Защита прав потребителей




Защита прав потребителей (консьюмеризм) — комплекс мер, реализуемых государством и общественными движениями, направленных на регулирование отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности — изготовителем, исполнителем, продавцом, и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей.

Элементы защиты прав потребителей встречаются уже в Законах Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Однако в отдельную группу эти нормы стали выделять относительно недавно.

В 1961 году в Нидерландах была создана Всемирная организация союзов потребителей (ConsumerInternational - CI), которая в настоящее времяобъединяет более 180 общественных и государственных организаций, занимающихся проблемами защиты прав потребителей из 72 стран.

В 1962 году в США ввели «Билль о правах потребителя». Этот документ установил, что потребительская общественность имеет право на защиту, информацию, выбор и, кроме того, она имеет право на то, чтобы быть выслушанной. Были введены шесть основных прав потребителя:

1. Право на информацию.

2. Право на безопасность.

3. Право на выбор.

4. Право быть услышанным.

Всемирная организация союзов потребителей дополнила список прав потребителейдополнительнымипунктами:

5. Право на возмещение ущерба.

6. Право на потребительское образование.

7. Право на удовлетворение базовых потребностей.

8. Право на здоровую окружающую среду.

Постепенно соответствующие законы о защите прав потребителей были приняты в большом количестве стран.

«Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» были приняты 09.04.1985 Резолюцией № 39/248 на 106-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.

Закон РФ «О защите прав потребителей» был принят Верховным Советом РФ 7 февраля 1992 года и (с многочисленными изменениями и дополнениями) действует до сих пор.

Основные права потребителей в РФ:

1) Право на просвещение в области защиты прав потребителей

2) Право на получение качественного товара (работы, услуги)

3) Право на использование товара в течение установления срока службы, срока годности, а также гарантийного срока на товар (работу)

4) Право на ремонт и техническое обслуживание товара

5) Право на безопасность товара (работы, услуги)

6) Право на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)

 

*****************************************************************************

Рекомендуемая дополнительная литература

1. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (с изменениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля 2006 г., 25 ноября 2006 г., 25 октября 2007г.)

2. Руководящие принципы для защиты интересов потребителей. Приняты Резолюцией 39/248 на 106-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 9 апреля 1985 года (расширены в 1999 году)

3. Бильчак В.С., Дупленко Н.Г. Предпринимательство региона: Монография. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. С. 140-165.

4. Ерохин Ф.А. Защита прав потребителя – от советского наследия к российской действительности // Законность и правопорядок в современном обществе. 2010. № 2-2. С. 48-52.

5. Лепешкина О.В., Лепешкин Е.Б. Истоки государственно-правового регулирования защиты прав потребителей // Психология. Экономика. Право. 2014. № 1. С. 85-91.

6. Терновая Л.О. Защита прав потребителей: экономика, политика и этика // Вестник Башкирского института социальных технологий. 2013. № 1 (17). С. 18-25.

7. Титов А.В. Налоговое регулирование предпринимательства // Экономические системы. 2014. № 3. С. 5-11.

 

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

ДАТЫ

Дата, период Событие, характеристика периода
1961 год В Нидерландах создана Всемирная организация союзов потребителей
1985 год ООН принимает «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей»
1992 год В РФ принят закон «О защите прав потребителей», действующий до сих пор.

ГЛОССАРИЙ

 

Термин Определение
Государственное регулирование предпринимательства Деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности
Прямые (административные) методы государственного регулирования Средства непосредственного властного воздействия государства на поведение субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Косвенные (экономические) методы государственного регулирования Экономические средства воздействия государства на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов.
Свободная (рыночная) цена Цена, складывающаяся на рынке без государственного воздействия на нее
Регулируемая цена Цена, складывающаяся на рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер.
Защита прав потребителей Комплекс мер, направленных на регулирование отношений, которые возникают в результате приобретения потребителем товаров или услуг у субъекта предпринимательской деятельности.
Консьюмеризм Движение за расширение прав потребителей и усиление их воздействия на продавцов и производителей

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: