Тема любви в творчестве А. А. Блока




Тема 4. А.А. Блок. Основные мотивы лирики

 

Судьба А. А. Блока

Его наследие уже целый век не теряет своей ценности для русского читателя. Вот как пишет об этом доктор филологических наук профессор Л. Ф. Алексеева: «Теперь, когда ХХ век позади, по-новому воспринимается творческое наследие многих поэтов. Опять, как и в 1910–1920-е годы, выделяется на многообразном и пестром фоне литературы этих исторических десятилетий поэтический голос Александра Блока. В нем не только предельная искренность, то есть достоверность чувств и настроений конкретной неординарной личности, свидетеля эпохи, воспринимающего ее всеми силами души, но и глубокое предчувствие перспективы истории, способность расслышать в звуках современности голоса грядущего».

А. Блок – одна из ярких фигур поэзии серебряного века. Его чтили и почитали не только читатели, но и поэты разных литературных течений.

М. Цветаева посвятила ему такие строки:

Имя твое – птица в руке,

Имя твое – льдинка на языке.

Одно-единственное движение губ.

Имя твое – пять букв.

БЛОКЪ – так по правилам грамматики дореволюционной России писали это имя.

Александр Блок родился и воспитывался в высококультурной дворянско-интеллигентской семье 16 ноября (28 ноября) 1880 г. Его отец, Александр Львович, вел свой род от врача Иоганна фон Блока, приехавшего в Россию в середине XVIII века из Мекленбурга, и был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. По отзывам сына, он был способным музыкантом, знатоком литературы и тонким стилистом. Однако его деспотический характер стал причиной того, что мать будущего поэта, Александра Андреевна, литератор, переводчица, была вынуждена уйти от мужа. Так в 1881 году А. Л. Блок возвращается в Варшаву, а А. А. Бекетова-Блок остается в Петербурге в доме своего отца, Андрея Николаевича Бекетова, известного ученого-ботаника, общественного деятеля, ректора Санкт-Петербургского университета. В семье Бекетовых многие занимались литературным трудом. Дед Блока был автором не только солидных трудов, но и многих научно-популярных очерков. Бабушка, Елизавета Григорьевна, всю жизнь занималась переводами научных и художественных произведений. «Список ее трудов громаден», – вспоминал позднее внук. Литературной работой систематически занимались и ее дочери – мать Блока и его тетки.

Атмосфера литературных интересов очень рано пробудила в нем непреодолимую тягу к поэзии. В 1894 г. становится «редактором-издателем» домашнего рукописного журнала «Вестник», готовит переводы, пародии, рецензии, стихотворные и прозаические опыты, привлекает к сотрудничеству двоюродных и троюродных братьев. В 1894–1897 годах гимназист Блок выпускает 37 номеров журнала. «Тогда уж меня пленила в нем (Блоке) любовь к технике литературного дела и особенная аккуратность», – вспоминал Сергей Соловьев, кузен Блока, будущий поэт-младо-символист.

В юности Александр Блок мечтал стать актером, занимался декламацией, участвовал в любительских спектаклях. 1 августа 1898 года, будучи в гостях в соседнем имении Менделеевых Боблово (где и познакомился со своей будущей женой, дочерью великого русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева, Любой), играл в сценах из трагедии Шекспира «Гамлет». Роль Гамлета исполнял Блок, роль Офелии – Любовь Менделеева. Так начиналась история любви.

Диалог по письмам и воспоминаниям А. Блока и Л. Менделеевой.

Менделеева: Первый и единственный за все эти годы мой более смелый шаг навстречу Блоку был вечер представления «Гамлета». В костюме и гриме я чувствовала себя смелее. Венок, сноп полевых цветов, распущенный напоказ всем плащ золотых волос, падающий ниже колен... Блок в черном берете, со шпагой. Мы сидели за кулисами, в полутайне, пока готовили сцену. Блок сидел у моих ног, потому что табурет мой стоял выше. Мы говорили о чем-то более личном, чем всегда, а главное, жуткое: я не бежала, я смотрела в глаза, мы были вместе, мы были ближе, чем слова разговора. Да, был и этот разговор, и возвращение после него домой. Как-то вышло, что после спектакля мы ушли с Блоком в костюмах (переодевались дома) и очутились вдвоем Офелией и Гамлетом в этой звездной ночи. Мы были еще в мире того разговора, и было не страшно, когда перед нами в широком небосводе медленно прочертил путь сияющий голубизной метеор.

Перед природой, перед ее жизнью и ее участием в судьбах мы с Блоком, как оказалось потом, дышали одним дыханием...

Даже руки наши не встретились, и смотрели мы прямо перед собой. И было нам шестнадцать и семнадцать лет.

Блок: Помните Вы-то эти сумерки? Вдруг в тусклом свете появлялась Ваша фигура. Когда я догонял Вас, Вы оборачивались, смотрели всегда сначала недружелюбно, скрытно, умеренно. Рука еле дотрагивалась (и вообще-то Ваша рука всегда торопится вырваться)... Я путался, говорил ужасные глупости, падал духом; вдруг душа заливалась какой-то душной волной. И вдруг, страшно редко, – но ведь было же и это! – тонкое слово, легкий шепот, крошечное движение... После этого опять еще глуше, еще неподвижнее.

Менделеева: Раз, идя по Садовой мимо часовни у Спаса на Сенной, я заглянула в открытые двери. Образа, трепет бесчисленных огоньков восковых свечей, припавшие, молящиеся фигуры. Сердце защемило от того, что я вне этого мира, вне этой древней правды... Я пошла дальше и почти машинально зашла в Казанский собор. Я не подошла к богатой, в бриллиантах, чудотворной иконе, а дальше – за колоннами – остановилась у другой Казанской. Я опустилась на колени, еще плохо умея молиться... Потом это стала наша Казанская, к ней же приходила за помощью и после смерти Саши... Я стала приходить в собор к моей Казанской и ставить ей свечу.

В сумерки октябрьского дня я шла к собору и встретила Блока. Мы пошли рядом. Я рассказала, куда иду и как все это вышло. Позволила идти с собой.

Блок: Вошли внутрь. В соборе почти никого не было. Вас поразила высота, громада, торжество, сумрак. Голос понизили даже. Потом ходили по диагонали. Солнце лучилось косо. Отчего Вам тогда хотелось сумрака, пугал Вас рассеянный свет из окон? Он портил собор, портил мысли, что же еще? Стало поздно, вышли, прошли на Сенную... Мне показалось ужасно близко!

Менделеева: Так начались соборы – сначала Казанский, потом и Исаакиевский. Встречи наши на улице продолжались. Мы все еще делали вид, что они случайны. Но часто... мы шли вместе далекий путь и много говорили. Все о том же. Много о стихах. Раз Блок спросил, что я думаю о его стихах. Я ответила, что думаю, что он поэт не меньше Фета. Это было для нас громадно! Мы были взволнованы оба, когда я это сказала, потому что в ту пору мы ничего не болтали зря.

История любви двух молодых людей не была безмятежной. Были и недопонимание, и временный разрыв отношений. А. Блок болезненно переживал разлуку с любимой девушкой, которая стала его поэтической Музой. 29 января 1902 года Блок пишет ей:«...Моя жизнь… немыслима без исходящего от Вас ко мне некоторого непознанного, а только еще смутно ощущаемого мной Духа». В дневниках Блока даже появляется тема самоубийства.

7 ноября Блок пишет предсмертную записку и, с револьвером в кармане, отправляется в зал Дворянского собрания, на вечер Высших женских курсов. После вечера происходит решительное объяснение. Л. Д. Менделеева соглашается стать женой поэта.

Еще в 1898 году Блок стал студентом юридического факультета Петербургского университета, но растет увлечение литературой и философией, и в 1901 году Блок начинает учиться на 1 курсе славяно-русского отделения историко-филологического факультета Петербургского университета. В этом же году он начинает писать стихи, которые позже войдут в сборник «Стихи o Прекрасной даме». В 1903 г. в книге «Северные цветы. Третий альманах книгоиздательства «Скорпион» опубликован цикл из 10 стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме». Именно в этом году состоялся литературный дебют Блока.

22 ноября молодой поэт получает письмо от В. Брюсова с предложением сотрудничать в журнале «Весы» (это был влиятельнейший журнал русского модернизма).

В 1906 г. Блок предлагает московскому издательству «Скорпион» вторую книгу стихов. В этом же году он начинает работу над первой пьесой «Балаганчик». Заканчивает Санкт-Петербургский университет с дипломом 1-й степени.

30 декабря состоялась премьера спектакля «Балаганчик» в театре В. Комиссаржевской.

В 1906 году под впечатлением от знакомства с актрисой театра Комиссаржевской Натальей Волоховой Блок пишет цикл стихотворений «Снежная Маска».

Летом 1908 года в родовом имении Шахматове написан цикл стихотворений «На поле Куликовом».

В 1910 году в Обществе ревнителей художественного слова выступает с программным докладом «О современном состоянии русского символизма». В журнал «Русская мысль» отсылает цикл стихов «Страшный мир». Эти стихи стали символом «пробуждения» лирического героя, осознания им реальности страшного мира. Названия стихов этого цикла говорят сами за себя: «Песнь ада», «Пляски смерти», «Унижение».

В 1913 году слушает оперу «Кармен» в постановке петербургского Театра музыкальной драмы. Заглавную партию пела Любовь Дельмас. Еще не будучи знаком с актрисой, поэт пишет ей: «Я смотрю на Вас в «Кармен» третий раз, и волнение мое растет с каждым разом. Прекрасно знаю, что я неизбежно влюбляюсь в Вас, едва Вы появитесь на сцене». В течение марта этого года пишет цикл стихотворений «Кармен».

В начале Первой мировой войны пишет поэмы «Возмездие», «Соловьиный сад». Выходит его книга «Стихи о России».

В июле 1916 года призван в действующую армию, зачислен табельщиком в инженерно-строительную дружину.

В мае 1917 года назначается редактором стенографического отчета Чрезвычайной следственной комиссии, учрежденной Временным правительством для расследования деятельности царских министров и сановников.

После Октябрьской революции соглашается «сотрудничать с большевиками», но душу терзают сомнения. Первая восторженность случившимся историческим событием прошла.

В дневниках 1917 года можно прочитать:

16 июля. Я притупился, перестал расчленять, события пестрят в глазах, противоречивы; то есть это утрата некоторая пафоса, в данном случае революционного.

30 июля. Большевизм (стихия) – к «вечному покою»... Это ведь только сначала – кровь, насилие, зверство, а потом – клевер, розовая кашка... Буйство идет от вечного покоя и завершается им. Мои «Народ и интеллигенция», «Стихия и культура». Сковывая железом, не потерять этого драгоценного буйства, этой неусталости... Последовательность метаний, способность жить в вечном разногласии с собой...

6 августа. Между двух снов:

Спасайте, спасайте! Что спасать?

– «Россию», «Родину», «Отечество», не знаю, что и как назвать, чтобы не стало больно и горько и стыдно перед бедными, озлобленными, темными, обиженными! Но – спасайте! Желто-бурые клубы дыма уже подходят к деревням, широкими полосами вспыхивают кусты и травы, а дождя Бог не посылает, и хлеба нет, и то, что есть, сгорит.

Такие же желто-бурые клубы дыма, за которыми – тление и горение... стелются в миллионах душ, пламя вражды, дикости, татарщины, злобы, унижения, забитости, недоверия, мести – то там, то здесь вспыхивает; русский большевизм гуляет, а дождя нет, и Бог не посылает его!

В январе 1918 года пишет поэму «Двенадцать». 3 марта она была опубликована в газете «Знамя труда». Приглашен участвовать в работе издательства «Всемирная литература», учрежденного А. М. Горьким.

В целом этот год был чрезвычайно труден для Блока. После публикации статьи «Интеллигенция и революция» и поэмы «Двенадцать» от него отвернулись многие прежде близкие ему люди (Гиппиус, Мережковский, Сологуб и др.) В 1918 г. в печати появилось около 30 откликов на поэму «Двенадцать». В большинстве своем они содержали резкое осуждение «идей» поэмы.

24 апреля 1919 года назначается председателем Управления Большого драматического театра.

В 1920 году избирается председателем Петроградского отделения Всероссийского союза поэтов.

Май-июнь 1921 года – начало, постепенное обострение предсмертной болезни. Уничтожение части архива.

7 августа – умер. Похоронен на Смоленском кладбище. В 1944 году прах поэта был перенесен на Литераторские мостки Волкова кладбища.

Строки из письма, написанные незадолго до смерти, стали не просто добрыми пожеланиями новорожденному, это обращение к «человеку близкого будущего», рожденному в России:

«... пусть, если только это будет возможно, он будет человеком мира, а не войны, пусть он будет спокойно и медленно созидать истребленное... годами ужаса. Если же это невозможно, если кровь все еще будет в нем кипеть и бунтовать и разрушать, она во всех нас, грешных, – то пусть уж его терзает всегда и неотступно прежде всего совесть, пусть она хоть обезвреживает его ядовитые, страшные порывы, которыми богата современность наша и, может быть, будет богато и ближайшее будущее.

Поймите, хотя я говорю это, говорю с болью и отчаяньем в душе... Если он будет хороший, какой он будет мученик, он будет расплачиваться за все, что мы наделали, за каждую минуту наших дней».

 

Тема любви в творчестве А. А. Блока

В литературу А. Блок вошел не ранними стихами, а первым своим сборником «Стихи о Прекрасной Даме» (1904), главная тема которого – переживания поэтом, лирическим героем чувства любви.

Появление «Стихов о Прекрасной Даме» было связано с двумя важными событиями в жизни поэта. Первое из них – глубокое чувство к Любови Дмитриевне Менделеевой, будущей его жене. Второе – увлечение лирикой и некоторыми философскими идеями В.С. Соловьева.

Образы, сюжеты цикла символичны и двуплановы. Прекрасная Дама – не только образ любимой поэта, но и воплощение радости, гармонии, света. Он хочет приблизиться к ней, но не может, так как отягощен своей земной природой, проклинает земные вериги, отчаивается и вновь стремиться к ней. В этом контексте звезды, заря, утро, солнце приобретают символический смысл. Это не столько конкретные явления природного мира, сколько вы-ражение различных психологических состояний и знаки отношений, которые усиливаются между ним и Ею. Так заря, утро символизируют Её явления, ночь – воплощает время его разлуки с Ней, торжество земного начала. Лирический герой предстает в цикле в роле странника, идущего к чертогу невесты, или в роли рыцаря, молитвенно склоненного перед Прекрасной Дамой.

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» было написано А. Блоком в 1902 г. Мерность, певучая монотонность строк, даже если не вдумываться в слова, вызывают чувство высокое, немного торжественное. Оно поддерживается лексикой высокого наполнения: «храмы», «обряд», «мерцанье лампад», «образ», «ризы». Состояние созерцания, терпеливого ожидания Прекрасной Дамы, возвышенная нежность, любовь – вот чувства, которыми проникнуто стихотворение. Оно умиротворяет своим звучанием, но отнюдь не сразу от-крывается в своем смысловом значении. Тайна его – в женском образе, который назван торжественно и величаво – Прекрасная Дама. В этом образе есть нечто неуловимое, неземное и, в то же время, сохраняется живое, женское – она «милая». Неслучаен здесь и эпитет «красный»: в блоковской символике красный цвет – влекущий, манящий цвет страсти, огня, жизни. В женском образе переплетаются Земное и Небесное, одно переходит в другое, и трудно различить, где реальность (храм, свечи, двери), а где мечта и тайна.

В этом стихотворении ещё нет контрастности, «двоемирие» не уничтожило цельности лирического переживания. Известно, что храм в стихотворении реально представляет собой деревенскую церковь, где юный Блок ждал свою невесту. И лик невесты сливается с образом Прекрасной Дамы.

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» представляет нам и всю первую книгу, и мир чувств молодого Блока, отгородившегося от противоречий, сомнений и угроз жизни.

Любовь в лирике А. Блока порой имеет религиозный, мистический подтекст, при этом черты возлюбленной имеют вполне реальные черты, а само переживание носит автобиографический характер.

Цикл «Кармен» – блестящий образец таких произведений. Благо-даря небывалой легкости каждого образа в десяти небольших стихотворениях представали глобальное, всемировое, общеземное, человеческое и конкретно-личностное.

Этот цикл был вызван увлечением Блока оперной певицей Любовью Александровной Дельмас и написан стремительно и вдохновенно. Стихотворения передают взлет любовного чувства, волнения, ожидания, встречи Блока с Дельмас. Внутреннее переживание легко прослеживается. Сначала в сонный входит вихрь смятенная душа и начинает предчувствовать забытые бури. Затем рождается чистая страсть «в сердце захлестнула кровь», а в ответ возникают «бушующие созвучия», «творческие сны».

В стихах привлечен оттенок трагизма. Название подчеркивает обращение поэта не просто к Дельмас, но и к её героине в опере Ж. Бизе «Кармен». С вольной цыганкой и связано восприятие любви во всей её противоречивости. Через любовь поэт открывает небывалые горизонты мира. Все стихотворения цикла пронизаны мотивом служения красоте.

Кармен – символ изменчивости: чувств, души, мира. Поэтому нелегко постичь этот образ. В последнем стихотворении образ Кармен воспринят особенно широко – как всемирное бытие.

Лирика Блока – явление уникальное в русской поэзии. При всем многообразии её проблематики и художественных решений его поэзия выступает как единое целое, как одно развернутое во времени произведение. Для всего корпуса лирики Блока характерна повторяемость важнейших образов, словесных формул и лирических ситуаций. Любовь понимается поэтом как встреча с возлюбленной, само ожидание встречи.

Двойственность отличает не только эстетику поэта, но и воплощается в образе возлюбленной. В стихотворении «Незнакомка» (1906 г.) контрастно соотнесены низкая действительность и высокая мечта лирического героя (пленительный образ Незнакомки). Спасение героя в том, что он помнит о существовании любви безусловной:

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Мотив любви в лирике Блоке многопланов. Переживание героем любовного чувства остро и мистично, оно приносит радость встреч и боль расставаний. Любовь у Блока проникнута мотивом служения.

 

Тема Родины, России

Тема Родины, России – одна из важнейших в творчестве Блока. В 1908 году в письме Константину Станиславскому он пишет: «…Стоит передо мной моя тема, тема о России… этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю свою жизнь». В каждом лирическом произведении, посвящённом Родине, А. Блок отмечает неразрывную душевную связь со своей Отчизной.

В стихотворении «Осенняя воля» 1905-го года поэт поднимает проблему русских эмигрантов, которые не могут вернуться на родину:

…Приюти ты в далях необъятных!

Как и жить и плакать без тебя!

В 1915 году Блок публикует сборник «Стихи о России». В неё входит цикл стихотворений «Родина». Автор пишет: «Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку, но бесконечно более уютное, ласковое, беспомощное, чем отдельный человек». О своей неразрывной связи с Родиной, с её во многом тёмной и сложной судьбой поэт говорит в стихотворении «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?»:

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!

Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться.

Вольному сердцу на что твоя тьма?..

Поэтический образ будущей России возникает перед нами, и поэт искренне верит в её светлое будущее. Самое значимое стихотворение этого цикла – «Россия», написанное в 1908 году. Оно начинается с реалистической картины русской просёлочной дороги:

…Три стёртых треплются шлеи.

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи…

Стихотворение проникнуто музыкой, своеобразные «песни» передают яркий колорит той эпохи.

В цикле «Родина» есть отдельная часть «На поле Куликовом» (1908 год) – одно из главных поэтических достижений Блока этого периода. Историческая основа сюжета – вековое противостояние Руси татаро-монгольскому нашествию. Здесь Блок старается понять русскую историю, но не в качестве наблюдателя, а как непосредственный участник. Сам цикл разделён на пять глав. Первое стихотворение выполняет роль пролога и вводит тему России:

…О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь - стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь…

Во втором стихотворении цикла чувствуется готовность и решительность воина любой ценой защищать свою землю. В облике воина рати Дмитрия Донского поэт видит воплощение бессмертного духа и непреклонного мужества русских людей:

…И вечный бой! Покой нам только снится.

Сквозь кровь и пыль…

Несмотря ни на что, безымянный воин Дмитрия Донского останется ярым защитником своей родной земли и продолжит битву с врагом.

В третьем стихотворении образ Родины – это образ жены, матери, светлой Богородицы. Поэт уверен, Россию охраняет неведомая сила. Благодаря этому заступничеству, страна поднимается из пепла, как птица Феникс:

…И когда, наутро, тучей чёрной

Двинулась орда,

Был в щите Твой лик нерукотворный

Светел навсегда…

Четвёртое стихотворение («Опять с вековою тоскою») возвращает нас в настоящее время, наталкивая на мысли о народе и интеллигенции:

…И я с вековою тоскою,

Как волк под ущербной луной,

Не знаю, что делать с собою,

Куда мне лететь за тобой!..

Размышления А. А. Блока связаны с необходимостью выбрать, чью сторону он занимает: народа или власти, которая этот народ презирает и угнетает. Именно такое толкование даёт сам писатель в статье «Народ и интеллигенция в 1908 году.

В пятом, заключительном стихотворении «На поле Куликовом» мы видим взгляд в будущее, в котором вероятны победы и поражения:

…Но узнаю тебя, начало

Высоких и мятежных дней…

Каждое стихотворение отражает логическую последовательность событий в цикле, а лирический герой проходит определённый путь к окончательному пониманию единства своей судьбы с судьбой России.

В 1918-ом году Блок пишет знаменитую статью «Интеллигенция и революция». Статья наполнена эмоциями писателя, в ней огромное количество лозунгов, сравнений. Россия предстает перед нами то бурей, то женщиной, живущей в муках, то называется «новой музыкой». Именно тут Блок говорит, что «жить стоит только так, чтобы предъявлять безмерные требования к жизни: всё или ничего; ждать нежданного; верить не в «то, чего нет на свете», а в то, что должно быть на свете; пусть сейчас этого нет и долго не будет. Но жизнь отдаст нам это, ибо она – прекрасна».

Блок утверждает: «Дело художника, обязанность художника – видеть то, что задумано, слушать ту музыку, которой гремит «разорванный ветром воздух». Что же задумано? Переделать всё. Устроить так, чтобы всё стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, весёлой и прекрасной жизнью».

«Мир и братство народов – вот знак, под которым проходит русская революция. Вот музыка, которую имеющий уши должен слышать». Блок принимал революцию, но, к сожалению, он даже и представить не мог, что она приведёт к таким кровавым последствиям, которые не имеют ничего общего с «огнём очищения».

Таким образом, А. Блок вошел в русскую литературу не только как певец родины, но и как певец любви, рыцарь Прекрасной Дамы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: