МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Пос. им. МОРОЗОВА»
ПРОГРАММА
“МИР ИСКУССТВ”
Сроки реализации программы: 4 года
Возраст обучающихся: 7 – 11 лет
Направление: художественно-эстетическое
Составитель: учитель музыки Дзедик М.В.
Пос.им. Морозова
2020 год
Пояснительная записка:
Программа «Эстетическое воспитание в начальной школе» составлена на основе Закона РФ «Об образовании», ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения, планируемых результатов начального общего образования, примерных программ внеурочной деятельности «Начальное и основное образование». В. А. Горский, Москва «Просвещение» 2011г., «Методический конструктор». Внеурочная деятельность школьников.
Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. Москва «Просвещение".
Система эстетического воспитания призвана научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника».
У всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.
|
Реализация программы осуществляется посредством классных часов, внеурочной и внешкольной деятельности, занятий в кружках по интересам, а также будут задействованы воспитательные возможности учебных предметов: литературное чтение, изобразительное искусство, музыка.
Актуальность:
В наш сложный кризисный период все нарастающей бездуховности общества необходимо уделять внимание развитию гармоничной личности, чему и призвана данная программа.
Отличительной особенностью является разнообразие предлагаемых направлений искусства и этикета, а также большое количество практических и внеаудиторных занятий.
Цель:
Создание условий для формирования эстетически развитой личности.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение определенных задач.
Задачи:
1. В информационно-познавательной сфере, реализуемые в знаниях личности:
· вырабатывать у детей потребность в приобретении знаний;
· воспитывать интерес к литературному, музыкальному, изобразительному и театральному наследию России.
2. В деятельно-волевой сфере, реализуемая в эстетических способностях, определяющих социально-творческую направленность эстетической культуры:
|
· вовлекать учащихся в творческую деятельность и приобщать их к эстетической культуре;
3. В ценностно-ориентационной сфере, реализуемая в убеждениях, в направленности эстетических оценок, взглядов и вкусов:
· развивать эстетический вкус, творческие способности детей;
· формировать духовные качества, высокие эстетические чувства.
4. В коммуникативно-регулятивной сфере, проявляющая в эмоциональной и нормативной саморегуляции поведения и деятельности личности:
· воспитывать стремление видеть прекрасное во всех жизненных проявлениях.
Для осуществления этих задач необходимо использовать следующие пути:
- постоянная связь с жизнью, широкие межпредметные связи;
- упор на задания познавательного и творческого характера, творческие уроки;
- проведение любого урока на высоком эстетическом уровне;
- обобщение знаний через внеклассную работу.
Планируемые результаты реализации программы:
1.Сормировать чувство прекрасного через умение видеть красоту в окружающем мире;
2.Дать представление об эстетических и художественных ценностях общечеловеческой культуры.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данной программы:
· воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
|
· формирование ответственного отношения к учению, культуры своего народа, своего края, осознание своей этнической принадлежности, знание наследия народов России и человечества;
· усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
· готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
· формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
· готовность и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
· развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
· осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
· развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
· работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
· формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
Современный Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования большое внимание уделяет формированию и развитию у школьников универсальныхучебныхдействий (УУД): личностных, регулятивных, познавательныхи коммуникативных.
Личностные УУД:
· положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
· освоение новых видов деятельности, участие в творческом, созидательном процессе;
· осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
· осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
· стремление к красоте.
Регулятивные УУД:
· понимание поставленной задачи;
· планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых действий, операций;
· контроль процесса и результатов деятельности, внесение необходимых корректив;
· адекватное оценивание своих достижений, осознание возникающих трудностей, их причины и пути преодоления.
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей деятельности. Осознание искусства как мысли, выраженной в виде звуков, красок, пластики, движений, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества.
Познавательные УУД:
· осознавать познавательную задачу;
· читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей;
· понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;
· выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;
· осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Коммуникативные УУД:
· вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
· задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
· строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.
1. В познавательной сфере: знания о человеческих ценностях, в основе которых лежит потребность служить людям и добру, о культуре поведения и общения.
2. В социальной сфере: стремление к самосовершенствованию, способность к самореализации, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм общества;
3. В духовно – нравственной сфере: осознание детьми высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности, умение определять свой нравственный выбор и следовать ему в повседневной жизни.
Эстетический вкус формируется у человека в течение многих лет в период становления личности. В младшем же школьном возрасте о нем говорить не приходится. Однако это ни в коей мере не означает, что эстетические вкусы не следует воспитывать в младшем школьном возрасте. Напротив, эстетическая информация в детском возрасте служит основой будущего вкуса человека.
Если в результате педагогической работы, ребенок будет располагать знаниями о великих художниках, композиторах, артистах, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, рисовать, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных младшему школьнику.
Формы реализации программы:
В жизни ребенка имеет воспитательное значение буквально все: убранство помещения, опрятность костюма, форма личных отношений и общения, условия труда и развлечений - все это либо привлекает детей, либо отталкивает. Задача не в том, чтобы взрослым организовать для детей красоту окружающей среды, в которой они живут, учатся, работают, отдыхают, а в том, чтобы вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты. "Только тогда красота, в созидании которой ребенок принимает участие, по-настоящему видна ему, становится чувственно осязаемой, делает его ревностным защитником ее и пропагандистом".
Важно сочетать в процессе эстетического воспитания всю совокупность разнообразных средств и форм, пробуждающих и развивающих в школьнике эстетическое отношение к жизни, к литературе и искусству. В школе должно обращаться внимание не только на содержание школьных предметов, но и на средства действительности и факторы, оказывающие влияние на эстетическое развитие личности.
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Формы организации программы | ||||
Индивидуальные, групповые, коллективные | ||||
Теоретические | Практические | |||
ü Беседы ü Сообщения ü Встречи с интересными людьми ü Экскурсии ü Просмотр наглядных пособий, видеофильмов, презентаций | ü Конкурсы ü Выставки ü Посещение театров, музеев ü Праздники ü Викторины ü Концерты | |||
Программа включает в себя следующие направления:
1. Музыка
2. Живопись
3. Балет
4. Театр
5.Этикет