Анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукции




Показатели производства продукции и факторы их определяющие

От объема, ассортимента и качества выпущенной и реализованной продукции зависят себестоимость, прибыль, рентабельность, платежеспособность организации (предприятия) и другие показатели, характеризующие эффективность производства. При анализе формирования и выполнения производственной программы необходимо дать оценку перспектив ее реализации с точки зрения получения прибыли. При рыночных отношениях объектом анализа является не просто объем производства, а получение заказа на произведенную продукцию.

На первом этапе анализа необходимо проверить увязку плана реализации с планом выпуска продукции и остатками нереализованной продукции, а так же обеспеченность планового объема реализации договорами с покупателями. Основная задача – анализ конкурентных позиций предприятия и его способности гибко маневрировать ресурсами при изменении конъюнктуры рынка. Реализуется путем решения следующих задач:

1 Оценка выполнения плана и динамики показателей производства и реализации продукции.

2 Проверка сбалансированности и оптимальности планов производства и реализации продукции.

3 Выявление влияния факторов на изменение объема произведенной и реализованной продукции.

4 Выявление внутрихозяйственных резервов увеличения объема выпущенной и реализованной продукции, разработка мероприятий по их мобилизации.

Источниками информации для анализа служат: бизнес-план организации (предприятия), оперативные планы-графики, данные текущей и годовой бухгалтерской и статистической отчётности, данные текущего бухгалтерского и статистического учета.

Произведенная продукция может выражаться в натуральных, стоимостных и трудовых измерителях.

Натуральные показатели (штуки, метры и др.) используют при анализе объема производства по отдельным видам и группам однородной продукции.

С помощью разных трудовых измерителей (нормо-часов, нормативной стоимости обработки) определяют трудоемкость продукции, что во многих случаях лучше характеризует объем выполняемых работ по сравнению со стоимостными показателями. Измерение продукции в трудовых единицах имеет и недостатки, связанные с содержанием самих измерителей. Поэтому при анализе использования единиц трудоемкости имеет вспомогательное значение наряду с основной денежной оценкой. Обобщающие показатели объема производства получают с помощью стоимостной оценки, используя для этого текущие и сопоставимые цены. Выбор того или иного измерителя зависит от конкретных условий и целей. В разных отраслях экономики в качестве показателей объема продукции выступают: в промышленности – выпущенная продукция и реализованная продукция; в сельском хозяйстве – валовая продукция и товарная; в торговле – товарооборот.

 

29.Общая характеристика выполнения плана и динамики производства и реализации продукции

На первом этапе анализа производится оценка выполнения плана и динамики показателей производства и реализации продукции. При оценке степени выполнения плана рассчитывается процент выполнения плана и отклонения от него. При анализе динамики произведенной и реализованной продукции определяются такие показатели, как: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, абсолютный размер 1 % прироста. Абсолютный прирост (∆Р) характеризует, насколько увеличился объем производства по сравнению с прошлым периодом:

∆Р = Р1 – Р0; (7.1)

Темп роста продукции(tp) – отношение объема производства отчетного периода к объему производства базисного периода

tp = (t1/t0) × 100 (в %); (7.2)

Темп прироста (tpr)– отношение абсолютного прироста за данный период к абсолютному уровню предшествующего периода:

tpr = (P1 – P0)/P0 × 100 % или tpr=∆P/P0 × 100 %; (7.3)

Абсолютный размер 1 % прироста (∆Р1%)– частное от деления абсолютного прироста на его темп (%):

∆Р1 % = ∆Рр /tpr. (7.4)

Анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукции

Ассортимент продукции – это перечень выпускаемых предприятием изделий с указанием их выпуска, артикула, размера и т.д. по каждому виду. Развернутый ассортимент отражается в договорах между покупателями и поставщиками.

Процент выполнения плана по ассортименту рассчитывается путем отношения продукции, зачтенной в выполнение плана по ассортименту к плановому объему продукции:

%АСС = (ΣПасi/ Пп) × 100 % (7.5)

где Пасi продукция, зачтенная в выполнение плана по ассортименту; Пп объем продукции по плану.

В выполнение плана по ассортименту засчитывается фактический выпуск продукции, но не выше запланированного.

Структура продукции – это соотношение отдельных ее видов в общем объеме выпускаемой продукции.

Выполнить план по структуре означает сохранить в фактическом объеме выпускаемой продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Т.к. материалоемкость, трудоемкость, рентабельность отдельных видов продукции различны, изменение структуры выпускаемой продукции оказывает влияние на такие показатели, как себестоимость, прибыль, объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении.

Процент выполнения плана по структуре определяется путем отношения выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по структуре, к фактическому объему выпускаемой продукции.

В выполнение плана по структуре засчитывается фактический выпуск при фактической структуре, но не выше фактического выпуска при плановой структуре. Фактический выпуск при плановой структуре определяется путем умножения фактического выпуска продукции (всего) на плановый удельный вес каждого вида продукции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: