Интерактивная сторона общения




Основные стороны (аспекты общения)

План Коммуникативная сторона общения Интерактивная сторона общения Перцептивная сторона общения

Основные стороны (аспекты) общения

Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем был возможен анализ каждого компонента. Можно выделить три взаимосвязанные стороны общения: коммуникативную, интерактивную, перцептивную.

Коммуникативная сторона общения

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Однако интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации будет методологически некорректно. При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Можно выявить следующие специфические черты присущие только коммуникации между двумя людьми.

Во-первых, общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации с одного приемо-передающего устройства на другое т.к. здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом («субъект-субъектное отношение»): взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Суть коммуникативного процесса – это также совместное постижение предмета.

Во-вторых, в отличие от кибернетических устройств, обмен информации между людьми обязательно предполагает воздействие на поведение партнера. Следовательно, при обмене информацией осуществляется двунаправленный процесс – изменение самого типа отношений между участниками коммуникации, возникновение (или не возникновение) доверия между ними.

В-третьих, коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию, и человек, ее принимающий, обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации (разговаривают на одном языке). У общающихся людей должны быть идентичны – в случае звуковой речи - не только лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения. Так, реплика жены: «Я купила сегодня несколько электрических лампочек», обращенная мужу, может означать предложение заменить перегоревшую лампочку, а вовсе не констатацию факта покупки.

В-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры, носящие социальный или психологический характер. Это могут быть социальные (политические, религиозные, национальные, профессиональные и пр.) различия, которые не только порождают разную интерпретацию определенных понятий, но и вообще различное мироощущение, миропонимание.

С другой стороны, барьеры коммуникации могут возникать или вследствие индивидуально-психологических особенностей общающихся (чрезмерная застенчивость, скрытность и т.п.), или в силу сложившихся между общающимися особого рода психологических отношений: неприязни по отношению друг к другу, недоверия и т.п.

Виды общения, в которых реализуется коммуникативная сторона общения это:

Вербальное общение

Невербальное общение

Общение с помощью искусственных знаковых систем (математический язык, язык глухонемых, дорожные знаки, шифры и т.п.

В человеческом общении, также как и у животных очень важен невербальный элемент общения. Так по Меграбяну (США) при первой встрече каждый из нас на 55% верит невербальным сигналам другого человека, на 38% - паралингвистическим и лишь на 7% - содержанию речи.

Могут быть выделены следующие системы невербальной коммуникации:

Оптико-кинетическая (видимые движения другого человека – мимика, жесты, позы и т.п.)

Паралингвистическая (интонация, качество голоса, диапазон, тональность и т.п.)

Экстралингвистическая (покашливания, смех в голосе, какие-либо звуки, паузы и т.п.)

Система контакта глазами

Проксемика (связана с пространственными факторами взаимодействия – дистанция и т.п.).

Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, который связан с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Социальная психология выделяет два основных явления, связанных с взаимодействием:

- эффект социальной фасилитации (улучшение результатов социальной деятельности индивида под влиянием присутствия других людей);

- эффект социальной ингибиции (присутствие, воздействие других людей ухудшает результаты деятельности человека).

Чем больше степень взаимосвязанности людей (активное взаимодействие людей, совместная деятельность), тем больше влияние других людей на нас и тем выше требования к согласованности, координации нашей деятельности.

Один из прикладных подходов к структурному описанию взаимодействия представлен в трансактном (ТА) анализе – направлении, регулировать действия участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия [Э.Берн, 1988]. Более подробно содержание ТА-анализа рассмотрим позже.

Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий. И если стиль сформирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую, то, естественно, успех не может быть гарантирован. Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический.

Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Его цель – не изменить другого в общении, а просто подтвердить свое присутствие в данной культуре, ситуации, заявит о своей компетентности в ней. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» - отвечать: «Прекрасно!», как бы дела не обстояли на самом деле.

Цель использования манипулятивного стиля взаимодействия состоит в намерении управлять, обучать, влиять, навязать свою позицию. Ради осуществления манипуляции применяется широкий набор средств, таких, как отвлечение внимания, перехват инициативы, «эксплуатация» личных качеств объекта манипуляции.

Гуманистический стиль проявляется тогда, когда цель взаимодействия – не изменение другого, а изменение представлений обоих партнеров относительно объекта взаимодействия. Относительно же друг друга целью выступает взаимная поддержка.

При использовании каждого стиля применяются различные приемы влияния и самоподачи:

Убеждение

Самопродвижение

Внушение

Заражение

Пробуждение импульса к подражанию

Формирование благосклонности

Просьба

Принуждение

Деструктивная критика

Игнорирование

Манипуляция

Нельзя однозначно сказать, какой из названных стилей «хорош» или «плох»: в разных ситуациях и при различных позициях участников взаимодействия возможны разнообразный комбинации стилей поведения.

Существует еще один описательный подход при анализе взаимодействия – построение классификации различных его видов. Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействия на два противоположных вида: кооперация и конкуренция.

Кооперативное взаимодействие предполагает позитивную взаимозависимость между участниками взаимодействия – успешная деятельность одного из них положительно влияет на успешность деятельности другого. Атрибутами кооперации являются процессы, связанные с координацией единичных сил участников, взаимопомощью, взаимовлиянием и включенностью во взаимодействие.

При конкурентном взаимодействии интересы людей негативно взаимосвязаны – выигрыш одного означает проигрыш другого. На обыденном уровне чаще всего предлагаются негативные характеристики этого процесса (вплоть до отождествления его с враждой). Однако более внимательный анализ конкуренции позволяет наделить его и позитивными чертами. В ряде исследований вводится понятие продуктивная конкуренция, характеризуемая как гуманная, честная, справедливая, созидательная [Шмелев, 1997]. В этом случае во взаимодействии хотя и сохраняется единоборство, но оно не перерастает в конфликт, а обеспечивает лишь подлинную состязательность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: