Банк России (ЦБ РФ) с 10 ноября 2014 года упразднил действовавший механизм курсовой политики, отменив интервал допустимых значений стоимости бивалютной корзины (операционный интервал) и регулярные интервенции на границах указанного интервала и за его пределами (Информация от 10.11.2014 г. «О параметрах курсовой политики Банка России»).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 422-ФЗ от 30 декабря 2015 г. «Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и внесении изменений в Федеральный закон «О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополь», если валютой платежа, предусмотренной кредитным договором, заключенным с банком, действовавшим на территории Республики Крым и (или) на территории города федерального значения Севастополя, не является рубль, то подлежащая уплате в погашение задолженности сумма определяется по установленному Банком России на 18 марта 2014 г. курсу соответствующей валюты по отношению к рублю. »
В силу положений Конституции Российской Федерации (п.п. 1 и 2 Статьи 15), Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации; органы государственной власти, должностные лица, обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
|
Основной функцией Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти является защита и обеспечение устойчивости рубля (п. 2 ст. 75 Конституции РФ).
Конституционный суд РФ в Постановлении от 21.03.1997 N 5-П указывает на то, что в ряде статей Конституции РФ закреплен принцип единой финансовой политики, прежде всего в статье 114 (пункт "б" части 1), согласно которой Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Эти положения, согласно выводам Конституционного суда, развивают одну из основ конституционного строя РФ - принцип единства экономического пространства (статья 8, часть 1).
Согласно Конституции РФ права и свободы человека и гражданина как высшая ценность являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием; все равны перед законом и судом; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо места жительства (статьи 2 и 18; статья 19, часть 1и 2).
В Постановлении от 15 февраля 2016 г. N 3-П Конституционный Суд Российской Федерации пришел к следующим выводам: «Из статей 1 (часть 1), 7 (часть 1), 8, 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 45, 46 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции РФ следует, что в демократическом правовом и социальном государстве, каковым является Российская Федерация, правовое регулирование отношений в сфере гражданского оборота должно основываться на принципах равенства всех перед законом и судом, неприкосновенности собственности и свободы договора, соблюдения баланса публичных и частных интересов при определении правового статуса субъектов этих отношений, критериев соразмерности и пропорциональности при установлении условий реализации и возможных ограничений их прав».
|
Конституционный суд РФ в п. 3.2. вышеуказанного Постановления и в Постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П также пришел к выводам, что внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающих неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.
Таким образом, ЦБ РФ не обеспечивает защиту и устойчивость рубля, в нарушение ст. 75 Конституции РФ.
Кроме того, нарушается закрепленный в Конституции РФ принцип единства экономического пространства РФ, единой кредитной и денежной политики; конституционные права Заемщиков всех регионов Российской Федерации нарушены по территориальному признаку, по сравнению с нашими согражданами - такими же валютными ипотечными заемщиками, проживающими в Республике Крым и Севастополе.
|
Мы, Заемщики, убеждены, что Банки, будучи обязанным вести разумную кредитную политику, заведомо зная о доходах Заемщиков в рублях, переложили предпринимательские валютные риски на потребителя финансовых услуг, заемщика - физическое лицо с рублевым доходом, что является осуществлением высокорискованной кредитной политики. В попытке избавиться от валютного риска, Банки получили кредитный риск – риск невозврата кредита. Такая безответственная политика управления банковскими рисками создает в итоге риски для финансовой системы РФ в целом, и является кабальной сделкой для Заемщиков. Такое недобросовестное поведение Банков, включая его отношение к неоднократным обращениям Заемщиков изменить условия договора, заслуживает особого внимания Прокуратуры РФ и должно найти свою правовую оценку.
На основании изложенного и руководствуясь положениями, в частности ст. 1, ст. 10, ст. 17, ст. 26, ст. 35 Федерального закона 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»,ст. 45 ГПК РФ, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства,
ПРОСИМ:
1. Провести прокурорскую проверку деятельности Банков по фактам, изложенным в настоящем обращении на предмет соблюдения и/или нарушений законодательства РФ;
2. Провести прокурорскую проверку деятельности лиц, участвовавших в указанных нарушениях;
3. Подготовить заключение относительно действий Банков, на предмет наличия нарушения законодательства РФ, а в частности:
- Оказания давления, намеренного введения в заблуждение при выдаче Заемщикам Кредитов;
- Получения Банками неосновательного обогащения за счет Заемщиков;
- Сокрытия полной стоимости Договоров в рублях и неустановления рублевого эквивалента Кредитов;
- Злоупотребления Банками преимущественным перед Заемщиками положением, как при заключении Договора, так и в последующие годы;
- Нарушения Банками нормативных требований ЦБ РФ, обязательных к исполнению;
- Умышленного или вследствие недобросовестности и халатности ограничения информации о рисках получения и нераскрытия сути потенциальной невозвратной природы Кредита, номинированного в валюте;
- Препятствования и нежелания Банков изменить валюту кредита на рубли РФ по курсу, который фактически использовался для конвертации в день подписания договора;
- Навязывания кабальных условий в предлагаемых Заемщикам программах рефинансирования и реструктуризации кредитов, ущемление их прав, к примеру,на получение налоговых вычетов.
4. Взять на контроль исполнение Вашего поручения нижестоящими прокурорами, которым будет поручено осуществление проверки в рамках настоящего обращения.
5. О принятом решении уведомить каждого Заемщика, согласно прилагаемому Подписному листу.
6. Обеспечить обязательное участие представителя Прокуратуры РФ в судебных процессах, находящихся в производстве судом в настоящее время, будущих процессах и принять решение о проверке законности ранее принятых судами решений по проблеме валютной ипотеки;
7. Принять в рамках своих полномочий иные меры, предусмотренные законодательством РФ, в целях пресечения нарушения указанных в настоящем обращении прав Заемщиков и восстановлению прав, которые были нарушены.
От имени Заемщиков
ФИО -
ТЕЛЕФОН, почта
АДРЕС
ПАСПОРТ