Технологическая карта урока истории.
Тема: «Внешняя политика СССР. 1919 - август 1939 года».
Класс.
Технологическая карта урока.
Предмет: История России Класс: 10
Тема урока: «СССР и мировое сообщество в 1929 – 1939 гг.» Тип урока: комбинированный (урок-исследование) Педагогические цели урока:
- способствовать ознакомлению с внешней политикой СССР накануне Второй мировой воны;
- создать условия для определения роли СССР в международных отношениях периода 1919 – август 1939 года;
- развития умений охарактеризовать «повешенное состояние» СССР к 1938 году, определять причины сближение СССР с гитлеровской Германией к 1939 году;
- содействовать формированию навыков работы с исторической картой, иллюстративных материалом(карикатура), текстами различного типа (учебный текс, исторический источник).
Планируемы результаты:
Личностные:
- выражение положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, желания больше узнать;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
формирование осознанного, уважительного отношения к мнению другого человека, способности к определению своей позиции по отношению к различным социальным явлениям.
Предметные:
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого;
- умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывать ее познавательную ценность;
- расширение деятельности оценочной деятельности на основе осмысление политической ситуации, сложившейся в мире накануне Второй мировой войны.
Метапредметные:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, представлять результаты своей деятельности;
- владение умением работать с учебной информацией различного типа (анализировать и обобщать факты, формулировать тезисы, обосновывать выводы);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в социальном окружении.
Основное содержание урока:
Внешнеполитические кризисы конца 1920 – начала 1930 –х годов, влияние Коминтерна на внешнюю политику СССР; Генуэзская конференция, Рапалльский договор, «Мюнхенский сговор», пакт Молотова- Риббентропа, секретный протокол пакта Молотова – Риббентропа, суверенитет.
Межпредметные и внутрикурсовые связи:
«География», «Обществознание», «Изобразительное искусство».
Темы: «Первые революционные преобразования большевиков и Брестский мир», «Гражданская война и военный коммунизм»(аспект иностранной интервенции).
Образовательные ресурсы и оборудование:
- учебник - О. В. Волобуев, С. П. Карпачев, П. Н. Романов «История России. Начало XX – начало XXI века» 10 класс. М.: Дрофа, 2016 г., (§ 15 стр. 133 – 140);
- карта «Планируемое разделение Центральной Европы по пакту Молотова – Риббентропа. Действительные изменения по пакту Молотова – Риббентропа 1939-1940 гг; приложение 1;
- исторический источник № 1;
- Презентация, мультимедийное оборудование.
Организационная структура урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Характеристика основных видов деятельности | Формируемые УУД | ||
Организационное начало | Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку. | Приветствие учителя. Организация рабочего места. | Регулятивные: включение в деловой ритм |
Актуализация знаний | Организационная фронтальная беседа: - На предыдущих уроках мы разбирали темы Давай те немного вспомним. - Каковы условия Брестского мира? - Брестский мир – прихоть большевиков или вынужденная мера? - Брестский мир стал одной их причин погружения РСФСР в | Определяю и называют условия Брестского мира – территориальные потери- Польша, Прибалтика, часть Белоруссии; экономические потери – 70 % железа, 90 % угля, огромная контрибуция- 124 млн золотых рублей; | Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение Регулятивные: определяют правильность и качество ответов одноклассников; |
пучину Гражданской войны. - Что из себя представляли взаимоотношения советского государства с Европой в годы Гражданской войны? | Снижение обороноспособности страны – уничтожение Черноморского флота. Раскрывают причины заключения Брестского мира. Раскрывают сущность иностранной интервенции. | определяют качество и уровень усвоенного материала | |
Введение в проблему урока; постановка учебной задачи | - Мы с вами посмотрели на взаимоотношения молодой советской России с странами западной Европы. На основании того, что вспомнили делаем вывод что новая страна с новым экономическим укладом, коим была Россия, настораживала Запад. Западная Европа при возможности желала поживиться за счет России (Германская империя – Брестский мир; Англия, Франция, США – военная интервенция, помощь белому движению). В период политической и экономической слабости – Гражданской войны – европейские страны стремились к раздроблению России. Но |
Гражданская война закончилась, Россия смогла сохранить единство, более того на политической карте появилось новое государство, которое представляло из себя союз дружественных республик – СССР. - Как вы думаете, что предстоит нам выяснить сегодня на уроке? | Слушают учителя, анализируют информацию, формируют учебную задачу – «Как же выглядела внешняя политика СССР после Гражданской войны и до начала Второй мировой войны?». | Регулятивные: формулируют учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и осознания того, что еще неизвестно | |
Физкультминутка | Организация физкультминутки. - Нам предстоит сейчас напряженная и серьезная интеллектуальная работа, давайте поможем нашему организму справиться с ней. Все ребята дружно ВСТАЛИ И на месте ЗАГАШАЛИ На носочках ПОТЯНУЛИСЬ И вперед слегка НАГНУЛИСЬ Как пружинки мы ПРИСЕЛИ И тихонько разом СЕЛИ. | Выполнение упражнений в соответствии с текстом стиха | Регулятивные: быстро переключаются от умственной деятельности к физической и обратно |
Усвоение новых | Организация исследовательской |
знаний и способов действий | работы в процессе изучения нового учебного материала: -Напоминаю проблему нашего урока «Как же выглядела внешняя политика СССР после Гражданской войны и до начала Второй мировой войны?» - Для того, чтобы качественно работать на уроке нам необходимо вспомнить, что такое «Коминтерн». Дайте определения этого понятия. - Предположите влияние этой организации на внешнюю политику СССР. - Предлагаю вам выступить в качестве исследователей и попытаться найти ответ на наш проблемный вопрос темы урока в письменных исторических источниках. - Прочитайте два текстовых фрагмента (Презентация СЛАЙД №2)– из речи Наркома иностранных дел РСФСР Г. В. Чичерина, Из устава коммунистического Интернационала (Коминтерна) и определите – В чем состояло противоречие советской внешней политики? | Дают определение понятия Коминтерн. Высказывают предположение и аргументируют свой ответ. Проводят поиск необходимой информации в тестовых источниках и определяют противоречие | Познавательные: строят логическую цепь рассуждений Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение Регулятивные: в сотрудничестве с учителем определяют пути решения учебной задачи; определяют правильность и качество ответов одноклассников Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, осуществляют анализ, |
- В 1922 СССР впервые принял участие в официальных международных переговорах. А 1922 году состоялась Генуэзская конференция. Основными вопросами конференции стали вопросы: экономического восстановление Европы. - Что нанесло Европе экономический урон? - СССР то же был приглашен на эту конференцию. - Как вы думаете зачем Европа пригласила СССР? - Сумел СССР в 1922 году заключить Рапальский договор с Германией. Давайте познакомимся с условиями этого договора (Презентация СЛАЙД № 3) и ответим на вопрос - почему Германия пошла на сотрудничество с Россией? | советской внешней политики: разные цели Наркомата иностранных дел и Коминтерна во внешней политики. Проводят параллель между историческими событиями – Первая мировая война. Анализируют сложившеюся международную ситуацию, высказывают свой предположения – главный вопрос – это вопрос взыскать долги с России. Изучают условия Рапальского договора, анализируют, на основе условий, прописанных в договоре делают вывод – Германия так же как и Россия была изгоем; сотрудничество прежде было экономическим, что | строят логическую цепь рассуждения Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение Регулятивные: определяют правильность и качество ответов одноклассников. Познавательные: осуществляют сопоставление различной информации, анализ, строят логическую цепь рассуждения, формулируют предположения |
- К середине 30 –х годов Германия достигла экономический и военной мощи, начала проявлять агрессию. У СССР и Европы были разные взгляды на то, как сдерживать агрессора. - Прочитаем текст (Презентация СЛАЙД 5) и подумаем – СССР и Европа– союзники в борьбе против Германии? - Почему Мюнхенское соглашение от 30 сентября 1938 года получило название «сговор»? (Презентация СЛАЙД 5). - Оцените правомерность данного соглашения. | давало Германии возможность развивать промышленный комплекс на территории СССР. Изучают учебный текст, анализируют, делаю вывод – СССР и Европа – не союзники. Выявляют причину этого – Европа стремилась направить гитлеровскую агрессию против СССР. Изучают учебный текс, анализирую, делаю вывод. Дают оценку, приводят аргументы – в качестве аргумента используют термин суверенитет. | Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение Регулятивные: определяют правильность и качество ответов одноклассников Познавательные: осуществляют сопоставление различной информации, анализ, строят логическую цепь рассуждения, формулируют предположения Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение Регулятивные: определяют |
- Рассмотрите карикатуру Советских художников Кукрыниксов. Определите год и событие, которому посвящена карикатура. Какие страны обозначены на карикатуре цифрами?(Слайд 6). - Итак, сложилась следующая ситуация: с одной стороны гитлеровская Германия, чьи территориальные аппетиты растут, с другой – Европа, которая выбрала тактику задабривания агрессора. Как же повести себя Советскому Союзу? Что определить это давайте изучим тему дальше. - Почему Сталин пошел на сделку с Гитлером?(изучить учебный текст презентация СЛАЙД 7). - 23 августа 1939 года министр иностранных дел Третьего Рейха И. Риббентроп и советский нарком иностранных дел В. М. Молотов заключили договор о ненападении (на | Анализируют иллюстративный материал. Изучают учебный тест, анализируют, делают вывод. Изучают исторический источник, отбирают актуальную информацию, делают выводы. | правильность и качество ответов одноклассников Познавательные: осуществляют сопоставление различной информации, анализ, строят логическую цепь рассуждения, формулируют предположения Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение Регулятивные: определяют правильность и качество ответов одноклассников |
экран выводится Слайд 8). К этому договору был подписан секретный протокол – разделение Европы на сферы влияния. - Давайте познакомимся с фрагментом из этого исторического источника и ответим на вопрос – Почему Сталина (так же как и Гитлера) стали называть агрессором? - Давайте определим как была поделена Европа по Пакту Молотова – Риббентропа? (карта «Планируемое разделение Центральной Европы по пакту Молотова – Риббентропа. Действительные изменения по пакту Молотова – Риббентропа 1939-1940 гг; приложение 1; | Определяют на основе имеющихся знаний и умений по исторической карте зоны оккупации по пакту. | Познавательные: используют знаково- символические средства для решения учебной задачи; осуществляют сопоставление различной информации, ее анализ, строят логическую цепь рассуждения, формулируют предположения Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение Регулятивные: определяют правильность и качество ответов одноклассников | |
Рефлексия | Фронтальная беседа, направленная на проверку качества усвоения изученного материала, выявления проблем усвоения и определения новой учебной задачи, |
предлагаемой для самостоятельного решений в процессе выполнения домашнего задания. - Итак, удалось ли нам получить ответ на проблемный вопрос урока в процессе нашего небольшого исторического исследования? - Получили ли вы на уроке представление о важнейшем внешнеполитических явлении, которые предшествовали Второй мировой войне? - Какие действия мы предприняли и какие средства использовали в процессе решения различных задач, возникающих при изучении темы? - С вашей точки зрения успешна ли была наша работа? В чем успешна или нет и почему вы так считаете? С какими трудностями вы столкнулись? Оценивание работы всего класса и отдельных учащихся в процессе решения учебной задачи. -Нет ли у вас чувства незавершенности изучения данной темы? Какой вопрос необходимо еще рассмотреть, чтобы получить наиболее полное представление о внешней политики | Представляют обобщенный ответ, полученный в результате решения учебной задачи урока. Объясняют суть и историческую значимость внешнеполитической ситуации накануне Второй мировой войны. Анализируют способы и средства, используемые для решения учебной задачи (рассказ учителя, письменные исторические источники, историческая карта, иллюстрации презентации). Анализируют качество проведенной учебной работы. С помощью учителя формулируют новую учебную задачу – как Советский Союз от союзника Германии стал жертвой нападения? | Познавательные: воспроизводят, анализи-руют, систематизируют и обобщают по памяти информацию, полученную в процессе работы по решению учебной задачи; с помощью учителя формулируют новую учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и осознания того, что еще неизвестно Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение Регулятивные: в сотрудничестве с учителем определяют решение учебной задачи и принимают |
СССР в последующие периоды? | новую учебную задачу | ||
Информация о домашнем задании | §15, конспект, карта «Раздел сфер влияния по пакту Молотова- Риббентропа». Доп. Задание: сообщение: «17 августа 1939 г наступление у реки Халкин – Гол». «Секретный протокол к договору о ненападении 1939 г». | Записывают домашнее задание в дневник, уточняют непонятное. | Регулятивные: воспринимают задание |
Ресурсный материал к уроку:
Приложение 1.
№ 1