод Анапана Сутты. Комментарий и предисловие были написаны Танг Хоем[34] во Вьетнаме в 229 г.

Танг Хой родился во Вьетнаме. Родители его были торговцами из Согдии, пришедшими во Вьетнам и поселившимися здесь. Танг Хой стал монахом и учился санскриту и китайскому. Перед своим путешествием в царство У в южном Китае в 255 г. он стал учиться Дхарме во Вьетнаме и переводил многие тексты на китайский. Он умер в королевстве У в 288 г.

В китайской Трипитаке много других сутр по полному осознаванию дыхания: "Цзэн и ахань" (Экоттарагама), раздел "Осознанность Дыхания", книги 7 и 8[35]; сутра Сю син Дао, книга 5, раздел 23, "Счет Дыханий"[36], В обоих этих текстах мы обнаруживаем простой и естественный дух Анапанасати Палийского канона.

Сутра, приведенная здесь, была переведена с английского, на который она была переведена с оригинала Анапанасати сутты Палийской Трипитаки. Во многих странах традиции Махаяны Анапанасати сутты (Полное осознавание Дыхания) и Сатипаттана сутты (Четыре Основания Осознанности) недоступны для изучения. Эти два текста являются основными для практики медитации, и автор этих комментариев считает важным восстановить их значение во всех местах обучения и медитации.

Полное Осознавание Дыхания и Четыре Основы Осознанности относятся к наиболее важным текстам южных школ буддизма. Многие монахи учили эти тексты наизусть. Автор надеется, что эти две сутры появятся снова для изучения в северных школах буддизма; хотя дух этих сутр отражается и наблюдается в текстах Махаяны, все же лучше непосредственно с ними познакомиться.

Это фундаментальные тексты медитации, которые изучались и практиковались во времена Будды. Если вы поймете сущность этих сутр, вы будете иметь более глубокое понимание сутр, считающихся махаянскими, точно так же, как мы, увидев корни и ствол дерева, лучше понимаем суть его листьев и ветвей. Из этих двух сутр мы можем видеть, что практиковавшие медитацию во времена Будды не имели дела с Четырьмя Медитативными Состояниями[37] и Четырьмя Бесформенными Концентрациями[38]. Четыре Медитативных Состояния являются ментальными состояниями, в которых практикующий отбрасывает сферу желаний и входит в сферу форм и, т.к. его или ее ум остается полностью пробужденным, пять чувственных восприятий больше не возникают. Существуют четыре состояния прогресса (также называемых Четыре Поглощения), за которыми следуют Четыре Концентрации, лишенные форм. Эти состояния медитации, в которых практикующий уже отбросил сферу форм и вошел в бесформенную сферу:

1) сфера безграничного пространства;

2) сфера безграничного сознания;

3) сфера отсутствия материальности;

4) сфера, где нет "восприятия" и "невосприятия".

Имеются редкие ссылки в других сутрах Южных и Северных школ на Четыре Медитативные Состояния и на Четыре Безобразные Концентрации. И только в этих двух основных сутрах (Полное Осознавание Дыхания и Четыре Основы Осознанности) таковых нет.

Таким образом, мы можем заключить, что Четыре Медитативных Состояния и Четыре Безобразные Концентрации были канонизированы после смерти Будды, возможно, под влиянием ведических и других школ йогической медитации, не относящихся к буддизму. Поэтому мы можем заключить, что в соответствии с Анапанасати и Сатипаттана сутрами реализация Четырех Медитативных Состояний и Четырех Безобразных Концентраций не является обязательной. Будущие поколения исследователей должны различать как можно четче разницу между основными фундаментальными медитативными практиками буддизма (Северными или Южными) и элементами, которые были привнесены из других традиций.

Анализируя их содержание, мы можем видеть, как Анапанасати и Сатипаттана сутры прекрасно сочетаются друг с другом. В течение 2500 лет истории буддизма все поколения последователей Будды с почтением относились к этим работам и не приукрашивали их (что они проделывали со многими другими текстами). Анапанасати сутта была известна во Вьетнаме еще во II в., после чего вьетнамский буддизм попал под влияние Северных школ, и к этой сутре следует относиться, как к наиболее важной в связи с ее древностью.

Настало время, чтобы эта сутра заняла достойное место в традиции практики медитации.

 

Часть 2
Краткое изложение содержания

 

Шестнадцать различных методов вдохов и выдохов в сочетании с Четырьмя Основами Осознанности являются сущностью сутры Полного Осознавания Дыхания.

Дыхание - это средство пробуждения и поддержания полного внимания для того, чтобы иметь глубокое продолжительное видение природы вещей и достичь освобождения. Все, что существует, может быть помещено в одну из Основ Осознанности, а именно - в тело, чувства, ум и объекты сознания.

Сказать "все дхармы" - это все равно, что сказать "объекты психики". Хотя все дхармы делятся на четыре класса, в действительности они едины, потому что Четыре Основы Осознанности являются объектами психики. Шестнадцать методов дыхания могут быть разделены на четыре группы по четыре метода в каждой. Первая группа использует тело как объект Полного Осознавания, вторая использует чувства, третья - психику и четвертая – объекты психики. После объяснения шестнадцати методов Полного Осознавания Дыхания Будда говорил о Четырех Основах Осознанности и Семи Факторах Пробуждения. Он напоминает нам, что если методы Полного Осознавания Дыхания практикуются постоянно, они приведут к успешному достижению Семи Факторов Пробуждения. Будда в деталях говорит о Четырех Основах Осознанности в Сатипаттана Сутте. Семь Факторов Пробуждения обсуждались снова в Анапана Сутте и других сутрах. Главный же момент этой сутры заключается в том, что практика Полного Осознавания Дыхания сочетается с практикой Четырех Основ Осознанности.

 

Часть 3
Анализ содержания сутры

 

Сутра Полного Осознавания Дыхания может быть разделена на шесть частей.

 

Часть первая. Сцена.

 

Первая часть сутры описывает обстоятельства, при которых Будда проповедовал. Мы говорили об общине последователей в то время, как он проповедовал в Восточном парке, с многочисленными деревьями, весьма протяженном, и расположенном как раз напротив города Саваттхи.

Число монахов, находившихся в то время с Буддой, превосходило 400. Старшие монахи обучали по 10, 20, 30 или 40 молодых монахов. Каждое утро после медитации монахи ходили в город вместе с чашами в руках для сбора подаяния. Перед полуднем, когда солнце было в зените, они возвращались к себе принять пищу. Время от времени они все приглашались на обед в царский дворец или в дом богатого вельможи, или того, чей дом мог вместить так много монахов. Бедные домохозяева поджидали монахов для того, чтобы сделать им подношения. Были также и люди, которые приносили пищу к месту медитации для всей общины. Будда и его последователи принимали пищу только один раз в день перед полуднем. Еду в центре не готовили. Монахи не занимались похоронными ритуалами и не молились за здоровье больных людей, как это делается сейчас во многих странах. Вместо этого они давали краткие наставления своим попечителям до или после принятия пищи, которую они им подносили.

Они говорили ясно и доходчиво, потому что они жили целостной жизнью, вводя обучение в практику. Во время полуденной жары Будда учил своих учеников в тени деревьев. Иногда он делал это и при свете луны, как это и было в случае этой сутры. Будда первоначально объяснял аспекты практики Полного Осознавания Дыхания несколько раз (мы знаем, что было много учеников уже практикующих это), но в этот вечер он, вероятно, в первый раз изложил весь метод систематично и полно.

Он, вероятно, выбрал для проповеди этот вечер, поскольку присутствовало одновременно много бхикшу со всей страны, включая и большое число вновь примкнувших учеников. Многие присутствовали здесь, поскольку завершили уединение сезона дождей на месяц раньше, чем монахи, прибывающие для уединения в общину Восточного парка.

В том году уединение Будды и его учеников было продлено на месяц до четырех месяцев, таким образом, создалась возможность для его последователей со всей страны собраться вместе. В вечер, когда Будда излагал Сутру Полного Осознавания Дыхания, присутствовало около 1000 бхикшу.

 

Часть вторая. Шестнадцать методов.

 

Вторая часть - это суть сутры. В этой части разработаны 16 методов Полного Осознавания Дыхания в связи с Четырьмя Основами Осознанности.

 

1. Четыре подготовительных метода.

В первом и втором методах объектом осознанности является само дыхание. Психика является субъектом, а дыхание - объектом. Дыхание может быть коротким, длинным, тяжелым или легким. Мы видим, как наше дыхание воздействует на психику. Дыхание и психика становятся едиными. Мы также видим, что дыхание - это аспект тела и что осознание дыхания - это одновременно и осознание тела.

В третьем методе дыхание связывается со всем телом, а не с какой-то конкретной его частью. Осознание дыхания является в то же самое время осознанием всего тела. Ум, дыхание и все тело становятся едиными.

В четвертом методе дыхания телесные функции приостанавливаются. Успокоение дыхания сопровождается успокоением тела и психики. Психика, дыхание и тело успокаиваются в равной мере. Только в четырех дыхательных упражнениях мы можем осознать единство тела и сознания. Дыхание - это прекрасный инструмент для успокоения и установления психики на данном этапе.

 

2. Следующие четыре метода.

Пятый метод приводит нас во взаимодействие с нашими ощущениями. Существуют три рода ощущений: приятное, неприятное и нейтральное (не приятное и не неприятное). В результате осознанного дыхания и успокоения тела возникает радость. Это приятное чувство естественно возникает из четвертого метода.

В шестом методе радость трансформируется в мир и чувство счастья и мы полностью осознаем это.

Седьмой и восьмой методы распространяют наше внимание на все возникающие чувства и ощущения. Когда мы осознаем все телесные и все ментальные действия, мы осознаем все ощущения.

Восьмой метод успокаивает тело и психику и приводит их к умиротворению. С этого момента мы можем объединить тело, психику, ощущения и дыхание мирно и полно.

 

3. Следующие четыре метода.

С девятого по двенадцатый методы психика является объектом. Психика состоит из всех функций психики, включая чувства, ощущения и все психические состояния. Буддийская психология насчитывает 51 ментальную функцию. Однако психика также включает в себя и сознание, различающее и отражающее. Осознание в девятом методе включает в себя все, что бы ни возникало в психике в настоящий момент.

Десятый метод приводит психику в состояние радости, поскольку психика легче концентрируется, находясь в спокойном и счастливом состоянии, а не в состоянии горя и беспокойства. Мы сознаем, что имеем возможность практиковать медитацию и что нет более важного момента, чем настоящий. Когда успокоенная психика входит в данное состояние, возникает безмерная радость.

Используя психику для наблюдения за психикой, одиннадцатый метод приводит нас к глубокой концентрации. Психика есть дыхание. Психика есть единство субъекта, который наблюдает и освещает, и объекта, который наблюдается и освещается. Психика исполнена мира и счастья. Психика стала полем света и сил от сосредоточения.

Двенадцатый метод может освободить психику, если она все еще связана. Психика связана или причинами прошлого или будущего, или результатами скрытых желаний и гнева. Ясно наблюдая, мы можем обнаружить эти узлы и можем развязать путы, которыми связана психика. Полное Осознавание Дыхания вдыхает в психику свет наблюдения, который может сделать ее свободной.

 

4. Четыре заключительных метода.

Психика не может быть отделена от своих объектов. Психика есть сознание, чувства, привязанности, отвращение и т.д. Сознание должно быть всегда сознающим что-либо. Чувствование - это всегда чувствование чего-то. Любовь и ненависть - это всегда любовь и ненависть к чему-то. Это что-то и есть психический объект. Психика не может проявиться, если отсутствует ее объект. Психика не существует, если не существует психический объект. Психика в одно и то же время является субъектом сознания и объектом сознания. Все физиологические феномены, такие, как дыхание и нервная система, органы чувств и все психологические феномены, такие, как чувства, мысли и сознание, и все физические феномены, такие, как земля, вода, трава, деревья, горы и реки, являются психическими объектами. Все они могут быть названы "дхармы".

Тринадцатый метод дыхания проливает свет на постоянно меняющуюся природу всего существующего - психологическую, физиологическую и физическую. Само дыхание также непостоянно. Факт преходящести очень важен, поскольку он открывает для нас возможность видеть взаимно связанную и взаимообусловленную природу, а также природу отсутствия "я" (ничто не имеет отдельного независимого "я") всего, что существует.

Четырнадцатый метод позволяет нам видеть, что каждая дхарма уже находится в процессе распада (затухания), и, таким образом, мы больше не захвачены идеей фиксации на какой-либо дхарме как на отдельной сущности, и даже на психологических и физиологических элементах в нас самих.

Пятнадцатый метод позволяет нам войти в осознанность великой радости, радости освобождения, посредством избавления от желания схватывать и удерживать какую-либо дхарму.

Шестнадцатый метод устраняет то, что должно быть оставлено, отбрасывает все оковы невежества и хватания. Быть способным оставлять (что бы то ни было) уже означает пребывать в освобождении.

 

Эти шестнадцать методов могут изучаться и практиковаться разумно. Хотя четыре подготовительных метода очень сильно помогают нашей концентрации, каждый момент нашей практики сам способствует этому и нет необходимости практиковать эти шестнадцать методов в этом порядке. К примеру, вам может подойти практика только четырнадцатого метода в течение нескольких дней или месяцев.

Хотя эти методы представлены очень просто, их эффект огромен. В зависимости от вашего опыта вы можете войти в них или углубленно или поверхностно.

Будда не собирался разрабатывать новые теории для того, чтобы смущать умы: привнося что-то новое в практику, он использовал такие простые термины, как преходящесть, затухание, освобождение и оставление. Действительно, понятие преходящести также включает в себя концепцию несуществования "я", концепции пустотности, взаимосвязанности, отсутствия признаков (алакшана) и отсутствие цели (апранихита). Поэтому важно наблюдать то, что устраняет и ведет к освобождению.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: