Структура филологического знания





Филология как форма самопознания культуры

 

Специфика филологии и её историческое развитие

 

Филология – совокупность гуманитарных дисциплин[1], изучающих культуру через содержательный, языковый и стилистич. анализ письменных текстов. Филология изучает культуру в качестве текста. Эта наука является одной из форм самопознания культуры.

Филолога интересуют в тексте как его внутренние аспекты, так и внешние связи. Отсюда проистекают две разновидности (формы) филологической работы:

1) Скромная – анализ текста, не допускающий отхода от его конкретности.

2) Вольная – анализ связей текста с контекстом. Этот путь тяготеет к универсальности и всеохватности.

Филология возникает из философии и в форме философии – форме философской рефлексии над мышлением (словом и речью). У филологии две родины – древняя Индия и Древняя Греция, которые являются родинами философии. Первоначальное двуединство философии и филологии переросло позднее в конфликты между филос. волей к абстракции и конкретностью филологии.

Первоначально филология являла себя как универсальная форма знания. Филолог-классик – характерный для периода с Ренессанса до сер. 19 в. специалист по антич. текстам – совмещал в себе лингвиста, критика, историка гражд. быта, нравов и культуры и знатока др. гуманитарных, а иногда даже естеств. наук – всего, что в принципе может потребоваться для прояснения того или иного текста. Впоследствии происходит дифференциация – некогда единая историкофилол. наука распадается на лингвистич., лит.-ведч., историч. и др. гуманитарные дисциплины. Филология теряет содержательную целостность. Множатся разновидности филологии. Раньше их существовало всего две – классическая и «священная», «специализирующиеся», соответственно, на текстах классической античности и текстах Библии, обоих Заветов. В этих текстах европейское человечество видело источник высшей духовной ориентации. Теперь же разновидностей филологии существует столько, сколько языково-письм. регионов мира. По мере научного прогресса филология отказывается от выделения особо привилегиров. текстов, становится демократической. Оборотной стороной расширения предмета филологии является утрата "интимности" в отношении к предмету. Хотя, безусловно, существуют тексты, сохраняющие своё значение жизненного символа национальных культур. Таковыми выступают творения Данте для итальянцев, Гёте – для немцев, Пушкина – для русских.

Это первый аспект ломки принципов классической филологии в условиях тенденций новейшего времени. Второй аспект заключается в том, что ориентация на целостный текст, характерная для классической филологии, сегодня утрачивает своё монопольное значение. В наше время гуманитарные науки охотно пользуются возможностями осуществления анализа в двух полярных измерениях – на уровне глобальных обобщений (уровень "макроструктур") и на уровне выделения минимальных единиц значений и смысла (уровень "микроструктур"). Как то, так и другое не соответствует человеческому измерению, которое было свойственно классической филологии[2].

Третий аспект трансформации филологии заключается в том, что гуманитарное знание (и филология как его часть) подвергается формализации – уподобляется знанию точных наук, в частности, математики. В классической же филологии важную роль играет интерпретация (понимание), так как сама она является искусством понимать написанное. Интерпретация содержит в себе противостоящие идеалам строгой научности элементы, такие, как интуиция, житейская мудрость, здравый смысл. Математически точные методы возможны лишь в периферийных областях филологии. Однако это не значит, что в классической филологии культивируется субъективность (царствует произвол). Этой науке также свойственна строгость («точность»), но достигается она иначе, чем в точных науках, – посредством постоянного нравственно-интеллектуального усилия, высвобождающего возможности человеч. понимания, оберегающего его как от буквальности, так и от солипсистской[3] субъективности. Филология – это наука понимания Другого: другого человека, др. культуры, др. эпохи. Она не лишает Другого права на существование – не превращает его ни в "исчислимую" вещь, ни в отражение собств. эмоций интерпретатора.

 

Структура филологического знания

 

В филологии как науке выделяются две основные научные области: литературоведение и языкознание (лингвистика).Литературоведение – наука, изучающая художественную литературу. Главные отрасли литературоведения – теория литературы и история литературы. Теория литературы изучает сущность литературы – литературу как своеобразную форму духовной (в том числе, познавательной) деятельности человека, происхождение литературы, формы литературы, её общественные функции, законы её развития. Также теория литературы изучает структуру и форму (жанры) художественных произведений, принципы создания произведений, принципы их толкования (интерпретации), их читательское восприятие, специфику художественной речи. История литературы изучает многовековой процесс развития художественной литературы всех народов. Данная литературоведческая дисциплина разделяется на поддисциплины по эпохам и отдельным странам. Например: «История античной литературы», «История английской литературы Средних веков», «История французской литературы эпохи Ренессанса». Среди выдающихся отечественных литературоведов 20 века следует назвать Михаила Михайловича Бахтина, Юрия Михайловича Лотмана, Михаила Леонидовича Гаспарова, Дмитрия Сергеевича Лихачёва.

Вспомогательными дисциплинами литературоведения являются библиография[4], текстология[5], палеография[6]. Литературоведение связано с эстетикой, философией (в частности, со структурализмом), языкознанием, историей, социологией.

Истоки литературоведения в античности – в сочинениях Аристотеля ("Об искусстве поэзии", "Риторика"), Горация ("Наука поэзии"). Как наука литературоведение оформляется в 19 веке (термин «литературоведение» введён германистом Эрнстом Эльстером в 1897 г.). В 20 веке литературоведение представлено множеством направлений: духовно-историческая школа[7], «формальный метод»[8], психоаналитический метод[9], социологический метод[10], ритуально-мифологическая теория[11], структурализм.

На стыке литературоведения и самого литературного творчества находится литературная критика, которая занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (в том числе насущных проблем общественной и духовной жизни), выявляет и утверждает творческие принципы литературных направлений, оказывает активное влияние на литературный процесс, а также непосредственно на формирование общественного сознания. Выдающиеся отечественные литературные критики 19 столетия – Виссарион Григорьевич Белинский, Николай Александрович Добролюбов, Николай Гаврилович Чернышевский, Павел Васильевич Анненков.

Языкознание (лингвистика) – наука об общих законах строения и функционирования человеческого языка. Языкознание возникло в культурах древнего востока (в Древнем Китае и Древней Индии) и в культуре античности (Древней Греции и Древнего Рима). Как наука языкознание оформляется в начале 19 в. в форме общего и сравнительно-исторического языкознания. Общее языкознание исследует универсальные свойства языка – прежде всего наиболее общие закономерности его структурно-системной и знаковой организации, семантики и синтаксиса, а также фонетики. Основателем общего языкознания, а также философии языка как базы языкознания является Вильгельм фон Гумбольдт. Язык, по Гумбольдту ("О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода"), есть деятельность (а не продукт деятельности) человеческого духа и национальное сознание народа. Язык имеет национальную природу, а не общечеловеческую (логическую) и не индивидуальную (психическую). Язык (языковое сознание) замыкает возможности восприятия его носителя своими границами, выйти из которых можно лишь в случае освоения другого языка.Сравнительно-историческое языкознание (лингвистическая компаративистика) занимается установлением степени родства между языками (построением генеалогической классификации языков), которое понимается историко-генетически (как факт происхождения от общего праязыка). Сравнительно-историческое языкознание представлено именами Якоба и Вильгельма Гримм, Франца Боппа,Александра Христофоровича Востокова и других исследователей.

Существует также специальное языкознание, исследующее конкретные языки, своеобразие которых связано с частными закономерностями фонетики, семантики и синтаксиса.

Современное языкознание имеет следующую структуру:

1. «Внутренняя лингвистика», изучающая внутреннее устройство языка: фонетика и фонология[12], грамматика с подразделением на морфологию и синтаксис, лексикология[13] (с выделением фразеологии[14]), семантика, стилистика.

2. Дисциплины об историческом развитии языка: история языка, историческая грамматика, сравнительно-историческая грамматика, этимология.

3. «Внешняя лингвистика» – дисциплины о функционировании языка в обществе: диалектология, лингвистическая география, ареальная лингвистика, социолингвистика.

4. Дисциплины, занимающиеся комплексными проблемами на стыке наук: психолингвистика, математическая лингвистика; палеография.

Основные направления языкознания: логическое[15], психологическое[16], младограмматическое[17], социологическое, структурная лингвистика[18].

 

 


[1] лингвистич., лит.-ведч., истор. и др.

[2] По-видимому, принцип соразмерности человеку классическая филология заимствовала из эпохи (античность), тексты которой являются её предметом. Этот принцип был сформулирован Протагором: «человек – мера всех вещей».

[3] Солипсизм – радикальная философская позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственно несомненной реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира.

[4] Деятельность по систематизации информации (документов).

[5] Вспомогательная историко-филологическая дисциплина, осуществляющая анализ произведений на предмет установления их текстов, восстанавливающая историю создания текстов в целях дальнейшего исследования, интерпретации, публикации.

[6] Вспомогательная историко-филологическая дисциплина, изучающая историю письма, закономерности его развития, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания.

[7] видевшая в поэзии воплощение истины о жизни.

[8] стремившийся выяснить формальную сторону («устройство») словесного искусства и игнорирующий его содержательную сторону; литература воспринимается как сумма художественных приемов.

[9] Рассмотрение литературных произведений в свете концепции Зигмунда Фрейда, как отражения бессознательного и подсознательного, психологических комплексов, сформировавшихся у автора в результате детских травм.

[10] изучающий литературу как форму общественного сознания.

[11] склонная сводить структуру любого произведения к ритуально-мифологической основе.

[12] наука о звуковом строе языка.

[13] раздел языкознания, в котором исследуется словарный состав языка.

[14] раздел языкознания, изучающий фразеологический состав языка. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов (идиомы).

[15] стремящееся постичь универсальные формы всех языков.

[16] объясняющее единство человеческого языка единством психологических законов, а разнообразие языков — особенностями психологии различных народов (Хейман Штейнталь, Александр АфанасьевичПотебня).

[17] которое выводит любой язык из единых психологических законов и непреложных «звуковых законов» речи.

[18] Это совокупность методов исследования языка, в основе которых лежит понимание языка как знаковой системы с чётко выделенными структурными элементами и стремление к строгому (приближающемуся к точным наукам) описанию языка. Основатель с. л. – Фердинанд де Соссюр.





Рекомендуемые страницы:


©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!