Упражнения для развития голоса. ( координация движений диафрагмы)




МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»

Актерский факультет

Реферат

«Дыхание и постановка голоса»

Выполнила:

Студентка 3 курса

Специальности 52.05.01 «Актерское искусство»

Екатерина Сергеевна Бороненкова

Худ.руководитель курса: В.И.Марченко

Проверил

Доцент кафедры сценической речи,

заслуженный работник культуры России,

член СТД РФ

Москвина В.А.

 

Оценка:

______________ (______________)

подпись преподавателя

 

________________ (дата)

 

Екатеринбург. 2020 год

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………….3

Глава 1. Так как же устроен дыхательный аппарат?..............4

Глава 2. Как работать над дыханием ………………………….8

Глава 3. Упражнения для развития голоса ………………...…9

Заключение…………………………………………………..…14

Список литературы ……………………………………………15

Введение Дыхание это естественный и физиологический процесс. Человек дышит во сне, при приеме пищи, во время физической и умственной работы. Но, особое значение процесс дыхания приобретает в речевой деятельности. Без правильного дыхания мы не способны освоить базовую технику сценической речи. Дыхание является одним из самых существенных и важных элементов воспитания речевого голоса и правильного произношения звуков речи. От точного распределения сил во время дыхательного процесса, зависит красота, направленность слова, подвижность голоса, широта средств актерской выразительности, и мелодика речи. Дыхание помогает приобрести в речевом голосе яркость, легкость, округлость, высоту, плотность, владение регистрами, а также нормализует дикцию. Регулярное развитие навыков и рациональное распределение речевого дыхания способствуют физическому развитию голосового аппарата, а как следствие повышают выносливость речевого аппарата и благотворно влияет на здоровье занимающегося. Кроме того, правильное дыхание предохраняет речевой голос от переутомления, преждевременного изнашивания и позволяет надолго сохранить его качества. Неумелое, неверное пользование дыханием может лишить речевой голос всех этих качеств и вызвать ряд голосовых заболеваний. Важность дыхания в работе над развитием речевой техники – неоценима. Поэтому моей задачей в данной работе стало не только научиться правильно, дышать, но и выбрать комплекс упражнений, которые помогут другим студентам исправить свои неточности в речевой работе и овладеть речевой техников в совершенстве.     Глава 1 «Так как же устроен дыхательный аппарат?» Дыхательный аппарат состоит из трахеи, бронхов с бронхиолами (бронхиального дерева) и легочной ткани, где в легочных пузырьках (альвеолах) совершается газообмен между воздухом и кровью. Трахея разветвляется на два бронха, которые образуют в легких мелкие веточки — бронхиолы.[] На двух главных ветвях бронхиального дерева (по своему строению легкие очень напоминают дерево с ветвями и веточками) образуются два легких; каждое из них имеет конусообразную вершину, обращенную кверху. Более широкое основание легких лежит на диафрагме. Боковыми частями легкие прилегают к стенкам грудной полости. Сверху легкие покрыты двойной (гладкой и скользкой) оболочкой — плеврой. В легких нет собственной мускулатуры, и, поскольку они прилегают к внутренним стенкам грудной клетки и диафрагме, все движения стенок грудной клетки и диафрагмы передаются легким. Диафрагма прикреплена к нижним ребрам и поясничным мышцам. При вдохе дыхательные межреберные мышцы и диафрагма сокращаются; грудная клетка, расширяясь, слегка приподнимается. Опущение и уплощение купола диафрагмы влечет за собой расширение легких и заполнение их воздухом. Как только мышцы расслабляются, легкие, благодаря гладкой мускулатуре бронхов и эластичности ткани, сжимаются   Из книги «Патафизиология речи,голоса и слуха» польского профессора — фониатра А.Митринович — Моджеевска, я отметила что «... значение дыхания во время фонации заключается в том, что выдыхаемый воздух, собирающийся под закрытой голосовой щелью, производит давление на многочисленные окончания чувствительных нервов, подходящих к сли-зистой оболочке подскладочного пространства. Подскладочное пространство является рецептором для рефлексов, обусловли-вающих функцию голосового аппарата...». [5] Следовательно, только за счет энергии вдохов и выдохов мы способны изменять глубину и силу голоса. Вдох и выдох обычно осуществляются непроизвольно, но дыханием можно и управлять. Дыхательные упражнения в результате систематического и частого повторения становятся условными раздражителями для коры головного мозга и могут изменить характер дыхания — его ритм, глубину. Дыхание обычно, как мы уже говорили, совершается «автоматически». При звучащем выдохе (речи, пении) вдох и выдох совершаются произвольно, при активном участии мышц вдоха и выдоха. Диафрагма — мощная мышца вдоха; при ее участии заполняется воздухом нижняя, более широкая часть легких. Брюшной пресс является ее антагонистом — это очень сильная мышца выдоха. По современным данным, основную энергию звучащего голоса дают произвольные мышцы — выдыхатели грудной клетки и брюшного пресса. Но диафрагма, являющаяся мышцей вдоха, и гладкие мышцы, заключенные в стенках бронхиального дерева, также активно участвуют в выдохе, противодействуя ему. При сокращении диафрагма надавливает на органы, находящиеся в брюшной полости; живот слегка выпячивается вперед, а нижнебрюшные мышцы подтягивают низ живота. При помощи мышц— выдыхателей человек может регулировать струю выдыхаемого воздуха, подаваемую к голосовым складкам; может корректировать подскладочные давления, не-обходимые для более сильного или более легкого звучания. Гладкие мышцы, регулируют просвет воздухоносных путей и тем самым дают возможность менять объем воздуха, поступающего к голосовым складкам. Гладкие мышцы не поддаются управлению, но мы можем влиять на их работу косвенным путем. После того, как мы ознакомились с системой работы дыхательных путей, можно переходить к видам дыхания. Виды дыхания: В жизни мы используем несколько разных видов дыхания, при которых все так же работают мышцы вдоха и выдоха, но принцип движения у них совсем разный. Дыхание может быть различным, в зависимости от обстановки. Во время сна оно ритмично и спокойно; в статичном положении при бодрствовании может быть ритмичным и глубоким; во время резких движений — поверхностным. Главным регулятором дыхания является дыхательный центр, расположенный в продолговатом мозгу. Кроме того, в разных участках центральной нервной системы имеются отделы, которые также регулируют процесс дыхания. Выбор дыхания совершается, в зависимости от физического воспитания, в детские годы. Большое значение для людей речевых профессий имеет условно-рефлекторное влияние на дыхательный центр — волнение перед выступлением или даже мысленное представление о выступлении. Таким образом, периферическая часть речевого аппарата состоит из трех систем: системы, образующей голос; артикуляционной системы и дыхательной. А работа всего речевого аппарата обеспечивается одновременной деятельностью всех трех систем периферического отдела под управлением центрального отдела голосового аппарата — головного и спинного мозга и их проводящих путей. В дальнейшем, работая над формированием голоса, осваивая дикцию и дыхание, на практике можно убедиться в возможности и необходимости сознательного управления своим речевым аппаратом. Однако несмотря на очень точную и слаженную работу дыхательных мышц, есть особенности тела которые уже на этапе своего существования способны повлиять на то как мы дышим, например степень искривленности нашей осанки. Но давайте разберемся, как это влияет на работу дыхательных мышц. Под хорошей осанкой понимают правильное положение тела в покое и движении. Полноценное здоровье и воспитание навыков правильного дыхания возможны только при сохранении осанки, когда голова держится прямо, плечи слегка опущены и отведены назад, спина прямая, грудь немного выступает вперед, низ живота подтянут. В такой позе следует держаться непринужденно, свободно, без напряжения. Хорошая осанка не только делает фигуру стройной, а походку легкой и красивой, но также оказывает влияние на процесс голосообразования. Нарушение осанки почти всегда ведет к нарушению правильного процесса дыхания. Очень часто преподавателю приходится встречаться с недостатками дыхания, зависящими от дефектов осанки. При воспитании правильного речевого дыхания имеет значение и нормальное развитие грудной клетки. Во время занятий необходимо своевременно выявить недостатки и постоянно следить за правильной осанкой. Необходимо подбирать упражнения, которые укрепляют расслабленные группы мышц при неправильной осанке, учитывая, что дефекты в этой области приводят к неправильному дыханию, а неверный способ дыхания, в свою очередь, приводит к неправильной осанке. Голос человека с неправильной осанкой быстро устает, появляются частые профессиональные заболевания. Все это отражается на общем самочувствии, поэтому можно утверждать, что воспитание правильной осанки — один из элементов правильного дыхания и звучания.   Полностью проанализировав принципы работы системы дыхания, его видов и факторов которые могут на неё повлиять, можно переходить к главе где мы разберемся, как работать над своим дыханием, без вреда для здоровья и получения только полезных навыков. Глава 2 «Как работать над дыханием» Если центральная нервная система, по современной теории, представляет собой как бы «штаб» речевой деятельности, то работу дыхательного аппарата можно назвать одним из главных «полей сражения». Дыхание играет большую роль в образовании звука, так как от величины давления зависит амплитуда колебания голосовых складок. Кроме того, дыхание поднимает тонус внутренних мышц гортани, определяя интенсивность речевого голоса и в какой-то мере — его тембр. Особенности физиологического и речевого дыхания. Когда человек молчит и его речевой аппарат находится в состоянии покоя, задача дыхания только в вентиляции легких. При дыхании во время речи к функции газообмена присоединяется голосовая деятельность, то есть вовлекаются голосовой и артикуляционный аппараты. Такое дыхание называется речевым,т.е. дыханием, участвующим в голосообразовании. В физиологии и экспериментальной фонетике делается различие между спокойным дыханием вне речи и речевым дыханием. Учитывая разницу между обычным газообменным и фонационным дыханием, следует различать виды тренировочной работы по воспитанию навыков в работе над дыханием и упражнения, укрепляющие мышцы и обеспечивающие правильное дыхание. Это могут быть упражнения по лечебной физкультуре. Кроме того, для развития речевого голоса необходима тренировка дыхания со звуком или мысленным чтением. Особого внимания требует правильная дозировка вдоха, создающая верное соотношение между надскладочным и под- складочным давлением в процессе колебания голосовых складок. Эта же концепция говорит и о большой пользе тренировки дыхательного аппарата со звуковым или мысленным чтением. Обычной ошибкой начинающих заниматься речевым голосом является стремление набрать как можно больше воздуха. Они перебирают дыхание, поднимают плечи, тем самым переполняя легкие воздухом. При таком дыхании очень затруднен выдох, а речевой голос теряет присущий ему тембр, звучит сдавленно и неприятно, теряется ровность звучания. Следует придавать также большое значение упражнениям по дыханию в движении. По существу, все упражнения, делаются с движением, которое косвенным путем способствует установлению правильного дыхания. Упражнения делаются сначала плавно, легко, без резких движений, затем, по мере освоения, убыстряются. Правильное использование дыхания проверяется в ходьбе, беге, танце. Дыхание, тренированное длительное время в статическом положении и без звука, во время движения и речи расстраивается. Нарушается его правильность и ритмичность, дискоординируется грудное и брюшное дыхание, выключается носовой вдох, что ведет на практике к ухудшению речевого звучания и появлению одышки. Итак, рациональная тренировка речевого дыхания должна, в конечном счете, привести к тому, чтобы занимающийся во время движения (бега, ходьбы и т.д.) не задыхался и мог использовать лучшие качества голосового звучания.     Глава 3  

Упражнения для развития голоса. (координация движений диафрагмы)

Чтобы научиться правильно, дышать вам надо четко разграничить и понять различие в дыхательной техники на уровне мышц и подсознания. Но все приходит не сразу, и для начала поделайте несколько упражнений, чтобы на осознанном уровне понять принцип диафрагмального дыхания.

1) Стоя перед зеркалом, сделайте вдох. Поднялись ли ваши плечи и грудная клетка? Слышится ли звук "засасывания" воздуха? Бывает ли так с вами когда-нибудь? Лягте спиной на пол. Слегка подожмите колени, чтобы ступни стояли на полу, но не очень близко к ягодицам. Подложите под голову подушку или книгу, чтобы позвоночник находился в естественном состоянии. Убедитесь в том. Что шея и плечи находятся в расслабленном состоянии. Положите руку на живот возле пупка, вздохните и выпустите воздух, зевнув. Зевки и вздохи — естественная реакция тела на снятие напряжения. Дыхание при этом замедляется.

2) Находясь в том же положении, сделайте несколько плавных глубоких и частых вздохов, положив руки на живот. При этом вы должны ощутить движение. Не делайте много повторений, так как это утомительно; необходимо всего лишь ощутить движение диафрагмы.

3) Находясь в том же положении, буквально "засмейтесь животом". Держа руку на диафрагме, вы должны ощутить некоторое движение в животе.

4) В том же положении сделайте вдох, почувствуйте, как живот поднимется, и в тот момент, когда он начнет опускаться, плавно

выдохните воздух. Заметьте, что после выдоха у вас не сразу появляется

потребность в новом вдохе. После выдоха ребра как бы "раскрываются",

освобождая пространство для новой порции вдыхаемого воздуха.

Выдержка паузы между вдохами способна замедлять ритм дыхания и

помочь расслабиться. Даже если вы выдохнули максимально возможное

количество воздуха, в легких все равно останется еще достаточно большое его количество. Навык автоматического вдоха и ВЫДОХ.

Дышите легко. Не пытайтесь во время этого упражнения вдохнуть

больше воздуха. Прочувствуйте движение живота, а на выдохе

произносите что-нибудь типа "расслабляюсь" или "отдыхаю".

7) Примите сидячее положение, продолжая контролировать свое дыхание. Если грудь начинает подниматься, положите на нее руку. В этом положении повторите одно из первых пяти упражнений, то, которое считаете наиболее полезным для себя.

8) Стоя перед зеркалом следите за тем, чтобы быть спокойными, чтобы плечи были опущены, а грудь не поднималась. Следите за лицом: признаком напряжения является нахмуреность бровей. Помните: это дыхательные упражнения, а дышите вы всю свою жизнь.

8) Примечание. Если при выполнении этих упражнений вы почувствовали головокружение, необходимо остановиться. Это может произойти потому, что вы стали вдыхать больше чем обычно количество кислорода, и это "удивило" мозг. Вернитесь к своему нормальному дыханию и сконцентрируйтесь на выдохе.

9) Бег и произнесение цифр.

Построение — в круге, колонна по одному. Техника исполнения. Пробежка в течение 30—40 секунд. Затем постепенно замедляющаяся ходьба и, наконец, остановка. Длительность ходьбы не должна превышать длительности бега. После остановки — поворот лицом в круг и произнесение отдельных цифр: «один, два, три» (вдох), «четыре, пять, шесть» (вдох), «семь, восемь, девять» (вдох), и так далее, до тех пор, пока дыхание не придет к норме.

Когда упражнение выполняется в первый раз, ведущий должен жестами рук и устными указаниями постепенно замедлять темп исполнения, добиваться тихого, но опорного звучания, заставить учащихся перейти на шепот, а затем снова говорить в полный голос.

Так же можно проводить данное упражнение в игровом формате на развитие фантазии, к примеру, собирая листочки с деревьев или перепрыгивая через лужи.

 

10) Для установки правильного дыхания нужно встать прямо, расправить плечи, положить руки себе на рёбра и попытаться раздвинуть рёбрами собственные руки. Трудность этого упражнения в том, что человек обычно дышит грудью, а здесь надо опустить воздух на уровень диафрагмы. Замечательный педагог по сценической речи Е. Ласкавая, показывая, как, правильно набирать дыхание, кладёт ребят на пол и предлагает им потолкать животом пол.После того как правильное дыхание установлено, можно переходить к следующим упражнениям на дыхание: беззвучные упражнения; упражнения

с одним звуком; упражнения с одним словом; упражнения с одной или несколькими фразами.

«Свечка» Участники ставят палец перед ртом. Набирается и устанавливается правильное дыхание, после чего воздух выпускается тоненькой струйкой, так чтобы «пламя свечи» не колыхнулось.

«Погреем ручки» (из упражнений Е. Ласкавой). Участники ставят перед ртом ладонь и широко раскрытым ртом медленно выпускают воздух на ладошку.

«Разброс» (из упражнений М. Гансовской). На вдохе прыжком широко расставляются ноги и в разные стороны раскидываются руки. На счет 4, 8 и 12 выдыхается воздух и занимается исходное положение.

«Снайпер» То же, что и «свечка», но воздух выдыхается одномоментно и за максимально короткое время.

«Упрямая свечка» То же, что и «снайпер», но воздух выдыхается в несколько приёмов без дополнительного добора дыхания.

«Комарик» Руки в стороны. Перед носом у каждого вьётся со звуком «з-з-з-з» «комарик». Звук произносится на выдохе, на одном дыхании. На выдохе руки медленно сводятся, и в конце дыхания «комарик» прихлопывается.

«Счёт» Распределить выдох на заранее заданное количество счётов: четыре, двенадцать, шестнадцать. Количество счетов обычно дается кратным четырем, трём. Это упражнение обычно сопровождают движением руки. Пока рука движется в одну сторону, произносится одна цифра (один раз непрерывным звуком), пошла рука в другую сторону - следующая цифра (и тоже один раз непрерывным звуком).

11) «Егорки» В завершение этой части занятия обычно дают такую чистоговорку: «Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...» и т.д. Перед началом счёта Егорок подбирается дыхание. Это упражнение хорошо тем, что наглядно показывает, насколько ученики смогли продвинуться по сравнению с прошлым разом. Очень важно помнить, что время выполнения каждым учеником каждого дыхательного упражнения индивидуально и определяется тем, насколько хватит дыхания у конкретного человека.

Заключение.

Как мы уже поняли – дыхание это естественный процесс организма, но в речевой технике это первое над чем необходимо начинать точную и аккуратную работу. Если вы владеете своим дыханием неправильно, у вас уходит гораздо больше сил и энергии на формировании направленного слова, создания речевых особенностей персонажа и даже вполне элементарную работу в других регистрах диапазона.

Как следствие неправильной работы - мы приобретаем голосовые нарушения, болезни, падает выносливость мышц, появляется одышка.

Но благодаря упражнениям, можно всего этого избежать и не просто верно орудовать дыхательной системой, а ещё и продвигаться дальше в освоении техник речи. Актер умеющий очень точно владеть своим голосом, способен захватить внимание зрителя с первого вдоха.

Это не просто физическое свойство организма, это тонкое орудие, с помощью которого можно добиться очень многого.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Б.В.Гладков, М.П.Пронина, О полѐтности сценического голоса, Теория и практика

сценической речи, вып.2, 1992, СПб. Гос.институт теат-ра, музыки и

кинематографии.

2. К.С. Станиславский ―Работа актера над собой‖, Письма. Л.1980

3. Зинаида Савкова. Как сделать голос сценическим. Изд. Искусство, 1969 год

4. Митринович-Моджеевска А. «Патофизиология речи, голоса и слуха» 1965 год

5. Ю. А. Васильев «Сценическая речь: движение во времени»

6. Ю.А. Васильев «Сценическая речь. Голос действующий»

7. Э.М. Чарели «Как развить дыхание, дикцию, голос»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: