(служебно-боевая подготовка)
78. Обучение в процессе оперативно-служебной деятельности предусматривает систему мероприятий, направленных на закрепление и обновление в плановом порядке необходимых знаний, умений и навыков сотрудников с учетом оперативной обстановки, специфики и профиля их оперативно-служебной деятельности (далее – служебно-боевая подготовка).
79. Cлужебно-боевая подготовка включает в себя:
79.1. Служебную подготовку, состоящую из следующих разделов:
общественно-государственная подготовка;
специальная подготовка;
профессиональная психологическая подготовка;
технико-криминалистическая подготовка;
медицинская подготовка.
79.2. Боевую подготовку, состоящую из следующих разделов:
тактическая подготовка;
огневая подготовка;
физическая подготовка;
строевая подготовка;
подготовка по гражданской обороне.
80. Целью раздела служебно-боевой подготовки, представляющего собой систему государственно-правового ориентирования сотрудников (далее - общественно-государственная подготовка) является формирование профессионально-нравственного облика сотрудника, добросовестно и сознательно выполняющего свои должностные обязанности.
81. На занятиях по общественно-государственной подготовке осуществляется:
формирование твердых знаний государственной политики Российской Федерации и укрепление гражданской устойчивости сотрудников;
ориентирование сознания сотрудников на верность государственным интересам и Конституции Российской Федерации;
формирование четкой позиции сотрудника в оценке событий общественно-политической жизни;
формирование высоких нравственных качеств, обеспечивающих строгое соблюдение положений Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации;
обучение сотрудников умению логически мыслить, грамотно, вежливо и аргументировано отвечать на вопросы граждан, оказывать им, по возможности, необходимую правовую помощь и консультацию, корректно вести дискуссию.
82. Организационное руководство и методическое обеспечение общественно-государственной подготовки, разработку ежегодных тематических планов осуществляет ДКО МВД России.
83.Целью основного раздела служебно-боевой подготовки, представляющего собой систему профессионально-прикладного ориентирования сотрудников (далее – специальная подготовка) является формирование у сотрудников наиболее эффективных способов выполнения должностных обязанностей и овладение передовыми приемами и способами решения оперативно-служебных задач.
84. На занятиях по специальной подготовке со старшим, средним, младшим начальствующим и рядовым составом по направлениям его оперативно-служебной деятельности изучаются и отрабатываются:
содержание законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, их реализация в оперативно-служебной деятельности органов (подразделений, учреждений) внутренних дел;
опыт работы органов (подразделений, учреждений) внутренних дел Российской Федерации и иностранных государств в борьбе с преступностью и терроризмом, в обеспечении общественного порядка, защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств;
правовые основы оперативно-служебной деятельности органов (подразделений, учреждений) внутренних дел в чрезвычайных обстоятельствах, а также при применении сотрудниками мер принуждения;
условия и способы соблюдения законности при проведении специальных операций и режимных мероприятий;
приемы и способы успешного решения оперативно-служебных задач сотрудниками различных специальностей;
вопросы необходимой обороны и крайней необходимости, условия и пределы применения физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия на основе моделирования конкретных ситуаций оперативно-служебной деятельности;
вопросы инженерной подготовки и основы взрывобезопасности (фортификационное оборудование КПП, блок-постов и других сооружений; маскировка и прикрытие позиций, занимаемых подразделениями МВД России; характеристика взрывчатых веществ и взрывных устройств промышленного и кустарного производства; типичные способы и места установки и маскировки взрывных устройств, мин-ловушек; действия сотрудников при обнаружении взрывчатых веществ, средств взрывания, приборов и принадлежностей к ним; меры безопасности при обнаружении, обозначении и обезвреживании взрывных устройств);
опыт взаимодействия со средствами массовой информации в целях успешного решения оперативно-служебных задач.
85. На занятиях по специальной подготовке с руководящим составом органов (подразделений, учреждений) внутренних дел изучаются и отрабатываются:
содержание вновь принятых законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в части, касающейся деятельности органов (подразделений, учреждений) внутренних дел;
содержание нормативных правовых актов МВД России;
организационная структура аппаратов МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, горрайлинорганов и оптимизация их управленческих функций;
опыт правоохранительных органов Российской Федерации и иностранных государств в части борьбы с преступностью и терроризмом, обеспечения общественного порядка, защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств;
практические умения организаторской и управленческой деятельности, а также современные формы и методы этих видов деятельности в органах (подразделениях, учреждениях) внутренних дел;
средства и методы, обеспечивающие эффективное выполнение различных оперативно-служебных задач;
практические умения, а также передовой опыт взаимодействия руководителей органов (подразделений, учреждений) внутренних дел с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и общественностью, средствами массовой информации;
современные средства, методы и формы обучения сотрудников профессиональным знаниям, умениям и навыкам.
86. Целью раздела служебно-боевой подготовки, представляющего собой систему профессионально-психологического ориентирования сотрудников (далее – профессиональная психологическая подготовка) является формирование у сотрудников готовности к успешному преодолению психологических трудностей оперативно-служебной деятельности и применению психологических знаний и умений для эффективного выполнения своих обязанностей в любой оперативной обстановке.
87. На занятиях по профессиональной психологической подготовке со старшим, средним, младшим начальствующим и рядовым составом по направлениям его оперативно-служебной деятельности изучаются и формируются:
необходимые психологические знания для адекватной оценки и учета психологических аспектов оперативно-служебной деятельности;
профессионально важные психологические качества (эмоциональная устойчивость, наблюдательность, память, мышление, внимание и другие);
психологическая устойчивость для преодоления трудностей профессиональной деятельности, в том числе в экстремальных условиях;
психологическая готовность к применению огнестрельного оружия;
умение использовать психологические приемы для повышения эффективности решения оперативно-служебных задач.
88. На занятиях по профессиональной психологической подготовке с руководящим составом органов (подразделений, учреждений) внутренних дел изучаются и отрабатываются:
психологические приемы и способы, содействующие эффективному управлению подчиненными (создание положительного морально-психологического климата в подразделении, разрешение конфликтов, индивидуально-психологическая работа, стиль руководства и другие вопросы психологии управления);
психологическая устойчивость к стрессовым ситуациям управленческой деятельности;
практические умения и навыки, а также современные средства, методы и формы воспитательной работы с подчиненными по укреплению среди них законности и дисциплины с использованием при этом основ педагогики и психологии.
89. На занятиях по технико-криминалистической подготовке изучаются и отрабатываются:
правила пользования и приемы эксплуатации специальной техники, поступающей в органы внутренних дел (криминалистическая техника; технические средства охраны, досмотра и контроля; средства связи; специальный транспорт; технические средства обеспечения безопасности дорожного движения; средства экипировки и снаряжения; организационная техника; средства наблюдения; оперативная техника и другое). Передовой опыт использования указанной техники в органах (подразделениях, учреждениях) внутренних дел и правоохранительных органах иностранных государств;
приемы и способы применения современных технико-криминалисти-ческих средств и методов обеспечения раскрытия и расследования преступлений (практические умения обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов и иных вещественных доказательств при осмотре места происшествия и другое);
тактико-технические характеристики, правила пользования и приемы эксплуатации специальных средств, имеющихся в органах (подразделениях, учреждениях) внутренних дел (средства индивидуальной бронезащиты, активной обороны, обеспечения специальных операций)1.
90. На занятиях по медицинской подготовке формируются теоретические знания и практические умения:
оказания само- и взаимопомощи при получении травматических повреждений и ранений, при несчастных случаях и внезапных заболеваниях;
профилактики инфекционных и профессиональных заболеваний;
соблюдения здорового образа жизни (режим труда и отдыха, рациональное питание, личная гигиена и другие вопросы, связанные с обеспечением здоровья и работоспособности сотрудников).
91. На занятиях по тактической подготовке изучаются и отрабатываются действия органов (подразделений, учреждений) внутренних дел и отдельных сотрудников при решении оперативно-служебных задач, в том числе в чрезвычайных обстоятельствах и при проведении специальных операций.
Занятия по тактической подготовке для руководящего состава и для всех остальных сотрудников организуются, как правило, раздельно.
92. На занятиях по тактической подготовке все сотрудники изучают и отрабатывают:
индивидуальные и коллективные действия в составе служебных нарядов и групп боевого порядка (в том числе с использованием специальных средств) в типичных ситуациях задержания правонарушителей в здании или на местности, остановки и досмотра транспортного средства, проникновения в помещение, пресечения массовых беспорядков и другое, а также слаживание действий сотрудников штатных служебных нарядов и групп;
приемы личной безопасности в типичных и нестандартных ситуациях силового пресечения различных противоправных проявлений;
приемы и способы обеспечения личной безопасности при авариях, катастрофах, пожарах, наводнениях и других экстремальных ситуациях;
правила пользования топографическими картами, планами, схемами, фотографиями местности и другими графическими документами;
приемы и способы оформления и ведения графических документов, составления описания отдельных участков местности;
приемы и способы чтения топографических карт, измерения и ориентирования по карте и на местности;
другие вопросы тактической подготовки, возникающие в процессе оперативно-служебной деятельности.
93. Основными задачами тактической подготовки руководящего состава органов (подразделений, учреждений) внутренних дел являются:
совершенствование знаний в области теории управления органами (подразделениями, учреждениями) внутренних дел в чрезвычайных обстоятельствах;
формирование практических умений и навыков в организации и подготовке органов управления, группировки сил и средств для действий в чрезвычайных обстоятельствах;
закрепление практических умений в сборе, обобщении и анализе информации об оперативной обстановке, прогнозировании развития событий, принятии рациональных управленческих решений, планировании и управлении действиями органов (подразделений, учреждений) внутренних дел и взаимодействующих сил;
формирование морально-психологической устойчивости к выполнению оперативно-служебных задач в особых условиях;
изучение новых приемов, способов и форм подготовки и ведения специальных операций, обобщение и внедрение передового опыта проведения специальных операций правоохранительными органами Российской Федерации и иностранных государств.
94. На занятиях по тактической подготовке руководители дополнительно изучают и отрабатывают:
методику быстрого и грамотного определения и доведения оперативно-служебных задач до подчиненных, подготовки и проведения командно-штабных, оперативно-тактических учений, штабных тренировок и других мероприятий;
порядок управления силами и средствами органов (подразделений, учреждений) внутренних дел в сложных условиях оперативной обстановки с применением современных специальных средств, технических средств связи и автоматизации;
другие вопросы тактической подготовки, возникающие в процессе оперативно-служебной деятельности.
95. Проведение тактической подготовки с руководящим составом, а также командно-штабных учений и командно-штабных тренировок возлагается:
в структурных подразделениях центрального аппарата и подразделениях, непосредственно подчиненных МВД России – на Организационно-инспекторский департамент МВД России;
в МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДРО, горрайлинорганах, строевых подразделениях патрульно-постовой службы милиции[13], вневедомственной охраны при органах внутренних дел[14], государственной инспекции безопасности дорожного движения[15] – на соответствующие штабные подразделения.
96. На занятиях по огневой подготовке формируются и отрабатываются:
практические навыки обращения с огнестрельным оружием (извлечение оружия из кобуры, приведение его в боевую готовность, производство выстрела, устранение задержек при стрельбе и другое)[16];
приемы стрельбы с прицеливанием по неподвижным и движущимся целям в условиях ограничения времени на стрельбу;
приемы стрельбы без прицеливания, в том числе по нескольким целям;
приемы и способы пресечения противоправных действий с помощью табельного огнестрельного оружия, тактика применения и использования оружия в оперативно-служебной деятельности (принятие решения на открытие огня, выбор цели для поражения, стрельба в различных условиях и другое);
техника безопасности при обращении с оружием, его материальная часть, условия выполнения упражнений, действия сотрудников милиции после применения (использования) огнестрельного оружия, вопросы профилактики случаев гибели и ранений сотрудников ОВД, связанные с неумелым и небрежным обращением с огнестрельным оружием;
нормативы и другие вопросы огневой подготовки, возникающие в процессе оперативно-служебной деятельности.
97. На занятиях по физической подготовке формируются и отрабатываются:
практические навыки применения боевых приемов борьбы (в том числе в средствах индивидуальной бронезащиты, летней и зимней форме одежды, на фоне физической и психической нагрузки) в условиях, максимально приближенных к реальным ситуациям силового единоборства с правонарушителями;
профессионально важные физические качества сотрудников;
знания и умения применять средства физической культуры и спорта для обеспечения здоровья и высокой работоспособности;
другие вопросы физической подготовки, возникающие в процессе оперативно-служебной деятельности.
98. На занятиях по строевой подготовке изучаются нормативные акты, регламентирующие строевую подготовку, правила ношения установленной формы одежды и предметов снаряжения сотрудника, а также отрабатываются строевые приемы и проводятся строевые смотры в целях выработки у сотрудников:
образцового внешнего вида, подтянутости;
строевой обученности и слаженности совместных действий;
умения быстро и четко выполнять распоряжения начальников, развития чувства ответственности за точное выполнение команд, дисциплинированности.
99. Подготовка по гражданской обороне предусматривает формирование готовности сотрудников к личной защите и защите материально-технических средств органов (подразделений, учреждений) внутренних дел от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и осуществляется в целях:
совершенствования знаний сотрудников о поражающих факторах ядерного, химического оружия, бактериальных (биологических) средств, последствиях стихийных бедствий и способах защиты от них;
формирования практических умений организации и проведения мероприятий, направленных на поддержание общественного порядка в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения, обеспечения охраны материальных и культурных ценностей;
формирования практических навыков пользования средствами индивидуальной защиты, использования защитных свойств техники, сооружений и местности;
подготовки к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах органов (подразделений, учреждений) внутренних дел;
изучения других вопросов, связанных с обеспечением мероприятий гражданской обороны.