Тема: Онтология. Гносеология. Научное познание.




1. Дайте определение понятию:
Онтология-(новолат. ontologia от др.-греч. ὄν, род. п. ὄντος — сущее, то, что существует + λόγος — учение, наука) — учение о сущем[1]; учение о бытии как таковом; разделфилософии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории[2], его принципы, структуры и закономерности Сущность- смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых, под влиянием тех или иных обстоятельств, состояний вещи Диалектика- (др.-греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления. Субстанция - (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — то, что существует самостоятельно, само по себе, в отличие от акциденций, существующих в другом и через другое Пространство- фундаментальное (наряду с временем) понятие человеческого мышления, отображающее множественный характер существования мира, его неоднородность. Множество предметов, объектов, данных в человеческом восприятии одновременно, формирует сложный пространственный образ мира, являющийся необходимым условием ориентации любой человеческой деятельности. Материя-(от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположностьсознанию или духу[1]. В материалистической философской традиции категория «материя» обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности)[2]: материя отображается нашими ощущениями,существуя независимо от них (объективно). Время-форма протекания физических и психических процессов, условие возможности изменения[1]. Одно из основных понятий философии и физики, условная сравнительная мера движения материи, а также одна из координат пространства-времени, вдоль которой протянуты мировые линии физических тел. В философии — это необратимое течение (протекающее лишь в одном направлении — из прошлого, через настоящее в будущее)[2], внутри которого происходят все существующие в бытии процессы, являющиеся фактами.
 
2. Опишите три закона диалектики 1) Закон перехода количественных изменений в качественные описывает механизм саморазвития. Гегель рассматривал качество и количество как взаимопроникающие противоположности и считал, что как нет качества без количественных характеристик, так нет и не может быть количества, абсолютно лишенного качественной определенности. 2) Закон взаимопроникновенияпротивоположностейвскрывает в развитии его внутренний источник, импульс, побудительную силу. Основой всякого развития, с точки зрения этого закона, является борьба противоположных сторон, тенденций того или иного процесса, явления. 3) Закон отрицания отрицания отражает, по Гегелю, общий результат и направленность процесса развития. Всяческое отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Однако, отрицание, по Гегелю, не просто уничтожение старого новым. Она обладает диалектической природой. Эта диалектическая природа проявляется в том, что отрицание представляет собой единство трех основных моментов: 1) преодоление старого; 2) преемственность в развитии; 3) утверждение нового.
3. Опишите две концепции пространства и времени  
Реляционная(Лукреций Кар, Лейбница, Эйнштейна, Лобачевский) Субстанциональная(Демокрит, Эпикур, И. Ньютон, Канту)  
Согласно этой концепции пространство и время – не самостоятельные сущности, а системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами. Наиболее последовательно реляционная концепция пространства и времени проведена в неэвклидовой геометрии Н.И.Лобачевского и Б.Римана и в теории относительности А. Эйнштейна. Именно их теоретические положения исключили из науки понятия абсолютного пространства и абсолютного времени, обнаружили несостоятельность субстанциональной трактовки пространства и времени как самостоятельных, независимых от материи форм бытия. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, отдельно от процессов и предметов. Так, пространство понимается как некий пустой ящик, в который помещаются предметы, как арена или сцена, на которой находятся объекты и происходят события. Однако пустой ящик, арена, сцена могут существовать и без того, чтобы в нём / на ней были помещены предметы. Так и пространство может существовать независимо от материальных объектов. Время понимается как самостоятельный процесс, абсолютно ни от чего не зависящая длительность как таковая, равномерно текущая от прошлого к будущему, в которую каким-то образом помещаются реальные события. Обычно этот процесс описывается метафорически: река времени, стрела времени.  
4.Дайте определения понятиям:
Гносеология - (греч. gnosis – знание, logos – учение) – философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, – теория познания. В отличие от эпистемологии, Г. рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции “субъект – объект”. Эпистемология -Эпистемоло́гия (от др.-греч. ἐπιστήμη — «научное знание, наука», «достоверное знание»[1] и λόγος — «слово», «речь»[1]); гносеоло́гия (от др.-греч. γνῶσις — «познание», «знание»[1] и λόγος — «слово», «речь») — теория познания, раздел философии. Герменевтика (др.-греч. ἑρμηνευτική — «искусство толкования», от ἑρμηνεύω — «толкую», этимология которого неясна[1]): искусство толкования, теория интерпретации и понимания текстов, в том числе текстов классической древности[2]; направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.
         

 

5. Перечислите виды и формы познавательной деятельности человека:

Виды:

- обыденное познание (оно первое) его особенность: происходит как сознательно, так и бессознательно; стихийно; оно базируется повседневной чувственно-предметной деятельности людей, на обмене опытом.

- научное познание: предмет – общее свойство, общие аспекты классов объектов, законы. Не исследуем единичное, проблема – в поиске единичного, в котором отражается общее. Предметом является общее, доминирующая форма – логическое мышление.

- художественное познание: занимает промежуточную позицию. Оно аналогично обыденному познанию, т.к. единичное является формой выражения художественного отражения действительности, но единичное является предметом обыденного познания Þ сходства. В нём присутствует и общее. Каждый художник обобщает, а общее – предмет научного познания. Проблема – поиск единичного, в котором наиболее полно отражается общее. Важная особенность – одиночный характер, т.е. творцы стремятся дать оценку соответствующему единичному, соответствию ситуации.

религиозное познание: предметом этого познания является человек. Но в процессе этого познания происходит переворачивание отношений, которые имеют место в действительности. Естественные, земные силы принимают сверх естественный характер. Центральным понятием в религии является БОГ, но это сверх естественное явление. По представлению современных верующих людей БОГ есть совершенство совершенств.

Формы чувственного познания К формам чувственного познания относят три основных типа наглядных образов: 1) ощущения, 2) восприятия, 3) представления. Ощущение — отражение отдельного свойства объекта, возникающее при его воздействии на органы чувств. Восприятие — целостное отражение объектов при их воздействии на органы чувств. Представление — наглядный образ объекта, не воздействующего в данный момент на органы чувств.

6. Опишите следующие понятия:
Познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметомгносеологии (теории познания). Знание — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе. Зна́ние в широком смысле — субъективный образ реальности в форме понятий и представлений. Вера — признание чего-либо истинным, часто — без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их[1]. Практика (греч. praktike, от praktikos — деятельный, активный) — материальная, чувственно-предметная деятельность человека. П. включает: целесообразную деятельность; предмет, на который направлена последняя; средства, с помощью которых достигается цель; результат деятельности Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата.
7. Раскройте содержание понятий Что означают «S-O» и «S-S» отношения?
«Субъект познания» Субъект познания — носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект. «Объект познания» Объект познания - то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания. «субъект – объектные» «субъект – субъектные»
       

8. Что такое истина? Проблема истины в гносеологии (перечислите различные варианты решения этой проблемы).

Имеются разные понимания истины. Вот некоторые из них: "Истина - это соответствие знаний действительности"; "Истина - это опытная подтверждаемость"; "Истина - это полезность знания, его эффективность"; "Истина - это соглашение". Первое положение, согласно которому истина есть соответствие мыслей действительности, является главным в классической концепции истины.

Проблема истины является ведущей в философии познания. Все проблемы философской теории познания касаются либо средств и путей достижения истины (вопросы чувственного и рационального, интуитивного и дискурсивного и др.), либо форм существования истины (понятий факта, гипотезы, теории и т.п.), форм ее реализации, структуры познавательных отношений и т. п. Все они концентрируются вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют ее. Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как "справедливость", "добро", "смысл жизни". От того, как трактуется истина, как решается вопрос, достижима ли она, - зависит зачастую и жизненная позиция человека, понимание им своего назначения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: