В 1877 г. Максим Максимович Ковалевский (1851–1916 гг.), юрист, социолог, историк общественный деятель, был избран профессором государственного права и сравнительной истории права Московского университета и занимал эту должность в течение 10 лет. Его многочисленные ученые труды, печатавшиеся и в России, и за границей, свидетельствуют о широте его научных интересов, огромной эрудиции и самостоятельности мысли. Ковалевский – автор известных трудов по истории и экономике, создатель новой школы права, исследователь-этнограф, социолог, стоявший у истоков социологического образования в России.
Основные произведения:
- «Социология»;
- «Очерки по истории политических учений...»;
- «Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительным освещении» и др.
Основы учения о праве и государстве:
· область изучения широка — экономика, политика, этнография, социология, юриспруденция;
· в концепции Ковалевского прослеживаются характерные черты русского либерализма;
· юридическая наука должна искать «руководящую нить» в социологии, право модно понять только из социальных условий жизни общества;
· вопросы права и государства исследованы с позиций социологического позитивизма;
· в основе юриспруденции Ковалевского — сравнительно-историческая этнография;
· придерживается сравнительно (историко-сравнительного) метода;
· подчёркивает две функции сравнительного метода:
· как средства к построению совершенно новой науки, которая называется по-разному — описательная социология, история естественного поста человеческих обществ, естественная история человеческих обществ;
· как одного из приёмов изучения истории той или иной правовой системы;
|
· историко-сравнительный метод дополняет новыми приёмами — указал на метод «переживаний», суть которого состоит в том, что исследователь должен обращаться к анализу позднейших по времени возникновения памятников законодательства и юридической практики с целью обнаружения в них тех или иных обычаев и норм, по своему содержанию и характеру прямо свидетельствующих о возникновении их в сравнительно ранний период народной жизни;
· «Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительным освещении» — труд Ковалевского, который является примером применения историко-сравнительного метода.
Учение о праве:
- право возникает раньше государство (первичное право);
- в своём основании правомерен нравственную основу;
- право — это нормы, ставящие целью поддержание и развитие общественной солидарности, которые приводятся в жизнь организованной силой общества — государством;
- право рассматривается как продукт исторического развития общества, оно развивается в результате взаимодействия разных факторов: экономики и политики, религии и нравственности, науки и искусства;
- указывал на соотношение права и нравственности; первичное право имеет нравственную основу; природа морали и права одна — общественная солидарность;
- законы классифицировал на обыкновенные и конституционные; обыкновенные всегда зависят от конституционных;
- между новыми правилами, «старым правом» и нравственностью могут возникнуть коллизии, которые разрешает судебная практика, суд разрешает противоречия, но такие роения допускаются лишь в качестве исключения и судят сигналом необходимости внесения изменений в систему права.
|
Учения о государстве:
- государство — политическая организация, лома общежительного союза, при котором народ находит возможность политического самоопределения под властью признаваемого им общего правительства;
- задачи государства:
- поддерживать политическое самоопределением общества, что выражается в организации той или иной формы правления;
- помогать праву в «замирении общественной среды»; вместе с тем, власть государства не должна быть безграничной, иначе она вступает в противоречие с интересами индивида и ведёт к ограничению его свободы;
- в основе государства должны находиться:
- свобода совести;
- равенство граждан перед законом;
- свобода и равенство неотделимы, свобода выразима лишь с помощью равенства.
Учение о правах человека:
- права человека — это «полновластие», «полноправие»;
- свобода невозможна без равенства — все нации должны быть равны между собой;
- равноправие и терпимость рассматривает как средство для установления в многонациональном государстве мира и порядка.
Различие политическое организации не в наличии или отсутствии правящей династии, а в большей или меньшей автономии личности, большем или меньшем участии всего общества в руководстве политической жизни страны.
В 1877 г. Максим Максимович Ковалевский (1851–1916 гг.), юрист, социолог, историк общественный деятель, был избран профессором государственного права и сравнительной истории права Московского университета и занимал эту должность в течение 10 лет. Его многочисленные ученые труды, печатавшиеся и в России, и за границей, свидетельствуют о широте его научных интересов, огромной эрудиции и самостоятельности мысли. Ковалевский – автор известных трудов по истории и экономике, создатель новой школы права, исследователь-этнограф, социолог, стоявший у истоков социологического образования в России.
|
Основные произведения: «Происхождение современной демократии», «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства», «Современные социологи», «Социология» и «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму». Ковалевский был инициатором издания пятитомной антологии «Родоначальники позитивизма».
Будучи приверженцем классического позитивизма, он критически относился к большинству направлений европейской и русской философии, обнаруживая в них черты «архаической», с его точки зрения, метафизики. Критикуя марксизм как общефилософскую теорию, в то же время высоко оценивал вклад К. Маркса в социологию, характеризовал его как «великого апостола новейшей социологии».
Важнейшим экономическим законом Ковалевский называл закон прогресса, действующего универсально и объективно: рост солидарности в обществе, процесс «очеловечевания» природы.
Особое значение Ковалевский придавал такому «материальному» фактору прогресса, как неизбежный рост народонаселения. Общественный прогресс реализуется преимущественно эволюционным путем, а революции, как правило, опасны, ущербны и даже «патологичны». Классовые противоречия и классовая борьба, по Ковалевскому, свидетельствуют о «незрелости» системы общественных отношений, что ученый и доказывал на примерах Англии и Франции. Отсюда и вытекала его политическая доктрина конституционной монархии.
Общество, на его взгляд, не может быть редуцировано к какому-либо конечному основанию, а должно быть рассмотрено сквозь призму «теории факторов». Факторы (как объективные причины происходящего) равноправны, хотя в ходе социальной эволюции отдельные из них могут занимать на какое-то время доминирующее положение. Кроме того, главную причину изменений можно установить для каждой сферы общественной жизни. В последние годы творчества мыслитель пытался объяснять явления через анализ их происхождения (генетический метод). В частности, такой анализ был им проделан для институтов семьи, собственности и государства.
Для него понимание природы государства и его деятельности немыслимо без выявления и учета его исторических корней. Невозможно обходиться, к примеру «без материального понимания действующего закона», неразумно ограничиваться при его изучении лишь формальным анализом предписаний о правах, компетенции, обязанностях, ответственности и т.д. Нельзя понять Американской конституции 1787 г., не уяснив себе, что было заимствовано на этой земле из английского конституционного опыта и традиций, что сохранила новая федерация от старой конфедерации и какие исторические прецеденты (например, Нидерланды) уже имела конфедеративная форма объединения.
Одним из магистральных направлений в его исторических исследованиях стало изучение процесса развития европейского государства. «От прямого народоправства к представительному правлению» – так назывался его трехтомный труд (1906), оставшийся незавершенным. В нем была представлена параллельная история государственных учреждений и политико-правовых идей. Новизна этого вида анализа и обобщений состояла в показе более тесной связи и зависимости политической мысли от течения общественной и политической жизни. В частности, ученый доказывал, что многие варианты доктрины ограниченной монархии и городского республиканского правления нашли себе место в Средние века в памфлетах, проповедях, дидактических виршах и в текстах поспешных манифестов и разного рода деклараций гораздо раньше, нежели в доминирующих течениях политической мысли и ее классических произведениях.