Социальное воспитание за рубежом




Гоман Анастасия Алексеевна

Задание 1.

Социальное воспитание за рубежом

 

За рубежом важным союзником школы в воспитании являются различные внешкольные организации учащихся. Именно через них происходит включение старших школьников в различные виды социальной деятельности.

 

На Западе сложилась разветвленная сеть детских и юношеских объединений. Как правило, они автономны и не зависят от школьной администрации и школьного ведомства. Возраст членов объединений — от 6 до 25 лет.

 

Один из современных примеров — деятельность возникшей в США в конце 80-х гг. XX в. организации «Дети-миротворцы». Подобная традиция восходит к началу века, когда в Великобритании, а затем во многих странах появились отряды скаутов. Ныне скауты — наиболее популярные и влиятельные организации школьников за рубежом. Педагогической платформой сегодняшних скаутов является идея воспитывать для жизни «во имя общего блага». Если до Второй мировой войны скаутские отряды были заметно политизированы, то теперь движение стремится находиться вне амбиций любых партий.

 

Скаутское движение накопило большой опыт эффективного воспитания. Об этом говорит хотя бы тот факт, что послевоенные президенты США, за исключением Р. Рейгана, — бывшие скауты, до 80% конгрессменов США и около 90% парламентариев Франции также прошли школу воспитания в скаутских организациях.

 

Виды деятельности, в которые включаются скауты, охватывают политическую, экономическую и духовную сферы. Примером тому служат проводимые скаутами акции против угрозы воины, экологического кризиса, за демократизацию системы образования, благотворительные акции.

 

Представляет интерес в зарубежном опыте политика «общинного воспитания», провозглашенная в США. Согласно этой политике для внешкольного воспитания определены два основных подхода. Во-первых, школа выступает «поставщиком» педагогических услуг: увеличивает время пребывания детей в учебном заведении после занятий, предлагает педагогические консультации и пр. Во-вторых, школа становится координирующим центром округи по воспитанию школьников, что позволяет создать некую местную «педагогическую экологическую среду». По инициативе школы, но вне ее пределов происходит включение учащихся в социальную деятельность через проведение различных кампаний: за экономию воды, предотвращение пожаров, благотворительные акции и пр. Удачные способы включения старших школьников в социальную деятельность накоплены во Франции. Это деятельность школьных кооперативов.

 

 

В школьном кооперативе объединяются ученики одного класса или школы вместе со своими преподавателями. В рамках существования этого кооператива происходит включение его участников в различные виды социальной деятельности, соответствующей интересам и запросам людей, входящих в него: посещение театров, музеев, выставок, организация праздников, состязаний, возделывание огородов и кролиководство, охрана природы и многое другое. Можно вполне согласиться с мнением французского педагога Ж. Прево о том, что «члены школьных кооперативов приобретают наглядные представления о механизмах жизни общества и государства».

 

Несколько в иных формах подобный подход реализуется в деятельности культурно-просветительных центров, задуманных как своеобразный «воспитательный город». Во Франции, например, такие учреждения получили название «интегрированных культурно-воспитательных центров». Сюда приходят дети и взрослые. При них есть отделы непрерывного образования, библиотека, спортивный комплекс, церковь. В центрах для учащихся и родителей регулярно устраиваются встречи со специалистами по педагогике, психологии, профориентации и пр.

 

Функции «социопедагогического комплекса» округи берут на себя и учебные заведения. Например, школа в г. Шалон-на-Соне (Франция) предоставляет свои помещения для разнообразной внеучебной деятельности, сосредоточенной в клубах, кружках и т.д. Здесь создан «Дом детства», который находится под управлением педагогов, представителей муниципалитета и родителей. С детьми занимаются не только в дни занятий, но и во время выходных и каникул. Свою работу это учреждение ведет с учетом местных условий.

 

Аналогичные идеи внешкольного воспитания реализуются в Японии, где школьники после занятий включаются в различные виды социальной деятельности на базе муниципальных образовательных учреждений.

 

В странах Северной Европы широкое распространение получили «Дома свободного времени». Так, например, в Швеции «Дом свободного времени» рассчитан на небольшое количество детей — 20—30 человек. Они приходят сюда после занятий в школе. Здесь им предоставляется возможность выбрать занятие но душе: чтение книг, освоение спортивных снарядов и тренажеров, аттракционы и т.н. Обитатели «Дома свободного времени» выпускают собственную газету, которую продают родителям и прохожим. Ближе к вечеру дети собираются вместе, делают уборку помещений, проводят совместные групповые мероприятия.

 

Большие возможности для включения школьников в различные виды социальной деятельности имеют разнообразные детские и юношеские организации. Так, например, в Венгрии детские и юношеские организации приоритетными в своей деятельности считают создание и организацию работы исследовательских кружков школьников. Активно и тесно взаимодействуя с Венгерской академией наук, школьники включаются в исследования, проводимые академией. С каждым академиком работают два-три школьника по темам, соответствующим интересам последних, и получают достаточно серьезные и трудные задания. В настоящее время созданы четыре базы, которые и ведут организацию такой работы. Итоги показывают, что достигается полная включенность детей в исследовательскую работу, требующую интеллектуальных знаний.

 

Вопросы социализации личности школьника решаются значительно эффективнее, если к этому процессу привлечь семью. В практике «Союза польских харцеров» давно закрепилась такая форма работы, как кружки родителей членов организации. Они способствуют не только взаимоин- формированию, но и взаимодействию. Кружки существуют даже на воеводском уровне, есть Центральный совет, во главе которого до последнего времени стоял министр обороны.

 

Большие возможности для развития и самовыражения личности представляют детские и юношеские организации США. Они (кроме созданных партиями) не ставят целей политического воспитания, а призваны содействовать общекультурному и физическому развитию, профессиональной ориентации старших школьников. К таким организациям относятся «Детская лига природы», «Ассоциация детских площадок», «Клуб будущих фермеров США», «Клуб будущих домашних хозяек», «Девочки — костровые» и т.п. Детскими и юношескими организациями и объединениями в США охвачены не только жители города, но и села. В частности, «Клуб будущих фермеры США» объединяет подростков и юношей от 10 до 21 года и имеет своих членов даже в больших городах. Учитывая популярность клуба среди старшеклассников США, остановимся на принципах его деятельности подробно. Задача клуба «Будущие фермеры США» (FFA) — воспитание гражданской ответственности и развитие способностей детей, подростков, молодежи к руководству, деятельности в сфере бизнеса и управления, публичным выступлениям.

 

Первичные организации, существующие при средних школах, объединяются в ассоциации штатов, которые входят в национальную организацию. Большую роль в руководстве FFA играют ассоциации бывших ее членов, занимающих зачастую ведущие позиции в сельскохозяйственном производстве, бизнесе или общественной жизни страны. Основным направлением деятельности FFA является воспитание детей в духе «социального партнерства», к важным условиям его относятся обозримость

 

«ноля социальной игры»: способность и готовность к взаимному доверию, компромиссу и взаимотернимости. Организацией ставится задача «создания многообразных поводов для приобретения социального опыта и формирования у детей таких привычек и убеждений, которые создают почву для последующего воспитания». В конечном итоге, молодые люди, прошедшие такую школу воспитания, лучше чувствуют себя в повседневной жизни и на все конфликты общества реагируют по привычке в духе социального партнерства.

 

Достаточно типичной для США и других государств с развитой рыночной экономикой является деятельность такой организации, как Бизнес Кидс (Флорида), целью которой является оказание помощи подросткам и старшим школьникам в пробе своих сил в предпринимательской деятельности. В организации существует отработанная эффективная система информирования школьников о возможных способах приложения своих сил, отработана методика обучения основам экономических и юридических знаний, необходимых в малом бизнесе. Организация обеспечивает поддержку юных бизнесменов, привлекая для этого банки и другие крупные экономические структуры. Здесь осуществляется взаимообучение юных предпринимателей под руководством опытных наставников, индивидуальное консультирование и т.п.

 

Таким образом, проанализировав имеющийся зарубежный опыт внешкольной воспитательной работы, можно сделать вывод о том, что необходимость включения школьников в различные виды социальной деятельности осознается в мировой педагогической практике как непременное условие эффективной социализации личности. Включение старших школьников в различные виды социальной деятельности происходит разными путями и через различные формы, соответствующие социокультурным и национальным традициям.

 

Процесс включения школьников в социальную деятельность имеет ряд существенных трудностей, обусловленных, прежде всего, особенностями возраста. Представления о том, что значимо в жизни человека, каково мерило ценности человеческой жизни, у большинства школьников налицо. Но это весьма абстрактные знания об опыте взрослых людей, ибо опыт жизни юноши-подростка иной. И в силу того, что часто он не может поступить так, как взрослый человек, потому что не обладает социальной зрелостью (самостоятельностью, материальной независимостью, ответственностью), молодой человек проецирует желаемое на будущее, завышая свои притязания на начальном этапе самоутверждения и занижая при реальных выборах жизненного пути.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: