класс. Время выполнения – 1 час 30 минут




Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию.

Школьный этап. 2020-2021 учебный год.

класс. Время выполнения – 1 час 30 минут

Фамилия, имя____________________________________ Класс_________

Задание 1. Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу (2 балла за каждое верно выполненное задание; максимальный балл – 6).

1.1. Избирательное законодательство Российской Федерации не допускает

1) открытого голосования

2) голосования по почте

3) досрочного голосования

4) голосования на дому

5) голосования за пределами постоянного места жительства

1.2. К видам социальных норм относятся

1) научные 2) правовые 3) моральные 4) корпоративные 5) климатические

1.3. Коммерческими юридическими лицами в Российской Федерации являются:

1) политические партии

2) публичные акционерные общества

3) публично-правовые образования

4) жилищные кооперативы

5) производственные кооперативы

6) унитарные предприятия

 

1.1. 1.2. 1.3.
     

Задание 2. Установите истинность или ложность суждения. Обозначьте «да» истинные суждения, «нет» – ложные. Ответы внесите в таблицу (1 балл за каждый правильный ответ; максимальный балл - 8).

1. Местное самоуправление входит в структуру органов государственной власти РФ.

2. К формам социального развития не относится эволюция.

3. В случае невозможности участия в выборах в день выборов, допускается досрочное голосование.

4. К развитию морали не применимо понятие прогресса.

5. Дуалистическая монархия – это форма правления, при которой монарх контролирует исполнительную власть и имеет право вето на все действия парламента.

6. Существует только два типа экономических система – рыночная и смешанная.

7. Для элитарной культуры характерно следование канону.

8. Переход к непрерывному образованию – признак индустриального общества.

 

               
               

Задание 3. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ (1 балл за каждый правильный ответ; максимальный балл – 2).

А) Нуклеарная, неполная, расширенная.

Ответ: ____________________________________________________________________________

Б) Эволюция, революция, прогресс, регресс

Ответ: ____________________________________________________________________________

 

Задание 4. Решите правовые задачи (3 балла за каждую правильно решенную задачу; максимальный балл - 6).

4.1. Во время развода жена известного писателя потребовала рассматривать все книги, написанные мужем за время их брака, в качестве совместной собственности, обосновывая это тем, что они были созданы при ее моральной поддержке. Какое решение примет суд, при условии, что брачный договор между супругами заключен не был? Свой ответ обоснуйте. Ответ:____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.2. Ирина Бобрыш родилась в России в 1985 году. В 18 лет она уехала учиться и работать в Германию. В 2016 году она вернулась в Россию, а в 2018 году решила баллотироваться в президенты России. Зарегистрирует ли её ЦИК в качестве кандидата? Ответ обоснуйте.

Ответ:____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Решите экономическую задачу (2 балла за правильный ответ, 3 балла за приведённые расчёты; максимальный балл - 5).

Предприятие заключило договор страхования по системе пропорциональной ответственности в отношении принадлежащего ему магазина. Стоимостная оценка объекта страхования – 100 000 руб., страхования сумма – 25 000 руб. В результате пожара ущерб составил 50 000 руб. Определите размер страхового возмещения, которое получит предприятие.

Решение: _________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Ответ: ___________________________________________________________________________

Задание 6. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу (1 балл за каждый правильный ответ; максимальный балл - 10).

Основу хозяйственной жизни общества составляет материальное (А). Это создание благ и услуг, направленных на удовлетворение (Б) человека. Эти блага и услуги возникают в результате взаимодействия человека и (В). Те природные и социальные силы, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных (Г), получили название (Д) ресурсов. Учёные выделяют несколько групп ресурсов. К первой относятся природные – земля, вода, полезные ископаемые, растения и многое другое, что даёт нам природа. Среди них есть (Е) (т. е. такие, запасы которых на Земле ограничены) и (Ж) (например, вода). Вторую группу составляют материальные, т. е. созданные человеком, рукотворные ресурсы (машины, оборудование, искусственные материалы, металл, ткани). Третья группа – (З) ресурсы, т. е. всё население страны, находящееся в трудоспособном возрасте (сюда не включаются дети, пожилые люди и те, кто по состоянию здоровья не способен трудиться). Четвёртая группа – (И) ресурсы – те денежные средства, которые общество может выделить на организацию производства. В современном мире можно говорить ещё и интеллектуальных и (К) ресурсах. Это ресурсы, созданные в процессе интеллектуальной деятельности человека. Они составляют пятую группу

Список терминов:

1. потребность 2. производственный 3. неисчерпаемый 4. финансовый 5. информационный 6. редкий 7. демографический   8. налоговый 9. искусственный 10. амбиция 11. потребление 12. трудовой 13. общество 14. объект   15. материальный 16. исчерпаемый 17. производство 18. природа 19. доступный 20. благо

 


А Б В Г Д Е Ж З И К
                   

Задание 7. Используя все приведенные ниже термины, заполните схему (Максимальный балл – 18).

Термины: федерация, абсолютная, тоталитаризм, государственное устройство, демократический, парламентская, ограниченная, форма государства, смешанная, форма правления, унитарное, монархия, авторитаризм, президентская, политический режим, республика, теократическая, конфедерация

Задание 8. Представлены изображения малых социальных групп, которые иллюстрируют разновидности одного социального института. Назовите этот институт. Разбейте изображения на три группы в соответствии с разновидностями этого института, исходя из того, что на иллюстрации дан исчерпывающий состав участников каждой малой группы. Назовите эти разновидности. Запишите буквенные обозначения иллюстраций рядом с названиями разновидностей (за каждый правильный ответ – 1 балл; максимальный балл - 8)

Ответ:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9. Решите обществоведческий кроссворд (за каждый правильный ответ – 1 балл; максимальный балл - 11)

По горизонтали: По вертикали:
1. Реакция социальной группы на поведение индивида, отклоняющееся от социальных ожиданий, норм и ценностей. 2. Суженное воспроизводство и сокращение численности населения, с отрицательным естественным приростом. 3. Степень признания обществом личных и деловых качеств индивида. 4. Бескорыстная забота о благополучии других. 5. Неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества между различными стратами и слоями населения. 6. Соперничество в какой-либо области с целью получения выгоды. 7. Продолжающийся всю жизнь процесс освоения социальных ролей и культурных норм. 8. Реальная, эмпирически фиксируемая общность, социальный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком. 9. Состояние общества, характеризующееся распадом норм, регулирующих социальные взаимодействия, индивидуальное поведение. 10. Непримиримое противоречие. 11. Исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий.

Задание 10. Решите логическую задачу (Максимальный балл – 5).

Перед Вами три матрёшки: большая, средняя и маленькая. В одной из них спрятана самая маленькая матрёшка. На каждой из трёх матрёшек надписи. По крайней мере две из них ложные. Какую матрёшку нужно открыть, чтобы найти самую маленькую матрёшку?

Приведите цепочку рассуждений.

 

Ответ:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 11. Практическая задача по финансовой грамотности (максимальный балл - 3).

Если инфляция за год составила 10%, а совокупный доход семьи Петровых на начало года – 50 тыс. р., то на какую сумму меньше при неизменности доходов они могут купить товара при такой инфляции? Приведите математические расчёты.

Ответ:____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

Задание 12. Ознакомьтесь с представленными ниже материалами и выполните предложенные задания (Максимальный балл - 8).

Весь мир – театр.

В нём женщины, мужчины – все актеры.

У них есть свои выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Семь действий в пьесе той. Сперва младенец,

Ревущий горько на руках у мамки...

Потом плаксивый школьник с книжной сумкой,

С лицом румяным, нехотя, улиткой

Ползущий в школу. А затем любовник,

Вздыхающий, как печь, с балладой грустной

В честь брови милой. А затем солдат,

Чья речь всегда проклятьями полна,

Обросший бородой, как леопард,

Ревнивый к чести, забияка в ссоре,

Готовый славу бренную искать

Хоть в пушечном жерле. Затем судья

С брюшком округлым, где каплун запрятан,

Со строгим взором, стриженой бородкой,

Шаблонных правил и сентенций кладезь, –

Так он играет роль. Шестой же возраст –

Уж это будет тощий Панталоне,

В очках, в туфлях, у пояса – кошель,

В штанах, что с юности берёг, широких

Для ног иссохших; мужественный голос

Сменяется опять дискантом детским:

Пищит, как флейта... А последний акт,

Конец всей этой странной, сложной пьесы –

Второе детство, полузабытье:

Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего.

У. Шекспир. Комедии

12.1. Какие два социологических понятия скрыты в монологе Жака комедии У. Шекспира «Как вам это понравится?» (по 1 баллу за каждое верное понятие).

Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12.2. Дайте определения этим двум понятиям (по 3 балла за каждое верное указанное определение).

Ответ:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 13. Разгадайте ребусы и запишите ответ. Укажите, какие из разгаданных вами государств по форме правления являются монархиями? (Максимальный балл – 10).

Ответ:

А)______________________________________________

Б) ______________________________________________

В) ______________________________________________

Г) ______________________________________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: