Музыкальное мышление. Основные проблемы формирования.




Типы музыкально-исполнительского мышления
Творческое

Самостоятельное

Активное

Пассивное

В доподростковый (младший школьный) период выражение отношения к тому или иному явлению искусства осуществляется преимущественно на наивно-интуитивном уровне, характерном для психического развития детей этой возрастной группы. Активность, непосредственность восприятия, яркость и новизна впечатлений позволяет детям порой талантливо, самобытно выражать своё отношение к услышанной или исполненной музыке, либо к увиденным картинам.

Отмеченная выше эпизодичность, фрагментарность детского восприятия постепенно уступает место стремлению к систематизации, нахождению общих принципов, лежащих в основе того или иного процесса. «В музыке этот этап отмечен увеличивающейся способностью классифицировать музыку, как соответствующую правилу и стилю, и улучшающимися результатами в тех заданиях, которые требуют восприятия и памяти в рамках, соответствующих определённой культурной норме» [118, с. 74]. В годы среднего детства центр деятельности смещается от собственно музыкального материала к освоению канонических форм, к изучению художественного языка культуры. Из трех основных уровней психического отражения, выделенных Б.Ф. Ломовым (сенсорно-перцептивного, представленческого и уровня понятийного) в этот возрастной период мышление ребенка выходит на уровень обобщения первичных сенсорно-перцептивных ощущений, на уровень представлений. В подростковом возрасте выражение отношения к творческой деятельности начинает соотноситься с условно-знаковой системой искусства, которая становится организующим началом в художественном осмыслении конкретно-чувственного материала. Воплощая художественный образ в своем исполнении, начинающий пианист решает целый ряд интерпретационных задач (возникновение, осмысление характеристик образа, соотнесение их с авторским замыслом, поиск своих интерпретаторских решений). Поэтому подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной и творческой активностью, которая стимулируется естественной возрастной любознательностью подростков.

В структуре художественно-образного мышления подростков достаточно ощутимо выделяется как чувственная, так и рациональная основа образов, их чувственное и рациональное содержание. Первое из них основано на образах восприятия, ощущения, представления, второе – на образах логических структур и явлений.

Ф ормирование художественно-образного мышления начинающего пианиста – это смысловой уровень постижения произведения, развитие «способности устанавливать (схватывать…) и преобразовывать связи между звучанием и смыслом» [203, с. 601]. Смысл в данном случае понимается как актуализация художественно-эстетического содержания произведения, в ходе которого чувственная, логическая и смысловая информация о нем аккумулируется в художественный образ.

Художественно-образные представления являются проводниками основных идей в формировании художественной деятельности учащихся в любой сфере искусства. Они служат «строительным материалом» в формировании музыкально-исполнительского мышления пианиста. Будучи связанными с такими познавательными процессами как восприятие, память, воображение, художественно-образные представления непосредственно участвуют в осознании и, в дальнейшем, воплощении художественного образа, заложенного автором в музыкальном произведении.

Художественно-образное мышление, благодаря полимодальности, имеет широчайшие возможности как для формирования, так и для участия в процессе творчества.

Формирование художественно-образного мышления во многом зависит от последовательного осуществления принципа полихудожественного воспитания. Модернизация содержания образования и обновление методов и средств обучения являются основой новых педагогических поисков. В этой связи взаимодействие искусств служит главным целям образования». С точки зрения музыкознания данную позицию можно подкрепить высказыванием М.М. Бахтина: «Наиболее напряженная и продуктивная жизнь культуры происходи т на границах отдельных ее областей, а не там и не тогда, когда эти области замыкаются в своей специфике».

На формирование художественного мира юного исполнителя может активно воздействовать также использование различных невербальных и вербальных средств. Первые из них – это различные сопутствующие или наводящие выразительные жесты педагога, выразительная мимика, характерный взгляд, смех, интонируемые восклицания и т.д. Ко вторым относится богатейший арсенал художественно-образных ассоциаций, питающихся впечатлениями как от разнообразных художественных явлений, так и от многочисленных жизненных наблюдений. Естественно возникают при работе над музыкальным произведением ассоциации с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, архитектурой, театром, кино. Среди эффективных средств воздействия во время занятия (исполнительского показа (К.Н. Игумнов), выразительной жестикуляции (Ф.М. Блюменфельд) самым действенным средством «эмоционального заражения» корифеи отечественной фортепианной школы считали слово. Именно оно способствует наиболее глубокому и всестороннему постижению исполняемого произведения.

Важную роль в зарождении и формировании художественно-образных представлений играет использование таких форм внеклассной роботы как посещение театра с его многообразием полихудожественных связей, постановки своих собственных учебных театральных спектаклей с чередованием исполнения учениками фортепианной музыки с поэтическими эпизодами, с самодельными декорациями. Большой интерес у учеников и их родителей вызывают классные концерты, в которых исполнение произведения на фортепиано предваряется вступительным словом исполнителя.

Билет 17.

1.Метод системного анализа произведения.

2. Работа над полифонией.

Заведующая кафедрой Майковская Л.С.

Преподаватель Воскобойникова Э.Г.

 

1.Анализ причин весьма низкого «коэффициента полезного действия» занятий в фортепианных классах музыкальных школ свидетельствует о том, что помимо причин общесоциального характера (перегруженность детей в общеобразовательной школе, потеря привлекательности начального музыкального образования для учащихся и их родителей) существует причина, затрагивающая глубинные пласты образования в музыкальных школах – утеря содержательности воспитания. На данном этапе модернизации деятельности детских музыкальных школ с особой остротой встал вопрос о разработке принципов организации учебного процесса, дающих возможность максимально раскрыть перед учащимися художественно-образное богатство изучаемых ими произведений. В этом контексте в исследовании выдвигается задача разработки условий максимального насыщения урока, способную решить сразу две проблемы: 1) удовлетворить насущную потребность наполнения процесса обучения глубокой содержательностью, 2) создать условия для успешного осуществления по-настоящему художественного воспитания будущих пианистов. Решение этих важнейших педагогических задач требует в первую очередь обращения к сложной структуре музыкальных произведений, посредством изучения и исполнения которых учащийся «входит» в образный мир музыки. Этой задаче в полной мере отвечает метод системного анализа произведения.

Музыкальное произведение представляет собой сложную многоуровневую систему. В ней выделим два уровня: а) уровень средств музыкальной выразительности, заложенный композитором, отраженный в нотном тексте, и 2) уровень исполнительских выразительных средств. Первый, следуя от наиболее обобщенных категорий к более локальным, содержит следующие компоненты: 1) художественный образ; 2) стиль; 3) жанр; 4) форма; 5) средства музыкального языка (мелодия, гармония, ладотональность, метроритм, тембр и др.); 6) фактура.

К уровню исполнительских выразительных средств относятся: интонирование, темп, агогика, динамика, артикуляция, туше, звукоизвлечениение, аппликатура, педаль. Уровень исполнительских средств – это «экспериментальная лаборатория» исполнителя, где он может проявить весь свой творческий интерпретационный потенциал. Мы попытались отобразить данную структуру произведения наглядно в виде графической модели системного анализа музыкального произведения:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: