Организатор Жуфина Евгения




Новый семинар Поляковой М. А. в Петербурге

 

Тема

«Формирование начальных речевых навыков у неговорящих детей с сенсорной, моторной и сенсомоторной алалией, задержкой речевого развития и при расстройствах аутистического спектра (с учетом ФГОС)»

 

Часть первая. «Доречевая работа логопеда с детьми с РАС»

 

(для логопедов, дефектологов, психологов)

 

Слушатели могут писать лекцию (целиком) на диктофон, а фрагменты показа («этюды») снимать на видео. На семинаре можно купить книги Поляковой М.А.

 

 

Продолжительность – 21 час (астрономических): три дня по 7 часов в день.

Цена: 8000 рублей.

Время и место проведения: 15-17 ноября 2019 г.

Сертификат на 28 аудиторских часов.

Обращаться: тел. +7911-989-14-57, Zhufina89@mail.ru

Организатор Жуфина Евгения

 

Расстройства аутистического спектра (я буду называть их коротко: аутизм) – это расстройства, относящиеся к ведению психиатрии, и для нас они – «терра инкогнита» – непознанная земля. Это, и вообще недостаточно познанная земля, которая, к сожалению, год от года все «разрастается».

Для чего нам, логопедам-дефектологам, надо иметь представление об аутизме? Далеко не все из нас окружены «командой» надлежащих специалистов, могущих разобраться за нас в этой проблеме. И мы остаемся с ребенком один на один. Иногда нам просто некуда направить ребенка на консультацию (не везде есть центры для детей с РАС), иногда родители отказываются от наших «направлений» (по старой памяти они особо избегают слова «психиатр»).

Сейчас большинство детей, которых мы принимаем за алаликов либо за детей с ЗРР (бывает, и с ОНР), являются на самом деле аутистами (далеко не все дети приходят к нам с установленным психиатрическим диагнозом).

Если таким детям ставить речь, как алаликам, у них очень легко формируется так называемая аутистическая речь, не пригодная для общения (избавить детей от которой потом очень трудно либо невозможно), или же речь не возникает вовсе. Поэтому первая наша задача при встрече с неговорящим (либо странно говорящим) ребенком без внятного диагноза или с «букетом» разноречивых – увидеть у него наличие либо отсутствие расстройств аутистического спектра. Без этого начинать работать нельзя. Результаты могут оказаться для ребенка плачевными.

Дети с аутизмом бывают говорящими и неговорящими. К нам обычно попадают неговорящие. Говорящие дети с нетяжелым аутизмом тоже попадают в поле нашего зрения, если их речь отклоняется от нормы. К психиатру с такими детьми родители, как правило, никогда и ни за что не обращаются. Нам же кажется, что у таких детей ОНР.

Во всех случаях наша обычная логопедическая работа над речью аутистов оказывается неэффективной. А все дело в том, что при аутизме чаще всего нет первичного нарушения (или ограничения) именно речевой способности (как, например, при алалии или ОНР). Речевые нарушения здесь вторичны и вытекают из первичных (базовых) расстройств аутистического спектра. И если прежде не выправить (или хотя бы не смягчить) проявления у ребенка этих базовых расстройств, речь не появится вообще либо появится, так называемая, «аутистическая» речь, не имеющая ничего общего с нормальной.

А потому занятия с аутистами нельзя начинать с собственно постановки речи (такая работа, подчас, оказывается и попросту невозможной). Сначала надо, по-возможности, скомпенсировать у детей специфически аутистические нарушения. И только потом ставить речь. И от уровня компенсации аутистического дефекта будет зависеть и эффективность работы над речью. Кстати речь у детей, бывает, «запускается» и сама по мере выправления аутистических нарушений.

Итак, тема этого курса – коррекция (компенсация, абилитация) доречевых нарушений у детей аутистического спектра. Я, конечно, коснусь и работы над речью. В целом же речь у таких детей ставится методами, применяемыми при алалии (которые я подробно излагаю на семинаре, посвященном «запуску» речи у неговорящих детей).

Участникам высылается в электронном виде дополнительный материал (нуждающийся в подробной записи).

 

Содержание.

Введение.

1. «Эпидемия» аутизма.

2. Что такое аутистический спектр?

3. Почему никогда нельзя начинать с речи? (исключения, когда все-таки можно).

4. Причины аутизма. Излечим ли он? Что ждет ребенка дальше? Как смягчить отдаленные последствия аутизма (а именно, чего желательно не допустить в жизни ребенка).

5. Особенности семей, в которых растут аутисты. Фактор родителей в их судьбе. Как и о чем говорить с родителями?

6. Аутизм и интеллект (снижение интеллекта, если оно есть, здесь не является сопутствующим нарушением, а входит в саму структуру аутизма). Высоко- и низкофункциональный аутизм (как критерии предположительного прогноза в развитии и обучении детей).

9. Аутизм и сенсорная алалия (критерии водораздела).

10. Аутизм и моторная алалия (водоразделы).

11. Аутизм и ОНР.

12. Отступления не в тему (коли будут любопытствующие).

12.1. Ранний детский аутизм.

12.2. Другие формы.

12.3. Аутизм и ранняя детская шизофрения.

12.4. Аутизм и детская эпилепсия.

12.5. Аутизм и фобическое тревожное расстройство детского возраста.

 

Ранние проявления аутизма (до года).

1. Виды аутистического контакта ребенка с матерью.

2. Реакции на других людей.

3. Особенности речевого развития детей (лепет, гуление, вокализация и проч.).

4. Особенности первоначальной жестовой речи.

5. Грубые нарушения восприятия (иногда кажется, что у ребенка просто дефект того или иного анализатора).

6. Отставание или искажения в моторном развитии.

7. Взаимодействие с предметами и игрушками.

 

Как заметить аутизм (пока преимущественно высокофункциональный) у подросшего ребенка.

1. Необходимые и достаточные (а также недостаточные) основания для заключения об аутизме. Уровень общительности и интеллекта – две центральные прямые на «линейке» аутизма (будьте осторожны с ними – их «кривизна» еще не весь и не всегда аутизм). «Подводные камни» тестового обследования.

2. Расстройства внимания (аутистическая концентрация и проч.).

3. Измененность любых видов восприятия, иногда вплоть до отсутствия реакций на те или иные стимулы (разбор с точки зрения нейропсихологического подхода).

3.1. Зрительное восприятие. «Аутистический взгляд».

3.2. Слуховое восприятие (аутисты могут вообще не слышать никаких звуков, кроме музыки!).

3.3. Ориентировка в пространстве.

3.4. Ориентировка во времени.

3.5. Кинестетическое восприятие (суставно-мышечное чувство). Нарушения схемы тела (аутист может не знать, где у него спина).

3.6. Аутизм и дисплазия соединительной ткани.

3.7. Расстройства болевой чувствительности.

4. Расстройства сознания. Что такое аутистический транс. Феномены деперсонализации и дереализации. Кататония при аутизме.

5. Нарушения поведения (странности, вычурность, избегающее поведение, фобии, эхопраксии, автоматизированные формы поведения и проч.).

6. Расстройства деятельности (трудности формирования бытовых навыков, стереотипные действия, ригидность – плохая переключаемость, склонность к классифицированию объектов и проч.).

7. Работоспособность детей с аутизмом (как нормировать продолжительность занятий).

8. Аутистическая игра (типические «игры», предпочитаемые «игрушки», имитация игры и проч.).

9. Странности сферы интересов (предпочитаемые объекты, неоправданные акцентуации, абстрактные интересы и проч.).

10. Нарушение общительности (отказ от контактов, неоправданная и подчас очень странная избирательность, симбиотический контакт и проч.).

11. Интеллект: парадоксальный дисбаланс (и на самом деле это одно из роковых несчастий аутиста) – преимущественное развитие отвлеченного мышления в ущерб наглядно-действенному.

11.1. Как проверить уровень интеллекта? (тест на перенос).

11.2. Основные подходы к исследованию интеллекта (не проверяйте у детей знание цветов, форм, цифр, букв и т.д., их способность к классификации и прочие «абстрактности»; проверяйте их «житейский, бытовой» интеллект и помните, что аутист «не обязан» хорошо ориентироваться в действительности).

11.3. Неравномерное развитие интеллекта (при аутизме это не «ровное плато», а «горная страна» с пиками и низинами).

12. Агрессивные и самоповреждающие действия у аутистов (что за ними? на «всякий пожарный» заходите к ребенку «с тыла»). Как попытаться убрать или уменьшить эти действия.

13. Два отступления не в тему.

13.1. Возможны ли при аутизме галлюцинации? Что такое вообще галлюцинация? возможно ли их предотвратить? (мое соображение для любопытных, никому не навязываемое).

13.2. Возможны ли при аутизме бредовые построения? Как их запеленговать у ребенка (возможно лишь приблизительно и с осторожностью, косвенным путем – опять для любопытных).

 

Низкофункциональный аутизм.

1. Основная проблема: низкофункциональный аутизм может быть не похож на аутизм.

1.1. Отличие его от умственной отсталости (наличие «островков» нормальных способностей).

1.2. Отличие его от синдрома дефицита внимания и двигательной гиперактивности.

1.3. Особенности контактности (а именно: может быть мнимая «сверхконтактность»).

2. Прогноз развития ребенка при низкофункциональном аутизме (его компенсация возможна в весьма ограниченных пределах).

3. Как не допустить роковую ошибку: а именно, не принять высокофункционалный аутизм за низкофункциональный?

4. Что делать с низкофункциональным аутистом? (можно все, чего нельзя с высокофункциональным).

 

Речь при аутизме.

1. Возможные варианты речевого развития (в том числе утрата или обеднение речи).

2. Недостатки понимания речи (обратите внимание: у аутистов часто бывает полное отсутствие реакции на речь, что еще не говорит о ее непонимании – реагирование и понимание это разные вещи).

3. Избирательное реагирование на речь (иногда аутист «соглашается» слышать лишь шепот). «Табуирование» отдельных слов, их форм и целых типов высказываний.

4. Нарушение как понимания, так и использования невербальных средств коммуникации (жестикуляционных и мимических).

5. «Вычурные» формы речи. Стереотипная речь.

6. Сужение смысла слов.

7. «Угадывающие» высказывания (бывает, их принимают за сложные эхолалии).

8. Аутистическая «псевдоречь» (часто ее принимают за подлинную, просто со странностями, однако к полноценной речи она никакого отношения не имеет, ребенка с «псевдоречью» следует относить к неговорящим).

8.1. Эхолалии (один из «маркеров» аутизма). Эхолалии простые и сложные (целыми фразами и текстами), мгновенные и отсроченные. Эхолалии подлинные и мнимые (как различить).

8.2. Реверсивные высказывания (в том числе реверсии местоимений «я» – «ты» и производных от них).

8.3. Речевые персеверации.

8.4. Говорение на «птичьем» языке. Неологизмы.

8.5. «Назывная» лексика (использование в речи лишь начальных форм слов и глагольных инфинитивов).

8.6. Нарушение в речи субъект-объектных отношений (их часто принимают за проявления ОНР).

9. Можно ли опереться в логопедической работе на «псевдоречь? (нет, потому что это не речь, а мы часто пытаемся это сделать).

10. Сочетание нормальной речи и «псевдоречи» у говорящих аутистов.

11. Как случайно не поставить неговорящему аутисту «псевдоречь» (есть такой немалый риск).

12. Типичные варианты поддержки «псевдоречи» со стороны родителей ребенка.

13. Оттормаживание «псевдоречи».

13.1. «Я тебя не слышу, потому что ты ничего не говоришь».

13.2. Использование непрямых высказываний.

13.3. Как задавать аутисту вопросы?

 

Коррекция (компенсация, абилитация) аутистических нарушений, в пределах того что может сделать дефектолог, логопед или коррекционный психолог.

1. Еще раз: никогда не начинайте с речи (это не значит, что ее нельзя ставить по ходу дела, если «сама пойдет»; это значит, что не надо работать именно над ней, специально, «логопедически»).

2. Как «загубить» высокофункционального аутиста?

3. Сенсорная интеграция (правильный и неправильный подходы).

4. Выстраивание контакта (извлечение ребенка «из норы»).

4.1. Определение дистанции общения (дистанция для аутиста – фактор выживания).

4.2. Установление первоначального контакта (не пытайтесь работать с ребенком, сидящим «в симбиозе» на материнских коленях). С осторожностью смотрите ему в лицо.

4.3. Привлечение внимания (использование парадоксальных действий).

4.4. Нахождение нужного регистра речи (иногда аутисты предпочитают буквально «считывать с губ»).

4.5. Нестандартный холдинг (этюды для коррекционного специалиста).

4.6. Что делать, если контакт не удался?

5. Налаживание «общего дела» (совместной деятельности).

5.1. Начинайте работать на «территории» ребенка (идем вслед за ним).

5.2. Перевод стереотипных действий в продуктивные. Этюды.

5.3. Налаживание «предметного» взаимодействия (начальной осмысленной игры). Этюды.

6. Коррекция внимания (работа с аутистической гиперконцентрацией, расширение объема и проч.). Этюды.

7. Коррекция восприятия. Этюды.

7.1. Нормализация интенсивности восприятия (как избыточной, так и пониженной).

7.2. Коррекция зрительного восприятия (расширение объема, работа с чрезмерной избирательностью и проч.).

7.3. Коррекция слухового восприятия (вызывание реакции на звуки, определение направления – источника звука, поворота на звук и проч.).

7.4. Ориентирование в пространстве.

7.5. Формирование схемы тела.

7.6. Построение целенаправленных движений и действий.

7.7. Постановка направленного речевого движения.

8. Формирование понимания невербальных средств общения.

9. Формирование собственных жестов и иных способов невербального общения.

10. Уффф! А вот теперь, наконец, можно вплотную заняться речью! (не учите аутиста читать, пока он не заговорит).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: