Вы думаете, что вас нельзя убить




Александр Мирер. Главный полдень

 

 

Книга первая

 

* ЧАСТЬ ПЕРВАЯ, РАССКАЗАННАЯ АЛЕШЕЙ СОКОЛОВЫМ *

 

Утро. Федя-гитарист

 

 

В тот день с утра было очень жарко и солнечно. От жары я проснулся

рано, позавтракал вместе с матерью и рано, задолго до восьми, пошел в школу.

Помню, как на проспекте сильно, терпко пахло тополевыми чешуйками, и липы

были дымные, светло-зеленые, и солнце горело в витринах универмага. Дверь

магазина была заперта, но Федя-гитарист уже сидел на ступеньках со своей

гитарой и жмурился. Я еще подумал, что на молокозаводе кончилась ночная

смена и Федя прямо с работы явился ка свидание с Неллой, продавщицей из

обувной секции. Я прошел по другой стороне улицы, свернул за угол, к школе,

и тогда уже удивился - не такой он человек, Федя, чтобы сидеть и ждать. Он

лучше встретит девушку около дома и проводит с громом, с гитарой - э-эх,

расступись!... Он такой парень. Утро, вечер - ему все нипочем. Я думал о нем

и улыбался, потому что мне такие люди нравятся. Потом я стал думать, удастся

ли днем, после школы, накопать червей для рыбной ловли.

Я прошел по пустой лестнице, положил портфель и посмотрел в окошко.

Федя-гитарист по-прежнему сидел на ступеньках универмага и держал на

вытянутых руках гитару. Понимаете? Он ее рассматривал и хмурился: что это

мол, за штука? Пожал плечами. Взял несколько аккордов и еще раз пожал

плечами. Потом он стал притопывать ногой и с удивлением смотрел на свой

ботинок, заглядывая сбоку, на петушиный манер, - гитара ему мешала.

Я опять заулыбался - наш знаменитый гитарист будто заново учился играть

на гитаре. Выдумает же - забавляться так чудно и в такую рань!

Минуты через две-три у универмага появился заведующий почтой. Федя его

окликнул. Мне через стекла не было слышно, что сказал Федя-гитарист, но

заведующий почтой свернул и подошел к ступенькам.

И тогда произошло вот что. Заведующий сделал неверный шаг, двумя руками

схватился за грудь, сразу выпрямился, опустил руки и зашагал дальше, не

оглядываясь. Через полминуты стеклянная дверь почты открылась, заведующий

скрылся за ней, а потом до меня долетел резкий стук закрывающейся двери.

Федя сидел, словно ничего не произошло, и постукивал по гитаре костяшками

пальцев. А я уж смотрел на него во все глаза: что он еще выкинет? На улице

стало людно - шли служащие на работу, из подъездов выскакивали ребята и

мчались к школьному подъезду. До звонка оставалось всего пять минут. Степка,

торопясь, сдувал с моей тетради задачки по геометрии. Я смотрел, значит,

целых полчаса, а Федя все сидел, опустив гитару к ноге, и равнодушно

жмурился на прохожих. И вдруг он поднял голову... Тяжко подрагивая при

каждом шаге, к почте торопился седой, грузный телеграфист, важный, как

генерал. Он всегда проходил мимо в это время, всегда спешил и перед угловой

витриной универмага смотрел на часы и пытался прибавить шагу. Он весит

килограммов сто, честное слово! Именно его Федя выбрал из всех прохожих и

что-то ему говорил, просительно наклоняя голову. Тот обернулся - даже его

спина, туго обтянутая форменной курткой, выражала недовольство.

Я приподнялся. Старый телеграфист будто налетел на невидимую веревку.

Нырнул всем корпусом, просеменил и остановился, схватившись обеими руками за

грудь. Я думал, он упадет. Гитарист равнодушно смотрел на свой притопывающий

ботинок, не приподнялся даже, скотина такая! Старик же мог насмерть

разбиться о ступеньки. К счастью, он не упал - выпрямился и как будто взял у

гитариста что-то белое. И сразу пошел дальше прежней походкой. Хлопнула

дверь почты, только солнце уже не блеснуло в стекле. А Федя-гитарист встал и

пошел прочь.

Гитара осталась на ступеньках.

Я оглянулся - учителя еще не было - и прыгнул через скамьи прямо к

двери. Кто-то вскрикнул:

"Ух!" - я вылетел в коридор и ходом припустился вниз, торопясь

проскочить мимо учительской, чтобы вдруг случайно не встретиться с Тамарой

Евгеньевной.

Звонок заливался вовсю, когда я выбежал из подъезда. Улица казалась

совсем другой, чем сверху, и гитары не было на ступеньках универмага. Я

пробежал вперед, на газон между тополями, и увидел совсем близко Федю - он

успел вернуться за гитарой и опять отойти шагов на двадцать. Черный лак

инструмента отражал все, как выпуклое зеркало на автобусах: дома, деревья,

палевый корпус грузовика, проезжающего мимо. И меня, а рядом со мной кого-то

еще. Я оглянулся. Рядом со мной стоял Степка, совершенно белый от волнения.

 

 

Такси

 

 

- Ты что? Тревога? - спросил Степка.

- С ним что-то неладно. - Я кивнул на спину гитариста.

- С Федором? А тебе-то что за дело? Ну и псих...

Я не знал, как быть. Мы торчали посреди улицы, где любой учитель мог

нас взять на карандаш и завернуть обратно в школу. А гитарист удалялся по

проспекту вниз, к Синему Камню - это у нас поселок так называется, два

десятка домов за лесопарком. Тут выглянула из школы техничка тетя Нина, и

мы, как зайцы, дунули через улицу.

Гитарист неторопливо вышагивал по длинным полосам тени, здоровался со

знакомыми, встряхивал чубом. Мы шли за ним. Зачем? Я этого не знал, а Степка

тем более. Он взъерошился от злости, но вел себя правильно - шел рядом и

молчал. Так мы прошли квартал, до нового магазина "Фрукты - соки", перед

которым стояло грузовое такси. Оно тоже было новое. Взрослые на такое не

обращают внимания, а мы знали, что в городе появились два новых грузовых

такси, голубых, с белыми полосами и шашками по бортам и с белыми надписями

"таксомотор". Сур нам объяснил, почему "таксомотор": когда автомобили только

появились, их называли "моторами". Так вот, одно из новых такси красовалось

у тротуара и уютно светило зеленым фонариком. Мордастый водитель сидел на

подножке, насвистывал Федину любимую песню "На Смоленской дороге снега,

снега...". Мы видели по гитаристовой спине, что он и такси заметил, и

водителя, и свою "Дорогу" услышал и узнал отлично. Он небрежно вышагивал -

высокий, поджарый, в черных брюках и рубашке и с черным инструментом под

мышкой. Конечно, водитель с ним поздоровался. Федя остановился и сказал:

- А, привет механику!

Я подхватил Степку за локоть, и мы прошли мимо и остановились за

кузовом машины. Степка молча, сердито выдернул локоть. Машина дрогнула,

завизжал стартер... Я пригнулся, заглянул под машину и увидел ногу в черной

штанине. Нога поднималась с земли на подножку. Это гитарист садился в

кабинку.

"Давай", - сказал я, и мы разом ухватились за задний борт, перевалились

в кузов, под брезентовую крышу, пробежали вперед и сели на пол. Спинами мы

прижимались к переднему борту, и нас не могли заметить из кабины. И машина

сразу тронулась. Пока она шла тихо, я рискнул приподняться и заглянуть в

окошечко - там ли Федя. Он был там. Гриф гитары постукивал о стекло.

Я прижал губы к Степкиному уху и рассказал о заведующем почтой,

телеграфисте и вообще о Фединых фокусах. Машина ехала быстро. На ухабах нас

било спинами и головами о доски борта. Поэтому, может быть, посреди рассказа

я стал сам с собой спорить. Сказал, что я дурень и паникер и напрасно втянул

Степку в историю. Конечно, Федя вел себя очень странно, да какое наше дело?

Он вообще чудной. А я паникер.

Степка убрал ухе и сморщился. Он моей самокритики не выносит. Он

показал, как играют на гитаре, и прошептал:

- А это он что - разучился? Ты видел, чтобы он гитару забывал?

Я зашептал в ответ, что после ночной смены можно голову позабыть, а не

гитару. Что Феде просто надоело ждать Нелку. Он сидел, ему было скучно, и он

шутил со знакомыми. Например, так: "А почту вашу ограбили". Почтари - будь

здоров! - хватались за сердце. Потом он решил поехать Нелке навстречу,

воспользовался своей популярностью и поехал на грузовом такси. Нормальное

поведение. Друзей у него в городе каждый третий. Ну каждый пятый, не

меньше...

- К Нелке поехал? - сказал Степка. - Она живет в обратной стороне

вовсе. - Он подумал и добавил: - Хороши шуточки! А с гитарой на завод не

пускают.

- Его везде пропустят.

- Это молокозавод, - сказал Степка. - Там чистота и дисциплина. А ты -

идиот.

Я все-таки рассердился:

- Ну, паникер, ну, шпионских книжек начитался, но почему я идиот?

- Потому. Федька вчера выступал в совхозе, в ихнем клубе. Загулял,

наверно. А ты - лапша. Начал дело - доведи его до конца.

- Вот сам и доводи до конца, - окрысился я и полез к заднему борту,

чтобы спрыгнуть, но в эту секунду по кузову забарабанили камешки, машина

резко прибавила скорость, - кончился город, пошло шоссе. Мы слышали, как

смеются в кабине те двое, а машина летела, как реактивный самолет.

Приходилось ехать дальше. Мы в два счета проскочили стадион, сейчас будет

подъем, и там спрыгнем... В-з-з-з! - внезапно провизжали тормоза, машина

встала, и мы ясно услышали голос гитариста:

-... Пилотируешь, как молодой бог. Будь здоров!

- Да что там! - говорил водитель. - Будь здоров!

Степка влепил кулаком себе по коленке... Здесь, на юру, из машины не

вылезешь - кругом поле. Но гитарист небрежно сказал:

- А поехали со мной, механик... Здесь рядом. Покажу такое - не

пожалеешь.

Степка развел и сложил ладони: ловушка, мол... Я кивнул. Мы ждали,

выкатив глаза друг на друга. Удивительно был прост этот "механик"! Он только

проворчал:

- Поехать, что ли... Не сядем?...

Дверца хлопнула, машина прокатилась до лесопарка и свернула на

проселок.

Нас кидало в кузове, пыль клубами валила сзади под брезент. Зубы

лязгали. Я чихнул в живот Степке. Но машина скоро остановилась.

- Пылища - жуть, - произнес Федин голос. - Топаем, механик?

Водитель не ответил.

- Э, парень, да ты чудак! - весело сказал Федя. - Сколько проехал,

полста метров осталось... Ленишься? Езжай тогда домой.

- На "слабо" дураков ловят, - прошептал Степа.

Водитель шел неохотно, оглядывался на машину. Место было подходящее для

темного дела - опушка елового питомника. Елочки здесь приземистые, но густые

и растут очень тесно. Сначала скрылся за верхушками русый хохол гитариста,

потом голова шофера в грязной кепке.

Мы спрыгнули в пыль, переглянулись, пошли. По междурядью, по мягкой

прошлогодней хвое. Впереди, шагах в двадцати, был слышен хруст шагов и

голоса.

 

 

Еловый пень

 

 

Междурядье было недлинное. Еще метров пятьдесят - и откроется круглая

полянка. Туда и вел Федя таксиста, причем их аллейка попадала аккуратно в

середину поляны, а наша как бы по касательной, вбок. Я было заторопился, но

Степан махнул рукой, показывая:

"Спокойно, без спешки!".

Эх, надо было видеть Степку! Он крался кошачьим шагом, прищурив рыжие

глаза. Мы с Валеркой знали, и Сур знает, что Степка - настоящий храбрец, а

что он бледнеет, так у него кожа виновата. На этом многие нарывались. Видят

- побледнел, и думают, что парень струсил, и попадают на его любимый удар -

свинг слева.

Значит, Степка, такой белый, что хоть считай все веснушки, и я - мы

проползли последние два-три метра под еловыми лапами и заглянули на поляну.

Солнца еще не было на поляне. Пробивались так, полосочки, и прежде

всего я увидел, как в этих полосах начищенными монетами сияют ранние

одуванчики. Две пары ног шагали прямо по одуванчикам.

- Ну вот, друг мой механик, - говорил Федя. - Видишь ли ты пень?

- Вижу. А чего?

- Да ничего. Замечательный пень, можешь мне поверить.

- Пе-ень? - спросил шофер. - Пень, значит... Так... Пень... - Он

булькнул горлом и проревел: - Ты на него смотреть меня заманил... балалайка?

- А тише, - сказал Федя. - Тише, механик. Этого пенечка вчера не было.

Се ля ви.

- "Ля ви"? - визгливо передразнил шофер. - Значит, я тебя довез. А кто

твою балалайку обратно понесет? - заорал он, и я быстро подался вперед,

чтобы видеть не только их ноги. - И кто тебя обратно понесет?

Федя сиганул вбок, и между ним и шофером оказался тот самый пень. Шофер

бросился на Федю. Нет, он хотел броситься, он пригнулся уже и вдруг охнул,

поднял руки к груди и опустился в одуванчики. Все было так, как с двумя

предыдущими людьми, только они удерживались на ногах, а этот упал.

Впрочем, он тут же поднялся. Спокойно так поднялся и стал вертеть

головой и оглядываться. И гитарист спокойно смотрел на него, придерживая

свою гитару.

Я толкнул локтем Степана. Он - меня. Мы старались не дышать.

- Это красивая местность, - проговорил шофер, как бы с трудом находя

слова.

Гитарист кивнул. Шофер тоже кивнул.

- Я - Угол третий. Ты - Треугольник тринадцать? - проговорил гитарист.

Шофер тихо рассмеялся. Они и говорили очень тихо.

- Он самый, - сказал шофер. - Жолнин Петр Григорьевич.

- Знаю. И где живешь, знаю. Слушай, Треугольник... - Они снова

заулыбались. - Слушай... Ты водитель. Поэтому план будет изменен. Я не успел

доложить еще, но план будет изменен без сомнения...

- Развезти эти... ну, коробки, по всем объектам?

- Устанавливаю название: "посредник". План я предложу такой - отвезти

"большой посредник" в центр города. Берешься?

Шофер покачал головой. Поджал губы.

- Риск чрезвычайный... Доложи, Угол три. Я - как прикажут...

Степка снова толкнул меня. Я прижимался к земле всем телом, так что

хвоя исколола мне подбородок.

- Меня Федором зовут, - сказал гитарист. - Улица Восстания, пять,

общежитие молокозавода. Киселев Федор Аристархович.

Шофер ухмыльнулся и спросил было:

- Аристархович? - Но вдруг крякнул и закончил другим голосом: - Прости

меня. Эта проклятая... ну как ее... рекуперация?

- Ассимиляция, - сказал гитарист. - Читать надо больше, пить меньше. Я

докладываю. А ты поспи хоть десять минут.

Они оба легли на землю. Шофер захрапел, присвистывая, а Федя-гитарист

подложил ладони под затылок и тоже будто заснул. Его губы и горло попали в

полосу солнечного света, и мы видели, что под ними шевелятся пятна теней. Он

говорил что-то с закрытым ртом, неслышно; он был зеленый, как дед Павел,

когда лежал в гробу. Я зажмурился и стал отползать, и так мы отползли

довольно много, потом вскочили и дали деру.

Далеко мы не убежали. У дороги, у голубого грузовика, спокойно

светящего зеленым глазком, остановились и прислушались. Погони не было.

Почему-то мы оба стали чесаться - хвоя налезла под рубашки или просто так, -

в общем, мы боялись чесаться на открытом месте и спрятались. Рядом с

машиной, за можжевельником. Эта часть лесопарка была как будто нарочно

приспособлена для всяких казаков-разбойников: везде либо елки, либо сосенки,

можжевельник еще, а летом потрясающе высокая трава.

- Дьявольщина! - сказал Степка. - Они видели нас... Ох как чешется.

- Они - нас? И при нас все говорили?

- Ну да, - сказал Степка. - Они понарошку. Чем нас гнать, отвязываться,

они решили мартышку валять. Дьявольщина!... Чтобы мы испугались и удрали.

- Хорошо придумано, - сказал я. - Чтобы мы удрали, а после всем

растрезвонили, что шофер Жолнин - "Треугольник тринадцать". Тогда все будут

знать, что он сумасшедший или шпион. Т-с-с!...

Нет, показалось. Ни шагов, ни голосов. Через дорогу, у обочины, тихо

стоял грузовик. Солнце взбиралось по колесу к надписи "таксомотор".

- Да, зря удрали, выходит, - прошептал Степка.

Зря? Меня передернуло, как от холода. Все, что угодно, только не

видеть, как один хранит, отвалив челюсть, а второй говорит с закрытым ртом!

- Хорош следопыт! - фыркнул Степка. - Трясешься, как щенок.

- Ты сам удрал первый!

- Ну, врешь. Я за тобой пополз. Да перестань трястись!

Я перестал. Несколько минут мы думали, машинально почесываясь.

- Пошли, - сказал Степка. - Пошли обратно.

Я посмотрел на него. Не понимает он, что ли? Эти двое нас пришибут,

если попадемся. А подкрадываться, не видя противника, - самое гиблое дело.

- Они же шпионы, - сказал я. - Мы должны сообщить о них, а ты на рожон

лезешь. Слышал - клички, пароли, "большой посредник"? А "коробки" - бомбы,

что ли? Надо в город подаваться, Степка. Ты беги, а я их выслежу.

- В город погодим. Пароли... - проворчал Степан. - Зачем они сюда

забрались? Допустим, весь разговор был парольный. А место что, тоже

парольное? Кто им мешал обменяться паролями в машине?

- Ладно, - сказал я. - Главное, чтобы не упустить.

- У него, гада, ларингофон, - сказал Степка. - Понимаешь? В кармане

передатчик, а на горле такая штука, как у летчиков, чтобы говорить. Микрофон

на горле. Дьявольщина! Кому он мог докладывать? Либо они мартышку валяли,

либо шпионы. Здорово! И мы их открыли.

Я промолчал. По-моему, шпионы - гадость, и ничего хорошего в них нет.

Выследили мы их удачно, только я, хоть убейте, не понимал, почему так

переменился шофер возле этого пенька... Был обыкновенный шофер и вдруг стал

шпионом! Этот - "Угол третий" - с утра вытворял штуки, а шофер был вполне

обыкновенный... Может, и "Смоленская дорога", которую он свистел, тоже

пароль?

У Степана очень тонкий слух. Он первым услышал шаги и быстро стал

шептать:

- Я прицеплюсь к ним, а ты лупи в город. К Суру. Там и встретимся.

Я прошептал:

- Нет, я прицеплюсь!

Но спорить было поздно. Затрещали веточки у самой дороги. Первым

показался Федя - красный, пыхтящий, он тащил что-то тяжелое на плече. За ним

потянулось бревно - второй его конец тащил шофер. Он пыхтел и спотыкался.

Медленно, с большой натугой, шофер и Федя перебрались через канаву. Вот так

здорово - они тащили пень! Тот самый, о котором говорилось, что вчера его не

было, с белой полосой от сколотой щепы - знаете, когда валят дерево, то не

перепиливают до конца, оставляют краешек, и в этом месте обычно отщепывается

кусок.

Шофер открыл дверцу в заднем борту, и вдвоем они задвинули пень внутрь

- машина скрипнула и осела. Чересчур он оказался тяжелым, честное слово...

Федя отряхнул рубаху. Гитара торчала за его спиной. Она была засунута

грифом под брючный ремень, а тесьма куда-то подевалась. Я помнил, что утром

тесьма была. Федя изогнулся и выдернул гитару из-под ремня, а шофер подал

ему узелок, связанный из носового платка.

Мне показалось, что в узелке должны быть конфеты, так с полкило.

Тут же Федя проговорил:

- Конфет купить, вот что... В бумажках. - Он осторожно тряхнул узелок,

шофер кивнул. - Лады, Петя. Я сяду в кузов.

- Незачем, - сказал шофер. - Садись в кабину.

- Мне бы надо быть с ними.

- Слушай, - сказал шофер, - эти вещи я знаю лучше, я водитель. Включу

счетчик, поедем законно. Увидят, как ты вылезаешь из пустого кузова, будут

подозрения. Поглядывай в заднее окно. Довезем!

- Ну хорошо. - Киселев прикоснулся к чему-то на груди, под рубахой.

Наклонился, чтобы отряхнуть брюки, и на его шее мелькнула черная полоска.

Что-то было подвешено у него под рубахой на тесьме от гитары...

Они полезли в кабину.

Я знал, что мы должны выскочить не раньше, чем машина тронется, потому

что шоферы оглядываются налево, когда трогают. Я придержал Степку - он

стряхнул мою руку. Федя в кабине спрашивал:

- Деньги у тебя найдутся внести в кассу? Я пустой.

- На-айдутся, какие тут деньги... Километров тридцать - трешник...

Зачем они теперь, эти деньги?!

Они вдруг засмеялись. Заржали так, что машину качнуло. Взревел

двигатель, и прямо с места машина тронулась задом, с поворотом, наезжая на

наш можжевельник. Мы раскатились в стороны.

Голубой кузов просунулся в кусты - р-р-р-р! - машина рванулась вперед,

и Степка прыгнул, как блоха, и уцепился за задний борт. Я чуть отстал, и

этого хватило, чтобы Степка оттолкнул меня ногами, сшиб на землю и

перевалился в кузов. И вот они укатили, а я остался.

 

 

Пустое место

 

 

Я не ушибся, мне просто стало скверно. Минуты две я валялся, где упал,

а потом увидел перед своим носом Степкину авторучку, подобрал ее и поднялся.

Пыль на дороге почти осела, только вдалеке еще клубилась над деревьями. Я

постоял, посмотрел. Закуковала кукушка - близко, с надрывом:

"Ку-ук! Ку-ук!..."

Она громко прокричала двадцать два или двадцать три раза, смолкла, и

тогда я побежал на еловую поляну. Мне надо было мчаться в город, и поднимать

тревогу, а выручать Степку от этих людей - все я знал и понимал. Меня, как

собаку поводком, волокло на полянку, я должен был посмотреть - тот пень или

не тот. И я вылетел на это место и едва не заорал: пень исчез.

И если бы только исчез!

Он совершенно следа не оставил, земля кругом не была разрыта, никакой

ямы, лишь в дерне несколько неглубоких вдавлин.

Значит, Федя не соврал, что вчера этого пня не было. Его приволокли

откуда-то. Судя по траве, недавно - ночью или утром. Трава под ним не успела

завянуть. А вот следы шофера и Феди. Даже на поляне, где земля хорошо

просохла, они пропечатались, а в сырых аллейках были очень глубокими.

Пень весил центнер, не меньше.

Вот уж действительно дьявольщина, подумал я. То притаскивают этот

несчастный пень, то увозят... И больно он тяжел для елового пня.

Федя сказал так:

"Взять в машину "большой посредник" и отвезти в город".

"Большой посредник"... Посредники бывают на военных играх, они вроде

судей на футболе и хоккее - бегают вместе с игроками.

Да, но люди, не пни же... Ставят, увозят...

Совсем запутавшись, я начал искать следы тех, кто принес "посредник"

сюда. Не мог он прилететь по воздуху и не мог потяжелеть, стоя здесь,

правда? Так вот, никаких следов я не обнаружил, хотя излазил все аллейки до

одной. Минут пятнадцать лазил, свои следы начал принимать за чужие, и так

мне сделалось страшно, не могу передать. Когда рядом со мной взлетела птица,

я начисто перепугался и без оглядки помчался на большую дорогу.

 

 

Автобус

 

 

Я выбежал на шоссе, на свежий полевой ветер. Он разом высушил спину,

мокрую от испуга и беготни, и я удивился, до чего хорош наступающий день.

Солнце было яркое, а не туманное, как в предыдущие утра. Синицы орали так

звонко и густо, будто над лесопарком висела сеть из стеклянных иголочек.

Несмотря на ранний час, асфальт уже подавался под каблуком, и хотелось

искупаться. Я представил себе, что сбрасываю тяжелые брюки и лезу в воду.

Купание!... О нем и думать не стоило. Надо было мчаться к Суру, поднимать

тревогу.

Флажок автобусной остановки желтел слева от меня, высоко на подъеме.

Пробежав к нему, я сообразил, что надо было бежать в обратную сторону, не

навстречу автобусу, а от него, и не в гору, а вниз. Но возвращаться уже не

стоило, и, если некогда купаться, я хоть мог поглядеть с холма на пруды.

И правда, от остановки открывалась панорама: прямо по шоссе - дома и

водокачка Синего Камня, левее - лес и пруды с песчаными берегами, потом

лесопарк и, наконец, весь наш городок как на блюдечке. Три продольные улицы

и пять поперечных, завод тракторного электрооборудования, элеватор,

молокозавод - вот и все. Мне, как всегда, стало обидно. Люди живут в

настоящих городах, с настоящими заводами, а наш - одно название что город.

Это электрооборудование делают в четырех кирпичных сараях. Правда,

молокозавод новый, хороший.

Я стал поворачиваться дальше, налево, обводя взглядом круг. По той

стороне шоссе тянулись поля и пруды совхоза, перелески и дальше гряда

холмов, уходившая за горизонт. Их я нарочно приберег напоследок, потому что

на ближнем холме стоял радиотелескоп. Он был отлично виден - плоская чаша

антенны на сквозной раскоряченной подставке. Антенна тоже сквозная, она

только казалась сплошной и маленькой, с чайную чашку. На самом деле она была

почти сто метров в диаметре, нам говорили на экскурсии. Под телескопом

белели три коробочки: два служебных корпуса и один жилой, для научных

сотрудников. Забор казался белой ниточкой, огибающей холм. Здорово! Очень

хотелось увидеть, как телескоп поворачивается, но чаша неподвижно смотрела в

небо, и ее огромная тень неподвижно лежала на склоне. Я загляделся, а тем

временем приблизился автобус. Маленький, синий, с надписью: "Служебный". Не

стоило и руку поднимать, этот автобусик был с радиотелескопа.

И вдруг он остановился. Дверцу даже открыли и крикнули:

"Садись, мальчик!".

Я не стал бы рассказывать так дотошно про автобус и дорогу в город,

если бы не Вячеслав Борисович. Он ехал в этом автобусе, он меня и посадил:

водителю и Ленке Медведевой это бы и в голову не пришло. О нем я знал, что

он научный сотрудник с радиотелескопа. Довольно молодой, светловолосый, в

сером костюме. Приезжий. Их там было человек десять приезжих, остальные

местные, как Ленка Медведева - радиотехник.

Вячеслав Борисович вел себя не по-начальнически. Он смеялся все время,

подшучивал надо мной: почему я такой красный и взъерошенный и что я делал в

лесопарке в учебное время. Я как-то растерялся и грубо спросил:

- А вы зачем в рабочее время катаетесь?

Он захохотал, хлопнул себя по ноге и воскликнул:

- Вопрос ребром, а? А знаешь ли ты, что такое нетерпение сердца?

Я покачал головой.

- На почту пришел пакет, - сказал он нежно. - Голубенький. Ты можешь не

улыбаться. Настала моя очередь. И нетерпение сердца велит мне получить

голубое письмо немедленно. В самое рабочее время. - Он потер ладони и

притворно нахмурился: - Но оставим это. Хороши ли твои успехи в королеве

наук - математике?

Я сказал:

- Не особенно.

Вячеслав Борисович мне страшно понравился, и мы очень весело доехали.

Даже Ленка вела себя как человек. Понимаете, эти девчонки, едва наденут

капроновые чулки, начинают на людей смотреть... Ну, как бы вам сказать? У

них на лицах написано:

"Нет, ты не прекрасный принц и никогда им не будешь".

Но веселый нрав Вячеслава Борисовича действовал на Ленку Медведеву

положительно. Она улыбалась всю дорогу и сказала на прощание:

"Будь здоров, привет Симочке".

Симка - это моя сестра, старшая.

Меня высадили на углу улицы Героев Революции, наискосок от тира, и я

перебежал улицу, спустился в подвал и дернул дверь оружейной кладовой. Она

была заперта. Все еще надеясь, что Степка в зале вместе с Суреном

Давидовичем, я метнулся туда.

В стрелковом зале было темно, лишь вдалеке сняли мишени. Резко, сухо

щелкали мелкокалиберные винтовки - трое ребят из техникума стреляли, Сурен

Давидович сидел у корректировочной трубы, а Степки не было.

 

 

Тревога!

 

 

Когда я пригляделся в темноте, обнаружился еще Валерка - он махал мне

со стопки матов. Сурен Давидович проговорил, не отрываясь от трубы:

- Зачем пришел?... Хорошо, Верстович! - Это уже стрелку.

Мы могли ввалиться к Суру хоть среди ночи с любым делом или просто так.

Только не во время работы. Сур - замечательный тренер и сам стреляет лучше

всех. Проклятая астма! Сур был бы чемпионом Союза, если б не астма, я в этом

убежден.

- Восьмерка на "четыре часа", - сказал Сур. - Дышите, Ильин, правильно.

Я спросил у Верки:

- Давно стреляют?

- Только начали, - прошептал Верка. - А Степка где?

- Помолчите, гвардейцы, - сказал Сурен Давидович. - Хорошо, Ильин!

Бейте серию с минимальными интервалами!

Я сам видел, что тренировка началась недавно - мишени чистые. Значит,

Сур освободится через час. Раньше не отстреляются.

- Не узнаю вас, Оглоблин. Внимательней, мушку заваливаете!

Невозможно было целый час ждать. Я подобрался к Суру и прошептал:

- Сурен Давидович, тревога, Степа в опасности...

Он внимательно покосился, кашлянул, встал:

- Стрелки, продолжайте серию! Валерий, корректируй...

Верка, счастливый, кинулся к трубе, а мы вышли в коридор. Мне казалось,

что Сурен Давидович очень рассержен и я стал торопливо, путаясь,

рассказывать:

- Степка уехал на новом такси из лесопарка, а в такси сидели шпионы...

- Какие шпионы? - спросил он. - Откуда шпионы?

Я вернулся к началу - как шел и увидел Федю-гитариста. Сур слушал

вполуха, посматривая на дверь, глаза так и светились в темном коридоре. Я

заспешил. Скоренько рассказал, как шофер свалился у пня. Сурен Давидович

повернулся ко мне:

- Что-о? Тоже схватился за сердце?

- И еще упал. Это не все, Сурен Давидович!

- Подумай только, не все... - пробормотал он. - Рассказывай, Лешик,

рассказывай.

Я рассказывал, и мне становилось все страшней. В лесопарке я на

четверть - да что, на десятую так не боялся. Там мы были вместе. А где

сейчас Степка? Я боялся, здорово боялся.

Когда я закончил, Сур проворчал:

- Непонятная история... Лично мне Киселев был симпатичен.

- Федя? Еще бы! - сказал я. - А теперь видите, что получается!

- Пока вижу мало. Пень был очень тяжелый, говоришь? - Он покосился на

дверь, откуда слышались выстрелы, и тогда я понял...

- Оружие в нем, а в платке патроны! - завопил я. - Сурен Давидович! А

на шее автомат, на гитарном шнуре!

- Лешик, не торопись. Оружие? - Он вел меня за плечо к кладовой. -

Шпионам незачем прятать оружие. Я даже думаю, что шпиону просто не нужно

оружие. Пистолетик, может быть... Но маленький, маленький. Бандит, грабитель

- другое дело.

- Шпиону и оружие не нужно? Что вы, Сурен Давидович! Везде пишут:

бесшумный пистолет, авторучка-пистолет...

- Авторучка - понятно, - говорил Сур, входя в кладовую. - Маленький

предмет, укромный. Хранится на теле. Зачем целый пень оружия? Через

пень-колоду... Где мой блокнот? Вот мой блокнот. Сядь, Лешик. Я думаю, что

шпиону совсем не нужен пистолет. Шпион, который выстрелил хоть однажды, уже

покойник... Побеги, пожалуйста, и пригласи сюда Валерика.

Верка не особенно обрадовался приглашению. Он корректировал стрельбу

больших парней, покрикивал гордым голосом. Они тоже покрикивали: Верка

путал, где чья мишень. Он вздохнул и побежал за мной, спрашивая:

- А что? Тревога? Вот это да!

Сур уже написал записку. Он сказал:

- Валерик, время дорого. Лешик все расскажет тебе потом, ни в коем

случае не по дороге. Так? (Я кивнул.) Так. Вот что я написал заместителю

начальника милиции капитану Рубченко: "Дорогой Навел Остапович! Ты знаешь, я

из-за болезни не могу выйти "на поверхность". Очень тебя прошу: зайди ко мне

в тир, срочно. Не откладывай, пожалуйста. Твой Сурен". Валерик, беги. Если

нет дяди Павла, передай записку майору. Если нет обоих - дежурному по

отделу. Запомнил? Ты же, Лешик, ищи Степана. Тебе полчаса срока... нет,

двадцать минут. А ты, Валерик, передай записку и сейчас же возвращайся.

Он посмотрел на нас и, чтобы приободрить, сказал:

- Гвардия умирает, но не сдается. Бе-егом ар-рш!

 

 

Мы начинаем действовать

 

 

Мы вылетели "на поверхность" и припустили по дворам. Что я мог успеть

за двадцать минут? Пробежаться по улицам да заглянуть на почту. Милиция тут

же, рядом. (Почта выходит на проспект, а милиция - на улицу Ленина, но двор

у них один, общий с универмагом и химчисткой.)

У нас есть правила, как вести себя при "тревоге". Сегодня я объявил ее,

а вообще мог объявить каждый, от Сура до младшего, то есть Верки. Сурен

Давидович никогда не приказывал, его и так слушались, но всегда обсуждали,

как лучше сделать то или это. Когда же объявлялась тревога, споры-разговоры

кончались. Сур становился командиром. Мне было приказано двадцать минут

разыскивать Степку, а Верке - передать записку и возвращаться. Значит, я не

должен заглядывать в милицию, хотя Степка, конечно уж, постарался навести

милицию на след. И Верка напрасно поглядывал на меня, пришлось ему идти

одному. Я посмотрел, как он нерешительно поднимается на крыльцо, а сам

побежал дальше. На углу остановился, пригладил волосы. Казалось, все

насквозь видят, зачем я иду на почту.

... Солнце теперь светило вдоль улицы, мне в лицо. Кто-то выглядывал из

окошка математического кабинета на третьем этаже школы. Чудно было думать,

что сейчас я виден из этого окна совершенно так же, как были видны

Федя-гитарист и остальные двумя часами раньше. Только я шел к школе лицом, а

не спиной, как почтари, и Федя не сидел на ступеньках.

Ударила стеклянная дверь. Пахнуло сургучом, штемпельной краской -

нормальный залах почты. Я заставил себя не высматривать этих двух, которые

хватались за сердце. Сунул руки в карманы и оглядывался, будто хочу

приобрести марку.

Народу было немного, по одному у каждого окошечка. Степки не было. В

самом деле, черта ли ему в этой почте!... Кто-то оглянулся на меня. Пришлось

для конспирации купить открытку за три копейки. От барьера я увидел, что оба

почтаря на местах: один сидел за столиком с табличкой "Начальник отделения

связи", второй работал на аппарате, трещал, как пулемет. Рядом с окошком, в

котором предавались открытки, висело объявление, написанное красным

карандашом:

"Объявление! До 16:00 сего числа междугородный телефон не работает, так

как линия ставится на измерение".

"Как они ее будут мерить, эту линию?" - подумал я, взял свою открытку,

и тут мне навстречу открылась дверь, и вошел Федя-гитарист. Открытка

выскочила из моих пальцев и спланировала в угол, к урне...

Я не спешил поднять открытку. Носком ботинка загнал ее за урну и,

кряхтя, стал выуживать - смял, конечно. А Федя с изумительной своей улыбкой

придвинулся к окошечку и попросил своим изумительным баритоном:

- Тамар Ефимовна, пяточек конвертиков авиа, снабдите от щедрот?

Та, ясное дело, заулыбалась. Я подобрал открытку и с дурацким видом

стал подходить к улыбающейся Тамаре Ефимовне, а Федя установил ноги

особенным, шикарным образом и разливался:

- Погода ликует, вы же тут сидите, не щадя своей молодости... - и

всякую такую дребедень.

Поразительно, как быстро я его возненавидел. Два часа назад я смотрел

на него с восторгом - что вы, Федор Киселев, первая гитара города, фу-ты

ну-ты! Сур только что сказал, что Киселев ему нравится, а сейчас тревога,

поэтому "нравится" Сура надо считать приказом.

Понимаете, до чего надо обалдеть, чтобы такие мысли полезли в голову?

- А, пацан! - сказал Федя. - Получи конфетку.

Он вынул из правого кармана карамельку "Сказка". На бумажке - тощий

розовый кот с черным бантиком на шее и черными лапами. Внутри - настоящая

конфета. Я развернул ее, но есть не стал. Купили они конфет все-таки!

Зачем?! Вот дьявольщина!

А Суру я забыл рассказать про конфеты!

- Это вам, Тамар Ефимовна, - сказал Федя и подал ей такую же конфету. -

Вам... прошу вас... угощайтесь. - Он обошел все окошки, все его благодарили.

Прошло уже десять минут, но я отсюда уходить не собирался.

- Те-тенька Тамара Ефимовна, - проныл я, - открытку я испортил, - и

показал ей смятую открытку.

- Так возьми другую открытку, цена три копейки, - услышал я.

Услышал. Лица Тамары Ефимовны я не видел, потому что смотрел на Федю, а

он достал из другого кармана конфету и ловко перебросил ее на стол

начальника:

- Угощайтесь, товарищ начальник!... И вы, пожалуйста! - Это уже

старшему телеграфисту. - И вам одну. - Он обращался к девушке, подающей

телеграмму, и достал очередную конфету о<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: