Русская музыкальная культура первой половины XIX век.




В истории отечественного музыкального искусства XIX век занимает особое место.В результате развития, происходившего на протяжении этого столетия, кардинально изменилось положение русской музыки в мировой музыкальной культуре. Пережив период освоения европейских жанров и этап становления национальной классической школы, отечественное музыкальное искусство вступило в пору расцвета и стало одним из лидеров общеевропейского музыкального процесса.

Начало классической эпохи в истории русской музыки приходится на первую половину XIX века. Это время связано с именем М.И.Глинки. В его творчестве была решена задача создания самобытного музыкального языка, вобравшего в себя многообразные национальные и общеевропейские элементы. Благодаря этому появились классические образцы русской национальной оперы, симфонических и камерно-вокальных произведений, в которых запечатлелось народное миросозерцание и получил выражение национальный характер. Вместе с тем Глинка вывел русскую музыку на уровень осмысления общечеловеческих проблем, сделав её равной ведущим музыкальным культурам Европы.

Классически совершенное искусство Глинки, отличающееся богатством содержания и универсализмом музыкально-выразительных средств, послужило источником вдохновения для всех последующих поколений русских композиторов, при всём многообразии их творческих индивидуальностей. Уже при жизни Глинки продолжателем его дела стал А.С.Даргомыжский. Его творчество, в свою очередь, предварило эпоху «Могучей кучки» и Чайковского. Так возникла одна из самых крупных национальных школ в европейской музыке, развитие которой продолжалось и в XX столетии.

Расцвет творчества Глинки приходится на 30 – 40-е годы XIX века. Этому предшествовал период, охватывающий первую треть столетия. На протяжении трёх десятилетий развитие традиций, идущих от русской музыки XVIII века, сочеталось с формированием новых тенденций. В это время начали складываться условия, которые способствовали становлению гения Глинки, в частности, вырабатывались те эстетические идеи, которые легли в основу его творчества.

В начале XIX века русская музыка так же, как и другие виды отечественного искусства, продолжала осваивать новейшие достижения западноевропейского художественного творчества. При этом на почве отечественной культуры приживалось лишь то, что соответствовало её современным запросам.

Наиболее значительным явлением в западноевропейском искусстве рубежа XVIII-XIX веков стало рождение романтизма. Романтический тип сознания выдвинул своё понимание целей и задач художественного творчества. Нормативности и подражательности классицизма с его общезначимыми идеалами романтическая эстетика противопоставила ценность неповторимого, характерного. Наряду с индивидуальными особенностями человеческой личности романтизм оценил национальную самобытность. В соответствии с этим одной из целей творчества художников-романтиков стало создание национального, самобытного, неподражательного искусства.

Для русской культуры первой трети XIX столетия романтическая идея национальной самобытности оказалась необычайно актуальной. Именно в это время в России сложились самые благоприятные условия для её восприятия.

Важнейшими историческими событиями первых десятилетий XIX века стали войны с наполеоновской Францией (1805, 1807), Отечественная война 1812 года, приведшая к поражению Наполеона, и восстание декабристов (1825), для которых военные сражения и заграничные походы 1812-1814 годов стали своеобразной политической школой. Небывалый подъём патриотических чувств, проявившихся в военные годы, сплотил нацию. Общие героические усилия позволили представителям всех сословий ощутить себя единым народом. Одолев непобедимую наполеоновскую армию, весь русский народ испытал великую гордость. Но она смешалась с горечью осознания того, как унизительно подневольное положение, в котором живёт большинство населения России. Ведь значительная часть доблестного русского войска, дошедшего до Парижа, должна была вернуться к крепостной зависимости, которой уже давно не знала Европа.

Подобная ситуация необычайно способствовала росту национального самосознания прежде всего у просвещённой части общества. Оценив достоинства собственного народа, лучшие представители дворянства ощутили острую необходимость освободить его от крепостного права и построить жизнь в стране иначе. Это желание явилось причиной необычайной активизации общественной жизни. Исторические судьбы России обсуждались в печати и служили темой дискуссий на собраниях многочисленных кружков, объединявших дворянскую интеллигенцию по всей стране. В этих условиях сформировались революционные идеи, приведшие к становлению политического движения декабристов. Наиболее радикальные из них мечтали о ликвидации самодержавия, освобождении крестьян, уничтожении сословных различий, провозглашении гражданских прав и свобод.

Интенсивность происходящих процессов, заставлявших, по выражению П.И.Пестеля, «умы клокотать», способствовала тому, что многообразные таланты сотен русских людей оказались максимально востребованными во всех сферах общественной и культурной жизни. Особенно ярко проявилось это в художественном творчестве. На примере литературы хорошо видно, что в тот период, когда расцветал гений Пушкина творили многие десятки одарённых писателей и поэтов – в искусствоведении не случайно существует понятие «поэты пушкинской поры».

Творческая деятельность большинства русских художников первой трети XIX века сознательно сосредоточилась вокруг одной центральной задачи – создания национально-самобытного искусства. Из всех эстетических идей эпохи романтизма именно эта в наибольшей степени соответствовала идеалам, рождённым возросшим самосознанием нации. Первыми к разработке идеи национальной самобытности приступили представители российской словестности. В 1819 году П.А.Вяземский впервые употребил по отношению к искусству понятие «народность», которым отныне стали обозначать национальную характерность. На протяжении 10 – 20-х годов XIX века на страницах литературных изданий развернулась бурная полемика по поводу содержания и форм национального искусства. Его развитие шло от увлечения внешними приметами народного колорита к постижению своеобразия национального характера и поиску адекватных средств его выражения.

С целью наиболее полного проникновения в «дух народа» искусство обратилось к двум основным источникам. Первым из них было историческое прошлое России. Богатые сведения о нём содержала выходившая с 1816 по 1829 год «История государства Российского» Карамзина. Исторические персонажи становились героями многих произведений «больших» жанров, проявляя себя носителями определённых нравственных ценностей, в частности самоотверженного служения Родине. В свете военных событий и последующего развития идей декабристов исторические сюжеты были актуальны и как способ выражения патриотических чувств.

Народные представления о добре и зле проявляют себя не только в поступках реальных героев истории. Они запечатляются и в произведениях народного творчества. Отечественный фольклор стал ещё одним источником постижения национального характера. Народные сказки, легенды, поверья, «преданья старины глубокой» подарили русскому искусству пушкинской поры оригинальные сюжеты, образы, стали образцом самобытного языка.

Исторической и фольклорной тематикой содержание искусства первой трети XIX века не ограничивалось. В полемике, развернувшейся после выхода в свет «Евгения Онегина» Пушкина, выдающийся литературный критик В.Г.Белинский сумел доказать, что народным (то есть национально-самобытным) может быть и произведение с сюжетом из жизни современного светского общества. Душевные переживания современного русского человека так же глубоко волновали отечественных художников, как и судьба народа. Внутренняя жизнь личности, открытая европейским искусством эпохи романтизма, запечатлелась и в лирических произведениях русских художников. При этом своеобразие общественной и духовной ситуации в России начала века определило особый тон русской лирики. Элегические мотивы разлада между мечтой и действительностью соседствовали с воодушевлённым воспеванием духа свободолюбия и светлых идеалов вольности, теме трагического одиночества противопоставлялся мотив дружеского общения.

Утверждение новых идей в искусстве первой трети XIX века было связано с поисками новых средств выразительности. Вырабатывался национальный язык художественного творчества, русская культура вступила в диалог с другими европейскими культурами, но прежде всего осваивала богатства собственного фольклора. Народная речь способствовала рождению нового словесного стиля в литературе, который нашёл своё высшее воплощение в поэзии и прозе Пушкина. Его творчество, обобщившее многие европейские влияния, но также питавшееся идеей создания национально-самобытного искусства, впервые явило миру феномен великой русской литературы.

Именно литература стала источником новых образов, воплотившихся в музыкальном искусстве. Показательно, что среди музыкальных жанров лидирующую роль играли опера и романс, непосредственно связанные со словом. В этих жанрах не могли не отразиться идеи, питавшие всё искусство начала XIX века. Так, в оперу проникает историческая и сказочная тематика. Исторические сюжеты вывели на оперную сцену национальных героев прошлого, выразив тем самым патриотические настроения своего времени. Сказочные оперы запечатлели романтический интерес к народной фантастике и легендарной старине, овеянной национальным колоритом. Романсы, ставшие средоточием романтической лирики, воплотили разнообразные душевные движения современного человека. Отсюда эта образность попадает и в нарождающийся жанр инструментальной лирической миниатюры. Обращение к новой тематике, в основном носящей национальный характер, способствовало развитию музыкального языка, многое воспринималось от народной песенности. В своих пока ещё немногочисленных инструментальных произведениях (прежде всего камерных) русские авторы часто используют мелодии в стиле русских песен, а форма вариаций на народные темы остаётся одной из самых популярных.

Таким образом, музыка была включена в общий процесс создания самобытного отечественного искусства. Как и в литературе, в нём участвовали десятки творцов, среди которых были и профессиональные музыканты, но в основном – музыканты-любители. Творчество Глинки стало естественной кульминацией этого движения. Показательно, что две его оперы выросли на почве традиций тех жанров, которые определяли развитие оперного искусства начиная с первых десятилетий XIX века. Так, в опере «Жизнь за царя» композитор воплотил героико-патриотическую идею в жанре исторической драмы. А в опере «Руслан и Людмила» развернул грандиозную эпическую картину мира, основываясь на сказочном сюжете. Типичны и многие лирические мотивы, нашедшие выражение в его романсовой лирике, хотя только Глинка мог придать каждому лирическому образу индивидуальное воплощение, понять его на уровень музыкально-поэтического обобщения и облечь в классически совершенную форму. Актуальная проблема выработки новых средств выразительности и создания национального музыкального языка решалась Глинкой во всех жанрах. Интересно, что его симфонические увертюры специально посвящены разработке песенных и танцевальных тем ярко выраженной национальной окраски, причём композитор не ограничивал себя рамками отечественной культуры, обращаясь, как известно, к испанской тематике.

В то время как искусство Глинки подытожило развитие художественных тенденций первой четверти XIX века, талант Даргомыжского сформировался под воздействием идей, характеризующих два следующих десятилетия.

Поражение восстания декабристов и последовавшие за ним годы николаевской реакции резко изменили духовный климат в стране. Вся деятельность Николая I была направлена на сохранение и укрепление неограниченной власти монархии. Напуганный событиями 14 декабря 1825 года, а также ростом революционной и национально-освободительной борьбы в Европе 1830-х годов, Николай I ввёл в России военные методы управления, регламентируя все стороны жизни общества. Политика подавления свободной мысли проявилась в жёстком контроле над печатью. Были упразднены многие университетские свободы. Ближайшее окружение царя вынашивало даже мысль об упразднении университетов, боясь, что они могут стать источником «заразы» - революционных западных идей.

В этих условиях многие из лучших людей России, не имея возможности реально преобразовать жизнь в стране, сосредоточили свои духовные усилия в области искусства и художественной критики. Именно искусство и прежде всего литература становятся сферой выражения прогрессивных идей.

С течением времени литература всё более глубоко проникает в суть жизненных явлений. На 30-е годы XIX века, когда основой мироощущения миллионов русских людей стали романтические настроения разочарованности в окружающей действительности и стремлении к иной, более светлой жизни, приходится расцвет романтической лирики. Жизнь человеческой души во всей интенсивности её противоречивых порывов с особенной силой раскрылась в поэзии и прозе Лермонтова.

К концу 1830-х годов в общую романтическую картину мира всё больше начинают проникают реалистические детали. Многие особенности реалистического отражения действительности уже проявили себя в зрелом творчестве Пушкина. В произведениях Гоголя достоверное изображение вещественного мира причудливо сочеталось с богатой символикой художественных образов, за которыми вставал грандиозный образ России.

В 1830 – 1840-е годы в русском искусстве выдвигаются новые художники, представлявшие разночинную интеллигенцию. Писатели так называемой «натуральной школы», объявившие себя наследниками Гоголя (среди которых был и молодой Достоевский), всё больше сосредоточивают своё внимание на критическом анализе социальных и психологических противоречий окружающей действительности. Демократическая направленность их искусства проявилась в стремлении описать «прозу жизни» и вызвать сочувствие к переживаниям «маленького человека» - представителя социальных низов. «Натуральная школа», идеология которой была во многом разработана В.Г.Белинским. явила собой ранний этап критического реализма, предварив расцвет этого направления в творчестве великих русских писателей второй половины XIX века.

Воздействие литературных явлений этого времени на музыкальное искусство отразило творчество А.С.Даргомыжского. Близкий к позициям «натуральной школы» в литературе, он стал родоначальником музыкального реализма. Так же как молодым писателям-реалистам, Даргомыжскому было свойственно стремление к психологическому анализу и запечатлению социальных противоречий. В опере «Русалка» он выступил создателем русской лирико-психологической драмы на социально-бытовой основе. Драматизация свойственна также камерно-вокальной музыке композитора, где выделяются жанры лирико-драматического монолога и драматической песни с социальными мотивами. В песнях Даргомыжского героем русской музыки впервые становится «маленький человек». Создавая подобные музыкальные образы, Даргомыжский нередко использует комические и сатирические элементы, заостряющие характеристические черты. Стремление к правдивому воплощению человеческих характеров привело композитора к выработке самобытного музыкального языка, основой которого послужили уже не песенные, а речевые интонации. Сформулировал принцип «хочу, чтобы звук прямо выражал слово», Даргомыжский наиболее последовательно воплотил его уже в 1860-е годы, в декламационной опере «Каменный гость», написанной на полный текст одной из «маленьких трагедий» Пушкина. Открытия Даргомыжского побудили к новым поискам его младших коллег, прежде всего М.П.Мусоргского. Так осуществлялась преемственность поколений и непрерывность развития русской классической школы в музыке.

Таким образом, сформировавшись в творчестве Глинки и получив развитие в творчестве Даргомыжского, русская классическая музыка отразила самые актуальные идеи времени. Её становление протекало в непосредственной связи с развитием музыкальной жизни и, в свою очередь, вызвало формирование музыкально-критической мысли.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: