СОЧИНЕНИЕ ПО ШАБЛОНУ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА УРОКАХ




Роор Лариса Сергеевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Сосновская средняя общеобразовательная школа»

Пояснительная записка

Тема статьи. Система работы над созданием сочинения по шаблону на уроках русского языка и литературы для обучающихся 5-9 классов. С 5-9 классы система упражнений и заданий по развитию речи охватывает все виды речевой деятельности. Восприятие речи: в устной форме - слушание и понимание речи, в письменной - чтение и понимание текста. Воспроизведение речи: в устной форме - чтение наизусть и пересказ, в письменной – письмо по память и изложение. Порождение речи: в устной форме - говорение, в письменной –создание текста, сочинения.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. В связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Решения учебных задач по усвоению теоретических знаний требует постоянных рассуждений, речевых, мыслительных действий по анализу и оценке условий задач, поиску и нахождению способов их решения, выбору приемов рассуждения на пути к решению. Идет развитие способности мыслить и рассуждать.

Актуальность статьи исходит из следующих проблем: снижение грамотности, интереса к предмету, к чтению, отсутствие нравственного ориентира, неумение выстроить текст по критериям. Традиционная система уроков видоизменяется, появляются новые виды, формы уроков, которые направлены на воспитание творческой личности.

Цель: совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования и предложить педагогические находки для развития речи учащихся на уроках русского языка и литературы, не только для обучающихся 5-9 классов, но и начальной школы.

Задачи: 1) усовершенствовать все виды речевой деятельности (чтение, говорение, аудирование, создание текста (сочинение); 2)обогащать словарный запас, грамматический строй речи учащихся;3)повысить качество грамотности.

 

Сочинение – одна из форм проверки знаний, ведь именно в таком формате обучающийся можете не только блеснуть грамотностью, но и раскрыть всю глубину своего понимания чего-либо, будь то литературное произведение или какой-либо жизненный феномен. Умение писать сочинение по шаблону, это один из элементов работы над развитием речи. Под шаблоном понимается образец, которому подражают, который используют для написания текста сочинения, своего рода шпаргалка. Так нужен он или нет?

Из опыта работы делаю вывод, самое полезное на уроке то занятие, с помощью которого ученик успешно выполнил цель, поставленную учителем. Считаю, что это своего рода моделирование: умение строить и использовать наглядные схемы на письме.

Современные школьники очень мало пишут и строят монологическое высказывание. Поэтому шаблон помогает определить общую цель и путь к ее достижению.

Написание сочинения относится к повышенному уровню сложности. У ребят возникает паника и страх, когда нужно написать сочинение-рассуждение по плану, шаблону, придерживаясь поставленных критериев. Нужно изложить мысли письменно, а не прочитать готовые. Сложность отражается в следовании определенным правилам при написании, то есть критериям, (сочинение-рассуждение на ОГЭ), которые даны в определенной последовательности, и от них отступать нельзя.

Поэтому, подготовку к написанию сочинениям начинаю и на уроках русского языка и на уроках литературы. В начале года в каждом классе есть тема «Типы текстов». Мы подробно знакомимся с одним из главных типов текстов рассуждением, который можно и нужно применять в речи и на других уроках. На уроках литературы идет знакомство с писателем или поэтом. Обязательно фиксируем фамилию, имя, отчество писателя и название произведения, не забываем, что оно пишется в кавычках. Далее, в процессе анализа фиксируем тему, проблему произведения. Обязательно уточняем и рассматриваем одно нравственное понятие, затронутое автором в произведении. Следующий этап - это характеристика героев по плану, по тексту, по личному выводу. Эти записи ведем в тетради, они являются материалом для написания сочинения. План-шаблон –это лишь часть работы на уроке,работа с лексикой обязательный этап на уроке.

Приведу пример плана-шаблона в 5 классе. Тема сочинения-рассуждения по литературе «В чём превосходство царевны над царицей в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях?" А.С. Пушкина.

План в форме типа текста рассуждения Материал, который можно использовать в сочинении (вместо точек подбираем свой материал)
1Абзац ВСТУПЛЕНИЕ На уроках литературы мы прочитали …………….сказку А.С.Пушкина «……….………………..».Сказка повествует о вражде двух героинь……………………………….В сказках добро………………….Рассмотрим, в чём превосходство царевны над царицей?
2Абзац Аргумент 1 Образ царевны (опишите внешность, характер, поступки) Царевна очень ………. Она старается во всём угодить злой царице, прислуживает ей. Она ……………, потому что росла сиротой, и ей приходилось много трудиться.
3Абзац Аргумент 2 Образ Царицы (опишите внешность, характер, поступи) Мачеха царевны ……., у неё много слуг, и она ничего не делает. Она ……………молодости и красоте царевны и хочет убить её только потому, что говорящее зеркало считает царевну лучше неё. Зависть-это плохое качество, поэтому……………………………….......................................
4Абзац Вывод Итак, превосходство Царевны над Царицей заключается в ее великодушии, ……………., ………….. и, конечно же, в любви к окружающим (перечислить к кому). Поэтому царевна  

 

 

План-шаблон. Сочинение- описание по картине А.Пластова «Летом».5 класс

Перед нами картина (автор)…………………….(название)…………….. Лето – это……………………………………………………………………………………………….

 

На переднем плане художник изобразил двух грибников: женщину и девочку, сидящих в траве. Женщина ……………………………Она…… …….Девочка ……………..На ней………………………….В руках у нее…………………………..Рядом стоят………………,в них……………………………………………………………………..

Слева возле девочки примостилась…………………Она………………………….

Неподалёку изображена поляна, и видно, что палящие лучи хорошо прогревают землю.

Грибники сидят около…………………………………..Они склонились над путниками, будто хотят защитить грибников от знойного солнца.

На заднем плане мы видим……………………………Трава………………………

Вдали……………………………………………………………………………………

Мне понравилась картина Пластова, потому что художник изобразил красоту нашей земли. Летом…………………………………………Порой мы не замечаем, какая красота окружает нас, картины художников помогают разглядеть ее, полюбить, научиться беречь природу.

 

План-шаблон.Сочинение-рассуждение по русскому языку в 7 классе.

Почему нужно читать книги?

Книги- передают нам знания, огромное количество информации. Больше всего я люблю________________________________________________________.

С тех пор как я стал(а) много читать, я___________________________________

_________________________________________________________________.

На мой взгляд, чтение книг-это________________________________________

____________________________________________________________.Докажем.

Во-первых,_______________________________________________________

___________________________________________________________________.

Во-вторых,_______________________________________________________ __________________________________________________________________.

Таким образом, читать книги нужно, потому что________________________________________________________________________.

План-шаблон. Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?

Сочинение-рассуждение (не менее 70 слов). 7 класс.

АБЗАЦЫ 1.Тезис (определение слова) Комментарий к определению Сочувствие –это…………….. Сострадание-это…………….. На уроках литературы мы прочитали рассказы……………………………Авторы в рассказах рассматривают нравственные проблемы: ….......................Сочувствие -……………………………… Сострадание- ……………………………………..А нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?На мой взгляд, …………………………………………..нужно и человеку и животному. Докажем данное высказывание.
2.Аргумент №1 Л.Андреев.Рассказ «Кусака» 3 предложения Обратимся к рассказу…………………… …….., ……………………………………………………….. Собака испытывает………………………………………
3.Аргумент №2   А.Платонов.Рассказ «Юшка» 3 предложения В качестве аргумента приведу пример из рассказа……………………………………………… Главный герой …………........................................... А бездушное отношение и отсутствие любви к ближнему привело………………………………..
4.Вывод   2-3 предложения   Таким образом,…………………………………… ……………………………………………………………….. ……………………………этими качествами должен обладать человек по отношению к живым существам.

План-шаблон.Приведу пример плана-шаблона сочинения-рассуждения по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка». В 8 классе усложняется материал, в аргументах нужно доказать свои убеждения цитатами из текста. Пример сочинения-рассуждения «Каким нравственным ценностям учит нас повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»? Одна из задач, это количество слов в готовом тексте. 70-100 слов.

План в форме сочинения-рассуждения Материал, который можно использовать в сочинении (вместо точек подбираем свой материал и вставляем цитаты из текста)
1 абзац Вступление На уроках литературы мы прочитали повесть А.С.Пушкина «……….».Она учит нас справедливости,.…………………….Интересна эта повесть тем, что на примерах героев мы видим проявление долга, чести, совести. Это главные ………………… качества, которыми…………………………………….. На мой взгляд,нравственные ценности-это……………………… ……………………………………………………Докажем.
2 Абзац Аргумент 1 из текста Цитаты Честь - это……………………………………………….. В качестве аргумента приведу пример из повести. Главный герой (защищает честь Марии Ивановны. Почему произошла дуэль со Швабриным? 2-3 предложения)……………………………..
3 Абзац Аргумент 2 из текста Цитаты Долг-это………………………………………………………… Примером проявления долга могут служить поступки Гринева. Беседа с Пугачевым.2-3 предложения.(отвечает честно) кому присягал)……………………………………………………
4 Абзац Вывод   1-2 предложения Таким образом, много добрых, милосердных людей встречаем мы на страницах повести. Они могут служить примером для подражания нам, живущим в XXI веке. Повесть учит нас ………………………………………………………………………………...

Таким образом, применение планов-шаблонов на уроке показало, что обучающиеся применяют полученную информацию, самостоятельно выполняют творческое задание. Умеют отбирать языковые средства для связи частей текста сочинения, это позволяет формировать грамотность обучающихся.

Литература

1. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка [Текст] / М.Т.Баранов-Москва: Просвещение,-2000.-250 с.

2. Капинос,В.И.,Сергеева,Н.Н.,Соловейчик,М.С. Развитие речи: теория и практика обучения [Текст]/В.И.Капинос,Н.Н.Сергеева,М.С.Соловейчик.-Москва:Линка-Пресс,1994.-80 с.

3. Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка [Текст]Т.А.Ладыженская -Москва: Просвещение,1991.-300 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: