утверждена приказом по техникуму № 204-од от «29» ноября 2017 г.




ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

По специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения

на тему: Анализ современного использования и состояния земель в Республике Башкортостан

РАССМОТРЕНО На заседании цикловой комиссии дисциплин экономики и управления (протокол № 08 от«04 » июня 2018 г.) Председатель цикловой комиссии дисциплин экономики и управления   ___________/Э.Р. Латыпова/ «04 » июня 2018 г.     Работу выполнил(а)   __________________ «04 » июня 2018 г.  
  Научный руководитель:   __________________ «04 » июня 2018 г.

 

Уфа–2018

Автономная некоммерческая организация

профессионального образования

Башкирский кооперативный техникум

 

  УТВЕРЖДАЮ Первый заместитель директора   ____________ / С.У. Шагапова/ «09 » апреля 2018 г.

 

ЗАДАНИЕ

НА ВЫПОЛНЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Студенту очной формы обучения по специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения группы 3 зем

 

Тема выпускной квалификационной работы: Анализ современного использования и состояния земель в Республике Башкортостан

утверждена приказом по техникуму № 204-од от «29» ноября 2017 г.

 

2. Допуск к защите завершенной выпускной квалификационной работы «14» июня 2018 г.

 

3. Содержание выпускной квалификационной работы:

1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ 1.1 Нормативно-правовое обеспечение состояния и использования земель 1.2 Понятие земельного участка в российском законодательстве 1.3 Общие сведения о мониторинге земель 2 СОСТОЯНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН В 2017 ГОДУ 2.1 Общее состояние земельного фонда в Республике Башкортостан 2.2 Распределение земельного фонда Республики Башкортостан по категориям земель 2.3 Распределение земельного фонда Республики Башкортостан по угодьям 2.4 Распределение земель в Республике Башкортостан по формам собственности и принадлежности  

 

4. График выполнения квалификационной работы

 

Этапы выполнения работы и мероприятия Сроки выполнения
1. Составление плана выпускной квалификационной работы и согласование ее с руководителем 21.05.2018
2. Подбор литературы, ее изучение и проработка 22.05.2018
3. Составление библиографии по основным источникам 23.05.2018
4. Разработка и представление на проверку первой главы 27.05.2018
5. Разработка и представление на проверку второй главы 31.05.2018
6. Согласование с руководителем выводов и предложений 02.06.2018
7. Переработка (доработка) выпускной квалификационной работы в соответствии с замечаниями 04.06.2018
8. Представление ВКР в цикловую комиссию для решения о допуске к защите 04.06.2018
9. Разработка тезисов доклада и презентации для защиты выпускной квалификационной работы 10.06.2018
10. Ознакомление с отзывом и рецензией 14.06.2018
11. Определение готовности ВКР к защите и представление в ГЭК 14.06.2018

 

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии дисциплин экономики и управления (протокол № 6 от«09 » апреля 2018 г.)

 

Председатель цикловой комиссии дисциплин экономики и управления

 

 

_________ / Э.Р. Латыпова / «09» апреля 2018г.

подпись Ф.И.О.

 

 

Руководитель ВКР _________ / Саяхов М.Р. / «09» апреля 2018г.

подпись Ф.И.О.

 

Задание принял к

исполнению _________ // «09» апреля 2018г.

подпись Ф.И.О. студента


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 5

1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ............ 8

1.1 Нормативно-правовое обеспечение состояния и использования

земель..................................................................................................... 8

1.2 Понятие земельного участка в российском законодательстве..... 11

1.3 Общие сведения о мониторинге земель........................................ 16

2 СОСТОЯНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН В 2017 ГОДУ................................................................ 18

2.1 Общее состояние земельного фонда в Республике Башкортостан...18

2.2 Распределение земельного фонда Республики Башкортостан по категориям земель................................................................................................... 19

2.3 Распределение земельного фонда Республики Башкортостан по угодьям.............................................................................................................. 33

2.4 Распределение земель в Республике Башкортостан по формам собственности и принадлежности................................................................................ 40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 42

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................................ 46

ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................................. 48


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема данной работы актуальна в силу того, что, во-первых, первоначальным источником всякого богатства является земля, что определяет ее экономическое, политическое и социальное значение в жизни общества.

Земля — это территориальный базис существования и деятельности людей, естественное средство производства. Это принципиально важное свойство земли нашло свое отражение в ч.1 ст.9 Конституции РФ, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, во-вторых, все земли имеют различное качество, отличаются друг от друга своими природными характеристиками и показателями, имеют различное экономическое и социальное значение в жизни общества.

В отношении некоторых земель на первый план выходит их экологическое значение. С учетом этих обстоятельств, для организации рационального использования и охраны земель все земли в нашей стране подразделяются на различные категории. В основе выделения категорий земель лежит их целевое назначение. Определение целей, для которых могут использоваться земли, является объективно необходимым с тем, чтобы правильно организовать процесс их использования.

Земельный кодекс, закрепляя принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, связывает его с учетом трех главных факторов: природных, социальных и экономических, в-третьих, правовой режим земель представляет собой определение в законодательстве содержания права собственности, иных прав на земельные участки, управления использованием и охраной земель, мер по охране земель, выражающееся в правах и обязанностях лиц, использующих земельные участки, посредством установления основного целевого назначения земель, зонирования, ограничения прав и сервитутов.

Целью данной работы является исследование состояния и использования земель в Республике Башкортостан.

Республика Башкортостан является субъектом Российской Федерации, который входит в Приволжский федеральный округ, и включает в себя 9 городских округов и 54 муниципальных района, включающие 818 сельских поселений и 14 городских поселений.

Расположен на западных склонах Южного Урала и в Предуралье. Высшая точка на территории республики — гора Ямантау (1640 метров). Протяжённость Республики Башкортостан с севера на юг 550 км, с запада на восток — 430 км.

Более 40 % территории республики занимают леса. В Предуралье это смешанные леса, в западном предгорье, горных районах и Башкирском Зауралье расположены сосново-лиственные, берёзовые леса и темнохвойная тайга. В Предуралье также распространены лесостепи с берёзовыми и дубовыми лесами, разнотравно-ковыльные степи, помимо этого, степи простираются в зауральских районах. Почвы, в основном, серые лесные, чернозёмные, дерново-подзолистые.

Земельные ресурсы являются главным источником эффективного развития Республики Башкортостан. Наличие качественных земельных ресурсов способствует экономическому развитию региона. Состав и структура земельного фонда, распределение земель по формам собственности, выявление тенденций изменения видов угодий и установление их качественных характеристик непосредственно влияют на современное состояние использования земель, что является актуальным.

Интенсивное использование на протяжении многих лет земельных ресурсов Республики Башкортостан, связанное с наращиванием промышленного потенциала, развитием сельскохозяйственного производства, развитием транспортной сети автомобильных и железнодорожный дорог привело к истощению природных богатств края. Значимость темы повышается при том, что какие бы перемены не происходили в стране, правильно обращаться с землей – одна из главных задач не только региона, но и государства в целом.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:

- показывается земля как объект земельных и гражданских правоотношений;

- рассматривается использование земель в Республике Башкортостан;

Объект исследования: общественные отношения, связанные определением состояния и использования земель в Республике Башкортостан.

Предмет исследования: состояние и использование земель в Республике Башкортостан.

Новизна исследования состоит в многоплановом и комплексном подходе к исследованию вопросов относительно использования земель.

При работе над данной темой использовались системный, исторический, инструментальный методы исследования.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

В главе 1 - земля как объект земельных и гражданских правоотношений - решается первая из поставленных выше промежуточных задач, а именно: показывается земля как объект земельных и гражданских правоотношений.

В главе 2 - использование земель в Республике Башкоротостан - решается вторая из поставленных выше промежуточных задач, а именно: рассматривается использование земель в Республике Башкортостан.

В заключении делаются основные выводы по работе.


 

1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ

1.1 Нормативно-правовое обеспечение состояния

и использования земель

 

Развитие современного земельного законодательства подчинено нескольким факторам. Один из них - адекватное правовое обеспечение формирования земельного рынка и отдельных его сегментов.

Помимо Земельного кодекса РФ к действующим федеральным законам относятся федеральные законы от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ Об обороте земель сельскохозяйственного назначения, от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ О землеустройстве, от 10 января 1996 года № 4-ФЗ О мелиорации земель и другие. В развитие указанных федеральных законов принято большое количество подзаконных нормативных правовых актов. В числе наиболее важных следует назвать постановления Правительства РФ от 15 ноября 2006 года № 689 О государственном земельном контроле, от 28 ноября 2002 года № 846 Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель и другие. Кроме этого, на уровне субъектов РФ действует более ста земельных законов, принятых в развитие федерального законодательства и преимущественно регулирующих отдельные аспекты оборота земель сельскохозяйственного назначения. Достаточно обширную систему современного земельного законодательства завершает объемный перечень нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Таким образом, в сравнении с ситуацией еще десятилетней давности формирование земельных отношений в стране происходит при опоре на обширную, внутренне взаимосвязанную нормативную правовую базу.

Основным правовым актом, регулирующим земельные и аграрные отношения, является Конституция РФ 1993 года, которая в ст. 9 и 36 закрепила все формы права собственности на землю: частную, государственную, муниципальную и, иные формы.

Государственную и муниципальную, называют также публичной собственностью. В соответствии с Конституцией РФ Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) законодательно закрепил указанные формы собственности и других прав на землю в главе 17, которая вступила в силу лишь с принятием Земельного кодекса РФ. Право на земельный участок возникает по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, Земельным кодексом РФ и федеральными законами.

Для полноценного регулирования земельных отношений в последние годы были приняты федеральные законы:

· Градостроительный кодекс РФ;

· Земельный кодекс РФ;

· Налоговый кодекс РФ;

· Жилищный кодекс РФ;

· Федеральный закон РФ от 29.12.2004 года № 191-ФЗ О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации;

· Федеральный закон РФ от 25.10.2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации",

· Федеральный закон РФ от 10.07.2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";

· Федеральный закон РФ от 11.06.2003 года № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";

· Федеральный закон РФ от 15.04.1998 года № 66-ФЗ О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан;

· Федеральный закон от 02.01.2000 года № 28-ФЗ О государственном земельном кадастре;

· Федеральный закон РФ от 21.12.2001 года № 178 -ФЗ О приватизации государственного и муниципального имущества;

· Федеральный закон РФ от 7.07.2003 года № 112-ФЗ О личном подсобном хозяйстве;

· Федеральный закон РФ от 29.12.2004 года. О введении в действие Жилищного кодекса;

· Федеральный закон РФ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

· Федеральный закон РФ от 08.02.1998 года N 14-ФЗ Об обществах с ограниченной ответственностью;

· Федеральный закон № 208-ФЗ от 26.12.1995 года. Об акционерных обществах;

· Федеральный закон РФ от 08.12.1995 года № 193-ФЗ О сельскохозяйственной кооперации;

· Федеральный закон РФ от 18.07.2005 года № 87-ФЗ О землеустройстве;

По состоянию на 1 февраля 2007 года в сфере земельных отношений действуют следующие законы области:

· от 07.06.1996 года № 23/96-ОЗ О регулировании земельных отношений в области;

· от 12.06.2004 года № 75/2004-ОЗ Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории области;

· от 5.12.2002 года № 142/2002-ОЗ О плате за земельные участки, предоставляемые в собственность для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства на территории области;

· от 17.06.2003 года № 63 О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории области.


 

1.2 Понятие земельного участка в российском законодательстве

 

Понятие «земельный участок» - не просто тема для теоретических рассуждений. Понимание данного вопроса влияет на реализацию гражданами и организациями большого объема их прав. Тем более что есть разница между собственником и разного рода пользователями. Терминология Понятие земельного участка не такое сложное. Тем не менее в соответствующую статью Земельного Кодекса неоднократно вносились существенные изменения.

В российском законодательстве применяется следующий термин – часть земной поверхности, обладающая рядом признаков, которые дают возможность ее идентифицировать. В законе прямо указывается на статус участка как вещи. Какие признаки отличают участок не каждый кусок поверхности Земли можно отнести к земельному участку, а лишь тот, которому присвоен соответствующий статус.

На сегодня под понятие земельного участка подпадают земли, которым присущи следующие характеристики:

· присвоен кадастровый номер;

· им присвоен адрес;

· обозначены границы, рассчитана площадь;

· обозначено назначение, вид разрешенного использования;

· определены экономические характеристики, в том числе ценность, выраженная в денежной форме;

· рассчитаны показатели плодородия (затрагивает сельское хозяйство);

· наличие объектов недвижимости на земельном участке.

Закон предусматривает обязательность внесения целого перечня сведений об объектах недвижимости. Если говорить о правообладателях — это одно из основных требований.

Виды земельных участков.

Законодательство рассматривает следующие категории в распределении земель:

· земли для сельского хозяйства;

· земли для населенных пунктов;

· земли, на которых располагаются особые объекты (заповедники, иные природоохранные территории);

· земли, выделенные для лесного и водного фондов;

· земли запаса;

· земли, отведенные для объектов промышленности, электроэнергетики, транспортных и других объектов.

Классификация помогает в полной мере раскрыть понятие и виды земельных участков. В данном перечне речь идет о целевом назначении. Вместе с этим в стране принят классификатор разрешенного использования. Сюда входят: садовые огородные и дачные участки, выделенные для строительства и так далее. Документ был принят намного позже, чем предполагалось, благодаря чему по участкам, назначение которых было обозначено иначе, чем в классификаторе, было решено не вносить никаких изменений.

Таким образом, в понятие земельного участка включается немало разнообразных объектов, не похожих друг на друга, начиная от бабушкиного огорода и заканчивая массивами, на которых располагаются промышленные предприятия. Однако права на их эксплуатацию определяются общим законодательством. Понятие прав на земельные участки ЗК, так или иначе, упоминает целый перечень прав на землю или возможностей, переданных гражданам, в границах которых они вправе использовать имеющуюся территорию. Часть из них существует благодаря ранее изданным нормативным актам, которые уже не действуют.

Право всегда остается в действии, и гражданин вправе ним распоряжаться на собственное усмотрение, и они также защищаются законом.

Различают следующие виды прав:

· бессрочное безвозмездное использование;

· безвозмездное использование на протяжении определенного срока;

· право пожизненного наследуемого владения;

· сервитуты – законное использование чужой собственности;

· право собственности;

· право аренды.

За исключением последних двух, указанные формы прав на землю не упоминаются ни в каких других актах, кроме как относящихся к земельному законодательству.

Право пользования.

Им могут наделяться люди и организации. Закон установил, что решение принимает собственник. Если это государство или муниципалитет, то выделение земли производится на основе решения или распоряжения органа власти. Затем с владельцем подписывается договор о пользовании. Если же собственник - частное лицо, то подписывается лишь соглашение. В ст. 39.10 Земельного кодекса перечисляются случаи, в которых участки передаются в пользование. Там же оговариваются максимально возможные сроки заключения договора в каждом случае.

В статье 39.10 прописано правило, обязывающее организации и объединения, созданные для огородничества или садоводства, провести кадастровые и межевые работы, распланировать развитие территории. Право бессрочного пользования имеют лишь органы власти и муниципальные и государственные организации.

Наследуемое владение. В какой-то мере это право схоже с правом собственности, но с определенными ограничениями. Например, нет права распоряжаться землей по собственному желанию (продать, обменять). Разрешено использовать лишь на условиях, оговоренных при передаче участка. Допускается лишь передавать объект по наследству. Как писалось выше, данное право сохраняется, но кроме прямого наследника оно никому не доступно.

Сервитуты. Сюда включается право использования чужой собственности на оговоренных условиях. Что под этим подразумевается? Например, право прохода или прокладки коммуникаций через чужой участок. Предусматриваются частные и публичные сервитуты. Частный – предоставленный по соглашению участников отношений. Публичный – предоставляется в силу закона, решения органа власти в целях реализации государством его полномочий или интересов неопределенного числа граждан. Если не получается решить спор путем договоренностей, подается иск в суд. Прекращение сервитута возможно либо по суду, либо после изъятия земельного участка путем выкупа или конфискации.

Собственность. В нее входят все полномочия по реализации прав на земельный участок как объекта. Понятие собственности касается одновременно и владения, и пользования, и распоряжения. Приобретается несколькими способами: заключение сделки; передача в собственность по заявлению бесплатно (в случаях, перечисленных в законе). Собственник вправе делать то, чего лишены другие. В то же время на нем остается обязанность использования участка с учетом целевого назначения и интересов иных лиц (соседей, владельцев сервитута и так далее).

Аренда. Под ней понимается платное использование участка, переданного во временное использование. В соглашении прописывается срок его действия. Если по каким-то причинам пункт не был согласован, считается, что его заключили на 5 лет. Условия могут предполагать продление договора при совершении сторонами определенных действий (заявление о продлении или расторжение договора). Земельный кодекс не дает отдельного понятия аренды земельного участка. Ст. 22 кодекса описывает границы прав арендатора, например срок и объем прав, которые разрешено передавать третьим лицам. Особенности его реализации при ипотеке, при подписании договора о комплексном развитии территории и так далее. Отмечается разрешение передавать право аренды в уставной капитал, заложить его, использовать иным образом. Если срок действия аренды более 5 лет, то требуется согласование использования участка с его собственником.

Земля никогда не теряла своей ценности в качестве объекта собственности. Понятие и виды прав на земельные участки нельзя отнести к предмету лишь теоретических рассуждений. Закон устанавливает ряд форм реализации прав на землю, они достаточно специфичны (например, право пользования). В законе предусматриваются ситуации использования земель без их отведения или заключения соглашения по поводу их использования. Реализация любого права работает по двум схемам: подписание договора, если сделка заключается между частными лицами (люди или организации); подписание договора на основе распоряжения органа власти.


 

1.3 Общие сведения о мониторинге земель

 

Государственный мониторинг земель – система наблюдений за состоянием земель. Мониторинг земель выполняет базовую, связующую роль всех иных мониторингов и кадастров природных ресурсов. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в РФ. Мониторинг земель включает непрерывное наблюдение за использованием земель в соответствии с категориями и целевым назначением земель. Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами. Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается Правительством РФ.

Цели мониторинга земель – выявление изменений состояния земель, их оценка, прогноз, предотвращение и устранение последствий негативных процессов, выработка рекомендаций, совершенствование и внедрение новых методов дистанционного зондирования, технических средств и технологий мониторинга земель.

Задачами мониторинга земель являются:

1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

2) информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

Принципы ведения мониторинга земель:

1)достоверность и точность данных, соответствие их фактическому состоянию и использованию земельных ресурсов;

2)единство методов и технологий, согласованность ведения мониторинга земель; экономичность и эффективность;

3)взаимная совместимость и сопоставимость разнородных данных;

4)централизованное руководство по единой методике в масштабе РФ;

5)наглядность и доступность сведений, за исключением сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну.

Содержание мониторинга земель – систематическое наблюдение за состоянием земель, выявление изменений и оценка: состояния землепользований; плодородия почв, зарастания сельскохозяйственных угодий, загрязнения земель; состояния береговых линий водоемов, гидротехнических сооружений; образования оврагов, оползней, селевых потоков и других явлений; состояния земель поселений, объектов неф-те– и газодобычи, очистных сооружений, свалок, складов горюче смазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, захоронения промышленных отходов. Виды мониторинга земель. В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным. Методы ведения мониторинга земель:

1) натуральные наблюдения (экспедиционные, стационарные, комплексные, фоновые, дистанционные);

2) автоматизированная система мониторинга земель (информационно-поисковая система, система обработки данных, система комплексной интерпретации данных, прогнозно-диагностическая система и система управления);

3) договорные формы на выполнение проектных и изыскательских работ по землеустройству, земельному кадастру, мониторингу земель.


 

2. СОСТОЯНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН В 2017 ГОДУ

2.1 Общее состояние земельного фонда в Республике Башкортостан

 

По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан земельный фонд Республики Башкортостан (далее – Управление Росреестра по РБ) по состоянию на 1 января 2017 года составил 14294,7 тыс.га.

По состоянию на 1 января 2017 года, в государственной и муниципальной собственности находится 11953,9 тыс.га, в собственности граждан находится 2318,9 тыс.га, в собственности юридических лиц находится 21,9 тыс.га. Таким образом, доля земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в структуре земельного фонда Республики Башкортостан составляет 83,6% (рисунок 1)

 

 

Земли сельскохозяйственного назначения - 7279,4 тыс.га (50,9%)

Земли населенных пунктов - 666,2 тыс.га (4,7%)

Земли промышленности, транспорта и иного назначения - 116,3 тыс.га (0,8%)

Земли особо охраняемых территорий- 412 тыс.га (2,9%)

Земли лесного фонда - 5721,5 тыс.га (40,0%)

Земли водного фонда - 77,9 тыс.га (0,5%)

Земли запаса - 21,4 тыс.га (0,2%)

 

Рис.1 Структура земельного фонда Республики Башкортостан

по категориям земель

Из 89 тыс.га земель, находящихся в собственности Республики Башкортостан, юридическим лицам в аренду предоставлено 41,7 тыс.га, гражданам – 1,6 тыс.га. Из 174,9 тыс.га земель, находящихся в муниципальной собственности, юридическим лицам в аренду предоставлено 26 тыс.га, гражданам соответственно – 0,7 тыс.га.

Преобладание государственной и муниципальной форм собственности по земельным участкам определяет актуальность регулирования отношений власти установления величины арендной платы за земельные участки, которая оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие Республики Башкортостан, его городских округов и муниципальных образований.

 

2.2 Распределение земельного фонда Республики Башкортостан

по категориям земель

 

В течение 2017 года переводы земель из одной категории в другую затронули в большей степени земли сельскохозяйственного назначения, земли промышленности, энергетики и транспорта, связи, радиовещания и иного специального назначения, и земли населенных пунктов (таблица 1).

Правовое регулирование земельных отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществлялось в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», законами и иными нормативно-правовыми актами Республики Башкортостан.

Распределение земель по категориям показывает преобладание в структуре земельного фонда земель сельскохозяйственного назначения на долю которых приходится 50,9%, а также земель лесного фонда – 40%. На долю земель населенных пунктов приходится 4,7%, при этом города и поселки городского типа занимают площадь 215,2 тыс.га или 1,5% земельного фонда, сельские населенные пункты – 451 тыс.га или 3,2%.

 

Таблица 1. Распределение земельного фонда Республики Башкортостан по категориям земель

Категории земель На 1 января 2017 г. тыс.га На 1 января 2018 г. тыс.га 2017 г. к 2016 г. (+\–)
Земли сельскохозяйственного назначения 7312,5 7279,4 -33,1
Земли населенных пунктов 637,6 666,2 28,6
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения 112,6 116,3 3,7
Земли особо охраняемых территорий и объектов      
Земли лесного фонда 5720,6 5721,5 0,9
Земли водного фонда 77,9 77,9  
Земли запаса 21,5 21,4 -0,1
Итого земель 14294,7 14294,7  

 

Изменения в структуре земельного фонда связаны, в основном, с предоставлением земель для несельскохозяйственных целей, изменением (установлением) границ населенных пунктов согласно утвержденным и согласованным Правительством Республики Башкортостан генеральным планам, учтенным в Едином государственном реестре недвижимости.

Распределение земель Республики Башкортостан по категориям в разрезе районов и городов представлено в приложении 1.

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Земли данной категории выступают как основное средство производства в сельском хозяйстве, имеют особый правовой режим и подлежат особой охране, направленной на сохранение их площади, предотвращение развития негативных процессов и повышение плодородия почв. На 1 января 2018 года площадь земель сельскохозяйственного назначения составила 7279,4 тыс.га.

К данной категории отнесены земли, предоставленные различным сельскохозяйственным предприятиям и организациям (товариществам и обществам, кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, научно-исследовательским учреждениям). В нее входят также земельные участки, предоставленные гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и сенокошения.

В общую площадь категории земель вошли площади, занятые земельными долями (в том числе невостребованными) и земельными участками сельскохозяйственного назначения, принадлежащие гражданам.

В целом, площадь категории земель сельскохозяйственного назначения в Республике Башкортостан по сравнению с предшествующим годом уменьшилась на 33,1 тыс. га. Это произошло за счет перевода земель площадью 3,7 тыс.га в категорию земель промышленности и иного специального назначения и 29,4 тыс.га в категорию земель населенных пунктов.

Земли данной категории в установленном порядке отводились под расширение населенных пунктов, строительство новых и расширение территорий уже действующих предприятий промышленности, транспорта и связи.

В составе земель сельскохозяйственного назначения преобладают сельскохозяйственные угодья, площадь которых составляет 6624,7 тыс.га (91,0%), из них пашни 3458 тыс.га. Лесные площади и лесные насаждения, не входящие в лесной фонд, составляют 316,2 тыс.га (4,4 %). На долю земель, занятых водными объектами, дорогами, застройками и прочими землями, приходится 338,5 тыс.га или 4,6% (рисунок 2)

 

 

 

Сельскохозяйственные угодья - 6624,7 тыс.га (91,0%)

Лесные земли - 140,5 тыс.га (2%)

Земли под лесными насаждениями, не входящие в лесной фонд - 175,7 тыс.га (2,4%)

Земли под дорогами - 78,3 тыс.га (1,1%)

Земли застройки - 23,7 тыс.га (0,3%)

Земли под водой - 38,4 тыс.га (0,5%)

Земли под болотами - 30,8 тыс.га (0,4%)

Другие земли - 167,3 тыс.га (2,3%) по угодьям

 

Рис. 2 Распределение земель сельскохозяйственного назначения

 

Значительными площадями земель сельскохозяйственного назначения располагают Баймакский район – 338,8 тыс.га, Хайбуллинский район – 336,4 тыс.га и Абзелиловский район – 221,9 тыс.га. В Давлекановском, Куюргазинском, Благоварском районах площади земель сельскохозяйственного назначения составляют более 88% от общей площади района.

Наибольший процент сельскохозяйственных угодий к общей площади земель сельскохозяйственного назначения приходится на следующие районы: Салаватский - 98%; Белокатайский, Татышлинский - 97%; Калтасинский, Янаульский - 96%.

Площадь категории земель населенных пунктов составляет 666,2 тыс.га или 4,7% земельного фонда республики.

Наибольший удельный вес в структуре земель населенных пунктов занимают сельскохозяйственные угодья – 391,7 тыс.га (58,8%), земли под застройками, дорогами, улицами, площадями составляют 167,4 тыс.га (25,1%) (рисунок 3).

 

 

Сельскохозяйственные угодья - 391,7 тыс.га (58,8%)

Леса и лесные насаждения, не входящие в лесной фонд - 55,9 тыс.га (8,4%)

Земли под водой - 13,6 тыс.га (2,1%)

Под постройками и дорогами - 167,4 тыс.га (25,1%)

Прочие земли - 37,6 тыс.га (5,6%)

 

Рис.3 Распределение земель населенных пунктов по угодьям

 

Сельскохозяйственные угодья в землях населенных пунктов представлены, в основном, в личных подсобных хозяйствах граждан.

Площадь городов и поселков городского типа республики составляет 215,2 тыс.га. Из всех земель передано в собственность граждан 13,3 тыс.га.

Это, в основном, земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства и садоводства. В собственность юридических лиц передано 2,8 тыс.га.

Площадь сельских населенных пунктов составляет 451 тыс.га. В собственности граждан находится 96,9 тыс.га земель, предоставленных для ведения личных подсобных хозяйств и индивидуального жилищного строительства. В собственности юридических лиц – 2,1 тыс.га.

За 2017 год площадь земель населенных пунктов в целом по республике увеличилась на 28,6 тыс.га.

Уменьшение категории земель населенных пунктов (0,9 тыс.га) связано с переводом в категорию земель лесного фонда (распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 18 декабря 2015 года № 1427р признаны утратившими силу распоряжения Правительства Респуб



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: