Цель: создать условия для расширения представлений учеников об особенностях художественного описания, организовать работу по подготовке к описанию картины В.Хабарова «Портрет Милы»
7 класс
Ход урока:
Этапы урока | деятельность преподавателя | деятельность кадет | |||||||||
Актуализация опорных знаний | Хабаров В.И. родился 4 августа 1944 года в с. Заворонежском. Мама Валеры - Зинаида Дмитриевна - по призванию медицинский работник. В годы войны ушла на фронт фельдшером. Осталась жива, но потеряла мужа - отца Валеры. Воспитанием мальчишки занимались его бабушка и дедушка. Пытаясь приобщить его к творческой деятельности, обнаружили невероятные способности к рисованию. С самых малых лет мальчик проявил тягу к рисованию. Когда Валера подрос, его приняли в изобразительный кружок г. Мичуринска, где он с успехом выполнял свои первые детские рисунки. Платицин А.В. обратил внимание на талантливого мальчишку и уговорил его родителей отправить 14-летнего парня в Рязанское художественное училище. По окончании службы в армии в 1967 году поступает в другое высшее учебное заведение – институт им. В.И. Сурикова. Завершив образовательную деятельность и успешно защитив дипломную работу, Хабаров стал активно рисовать портреты. Наверное самой значительной и значимой работой в его жизни стал «Портрет девочки в кресле». Девочку звали Мила Холдевич. Написал эту картину автор в 1970 году. Сложным этапом в творческой деятельности художника было написание икон для Ильинской церкви г. Мичуринска. Хабаров В.И. – писатель мировой известности. Он принимал участие в международных выставках таких зарубежных стран как США, Германия и Франция. Самой ответственной и трудной работой художника Хабарова было написание икон для Ильинской церкви города Мичуринска. Знакомство с полотнами В.Хабарова В 1954 году В.Хабаров создал картину «Портрет Милы». | Слушают Аналитическая работа | |||||||||
Целеполагание | Формулирование темы, постановка цели и задач | Формулируют цель | |||||||||
Этап осмысления | Анализ картины «Портрет Милы».
Каков сюжет картины? Что изображено на ней?
На картине изображена девочка, которая сидит в кресле.
Опишите девочку.
Что вы можете сказать о Миле? (ей 12-13 лет, начитанная, серьезная, увлеченная). Чтобы создать образ, надо описать внешность человека.
Что делает девочка? Опишите с помощью словосочетаний, которые передают действия, динамику.
Опишите комнату девочки, используя эпитеты, по следующим критериям: общее впечатление, интерьер, стены, кресло.
Как комната характеризует хозяйку? Показана только часть комнаты, а именно кресло, в котором девочка Мила увлеченно читает книгу. А рядом с девочкой лежат коньки, про которые она забыла.
- Какие краски преобладают на этом полотне? Почему? Здесь преобладают синий и коричневый цвета. - Объясните, почему художник назвал картину «Портрет Милы»? Ответы детей.
- Что хочет сказать В.Хабаров своей картиной? Основная мысль (для чего написана картина)? Хороша наша будничная жизнь. В простом и обыденном тоже много прекрасного. Художница нас учит видеть прекрасное в простой обстановке, она показывает нам, как человек может быть увлечен чтением.
Составление плана сочинения.
I. Вступление. В.Хабаров – известный художник. II. Основная часть. Описание картины. 1. Центральная фигура картины. Описание девочки: а) внешний вид б) черты лица в) взгляд г) поза д) волосы е) фон картины ж) что делает 2. Комната: а) впечатление о комнате, общий колорит б) мебель в) детали интерьера (коньки) III. Почему картина имеет такое название. IV. Заключение. Моё мнение о картине. Какие чувства вызывает картина «Портрет Милы»
Лексическая работа: Хабаров – автор, живописец, она Картина – холст, полотно Изображено на картине, показано, передано Художник запечатлел, создал, написал, представил Девочка - она, хозяйка комнаты, героиня, главный персонаж картины. Расположение предметов: справа, слева, в центре, на переднем плане.
Возможное начало. Валерий Иосифович Хабаров — известный русский художник. Этот современный портретист старается отражать привычные сюжеты и обычные образы. Такие, которые он сам видит рядом с собой каждый день. Возможное заключение.
Мне очень понравилась работа В.Хабарова «Портрет Милы». Портрет Милы» вышел максимально удачным. Он показывает, что дети могут ценить книжную реальность больше, чем собственную. Милу с картины не привлекает домашний уют и современные вещи, которые окружают ее. Так художник показывает, что воображение представляет особенную ценность для подрастающего поколения. | Устные ответы Устные ответы Делают записи Описывают комнату (работа с таблицей) Устные ответы Высказывают свои предположения Составляют план | |||||||||
Подведение итогов. Рефлексия | Беседа по вопросам Понравилась ли вам картина В.Хабарова? Представьте, что вы оказались в этой комнате. В каком месте вы бы хотели остановиться? Почему? - О чём бы вы стали говорить с девочкой? (Для написания сочинения отводится следующий урок. | Устные ответы | |||||||||
Домашнее задание | Подготовиться к написанию сочинения по картине В.Хабарова. | записывают |