Аргументация и доказательство.




Модуль 1

Домашнее задание № 1

Задание 1. Укажите, какие из приведенных выражений являются именными, а какие пропозициональными функциями, определите их местность и получите из них имена или предложения, выражающие высказывания (суждения):

- человек X рыжеволос;

- разность чисел 10 и X;

- река X впадает в море У;

- город X расположен между городами У и Z,

Придумайте пример именной и пропозициональной функции (одноместной и многоместной),

Задание 2. Определите, к каким семантическим категориям относятся выражения:

- кошка мяукает;

- ласково мяукающая кошка;

- самая глубокая морская впадина на Земле;

- странный звук раздался в тиши;

- странный звук, раздающийся в тишине;

- соавтор писателя И.Ильфа;

- брат Ивана.

Задание 3. Выразите в символической форме следующие сложные суждения:

- "Если человек о детства и юности своей не давал нервам властвовать над собой, то они не привыкнут раздражаться и будут ему послушны" (К.Д.Ушинский);

- "И добродетель стать пороком может, когда ее неправильно приложат" (В.Шекспир);

- "Если ребенок вырастил розу для того, чтобы любоваться ее красотой, если единственным вознаграждением за труд стало наслаждение красотой и творение этой красоты для счастья и радости другого человека - он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность" (В.А.Сухомлинский);

- "Видеть несправедливость и молчать - это значит самому участвовать в ней" (Ж.Ж.Руссо);

- "Если верный конь, поранив ногу,

Вдруг споткнулся, а потом опять,

Не вини коня, вини дорогу,

И коня не торопись менять" (Р.Гамзатов).

Задание 4. Придумайте или найдите в литературе три сложных суждения, содержащих пять-шесть простых суждений» и запишите их структуру при помощи символов.

Задание 5. Объясните, почему данные суждения являются неопределенными:

- ученики прослушали учителя;

- шахматист не раз на турнирах терял очки;

- он погнал лошадь под гору в карьер;

- утром все получили новые наряды;

- генерал своим корпусом преградил ему дорогу;

- я помню его, когда еще был ребенком;

- она спрятала в карман записку от мужа;

- магазин оказался пустым;

- над колоннада развивались трехцветные флаги;

- "А пьеса все-таки пошла" (Э.Кроткий).

Задание 6, Укажите, требования каких формально-логических законов нарушены в следующах отрывках.

- "Вишь ты, - сказал один (мужик) другому, - вон какое колесо! Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось в Москву или не доедет?" - "Доедет", - ответил другой. "А в Казань-то, я думаю, не доедет?" - "В Казань не доедет", - отвечал другой. Этим разговор и кончился" (Н.В.Гоголь);

- "Теперь я поведу тебя посмотреть, - продолжал он (Ноздрев), обращаясь к Чичикову, - границу, где оканчивается моя земля..." -"Вот граница! - сказал Ноздрев. - Вое, что ни видишь по эту сторону, все мое, и даже по ту сторону, весь этот лес. который вот синеет, и все, что за лесом, все мое" (Н.В.Гоголь);

-"Молодая была уже не молода. Ей было не меньше тридцати пяти лет" -.о мадам Грицацуевой (И.Ильф, В.Петров);

- "А что, отец, - спросил молодой человек, затянувшись, - невесты у вас в городе есть? Старик дворник ничуть не удивился. - Кому и кобыла невеста, - ответил он, охотно ввязываясь в разговор. - Больше вопросов не имею, - быстро проговорил молодой человек. И сейчас же задал новый вопрос: - В таком доме, да без невест?" (И.Ильф, Е.Петров);

- Остап - Воробьянинову: "Нас никто не любит, если не считать Уголовного розыска, который тоже вас не любит. Никому до нас нет дела" (И.Ильф, Е.Петров. Двенадцать стульев);

- "Шофер Синельщиков неправ, так как при выезде из гаража не взял устного распоряжения в письменной форме" (из протокола);

- Учитель: "Надеюсь, Том, я не увижу, что ты описываешь с чужой тетради". Том: "Я тоже на это надеюсь".

 

Модуль 2

Домашнее задание № 2,3,4

Домашняя работа №2

Задание I. Приведите два-три примера единичных, общих и пустых понятий.

Задание 2. Приведите два-три примера конкретных и абстрактных понятий.

Задание 3. Приведите два-три примера относительных и безотносительных понятий.

Задание 4. Приведите два-три примера положительных и отрицательных понятий.

Задание 5. Приведите два-три примера собирательных и несобирательных понятий.

Задание 6. Дайте логическую характеристику следующим понятиям: Северный полюс, невежливость, эффективность; рынок, менеджер, церковь, черт, граф Лев Толстой, сестра, круглый квадрат, Наполеон, бандитизм, самый высокий человек в мире, музей, национальность.

Задание 7. Приведите два-три примера равнозначных (тождественных),; перекрещивающихся понятий и понятий, находящихся в отношении подчинения.

Задание 8. Приведите два-три примера соподчиненных, противоположных и противоречащих понятий.

Задание 9. Определите отношения между понятиями (изобразите их с помощью круговых схем);

- каменный дом, трехэтажный дом, одноэтажный дом, недостроенный дом;

- населенный пункт, город, город на Москва-реке, столица» город России, Москва;

- «должностное преступление, халатность, взяточничество, контрабанда, бандитизм, государственное преступление, проступок;

- пожар, молния, стихийное бедствие, явление природы.

Задание 10. Дайте характеристику (укажите вид, состав, правильность) следующих определений:

- концерн - форма монополистического объединения с очень высоким уровнем концентрации и централизации капитала и производства;

- грабеж - похищение государственного, общественного или личного имущества граждан, совершенное открыто;

- цилиндр - геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной стороны;

- мошенник - человек, занимающийся мошенничеством;

- кибернетика - не искусство;

- спекуляция (уст.) - хозяйственное преступление, представляющее скупку и перепродажу товаров или иных предметов с целью наживы;

- страдание есть дисциплина характера;

- алкоголь есть вид лекарства;

- круг есть замкнутая кривая линия;

' - жизнь есть сон; смерть - пробуждение.

Задание 11. Приведите примеры определений, в которых соблюдены правила явного определения (через род и вид, генетическое).

Задание 12. Приведите примеры определений, в которых нарушены правила явного определения (широкое определение, узкое определение, тавтология).

Задание 13. Дайте характеристику (укажите вид, состав, правильность) следующих делений и классификаций:

- семенные растения делятся на голосемянные и покрытосемянные;

- лучи делятся на ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные;

- по государственному устройству государства целятся на унитарные, федеративные и конфедеративные;

- языки делятся на естественные, искусственные и народные;

- речь бывает устной, письменной, путаной и заумной;

- валюты делятся на конвертируемые и неконвертируемые;

-церкви делятся на православные и католические, высокие и низкие;

- человек состоит из головы, туловища, рук, ног и души;

- люди целятся на расы: белую, желтую и черную;

- люди целятся на дающих и берущих взаймы.

Задание 14. Приведите примеры делений понятий, в которых нарушены правила (неполное деление, деление о лишними членами, деление по разным основаниям, деление со скачком).

Задание 15. Расположите следующие понятия в ряд по критерию увеличения объема: Наполеон, существо, личность, католик, император, животное, правитель, неправославный.

Задание 16. Обобщите и ограничьте понятия: река, мораль, европеец, политическая партия, геометрическая фигура, банк, студент, ваучер.

Задание 17. Изобразите кругами Эйлера отношения между понятиями, произведите операции над объемами этих понятий (объединение, пересечение, вычитание), найдите дополнение к каждому из этих классов и укажите его универсум:

- колхозник, хлебороб, орденоносец;

- студент, спортсмен, мастер спорта;

- бизнесмен, преступник, рецидивист;

- писатель, русский писатель, автор романа «Тихий дон»;

- юрист, прокурор, следователь, адвокат.

 

Домашняя работа №3

Задание I. Определите вид суждения (суждения существования и суждения с отношениями преобразуйте в атрибутивные суждения) укажите его термины и их распределенность:

- общественное бытие определяет общественное сознание.

- "Никакая причина не извиняет невежливость» (Т.Г.Шевченко);

- существует обширная литература о творчестве А.П.Чехова.

- некоторые люди не изучают логику;

- право на. труд (уст.) - основа всей системы прав советского гражданина;

- царь-колокол установлен восточнее колокольни Ивана Великого;

в России существует коррупция.

- некоторые свободомыслящие люди не являются революционерами:

-некоторые устрицы молчаливы Л.Кэролл); -

- все невнимательные люди совершают оплошности.

Задание 2. Определите, являются ли следующие формулы законами логики:

Задание 3. Запашите логическую структуру следующих сложных высказываний в виде формулы:

- оскорбление может быть нанесено либо случайно, либо намеренно;

- если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов;

- "Кабы молодость знала,

Кабы старость да могла,

Жизнь так часто не хромала.

Жизнь бы иначе пошла" (Вяземский);

~ если он при пожаре выпрыгнет из окна, то рискует получить либо ожоги, либо травмы, либо то и другое;

- плохая работа Н, либо из-за отсутствия должных навыков, либо из-за халатного отношения к обязанностям подвергалась на собрании акционеров справедливой и обоснованной критике.

Задание 4. Приведите несколько сложных высказываний, запишите их структуру в виде формул, проверьте выполнимость этих форму.

Задание 5. Произведите отрицание следующих сложных суждений, предварительно запасав в виде формулы их структуру:

- если я сдам курсовые экзамены летом, то поеду отдыхать к морю ила пойду в турпоход в горы;

- неверно, что этот предприниматель - банкир иди торговец;

- ни один, вопрос студента на семинаре и на лекции не должен оставаться без ответа;

- если вам желательно соблюдать инкогнито в не оставлять, следов, то следует отказаться от привычки проставлять свое имя на подкладке шляпы и носить перчатки;

- если у меня будет повышенная стипендия, то я смогу ее истратить либо на хлеб, либо на молоко, либо на акции АОО «МММ»

Задание 6. Приведите сложное суждение, запишите его структуру в виде формулы, произведите его отрицание, полученной формуле дайте содержательную интерпретацию.

Задание 7. При помощи логического квадрата выведите суждения противоположные, противоречащие и подчиненные (подчиняющие) данным. Установите их истинность или ложность:

- обвиняемые имеют право на защиту;

- ни один студент нашей группы не курит и не пьет;

- некоторые старые скряги тощи;

- некоторые сны не являются кошмарными,

Задание 8. Приведите простое суждение, с помощью логического квадрата найдите три взаимосвязанных с ним суждения; установите их истинность.

 

Домашняя работа №4

Задание I. Постройте непосредственные умозаключения путем превращения, обращения и противопоставления предикату следующих суждений

- все люди погрешимы;

- никто не любит бесчестия;

- некоторые удовольствия непозволительны;

- некоторые животные суть обезьяны;

- все студенты нашей группы являются успевающими;

- никто не объемлет необъятное;

- некоторые европейские страны являются развитыми;

- некоторые преступления не являются умышленными.

Задание 2. Какие суждения могут быть выведены (по «логическому квадрату») при признании истинными следующих суждений:

- все битвы сопровождаются страшным шумом;

- ни один лентяй не заслуживает похвалы;

- некоторые напитки вредны;

- некоторые люди не умны.

Задание 3. Какие суждения следуют (по логическому квадрату) из ложности следующих суждений:

- некоторые животные разумны;

- некоторые изменения не имеют никакой: причины;

- все скелеты жирные;

- ни один судья не несправедлив?

Задание 4. Доказать тремя способами (по правилам фигур, по модусам» по правилам категорического силлогизма), являются ли следующие силлогизмы правильными, а их заключения истинными (попутно следует указать структурные единицы силлогизма, фигуру, модус):

Все волки едят ягнят

Это животное ест ягнят

Это животное волк.

 

Все люди смертны

Ни одна собака не есть человек

Ни одна собака не смертна

 

Все планеты круглы •

Колесо кругло

Колеса есть планета

 

Некоторые негры суть христиане

Некоторые людоеды суть негры

Некоторые людоеды суть христиане

 

Тем, кто лыс, расческа ее нужна

Ни одна ящерица не имеет волос

Ни одной ящерице расческа не нужна

 

Ни одно лекарство не приятно на вкус

Все пилюли - лекарства

Все пилюли неприятны на вкус

 

Задание 5. Восстановите следующие энтимемы до полного силлогизма:

- все киты млекопитающие, так как киты выкармливают детенышей молоком;

- X и У обязаны материально поддерживать друг друга, так как они супруги;

- все хвойные деревья сохраняют листву (иголки) зимой, поэтому и ель сохраняет листву зимой.

Задание 6. Придумайте категорический силлогизм, преобразуйте его во все возможные варианты энтимем.

Задание 7. Определите форму сложного силлогизма: кто вое отрицает, тот ни во что не верит; кто ни во что не верит, находится в противоречии с самим собой, потому что он верит в предположение, что все невероятно; кто находится в противоречии с самим собою, мыслит нелогично. Следовательно, кто все отрицает, мыслит нелогично.

Задание 8. Найдите основание и следствие в условных посылках, сделайте вывод, постройте его схему:

Если погода испортится, поход не состоится

Если доход не состоится, то мы останемся дома

Следовательно, …

Задание 9. Придумайте два-три примера чисто условного умозаключения.

Задание 10. Постройте данные тексты в форме чисто условного умозаключения, сделайте вывод, дайте схему умозаключения:

- когда в одной местности катастрофически упали урожаи клевера, фермеры обратились за помощью к Ч.Дарвину. Великий ученый рекомендовал им завести побольше кошек. Почему? Оказывается, красный клевер опыляется только шмелями. Шмелиные гнезда разоряют мыши, которых в данный момент развелось множество. Мышей уничтожают кошки, которых заводят старые девы и засидевшиеся невесты. В связи с возвращением с войны солдат их число резко сократилось;

-"не было гвоздя - подкова пропала. Подкова пропала - лошадь захромала. Лошадь захромала - командир убит. Конница разбита, армия бежит. Враг вступает в город, пленных не щадя, потому что в кузнице не было гвоздя" (Маршак С.Я.).

Задание 11. Используя условную посылку, постройте умозаключения (по утверждающему модусу, по отрицающему модусу, по неправильным модусам), дайте их схему, формулу, установите, следует ли вывод с необходимостью:

- если будет засуха, посевы погибнут;

---не наловишь рыбки ~ не сваришь ухи;

- беда, коль пироги начнет печи сапожник" (Крылов И.А..);

- кто вино любит, сам себя губит;

— кто другому яму роет, тот сам в нее попадет;

- куда конь с копытом, туда и рак с клешней;

- ласковый теленок двух маток сосет;

- "Если враг не сдается, его уничтожают" (М.Горький).

Задание 12. Используя разделительную посылку, постройте умозаключение (по утверждающе-отрицающему модусу; по отрицающе-утверждающему модусу), определите, следует ли с необходимостью заключение из посылок:

- "Эта гроза даром не пройдет» Либо уже убьет кого-нибудь, либо дом сгорит" (Островский Н.А.);

- "Или же я не понимаю, или же ты не хочешь меня донять" „,

(Чехов А.П.);

- "Потеряв меня, сударь, она либо умрет о голоду, либо умрет от печали" (Лермонтов М.Ю.);

- "Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид" (Пушкин А.С.).

Задание 13. Определите вид дилеммы или трилеммы, напишите формулу.

--Если у больного бронхит, то больному рекомендуется поставить горчичники. Если у больного ОРЗ, то больному рекомендуется поставить горчичники. В данном случае у больного бронхит или 0Р3.

Больному рекомендуется поставить горчичники.

- Если студент добросовестен, то он выполнит свое домашнее задание; если он хороший друг, то он поможет сделать домашнее задание больному товарищу. В данном случае студент Вася не выполнил домашнее задание или не помог своему больному товарищу.

Студент Вася недобросовестен или плохой друг.

- Если философ признает первичность материи и вторичность сознания, значит, он принадлежит к лагерю материализма; если же он считает первичным сознание, дух, а материю - вторичным, то он принадлежит к идеалистическому лагерю. Но философ может признавать первичным или материю, или сознание

Следовательно, …

- Если бы Цезарь был суеверен, то он уступил бы просьбам Кальпурнии не идти в сенат. Если бы Цезарь был осторожен, то он удалил бы Брута. Цезарь не уступил просьбам Кальпурнии и не удалил Брута.

Следовательно,…

Задание 14. Придумайте примеры простой (конструктивной и деструктивной) и сложной (конструктивной и деструктивной) трилеммы.

Задание 15. Можно ли получить данные заключения по полной'индукции:

-всю неделю стояла дождливая погода;

- на всякое тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила. направленная вверх и равная весу вытесненной им жидкости;

- всякое механическое движение способно посредством трения превращаться в теплоту;

- все планеты Солнечной системы обращаются вокруг Солнца;

- счастливые часов не наблюдают.

Задание 16. Определите метод исследования причинных связей примененный в рассуждениях. Дайте его схему:

- чем больше воздуха попадает в горн, тем ярче в нем разгорается огонь. Если же доступ воздуха в горн совсем прекратить, огонь погаснет. Значит, воздух является необходимым условием для горения.

- когда удаляется какая-либо часть мозга, то уничтожается какая-либо психическая функция (какое следует заключение, и по какому методу?);

- число преступлений и уровень потребления водки возрастают и уменьшаются в одно и то же время (какое заключение следует, и по какому методу?);

. - замечено, что при проведении железной дороги через известную местность торговля и промышленность этой последней развиваются (какой вывод и по какому методу следует?);

- в стакан налили горячей воды, стакан лопнул. Стакан с холодной водой поставили в печь, стакан лопнул, У зеркала поставили лампу, на зеркале образовалась трещина (какой следует вывод и по какому методу?).

 

Комплект ФОС по компетенции ПК-40

(умеет выдвинуть гипотезы и последовательно развивать аргументацию в их защиту)

 

Знать: сущность гипотезы как формы развития науки и способы их построения.

 

Задания ФОС по компетенции для проверки знания:

Модуль 3

Тест № 5

Тема 6.

Аргументация и доказательство.

Колобок в своем рассуждении

«Я от дедушки ушел.

Я от бабушки ушел

Я от зайца ушел.

Я от волка ушел.

Я от медведя ушел.

Я смогу уйти от любого живого существа.

Лиса – живое существо.

Я смогу уйти от лисы» допустил ошибку:

поспешное обобщение;

после этого, значит, по причине этого;

учетверение термина;

подмена условного безусловным.

 

«Некогда в Англии был особый способ лечения, состоящий в том, что так называемую «мазь чести» прикладывали не к ране, а к тому мечу, которым она была нанесена, и на нем делали перевязки с правильными промежутками; но в то же время перевязывали и рану, оставляя ее в таком положении на семь дней. Было замечено, что многие излечивались таким способом, считая, что излечение зависело от перевязки меча». В данном рассуждении допущена ошибка

поспешное обобщение;

после этого, значит, по причине этого;

подмена условного безусловным;

подмена тезиса.

 

«Ассистент, присутствовавший на экзамене, был удовлетворен ответами трех первых студентов. Он высказал свое мнение экзаменатору: «Ваши студенты глубоко изучили предмет». В данном рассуждении допущена ошибка

поспешное обобщение;

после этого, значит, по причине этого;

подмена условного безусловным;

подмена тезиса.

 

Определите, в каком из умозаключений вывод достоверен:

Судья не может участвовать в рассмотрении дела, если он участвовал в данном деле в качестве эксперта. Судья С. может участвовать в рассмотрении дела. Значит, он не участвовал в данном деле в качестве эксперта.

Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут быть представителями сторон в суде. М. не может быть представителем в суде. Значит, М. не достиг совершеннолетия.

Все студенты педагогических вузов изучают логику. Соколов не студент педагогического вуза. Значит, он не изучает логику.

Все студенты нашей группы получили зачет по иностранному языку. Волков зачет по иностранному языку не получил. Значит, он не студент нашей группы.

 

В структуру доказательства не входит:

тезис;

аргументы;

форма доказательства;

критика аргументов.

 

Способ связи аргументов с тезисом в доказательстве называется

аргументацией;

демонстрацией;

декларацией;

обоснованием.

 

Доказательство «Если студент посещал занятия, добросовестно изучал материал, выполнял все необходимые задания, то он готов к зачету. Студент Н. посещал занятия, добросовестно изучал материал, выполнял все необходимые задания. Значит, студент Н. готов к зачету». является

прямым;

косвенным «методом от противного»;

косвенным «методом исключения».

 

Доказательство «Данный автомобиль опрокинулся вследствие резкого торможения. Причинами опрокидывания транспортного средства могут быть превышение скорости на поворотах, ре0кое торможение неправильное расположение груза. Экспертизой установлено, что ни превышение скорости на поворотах, ни неправильное расположение груза не имело места. Следовательно, причиной опрокидывания данного автомобиля было резкое торможение».

прямым;

косвенным «методом от противного»;

косвенным «методом исключения».

 

Доказательство: «Позвольте мне вам заметить, что это предубеждение. Я полагаю даже, что курить табак здоровее, нежели нюхать табак. В нашем полку был поручик, прекраснейший и образованнейший человек, который не выпускал изо рта трубки не только за столом, но даже с позволения сказать, во всех прочих местах. И вот теперь ему уже сорок с лишним лет, но благодаря бога, до сих пор так здоров, как нельзя лучше» (Гоголь Н.В. «Мертвые души») является

прямым;

косвенным «методом от противного»;

косвенным «методом исключения».

 

В рассуждении «Студент К. стал сессии на «отлично», т.к. на обоих экзаменах – истории права и философии – он получил пятерки». Но по философии у студента К. в ведомости стоит «хорошо», а не «отлично». Следовательно, он не мог сдать всю сессию на «отлично» использован следующий метод опровержения

опровержение тезиса;

критика аргументов;

выявление несостоятельности демонстрации.

 

В рассуждении «Преступление совершил господин Н., так как он сам признался в этом и подписал показания. Но из того, что он признался и подписал показания, не следует с необходимостью, что именно он является преступником. Его могли заставить подписать показания или он выгораживает кого-то» использован следующий метод опровержения

опровержение тезиса;

критика аргументов;

выявление несостоятельности демонстрации.

 

В рассуждении «Всякая ложь заслуживает порицания. Однако мы обычно не считает предосудительным ложь во спасение. Значит, есть виды лжи, которые не заслуживает порицания» использован следующий метод опровержения

опровержение тезиса;

критика аргументов;

выявление несостоятельности демонстрации.

 

Тема 7.

Проблема. Гипотеза. Теория.

1. Преднамеренные ошибки с целью запутать своего противника и выдать ложное суждение за истинное (внешне правильные доказательства ложных мыслей) –

a. софизм;

b. паралогизм;

c. противоречие;

d. парадокс.

 

2. Рассуждение «3 и 4 – это два разных числа, 3 и 4 – это 7, следовательно, 7 – это два разных числа» является

a. парадоксом;

b. софизмом;

c. паралогизмом;

d. поспешным обобщением.

 

3. Требование совершить какое-либо действие в условиях неполной информации, называется

a. ответ

b. задача

c. вопрос

d. упражнение

 

4. По степени выраженности в тексте вопросы могут быть

a. явные

b. простые

c. уточняющие

d. восполняющие

 

5. По своей структуре вопросы подразделяются на

a. явные

b. скрытые

c. сложные

d. не корректные

 

6. По отношению к познавательной цели вопросы могут быть

a. наводящие

b. определенные

c. положительные

d. неопределенные

 

7. По количеству возможных ответов на вопросы различают ответы

a. простой

b. закрытый

c. свёрнутый

d. развернутый

 

8. Вопрос, предпосылкой которого является истинное непротиворечивое знание, называется

a. узловым

b. наводящим

c. корректным

d. напоминающим

 

9. По объему информации различают ответы

a. полные

b. узловые

c. наводящие

d. косвеннные

 

10. Суждение, вызванное вопросом, называется

a. ответ

b. вопрос

c. пример

d. упражнение

 

11. Внутренняя, существенная связь между элементами мысли, называется

a. законом физики

b. законом мышления

c. законом тождества

d. законом Архимеда

 

12. Проблемой называется

a. предположение

b. всякий вопрос

c. фактическое знание

d. знание о незнании

 

13. Гипотезой называется

a. всякий вопрос

b. фактическое знание

c. знание о незнании

d. научное предположение

 

14. Гипотетико-дедуктивный метод построения теории сконструировал

a. Р.Бэкон

b. И.Ньютон

c. Р.Декарт

d. Г.Галилей

 

15. Фундаментальные положения теории называются

a. принципами

b. концепциями

c. законами

d. категориями

 

Вопросы к зачету по модулю

1. Аргументация как логическое основание доказательства. Понятие доказательства. Доказательство и убеждение. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация (форма доказательства).

2. Прямое и косвенное (непрямое) доказательство. Виды косвенного доказательства.

3. Правила доказательного рассуждения. Правила по отношению к тезису. Правила по отношению к аргументам. Правила по отношению к форме доказательства. Логические ошибки при доказательствах.

4. Софизмы и паралогизмы. Логический парадокс.

5. Критика и опровержение. Опровержение тезиса (прямое и косвенное). Критика аргументов. Выявление несостоятельности демонстрации.

6. Формальная логика в познании. Проблема (вопрос) как логическая форма.

7. Структура вопроса.

8. Виды вопросов.

9. Гипотеза и ее роль в познании. Проблема обоснования гипотезы.

10. Теория. Методы построения теории.

 

 

Уметь: формулировать и обосновывать как рабочую гипотезу, так и конкурирующие гипотезы по какой-либо проблеме.

Задания ФОС по компетенции для проверки умения:

Модуль 3

Контрольная работа №5 (вопросы для составления заданий)

Тема 6.

Аргументация и доказательство.

Аргументация как логическое основание доказательства.

Сформулируйте понятие доказательства.

Какова структура доказательства.

Что такое аргументы доказательства?

Какие виды аргументов доказательства вам известны?

Что представляет собой демонстрация?

В чем специфика и отличие доказательства от умозаключения?

Назовите виды доказательства.

В чем выражается различие прямого и косвенного доказательства?

Правила доказательного рассуждения по отношению к тезису.

Назовите правила доказательного рассуждения по отношению к аргументам.

Назовите правила доказательного рассуждения по отношению к форме доказательства.

Что представляют собой критика и опровержение.

Какова структура опровержения?

Каковы виды опровержения?

Каковы способы опровержения тезиса?

Каковы способы опровержения аргументов?

Почему опровержение аргументов не означает опровержения тезиса?

Каковы наиболее общие ошибки, встречающиеся в доказательстве?

Охарактеризуйте наиболее общие ошибки, встречающиеся в ходе опровержения.

Что такое дискуссия и спор.

Перечислите виды спора.

Осветите рациональные основания диалога (допроса) в юриспруденции.

Перечислите некорректные приёмы ведения спора.

Раскройте сущность некорректных видов спора.

Каково содержание паралогизмов, софизмов и логических парадоксов?

 

Тема 7.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: