СРЕДСТВАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ




Брюханова Ирина Александровна,

студентка группы ДО-17

Научный рук.: преподаватель Дронжек Н.В.

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СРЕДСТВАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Воспитание культуры поведения – одна из актуальных проблем в воспитании современных детей, особенно детей дошкольного возраста, ответственность за которых лежит на плечах взрослых. Современные дети наиболее уязвимы к влиянию общества и интернета. Их понятия о культуре поведения могут путаться, поскольку у каждого человека свой алгоритм действий при определенных ситуациях, и чаще всего детям запоминаются такое поведение, которое связанно с агрессией и вспыльчивостью. Поэтому детям необходимо создать условия для систематической и целенаправленной работы, направленной на формирование первоначальных знаний о добре и зле, о моральных ценностях. В детском саду ведется наиболее продуктивная работа по воспитанию культуры поведения у детей, а особенно у детей старшего дошкольного возраста. Педагоги организовывают среду для воспитания культуры поведения, это и специальные занятия, и беседы, для стимулирования правильного поведения проводятся с детьми сюжетно-ролевые игры, организовываются проблемные ситуации. Воспитание культуры поведения дошкольников в рамках федерального государственного стандарта дошкольного образования реализуется через образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» ив настоящий момент становится одним из приоритетных направлений в дошкольном образовании. Однако, в дошкольных образовательных организациях такая работа ведется не систематически, не всегда применяются инновационные средства, или их примитивность. Возникает вопрос, как воспитывать правильную культуру поведения у нового поколения в условиях прогрессивного общества.

Воспитание культуры поведения у детей это одна из актуальных проблем науки и практики. В работах А. М. Архангельского, Н.Б. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, С.Г. Якобсон, Л.И. Божович, А.М. Виноградовой, А.С. Карповой. В их исследованиях раскрывается сущность основных понятий о моральном воспитании детей дошкольного возраста.

Вопросам воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста большое внимание уделяли и современные педагоги и психологи такие, как Е.А. Алябьева, Л.Р. Болотина, И.Н. Курочкина, С.Н. Николаева, С.В. Петерина, В своих трудах ученые подчеркивают важность воспитания культуры поведения, нравственных чувств ребенка, развития нравственных отношений.

Ученые также подчеркивали необходимость создания специальных условий для успешного воспитания культуры поведения. Данная проблема рассматривалась С.В.Петериной, В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой, Р.И.Журавской, С.А.Козловой.

Культура поведения - это совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, общении другими людьми), в котором находят внешнее выражение моральные эстетические нормы этого поведения. Культура поведения включает: манеры общения, этикет, высшая степень отточенности, отшлифованности действия и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни.

Эффективным методом уточнения систематизации нравственных представлений старших дошкольников является этическая беседа. Такие беседы должны органически быть включены в систему многообразных методов воспитания.

Этическая беседа, как метод нравственного воспитания отличается существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и прежде всего самих воспитанников. Воспитатель дает характеристику тем фактам и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми.

Кроме этических бесед, есть еще одно эффективное средство воспитания культуры поведения – сюжетно-ролевая игра.

Сюжетно-ролевая игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребенка, ее общественную направленность.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование вещей и предметов. Сюжет игры - это ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. Сюжетно-ролевая игра способствует закреплению правил поведения, а именно как здороваться и прощаться, уважительно относиться к взрослым, называть по имени и отчеству, вежливо обращаться с просьбой, извиняться за неловкость.

Сюжетов для игры может быть множество, ведь культура поведения нужна во многих ситуациях: при встрече со знакомым; при общении в детском саду; при посещении поликлиники; при походе в магазин, кино; при посещении театра; в транспорте; в гостях или при приеме гостей у себя; в ежедневном общении и т.д.

При организации сюжетно-ролевой игры как средства воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста необходимо соблюдать следующие условия:

-эмоционально объяснить цель предстоящей деятельности, ее необходимость; вызвать у дошкольников желание в ней участвовать;

-обеспечить активность каждого участника в процессе деятельности; привлечь детей к планированию ее, распределению работы, точно определить обязанности;

-четко выделить этапы работы и дать возможность детям пережить чувство удовлетворения полученными промежуточными результатами и достигнутым общим успехом.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра влияет на личность ребенка, на развитие и формирование положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, на развитие нравственных качеств, и в частности культуры поведения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: