ГАУ Архангельской области «Патриот»




РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ: ПРОБЛЕМЫПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Силин Андрей Вячеславович,

канд. ист. наук, доцент, доцент кафедры педагогики

ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

Завернин Александр Александрович,

Педагог-инструктор Регионального учебного поискового центра

ГАУ Архангельской области «Патриот»

Аннотация: Встатье, носящей дискуссионный характер,на основе междисциплинарного анализа, с использованием идей и фактического материала современных международных отношений, теории и истории педагогики, предпринята попытка проанализировать региональные особенности молодежной политики, которые рассматриваются через призму проблем патриотического воспитания.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, международные отношения, теория и история педагогики, молодежная политика.

30 декабря 2020 года Президент Российской Федерации В.В. Путин утвердил ФЗ-489 «О молодёжной политике в Российской Федерации» [1]. На федеральном уровне есть понимание важности патриотического воспитания, особенно в условиях осложнения внешнеполитической ситуации. Как отмечают современные исследователи, международные отношения в конце ХХ – первые десятилетия XXI веков эволюционировали от биполярного мира к миру однополярному, а затем – к многополярному, или, по крайней мере, к постбиполярному миру. Доктор исторических наук, профессор В.И. Голдин резюмирует: «Но такой мир – это неизбежно растущие дестабилизация и хаос, что мы и видим в последние годы» [2, с.16].

В этой связи интересно проанализировать некоторые нормативно-правовые документы регионов в сфере молодёжной политики. Попробуем проанализировать основные положения Государственной программы Архангельской области «Молодёжь Поморья», принятой Постановлением Правительства Архангельской области от 9 октября 2020 года № 659-пп [3].

Как представляется, следует начать с обоснования актуальности положений, обозначенных в региональной программе. Нормативно-правовым основанием молодежной политики на федеральном уровне считаются «Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 2403-р [4]. Казалось бы, все правильно. В документе обозначен период до 2025 года. Однако, и внутренняя ситуация в стране, и внешняя обстановка вокруг неё существенно изменились. Никто в 2014 году не мог спрогнозировать пандемию. Федеральная власть оказалась более гибкой, приняв Федеральный Закон «О молодежной политике в Российской Федерации».

На федеральном уровне молодёжная политика, не изменив в своей сущности, стала более государственно ориентированной. Квазилиберальные тенденции были скорректированы с учетом интересов государства в области безопасности, демографии, социальной жизни. Противостоять глобальным вызовам становится всё сложнее. Это требует изменения механизмов выживания и развития. В программе «Молодёжь Поморья» этого понимания, к сожалению, не прослеживается.

Исходя из логики федерального закона, приоритетность направлений просматривается очень четко. В первом пункте статьи 6 «Основные направления реализации молодёжной политики» можно прочесть: воспитание гражданственности, патриотизма, преемственности традиций, уважение к отечественной истории, историческим, национальным и иным традициям народов Российской Федерации.

Среди приоритетов региональной программы «Молодёжь Поморья» "гражданственность" и "патриотизм" оказываются во втором десятке.

Само деление региональной программы на три подпрограммы, вызывает ряд вопросов. В программе «Молодёжь Поморья» выделяются: подпрограмма №1 «Молодежная политика Архангельской области»; п одпрограмма №2 «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в Архангельской области»; подпрограмма №3 «Кадровое, научно-методическое, информационное и инфраструктурное обеспечение молодёжной политики и патриотического воспитания»

Правильно ли разделять молодежную политику и патриотическое воспитание по разным частям? Если бы сейчас имела место быть ситуация начала 2000-х годов, когда понятию «патриотизм» возвращали социальную и государственную значимость, такое разведение выглядело бы обоснованным: надо было воссоздавать механизмы, утраченные в 90-е годы ХХ века. Такое разведение сейчас предполагает наличие «патриотической молодёжи» и «просто молодёжи», которая, видимо, не патриотична. Причем финансовые средства, расходуемые на «просто молодёжь», существенно превышают расходы на «молодёжь патриотическую». Такую политику можно считать, с известной долей условности, молодёжной, но она вряд ли будет государственной.

«Главная миссия государственной молодежной политики в Архангельской области – сделать Архангельскую область привлекательной для молодежи, комфортной для проживания, самореализации и всестороннего развития каждого молодого человека, независимо от места проживания, в городской агломерации или отдаленном районе Архангельской области. Цель государственной молодежной политики – создание условий для реализации потенциала молодежи и активного вовлечения в социально-экономическую, культурную и гражданскую жизнь Архангельской области». С точки зрения прав молодёжи в приведенной цитате всё выглядит оптимально. Но обязанности, похоже, остались практически вне поля зрения регионального законодателя.

В 2014 году на всероссийском семинаре для руководителей патриотических объединений, проходившем в Москве, один из представителей органов безопасности привел формулу, которая была успешно реализована на Украине. Для развала государственности необходимы три условия: во-первых, «отодвинуть» от решения государственных задач старшее поколение, во-вторых, загрузить среднее поколение решением своих проблем, и, в-третьих, дать делать молодёжи всё, что она захочет. От наблюдений за нашими региональными чиновниками от молодежной политики, складывается определенное впечатление. Они во многом остаются в рамках установок конца 1990-х - начала 2000-х годов.

Исходя из логики региональной программы, можно выделить три социальные группы молодёжи, которые условно можно обозначить так: «просто молодёжь», «гражданско-патриотическая молодёжь» и «военно-патриотическая молодёжь».

В подпрограмме № 1 «Молодежная политика Архангельской области», духовно-нравственное воспитание как отдельное направление отсутствует, упоминание духовно-нравственного воспитания только в части цитирования «Основ государственной молодежной политики Российской Федерации».

В подпрограмме № 2 «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в Архангельской области» патриотизм рассматривается в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции. Духовность также оказалась обойденной.

Не совсем понятно, почему деятельность Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации Российское движение школьников отнесена к Подпрограмме № 2? Там и так финансовых средств мало.

Динамика развертывания военно-патриотического воспитания в нашем регионе имеет ряд особенностей. Принятая в 2000 году федеральная программа патриотического воспитания граждан стимулировала создание подобных программ в регионах. Чиновники в Архангельской области с принятием такой программы не спешили. И только направленный федеральным центром в наш регион губернатор, заставил региональных чиновников подготовить такую программу. Программа была принята в 2008 году. Гражданско-патриотическое направление стало развиваться, а допризывной подготовкой занимались в основном общественные организации. И только в 2016 году началось создание системы допризывной подготовки. Создание регионального отделения движения Юнармии в 2017 году, придало этой работе более осмысленный характер. Но до окончательного завершения этой работы, особенно в муниципальных районах, ещё далеко. Тем не менее, в подпрограмме № 2 наши молодёжные чиновники пишут: «Другой проблемой, которую выявили последние социологические исследования, граждане называют преобладание мероприятий военно-патриотического характера над гражданско-патриотическими, что делает процесс патриотического воспитания несбалансированным, не позволяет охватить и заинтересовать все слои молодежи».

Если проводить исследования на молодёжных «тусовках», дискотеках, можно собрать ещё более интересную информацию. Элитная молодёжь, не привыкшая к серьезным жизненным усилиям, воспринимает службу в армии, как тяжелую обязанность. В одном из выступлений перед православной молодёжью Патриарх Кирилл обозначил ряд проблем. Одна из главных – это стремление молодёжи к беззаботной жизни. Многие растрачивают свои усилия в поисках удовольствий: «relax» and «enjoy».

В подпрограмме №3 «Кадровое, научно-методическое, информационное и инфраструктурное обеспечение молодёжной политики и патриотического воспитания» можно прочесть: «Таким образом, современная инфраструктура должна отвечать следующим требованиям: интересный дизайн, технологии, доступ к различным сервисам, комфорт, отсутствие ограничений и возможность общения с большим количеством людей без каких-либо ограничений по времени». Однако, упор на создание комфортной среды страдает известной двойственностью.

В советской педагогике можно было встретить утверждение, что главное в воспитании – это приобретение воспитанниками положительного личного опыта. На его основе следовало повышать сознательность подрастающих поколений, обогащать их знаниями, накопленными человечеством. Как отмечали советские ученые-педагоги В.Е. Гмурман и Ф.Ф. Королев, этим воспитание не исчерпывается. Его нельзя свести к усвоению тех или иных взглядов и формированию привычек. Оно включает также становление потребностей, мотивов и чувств [5, с.97]. Забвение этих установок во многом способствовало тому, что наша молодёжь приобрела черты инфантильности и инертности. «Комфорт и отсутствие ограничений» умноженное на традиционный русский максимализм (русская ментальная черта) и на юношеский максимализм (возрастная психологическая черта) могут дать такие проявления безнравственности и бездуховности, от которых будут страдать не только окружающие, но и общество в целом.

Становится понятно, почему в этой программе нет духовно-нравственного направления. Сложно, в ходе поиска удовольствий говорить о том, что такое хорошо и что такое плохо. Как можно научиться преодолевать трудности, решать проблемы, ориентируясь почти исключительно на комфорт и удовольствия? Веселить молодёжь легко, а создавать условия для формирования таких качеств личности, как дисциплинированность, ответственность, трудолюбие, коллективизм – это делать сейчас гораздо труднее. Сложная работа по формированию социально-значимых, нравственно-волевых, значимых для государства качеств личности подменяется упрощенным подходом: «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало».

Очень часто из уст чиновников от молодёжной политики можно услышать слова о защите прав молодёжи. Сочетание прав и обязанностей – обязательное условие гармоничности любой юридической системы. А какие обязанности есть у молодёжи?... Развитые интеллектуальные и творческие способности можно проявлять, работая, в частности, в заграничных фирмах. Направленность на «relax» and «enjoy» будут ориентировать молодёжь на «западный» образ жизни. К сожалению, уровень жизни в нашей стране, отличается от уровня наших «западных партнеров». В этом отношении Россия уступает даже Иордании. В Хашимитском Королевстве средняя заработная плата составляет 700 долларов, а минимальная – 320 долларов. Для сравнения в России средняя заработная плата в первом квартале 2019 года составляла 42263 рубля или примерно 660 долларов, а МРОТ в 2019 году – 11280 рублей или менее 200 долларов. В рейтинге стран по уровню жизни в 2018 году пользовательского контента Numbeo, Иордания занимала 51-е место, а Россия – 56-е [2, с.141-142]. Многие специалисты сферы молодёжной политики никак не могут понять, что знания и способности – это инструмент, который можно использовать и на благо, и во зло.

В противовес выше указанному подходу, ориентирующему молодёжь на комфортность жизни, хотелось бы привести пример формирования личностных качеств в рамках военно-поисковой деятельности, которую вот уже более тридцати лет организует один из авторов статьи. В конце 1990-х годов, когда слово «патриот» было чуть ли не ругательным, воспитанники, прошедшие школу выживания в поисковых экспедициях, приходя из армии, исполненные благодарности, говорили: «Благодаря навыкам, приобретенным в экспедициях, нам было легче выживать». Последние пять лет ребята, прошедшие школу военно-поисковых экспедиций, благодарили совсем по-другому: «После экстрима в военном поиске, армия воспринимается как детский садик. В экспедициях гораздо тяжелее».

Какие же качества формируются в условиях военно-поисковых экспедиций? Три недели в полевых условиях, сон в спальнике на коврике, готовка пищи на костре, прохождение по 12-15 километров в день по лесам и болотам, работа на раскопе, согнувшись в три погибели! «В болотной жиже кости, черепа, ах как противно, может, скажет кто-то. А мы от гнуса, не таясь, сквозь свои пальцы сеем грязь, всё это наша поисковая работа». Иногда бывают дожди – приходится терпеть сырую одежду, которую надо просушить, чтобы завтра опять выйти на работу... А тут еще взрывоопасные предметы, дикие звери, лесные пожары и многое другое...

Но молодёжь в экспедиции едет, работает, преодолевая все трудности, доказывая себе и окружающим, что патриотизм - это не только красивые слова с трибун, не только фразы из молодёжных программ, это конкретная работа по увековечению памяти погибших защитников Отечества. Молодым ребятам приходится делать то, что должно было сделать государство – похоронить погибших за Родину бойцов. И самое главное они успешно справляются с трудностями, зная, что друзья всегда помогут, а старшие всегда подскажут. В этих условиях и формируются такие качества личности как дисциплинированность, ответственность, трудолюбие, коллективизм, чувство долга, то есть те качества, которых нам так сегодня не хватает.

Слухи о подготовке региональной программы «Молодёжь Поморья» ходили с начала лета 2020 года. Но текст программы в среде специалистов сферы молодёжной политики широко не обсуждался. Принятые сейчас в стране формы открытого широкого обсуждения не использовались, альтернативные мнения не выслушивались. Налицо – уход от дискуссии.

В заключение, можно предположить, что во многих других регионах сложилась сходная ситуация. Чиновники продолжают развлекать молодёжь вместо того, чтобы воспитывать. Воспитывать - это не значит поучать, читать нотации. Воспитывать – это значит формировать социально-значимые нравственно-волевые государственно приемлемые качества личности, готовить молодёжь к преодолению трудностей, которых в ближайшее время будет предостаточно.

Список литературы

1. Федеральный закон ФЗ-489 «О молодёжной политике в Российской Федерации» от 30 декабря 2020 года //Электронный документ: Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400056192/ (дата обращения: 05.01.2021).

2. Голдин В.И. Мир в прошлом и настоящем: наблюдения, впечатления, размышления. – Архангельск: САФУ, 2020. – 560 с.

3. Постановление Правительства Архангельской области от 9 октября 2020 г. № 659-пп «Об утверждении государственной программы Архангельской области «Молодежь Поморья»» //Электронный документ: Режим доступа: https://publication.pravo.gov.ru/Document/View/2900202010160003 (дата обращения: 05.01.2021).

4. Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 2403-р //Электронный документ: Режим доступа: https://static.government.ru/media/files/ceFXleNUqOU.pdf (дата обращения: 06.01.2021).

5. Общие основы педагогики /под. ред. В.Е. Гмурмана, Ф.Ф. Королева. – М.: Просвещение, 1967. – 391 с.

 

 

 
 
 
 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: