Единство мировоззренческих оснований и системы ценностей античной культуры.




Философия культуры

Мировоззрение – система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в этом мире.

Термином античная культура объединяются культуры Древней Греции и Древнего Рима. Понятие античность (от. лат. - древний) было введено итальянскими гуманистами в эпоху Возрождения. Несмотря на то, что данный период охватывает значительный отрезок времени, в нем прослеживается единый культурный тип (Лосев), категориальное единство. В целом для А.к. характерен рациональный (теорийный) подход к пониманию мира и в тоже время эмоционально - эстетическое его восприятие, строгая логика и индивидуальное своеобразие в решении социально - практических и теоретических проблем. В основании античного представления о мире лежит понятие чувственно-материального космоса, который не имеет ничего, что бы было выше его самого, и поэтому он и есть последний абсолют. В этом внеличностном абсолюте творится все целесообразное и нецелесообразное. При этом все составляющие элементы этого космоса действуют как орудия целого, являясь героическими сущностями Сам космос внеисторичен, его история - постоянное круговращение и возвращение к самому себе. Хаос-Гармония-Хаос -...Время лишено гомогенности и хронологической последовательности. Мир переживается не в категориях изменения и развития, а как пребывание в покое или вращение по кругу. Осн. Понятия: Космос - не только Вселенной. Но и мировым целым противостоящим хаосу упорядоченностью и красотой => мимезис (принцип подрожания природе) – важнейший принцип искусства. Полисное сознание (родина маленькая). Гармония – основная черта бытия, закон космоса. Антропоцентрицзм – культ тела, «борьба за независимость» с богами, боги в человеческом облике.

В развитии культуры Греции выделяют 3 основных периода - доклассический (III - 1 половина I тыс.н.э.), классический (480 - 323 до.н.э.) и эллинистический (323 -27 до н.э.).Для доклассического периода (минойская и микенская культуры) характерно мифологическое мировоозрение и идущая из него технологическая зависимость индивида от рода. Человек еще не освободился от религиозного политеистического мировоззрения. Первоначально существовал хаос, из которого выдлиелись земля (Гея) и подземный мир (Тартар), а затем порождено небо (Уран), вторым поколением стали титаны. В религиозных представления большую роль играет мифологема судьбы. Она предзаданна, человек зависим от богов и из этого рождается протест человека, и из этого - стремление утвердить собственное превосходство. Помимо мифов о богах и начале мира, у греков были распространены мифы о героях. «Агонистика» (стремление к успеху в спорте, музыке, поэзии) становится важнейшим элементом культуры. Человек сражается за свое достоинство, и хотя боги сильнее его, он сам ответственен за свою судьбу. Герои Гомера рассчитывают на свои силы, которые ведут к славе. Этическая оценка героя исходит из понятия доблести. В период архаики происходит формирование античного полиса - города - государства. Архаическая культура заложила основу для расцвета культуры классической. В классику мифология рассматривается не как абсолютная ценность, а как объект мышления. Идеал человека - свободный гражданин полиса, победитель персидских воин, в котором нравственная красота неотделима от физической. Физическая составляющая человека - его тело занимает одну из важных категорий. Тело становится существенной характеристикой бытия человека., в нем фиксируется пластическая и оптическая законченность, гармоничность. Весь мир измеряется в категории идеальной законченности тела, выраженной в скульптуре. Из этого весь мир (божества, города-государства, герои, мифы, идеи) есть отражение первичной скульптурной интуиции. Из этого проистекает видение в настоящем моменте полноты бытия, завершенного в самом себе и не подверженного развитию.

В период эллинизма происходит переоценка ценностей - потеря гражданами абсолютной свободы рождают новые взаимоотношения с владыкой на основе гарантии безопасности. Появляется ощущение высвобождения стихии, которой нет дела до человека. Измеримость мира человеком заменяется бесчеловечностью реальности. Судьба как фатум заменяется могуществом удачи (богиня Тихэ). Утрачиваются идеалы гражданственности, растут частные интересы. Величие и спокойствие мира теряются, искусство раскрепощает эмоциональный мир личности (расцвет искусства портрета), появляются экстатические формы на грани жизни и смерти. + идея золотого века, который позади, в прошлом. Такое мифопоэтическое и статико-циклическое мировосприятие трансформируется в Риме.

Римская культура (753 г. - 476 г. до н. э.) с ее развитыми представлениями о целесообразности вещей поступков, о долге человека перед собой и государством, о значении закона (Римское право), справедливости дополнила греческую культуру с ее стремлением к познанию мира, развитым чувством меры, красоты, гармонии. Несмотря на преемственность, у римлян было стойкое скептическое отношение к грекам. На основе греческой школы - новая система ценностей. Продолжается космогоническая нацеленность культуры, тяготение к герметичному пространству (афины - агора (откр.) Рим - форум (огранич.)) В римском варианте - это направленность Пакс Романа (римский мир) - порядок на освоенных новых территориях. Космос как гармония, заменяется космосом как безопасной ограниченности. Формирование имперского сознания в Древнем Риме => прагматизм. Государство использовало стоицизм для обоснования собственной власти: человек должен служить не империи, а обществу, а значит человечеству, а значит себе. Римские историки гораздо более восприимчивы к линейному течению времени. И ход истории осмысляют не с мифопоэтических категориях, а опираясь на определенные исходные моменты действительной истории (основание Рима). Но все таки античный мир не выработал философии истории, выходящей за пределы общеисторического пессимизма, история еще не воспр. как драма - вернее, как трагедия.

2. Картина мира и система ценностей средневековой западно-европейской культуры.

Средневековье принято называть цивилизацией, возникшей в результате катастрофы, поскольку традиционно ее началом считают смерть римского императора Ромула Августина из-за нашествия варваров в 476 г. Средние века длились вплоть до наступления Нового Времени, и позднее средневековье развивалось одновременно с Возрождением. Средневековая культура возникла из синтеза трех культурных традиций: христианство; античность; архаика, пришедшая вместе с варварскими племенами.

Средневековье - особый период истории, в течение которого были заложены основы для последующего цивилизациоиного развития. Это время развития городов, открытия университетов, время развития архитектуры, поэзии и романов о Прекрасной Даме.

Вопрос о начале и завершении эпохи Средневековья спорен. Примем ту точку зрения, где за начало берутся 5-6 вв. Завершается средневековье к 14 в. При этом, конечно же, надо понимать, что и с приходом 14 в. не была искоренена до конца ментальность, присущая средневековому человеку.

Средневековье условно делят на три периода - Раннее, Высокое и "Закат". Но чаще рассматривают средневековую культуру в целом, не членя ее на периоды, распознавая разные уровни и пласты. И тогда картина мира средневекового человека оказывается далеко не монолитной, но дифференцированной в зависимости от положения того или иного слоя в обществе.

Средневековая культура была сформирована на основе античной традиции. Неправильно думать, что античная традиция полностью отрицается (наряду с проповедуемым христианством действуют и языческие традиции).

Средневековый мир - это феодальный мир. Мир крупных земельных владений, дарованных королем за несение военной службы. В нем господствует принцип; вассал моего вассала не мой вассал. Верховный сеньор в государстве - король, но и над ним есть сеньор - Римский Папа, над которым властен только Бог. Все это явно свидетельствует о приоритете религиозной власти над светской.

Соответственно средневековое общество - это сословное общество. Наряду с крупными землевладельцами существовали малоземельные и безземельные. В структуре общества легко выделяются 4 сословия:

1. Сословие крестьян (работающие)

2. Сословие воюющих

3. Сословие молящихся

4. Сословие горожан

У каждого сословия своя картина мира и система ценностей, отличная от других.

В центре средневековой культуры - феномен монастыря. Его значение велико: можно сказать, что большая часть культуры выросла в стенах монастыря. Монастырь-это одновременно центр развития торговли, ремесла

(всего того, на чем была основана средневековая экономика). Это и защита от нападения. Мощные стены1, запасы воды и еды не позволяли взять монастыри. Монастырь - это и место отдыха для миссионеров и усталых путников. При этом сами жители монастырей худо-бедно, но были обеспечены средствами для выживания.

Первые школы были организованы при монастырях. Все европейское образование выросло из монастырского. В монастырях же существовали специальные комнаты - скриптории, - где хранили и переписывали книги, которые очень ценились в то время.

Для каждой эпохи свойственно новое восприятие времени и пространства, это говорит о социально-культурной природе пространственно-временных категорий. Человек не рождается с "чувством времени", его временные и пространственные понятия всегда определены той культурой, которой он принадлежит.

Как в делении времени дня, так и в измерении года Средневековье пользовалось двумя взаимосвязанными и вместе с тем противоположными системами - природным и церковным временем. В основе природного времени года лежала античная традиция двенадцати месяцев, каждый из которых сопрягался с каким-нибудь особенным видом деятельности. Система церковного календаря создавала жесткую систему членения года, закрепленную особыми формами богослужения, обрядами и церемониями, свойственными каждому праздничному дню. Церковь господствовала не только над временем дня, отсчитывая его колокольным звоном, но и над временем года, ею организованным и систематизированным.

Как природный, так и церковный счет времени отличался одной особенностью - цикличностью. Повторение феноменов было в этой системе счета нормальным и обязательным. Эта концепция постоянно повторяющего себя времени закреплялась типичным для Средневековья противопоставлением "время - вечность", Вечность лежала в начале и в конце бытия, вернее, до начала и после конца; время мыслилось промежутком.

Время оказывается только психологической категорией: оно существует в нашей душе, в нашей памяти. Оппозиция вечности и времени господствовала над представлениями средневекового человека, заставляла его глядеть на земное бытие как на преходящее и устремляться к1 вечности.

Циклическое и линейное - таково было церковное время Средневековья. Время же историческое было династическим. Средневековый человек привязан к природному времени - цикл дня и ночи, смена времен года; все, что связанно с земледелием. Отсюда цикличность времени, представление о его круговороте. Ценно то, что традиционно, то, что уже когда-то было, а не нововведения.

Пространство средневековым человеком осознавалось как конечное, порой не выходящее за рамки общины, в которой существовал человек. Путешественник не герой этой культуры.

Основными же героями культуры являлись монах, святой и рыцарь. Соответственно, можно выделить церковную, рыцарскую (в ее рамках можно говорить об особой куртуазной культуре), городскую (с феноменом карнавальности) культуры.

Анализируя категории ТРУДА, БОГАТСТВА и СОБСТВЕННОСТИ, мы можем сказать, что эти категории выступают не как самоцель, а лишь как средство для поддержания жизни человека, для утверждения его как полноценного члена коллектива или сословия. ТРУД - удовлетворяет текущие потребности общества, но нет мысли о развитии производительных сил - что от дедов осталось, вот то и хорошо. Просто производство, без тенденции к расширению. БОГАТСТВО используется как знак социальной доблести и средства общения. Благодаря СОБСТВЕННОСТИ было возможным сословное разделение, но она не одобрялась, поскольку связана с корыстью людей. Идеальный мужчина - монах и аскет. Модель мира С.Вк человека соответствовала его ограниченной деятельности на относительно узком пространстве, в непосредственном, неанонимном общении со сравнительно малым количеством людей, прямые контакты, деньги и товар еще не стали универсалным языком общения и власти над людьми

Церковь явилась центром развития университетского образования. Церковное образование было основано на преподавании семи свободных искусств по античному образцу (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка). В 12 в. появляются первые университеты в крупных городах Европы (Париж, Лондон, Болонья, Флоренция). С этого времени появляется новый тин средневекового человека - интеллектуал. В большинстве случаев в университетах были следующие факультеты: богословский, юридический, философский, реже медицинский.

Рыцари представляли сословие воюющих, получивших надел земли за несение военной службы. Рыцари жили по особому кодексу чести. Доминирующими ценностями для них были земные ценности. Можно выделить следующие рыцарские добродетели: езда верхом, владение оружием, фехтование. Обязательными добродетелями для рыцаря были щедрость, благородство крови. В рамках рыцарской культуры выделяют куртуазную культуру - культуру поведения при дворе, демонстрирующую утонченность вкуса. Рыцарь при дворе - рыцарь с чайной любовью к Прекрасной Даме, воспевающий ее в своих песнях и стихах. Это изысканная любовь, без упоминания имени Дамы, дабы не повредить ее репутации. В рамках данной культуры говорят о феномене рыцарского романа и лирики.

Средневековье - это время развития городов и, как следствие, торговли, ремесленного производства, обучения ремеслу (в это время в городах появляются первые специальные учебные заведения). Города возникали вокруг замка феодала или аббатства. Города - это пространство свободы: свободы городов от феодалов, свободы купцов, свободы крестьян, которые, прожив один год и один день получали долгожданную свободу. Феноменом городской культуры является собор. Площадь перед собором - это центральная площадь (где и торговали и устраивали карнавальныепредставления). Карнавал не был театральным представлением, это была сама жизнь, где не было зрителей, в нам все были актеры. Но это перевернутая жизнь, где все менялись местами, где отменялась социальная иерархия и социальные нормы, где даже возвышенное становилось низменным.

Особым героем средневековой культуры был святой (ведь эта культура устремлена ввысь, к слиянию с Богом).

В эпоху Средневековья была создана особая культура, основанная на этичной традиции, которая была немонолитной, с различными пластами, содержание которых определялось сословной структурой средневекового общества.

 

 

3. Эволюция, система ценностей и этапы развития европейской культуры Нового времени.

Культура нового времени стала знаменателем одной из ведущих парадигм современности – рационализма (впрочем как и самого феномена современности-модерности), вот уже 400 лет играющего ключевую роль в развитии европейской цивилизации. Корни становления к.Н.В. исследователи связывают с кризисом традиционной культуры и общества. Происходит смена способов экономиеского производства, изменяются социальные отношения и стиль мышления. Новой точкой отсчёта в 16-ом веке становится Реформациия. Провозглашается дух индивидуализма (человек отвечает только перед богом, а не перед церковью, традицией), его активность освобождается от системы посредников феодальной организации, церковной догматики, регулирующей установки мировоззрения. Появление механистической картины мира в 17-ом в. – следующий веха становления к.Н.В. Её разрабатывают Декарт, Лейбниц, Гоббс, Ньютон... Вырабатываются установки нового мировоззрения. Зарождается образ самой классической европейской науки. Новая картина мира становится фундаментом, на который сможет опереться новый тип человека-предпринимателя, новая экономика, новое буржуазное общество (осуществляются буржуазные революции). Выдвинут новый принцип организации Универсума - рацио. Вместо прежнего животворного космоса появляется безжизненная, материальная Природа. Она оказывается образом порядка, царства законов. Это законы детерминизма; материальная, физическая природа качественно едина (не одушевлена), благодаря существованию неделимых элементов ''атомов'', жестко взаимодействующих друг с другом как в механизме (протяженная природа). Мир души (мыслящая природа) и общества, наоборот – противоречив. Страсти и аффекты заслоняют взор разума, делают человека неспособным переносить трудности жизни и плодят их. В сознание вводятся дисциплина и порядок. Ориентир – цельность внутреннего мира, борьба с аффектами и умеренность. Высшая добродетель - это познание законов разума, соответствие принципов жизни принципам разумности в природе. Человек единственное мыслящее существо в мире и единственная ценность. Реальности существует на двух уровнях: ''природа протяженная'', материальная, пассивная и ''природа мыслящая'', душа, активная, преобразующая. В этом контексте слова Декарта: ''мыслю, следовательно, - существую'' означают подлинное существование гарантированное рациональностью. Соотношение природы – это подчинение, управление, преобразование материи посредством оперирования законами необходимыми для её изменения. Методы познания – мат. исчисление, подтверждение экспериментом. Рационалистическая (механ.) картина мира реализуется в культуре Просвещения 18-ого в. Утверждается способ экономического производства на базе вольнонаёмного труда, развиваются тенденции к индустриализации производства и эксплуатации природных ресурсов. Устанавливается модель классической политэкономии: экономическая реальность – то, чем может управлять государство, на основе рестриктивного (накопление) отношения к ресурсам. Социальность мыслится вслед за представителями 17-ого в. как плод общественного договора, сменившего состояние ''войны всех против всех''(Гоббс), не как творение всеблагого, а как естественное право людей равных по закону сосуществовать и конкурировать(Руссо). Природа и общество прозрачны для постороннего наблюдателя и не заинтересованного исследователя. Растет слой буржуа. Изменяются временные и пространственные координаты: пространство не одушевлено и подлежит использованию, время – деньги, такое не мыслимо для традиционного общества, где временем и пространством распоряжается бог. Теперь, бог лишь первопричина, мир действует самостоятельно. Буржуа трудолюбив, бережлив, опрятен, расчётлив, – мир попал в надежные руки. Будущее проецируется, планируется. Заглавная идея Просвещения – воспитание нового человека, живущего сообразно с идеалами разума, в каждом будь ты абориген или император. Идеи Просвещения развивались Локком, Вольтером, Руссо, Дидро, Шиллером, Гёте, Лессингом... Помимо политэкономии развивается история, она обосновывает понятие ''прогресса'', как движение от менее совершенного к более совершенному; устанавливает позиции европоцентризма, эволюционизма. Бурно развиваются естественные науки: физика, естествознание, биология, математика... Через классическую немецкую философию интенции к.Н.В. осущестляются в 19-ом (позитивизм, эволюционизм) и 20-ом вв. Но вместе с благами рационалистическая модернистская картина мира принесла тревоги. Теневая сторона общественной нормы разума – отчуждение. Оказалось, сотворённая человеком рациональным реальность существует независимо от его воли, по принципам далеко не всегда рациональным. Мало того, человек зависим от неё. Замечено это было еще романтиками на рубеже 18-ого и 19-ого вв. Романтики противопоставили ценностям Просвещения: прогрессу, утилитаризму приведшим к нивелированию индивидуальности; стремление к иррациональному, подлинному бытию с помощью фантазии, раскытия творческого в человеке. Новалис, Гофман, По, Байрон, Шуберт, Вагнер, Делакруа, Тёрнер... – с них началось критическое переосмысление карттины мира Н.В.

Классицизм (от classicus - образцовый) - это стиль, одержимый математически выверенной гармонией, строгими канонами. крайний рационализм. фиксированный набор жанров: высоких и низких, а для каждого из жанров - готовый набор персонажей - добродетельная мать, муж-рогоносец, девица на выданье и пр. В большинстве произведений присутствует и герой-резонер. Его дело - растолковать мораль произведения самым непонятливым. О морали: она главное в произведении искусства. Искусство должно просвещать и наставлять в добродетелях - прежде всего гражданских. Впрочем, нравоучительный характер - удел в основном литературы и театра. Изобразительное искусство классицизма - это лишь строгие формы, сюжеты и техники, математическая гармония.

Барокко - течение, диаметрально противоположное классицизму. Классицизм следует образцам - барокко стремится быть причудливым. Творчество классициста рационально, барочное - принципиально иррационально. В катехизисе барокко - книге Тезауро "Подзорная труба Аристотеля" выдвигается так называемый "принцип быстрого разума": быстрыйразум насыщен фантазиями и метафорами, соединяет печальное и смешное, важное и случайное, природное и человеческое. Легко понять, что быстрый разум - иррациональное начало в отличие от "медленных" и последовательных рассудочных построений, он может "скакать через ступеньки", не заботясь о солидности поступи. в архитектуре - отсутствие четких линий, обилие лепных украшений, позолоты, в музыке - обилие переходов и украшений, в литературе - пристрастие к неожиданным деталям, стремление раскрепостить фантазию, ошеломить читателя свежестью образов. Для барочной эстетики важен принцип "от великого до смешного - один шаг".

Галантная культура. Рококо. Ключевые слова - праздность, мимолетность, гедонизм. Характерные сюжеты литературы и живописи - сценки светской жизни (Ватто, Буше), лаково-идилличекие пасторали, излюбленный литературный жанр - "легкая" поэзия (поэзия мимолетности) - Ж. Б. Грекур, Ж. Б. Грессе, в театре - балеты-феерии и пасторали (Ф. О. Монкриф). Весьма большое значение для галантной культуры имеет всеохватывающий и скрупулезно соблюдаемый придворный этикет. Именно он создает атмосферу хрупкого, недолговечного изящества, характерную для данного периода. вычурные асимметричные формы; в отличие от монументального барокко, он склонен к миниатюризму. Архитектура рококо - это архитектура не зданий, но интерьеров. Галантная культура просуществовала с начала XVIII в. до его 70-х годов, после чего была вытеснена классицизмом.

Романтизм (XVII - первая полвина XIX в.) Классицистской риторичности (строгие каноны) романтики противопоставляют стилистику (живое чувство слова), классицистской аллегории - иронию. Если классицизм ориентирован на просвещение народных масс, то романтизм говорит о самоценности поэзии и относится к массам с изрядной долей презрения. Романтики возрождают барочную идею о раздельности реального и поэтического мира, но у них это разделение превращается в болезненный разрыв. Барокко находит особую прелесть в сочетании обыденного и поэтического - для романтика это соседство - драма. Романтическая личность всегда возвышается над "филистерами и бюргерами". Способов выйти за пределы бюргерского мира несколько - это утонченность и сила чувств (еще одна оппозиция - разум в классицизме и аффекты в романтизме), красота (или, напротив, уродство). Но самый возвышенный способ противопоставить себя толпе - это поэтическое творчество Творен создает новый мир, в отличие от реального, совершенный. Для романтизма характерно почитание природы, причем последняя понимается и как творческая сила (см. Гете), и как леса, луга, в общем, все, что за пределами города, и где не встретишь ни бюргера, ни филистера. Романтиков, как до них Вольтера, мучает ностальгия по нецивилизованному естественному человечеству, а также - по национальному прошлому.

Реализм в широком смысле - стремление к правдоподобию искусства. Так, можно говорить о реалистических чертах искусства Ренессанса, Просвещения, античности. В более узком смысле реализм - позитивистски ориентированная культура второй половины XIX века.

Реализм - культура, чрезвычайно высоко ценящая науку и искусство, строящаяся по принципам науки. Реалистическое искусство - это исследование, опирающееся на факты и практику. Прежде чем писать, художник шел "изучать жизнь". В реалистическом искусстве очень ярко выражен социально критический пафос - отсюда и название "критический реализм". Долг искусства - не только исследовать, но и обличать пороки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: