Материалы для беседы с родителями в детском саду




 

«Не наука делает людей благополучными,

а честность и добрая совесть»

И. А. Крылов

Воспитание детей было и остаётся самым трудным видом деятельности в мире. Ещё более сложная задача – создание духовного стержня в душе ребёнка, растущего в современном агрессивном мире с так называемыми свободными нравами.

Согласитесь, что с рождения ребёнок учится ползать, ходить, говорить. Вместе с этим должно происходить и духовное возрастание, должны закладываться духовные ценности. С этого же времени при наблюдении его или в общении, игре с ребёнком необходимо использовать любой момент для того, чтобы формировать в характере, уме, душе и сердце доброту, послушание, скромность, терпение, внимание, дружелюбие, а самое главное – любовь. Незыблемый фундамент для построения целостной и действенной педагогической системы нравственного воспитания детей заложен в многовековом опыте православной педагогики.

Судьба каждого ребёнка в будущем зависит от того, что он знает, что он любит, что он может. Нравственный и духовно-совершенный человек должен знать добро, любить добро, быть в состоянии творить добро. Поэтому становится очевидным, что необходимо глубокое, духовно-нравственное воспитание, предполагающее развитие всех его душевных устремлений во всей их полноте. Задача эта может быть решена только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и Православной Церкви, если две первые стороны захотят этого.

Мировой педагогический опыт накопил огромное множество всевозможных систем воспитания, подчас взаимоисключающих друг друга. Хочется об этом рассказать вам! В России 30-х годов ХХ века в педагогической науке произошла кардинальная перестройка: педагогика отделилась от психологии. Ещё ранее произошло отделение школы от церкви и уничтожение всего, что составляло духовное основание педагогики. Получился этакий «всадник без головы». В практику воспитания он вошёл под лозунгом, которого до этого не знал ни один народ, ни одна нация: «Детям – счастливое детство!». До этого детство было временем подготовки к взрослой трудной и ответственной жизни. Вместо этого появилось время беззаботное.

Психология, как дисциплина родилась в России, но в середине 20-х годов прошлого века от неё отказались. Педагогика действия была заменена педагогикой слова. И с этого момента всё начало работать на ЭГО. «Потому что состояние счастья в контексте такого понимания на самом деле состояние ЭГО-удовлетворености. А состояние «Совестливости» - это состояние радости, но это совсем другая радость, не эмоциональная, не свойственная ЭГО» - пишет православный психолог, священник Анатолий Гармаев.

Общественно-политические, экономические, социокультурные изменения, произошедшие в России в конце ХХ века, привели к необходимости изменения существующего подхода к выстраиванию самой стратегии воспитательной деятельности. Обуславливается это особенностью государственного и социального заказов в области образования, сущность которых составляет создание именно системы всеобщего образовательного пространства, в основе которого будет воспитание духовности и нравственности. Общество и государство нуждаются в образовательных моделях, содержащих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Незыблемый фундамент для построения целостной и действенной педагогической системы нравственного воспитания детей заложен в многовековом опыте православной педагогики.

К слову сказать, на западе нравственная психология была подхвачена в одном только плане – в работе над структурой ЭГО. У нас же этими проблемами долгое время не занимались вовсе. Сегодня нередко пытаются применить в наших образовательных учреждениях западные модели воспитания, но надо помнить и знать, что эта система имеет лозунг: «Знания ради знаний и материального благополучия». Поэтому, по мнению православных психологов и педагогов, она неприменима в отношении российских детей.

Каждый здравомыслящий человек, несомненно, чётко понимает необходимость возрождения и развития духовных традиций нашей Родины, определяющих её будущее. И совершенно естественно, что Православная Церковь берёт на себя задачу – восстановить духовное просвещение и воспитание подрастающего поколения, укрепить семейные связи, обновить нравственное состояние детей. Процесс решения такого комплекса задач и называется духовно-нравственным воспитанием, основной задачей которого является формирование и развитие составляющих сфер личности: духовно-практической, социокультурной, социальной, психофизиологической.

Характер духовно-нравственного воспитания должен быть таким, чтобы знания и навыки поведения, прививаемые детям внешне, не механически закреплялись, а связывались с внутренним содержанием личности, её внутренней жизнью.

Духовность – это степень близости души, внутреннего мира человека к идеальному: Богу, нравственность – это твёрдая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца.

Нравственное и духовное состояние ребёнка формируется из его непосредственных переживаний и, главным образом, в первые годы его жизни. Искренность и простота, ясность и чистота детской нравственности часто выступает как идеал, как стимул труда для педагога и родителей.

Стремление к добру изначально заложено в каждом сердце. И стремление это нуждается в расширении и укреплении, т.е. в некотором духовном упражнении. Именно духовные упражнения ума, чувств и сердца ребёнка составляют основу духовно-нравственного воспитания. Однако, несмотря на все эти обстоятельства, изначальное раздвоение души между «добром» и «злом» проявляется уже в раннем возрасте в неосознанном стремлении ребёнка к греховным поступкам и действиям. Происходит как бы одновременное движение по путям «добра» и «зла».

По утверждению психологов становление личности ребёнка начинается с момента зачатия. «Удивительно мудро устроена природа человека: практически с этого времени ребёнок готовится к взрослой жизни. Детство его стоит воспринимать именно как подготовку к этому ответственному периоду» – пишет Анатолий Гармаев.

Наиболее важным, первостепенным, по мнению православных психологов и педагогов, является именно духовное развитие. В книге «Этапы нравственного развития ребёнка» Анатолий Гармаев подчёркивает, что становление человека начинается в утробе матери. Резерв сил, которые будут потом поддерживать человека до самой смерти в действиях правды, добра, в истинной любви к людям и себе — закладывается в первый период — внутриутробный. Прежде всего, это запечатление душевных сил матери, её душевного состояния, проявляемое в отношении к близким.

Второй период: до трёх лет – это время душевного развития, время впечатлений, которые будут основополагающими для всей его будущей жизни. Идёт запечатление способов общения между взрослыми, закладываются нормы поведения. «Если до трёх лет позволять ребёнку «вольницу» и дать ему понять, как легко управлять взрослыми при помощи капризов, то можно считать, что вы тем самым создали ему серьёзную духовную проблему» - утверждают православные психологи. За развитием духа благочестия нужно следить непрестанно с первого дня жизни, следить терпеливо и внимательно, подмечая каждую чёрточку, считая важным всё. Святой Иоан Кронштадтский пишет: «Не оставляйте детей без внимания относительно искоренения из сердца их плевел грехов, скверных, лукавых и хульных помышлений, греховных привычек, наклонностей и страстей,.... семена всех грехов есть и в детях»

С трёх до пяти лет — это возраст телесного развития, когда внешней основной деятельностью ребёнка является игра, а внутренней — обретение взрослых смыслов жизни. По детским играм становится ясно видно, что было запечатлено в предыдущем периоде: очень важно не только, во что играют дети, но и то, как они играют. В последнее время увеличилось количество жестоких игр, равно как проявления жестокости в самой игре. В играх обнаруживается смещение в смыслах жизни взрослых, которое происходит на глазах детей: вместо заботы — индивидуализм. По мнению многих педагогов, детям сейчас надо помогать играть. Причём не просто быть с ними в игре в качестве воспитателя, а именно присутствовать в игре, направляя её по духовному руслу и придавая ей нравственное содержание, но не доминируя над детьми.

Говоря о внутреннем духовном устроении ребёнка, его интеллектуальном развитии, нельзя упускать из виду и труда телесного, как одной из основных составляющих духовного здоровья личности. Именно возраст от пяти до семи лет — этап воспитания духа, время строгого послушания, время, когда труд становится центром. Вообще период детства до семи лет является, по мнению психологов основным, базовым. Ш. Бюлер в своей работе «Человеческая жизнь как психологическая проблема» подчёркивает, что в первые семь лет человек устанавливает канву своей жизни. Взрослый в течение своей жизни лишь расширяет и углубляет то, что сложилось у него в душе в течение первых семи лет.

Основные черты личности и характера человека, как основы его мироощущения, складываются в действительности в период его доотроческой жизни. В нравственной психологии выделены три вида трудовой деятельности: самообеспечение, работа и труд.

Самообеспечение – действия по удовлетворению личных натуральных потребностей человека в пище, телесном комфорте, уюте.

Работа – это различного вида занятия: ремесленные, музыкальные, умственные (интеллектуальные), пластические, изобразительные, технические, спортивные, танцевальные и т.д.

И, наконец, труд – это или отклик на нужду, или выполнение трудового действия из послушания (любви). От окружающих взрослых, в основном от родителей, зависит, куда пойдёт запечатление больших резервов душевных сил. Поэтому он не должен быть проведён в праздности, беззаботных играх или только занятиях по способностям. Все народы с многовековым опытом интуитивно знали об этом периоде. На Руси дети с пятилетнего возраста 2/3 свободного времени (исключая сон и еду) проводили в труде. Их понуждали к этому.

Период 5-7 лет, по представлению психологии, – это время, когда идёт духовное становление, как центральное, доминантное. Если в этом возрасте дать свободу только для способностей – значит запретить нравственное действие в ребёнке. То есть такой ребёнок, став взрослым, будет с радостью откликаться на всякое действие по способностям, а вот на истинное трудовое действие у него сил не будет, на нужду другого он не откликнется.

Таким образом, нравственная психология подтверждает, что возраст до семи лет является базовым для человека, а впечатления детства держатся в душе ребёнка на уровне безусловных рефлексов и поэтому имеют глубину и большую устойчивостью

 

Священник Александр Ельчанинов пишет: «Почему важно торопиться наполнить сердце и ум ребёнка светом и добротой с самого раннего возраста? Что может быть сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке Человека? Научить делать выбор между добром и злом? В детстве – сила доверия, простота, мягкость, способность к умилению, состраданию, сила воображения, отсутствие жестокости и окаменелости. Это именно та почва, посеянное в которую даёт урожай в 30,60,100 крат. Потом, когда душа окаменеет, очерствеет, воспринятое в детстве, может снова очистить и спасти человека. «Воспитывай детей так, чтобы они могли переносить всё и знали, как должно поступить среди несчастий» – записал Иоан Златоуст. Оттого важно держать детей ближе к Православию, это напитает их на всю жизнь» И став взрослым, ребёнок будет истинной радостью сердца и достойным утешением родительской старости.

И. А. Ильин подчёркивает что: «Воспитание должно сообщать ребёнку новый способ жизни. Его основная задача не в исполнении памяти, не в образовании интеллекта, а в запоминании сердца. Обогащённая память и подвижная мысль при мертвом и слепом сердце создаёт ловкого, но чёрствого и злого человека. Вот почему образование без воспитания дело сложное и опасное».

Так как основной период духовного становления приходится на возраст до семи лет, весь он выпадает на период дошкольного детства, первостепенная и основная роль в духовном воспитании отводится семье. Поэтому необходимо полное взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей. Ещё одним важным направлением является слияние обучения детей и их духовно-нравственного воспитания, внедрение духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное и физическое развитие – в трудовое воспитание. Следствием этого является полноценное развитие ребёнка, целостное, естественное для его души и способствующее более глубокому раскрытию его прирождённых способностей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: