Санация, как мера оздоровления деятельности юридического лица.




С понятием права неразрывно связан механизм его защиты. Уже в первобытнообщинном племени существовали органы, одной из функций которых являлся надзор за соблюдением обычаев предков - совет старейшин, вождь. Нарушение этих неписаных законов жестко каралось. При этом санкция наряду с восстановлением чьих-либо нарушенных прав, обычно содержала меры пресечения того или иного нарушения права. Целью этого было устрашение возможных последователей преступника.

В нашем же случае санкция содержит в себе меры, направленные на восстановление платежеспособности предприятия-должника (его оздоровление).

Статья 2 Закона определяет, что в отношении должника применяются следующие процедуры:

· реорганизационные;

· ликвидационные;

· мировое соглашение.

Реорганизационные процедуры - процедуры, направленные на поддержание деятельности и оздоровление предприятия-должника с целью предотвращения его ликвидации.

При этом реорганизационные процедуры включают внешнее управление имуществом должника (ст. 12 Закона) и санацию (ст. 13 Закона).

Внешнее управление имуществом должника - реорганизационная

процедура, направленная на продолжение деятельности предприятия-должника и назначаемая арбитражным судом по заявлению должника, собственника предприятия-должника или кредитора (кредиторов) и осуществляемая на основании передачи функций по управлению предприятием-должником арбитражному управляющему.

Ходатайство о проведении внешнего управления имуществом должника может быть подано должником, собственником предприятия-должника, кредитором в арбитражный суд до принятия им окончательного решения. В ходатайстве должны содержаться обоснование необходимости и целесообразности проведения указанной процедуры, предложение по кандидатуре арбитражного управляющего. К ходатайству прилагается письменное соглашение кандидата на проведение внешнего управления имуществом должника.

Основанием для назначения внешнего управления имуществом должника является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника с целью продолжения его деятельности путем реализации части его имущества и осуществления других организационных и экономических мероприятий.

В этих целях используются результаты анализа договоров и иных гражданско-правовых сделок, заключенных предприятием-должником, имея в виду целесообразность внесения в них в установленном порядке изменений, направленных на устранение кабальных и невыгодных условий, а также предъявление требований о расторжении договоров и признании их недействительными.

Продолжительность проведения внешнего управления имуществом должника не должна превышать 18 месяцев.

На период проведения внешнего управления имуществом вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов к должнику, тем самым в течение достаточно длительного отрезка времени предприятие-должник освобождается от необходимости нести дополнительные расходы на уплату значительных сумм в счет своих денежных обязательств. Указанные суммы могут быть использованы предприятием-должником на соответствующие организационные и экономические мероприятия, направленные на улучшение финансового состояния предприятия.

Данная льгота, предоставляемая предприятию, к которому применена реорганизационная процедура, в форме внешнего управления его имуществом, - один из факторов, стимулирующих предприятия-должников обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании их несостоятельными. Других прецедентов подобного рода, когда хозяйствующий субъект, не выполнивший обязательств перед контрагентами, освобождался бы на длительный период от применения мер ответственности, действующее законодательство не знает.

При назначении внешнего управления имуществом должника арбитражный суд назначает арбитражного управляющего. Должник и кредиторы вправе предложить свои кандидатуры арбитражного управляющего. При наличии нескольких кандидатур арбитражный управляющий назначается на конкурсной основе.

Кандидат в арбитражные управляющие должен быть экономистом или юристом либо обладать опытом хозяйственной работы, а также не иметь судимостей. Кандидатом в арбитражные управляющие не может быть должностное лицо администрации предприятия-должника или кредитора. Кандидат в арбитражные управляющие представляет декларацию о своих доходах и имущественном состоянии.

Арбитражный управляющий:

* руководит предприятием-должником, имеет права и исполняет обязанности, предоставленные законодательными актами Российской Федерации руководителю предприятия;

* отстраняет при необходимости руководителя от выполнения обязанностей по управлению предприятием-должником, принимает на работу и увольняет работников в соответствии с законодательством о труде;

* распоряжается имуществом должника - видимо, законодатель имел, прежде всего, отчуждение части имущества предприятия с целью получения средств для погашения кредиторской задолженности, при этом в Законе определены ограничения отчуждения на такие объекты социально-коммунальной сферы, как жилищный фонд, детские дошкольные учереждения и отдельные жизненно важные для данного региона объекты производственной и коммунальной инфраструктуры;

* созывает собрание (комитет) кредиторов;

* разрабатывает план проведения внешнего управления имуществом должника и организует его выполнение;

* выполняет другие функции, предусмотренные Законом.

При этом арбитражный управляющий не свободен в своих действиях. Он контролируется собранием кредиторов, которое:.

¨ может образовать комитет кредиторов и определить его функции, при этом комитет кредиторов имеет право требовать от арбитражного управляющего предоставления соответствующей информации и объяснений;

¨ утверждает план проведения внешнего управления имуществом должника;

¨ определяет размер вознаграждения арбитражному управляющему, который подлежит утверждению арбитражным судом;

¨ определяет предприятие (предприятия), на которое (которые) возлагается обязанность внести денежные средства на депозитный счет арбитражного суда в случаях, предусмотренных Законом;

¨ выполняет другие функции, предусмотренные Законом.

Собрание созывается по предложению кредиторов, сумма требований которых составляет не менее одной трети от размера обязательств должника.

Арбитражный управляющий не позднее чем в трехмесячный срок со дня своего назначения созывает собрание кредиторов для утверждения плана проведения внешнего управления имуществом должника. Проект плана предварительно направляется арбитражным управляющим участникам собрания. Указанный план должен содержать в себе конкретные мероприятия, реализация которых способна вывести предприятие из финансового кризиса, и носить реальный характер, поскольку он должен убедить кредиторов в наличии перспектив восстановления платежеспособности предприятиея-должника, а, следовательно, и погашения им кредиторской задолженности.

О решении собрания кредиторов арбитражный управляющий уведомляет арбитражный суд. В случае если собрание кредиторов не одобряет (большинством в две трети от суммы требований кредиторов) план проведения внешнего управления имуществом должника, предложенный арбитражным управляющим, арбитражный суд может вынести определение об отмене внешнего управления имуществом должника или оставить его в силе, назначив нового арбитражного управляющего.

Собрание кредиторов вправе вносить изменения в утвержденный план проведения внешнего управления имуществом должника и предложения по его реализации, которые после утверждения их арбитражным судом должны приниматься арбитражным управляющим к исполнению.

Не только кредиторы, но и собственник предприятия-должника, считающий, что план проведения внешнего управления имуществом должника либо действия (бездействие) арбитражного управляющего наносят ущерб его интересам, может обратиться в арбитражный суд с заявлением о пересмотре этого плана. Заявление рассматривается арбитражным судом в течение месяца, и по результатам рассмотрения выносится определение.

Арбитражный управляющий обращается в арбитражный суд с заявлением о завершении внешнего управления имуществом должника в случаях:

Þ если платежеспособность предприятия восстановлена;

Þ если он убедился, что достижение этой цели невозможно.

Далее, в зависимости от результатов проведения внешнего управления имуществом должника и характера заявления арбитражного управляющего арбитражный суд может:

* принять решение о прекращении внешнего управления имуществом должника, признании должника несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

* вынести определение о завершении внешнего управления имуществом должника и прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия;

* вынести определение о продолжении проведения внешнего управления имуществом должника в пределах 18 месяцев.

Для практики введения внешнего управления предприятия-должника характерен такой пример:

В августе 1993 года в Нижегородский областной арбитражный суд обратились Вачский коммерческий банк и АО "Звезда", находящееся в селе Беляйково Вачского района Нижегородской области, с заявлением о признании АО "Звезда" несостоятельным (банкротом).

Согласно пункту 1 статьи 108 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд оставил без рассмотрения исковое заявление АО "Звезда" о своей несостоятельности, поскольку суду не было представлено затребованное им в соответствии со статьей 5 Закона “О несостоятельности (банкротстве) предприятий" решение собственника предприятия-должника, на основании которого возбуждается производство по делу о несостоятельности предприятия.

Прямо не упомянутая в Законе "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" неспособность должника выполнить свои обязательства по кредитным договорам охватывается понятием "задолженность по оплате услуг" (статья 1 Закона), и банки, выдавшие кредит, обладают правом обратиться в арбитражный суд с требованием о признании предприятия-должника несостоятельным. Из представленных документов следует, что задолженность АО "Звезда" Вачскому коммерческому банку по кредитам составила в общей сумме 35 463 088 рублей. Таким образом, требования банка к должнику превысили необходимую для возбуждения дела о несостоятельности сумму в 500 законодательно установленных минимальных размеров оплаты труда (на момент предъявления иска эта сумма в денежном выражении составляла 2 137 500 рублей).

Арбитражный суд установил, что АО "Звезда" не смогло обеспечить выполнение требование Вачского коммерческого банка о погашении задолженности по предоставленным краткосрочным и долгосрочным кредитам в течение трех месяцев со дня наступления сроков исполнения каждого из кредитных договоров. Из имеющегося в деле бухгалтерского баланса на 1-е полугодие 1993 года усматривается задолженность АО "Звезда" и другим кредиторам, в том числе и бюджету, в размере 48771 тысяча рублей. По состоянию на 1 июля 1993 года на расчетном счете предприятия денежных средств не было, в то время как на начало года их сумма составляла всего 1000 рублей, что означает фактическое приостановление текущих платежей и в соответствии со статьей 1 Закона "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" является внешним признаком несостоятельности.

Проведенный Нижегородским отделением Центра экономических и политических исследований (ЭПИцентр НН) анализ финансового и экономического состояния АО "Звезда" показал их ухудшение уже в начале 1992 года и неудовлетворительную структуру балансов к концу 1992 года. Это выразилось в неспособности предприятия за счет своего имущества обеспечить погашение долговых обязательств в связи с недостаточной степенью ликвидности имущества. В заключении, в частности, указывалось, что значительная часть оборотных средств предприятия была сосредоточена в незавершенном производстве (около 15 млн. рублей), в готовой продукции, не находившей спроса (14 млн. рублей), а также в просроченной дебиторской задолженности.

На основании изучения представленных документов - кредитных договоров и срочных обязательств к ним, бухгалтерского баланса на 1-е полугодие 1993 года АО "Звезда", заключения ЭПИцентра НН арбитражный суд пришел к выводу о доказанности факта неплатежеспособности акционерного общества.

Вместе с тем Вачским коммерческим банком было подано ходатайство о применении реорганизационной процедуры к предприятию-должнику. Кредитор настаивал на необходимости организации внешнего управления имуществом предприятия-должника. При этом учитывалось, что выявление признаков несостоятельности (банкротства) не означает автоматического отказа арбитражным судом в применении реорганизационных процедур. В обоснование реальной возможности восстановления платежеспособности должника посредством использования таких процедур Вачский коммерческий банк привел в своем ходатайстве следующие доводы: прибыльность предприятия в прошлом, репутация предприятия как исторически сложившегося центра по производству ножей, потребность в производимой предприятием продукции, наличие сырья, неизношенность оборудования, сложившаяся определенная инфраструктура, наличие потенциальных покупателей продукции.

Кроме того, в заключении ЭПИцентра НН предлагался ряд мер, которые могли бы быть предприняты для достижения цели - восстановления платежеспособности акционерного общества.

Выслушав представителей сторон и специалиста ЭПИцентра НН, изучив представленное ЭПИцентром НН заключение, арбитражный суд пришел к выводу об обоснованности требований Вачского коммерческого банка и удовлетворил его ходатайство о применении реорганизационной процедуры в отношении АО "Звезда".

Таким образом, признав факт неплатежеспособности АО "Звезда" доказанным, арбитражный суд Нижегородской области на основании статей 1, 3, 6, 10, 12 Закона "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" и руководствуясь пунктом 3 статьи 105 Арбитражного процессуального кодекса, своим определением приостановил производство по делу о несостоятельности (банкротстве) АО "Звезда";

назначил внешнее управление имуществом должника на срок 18 месяцев с введением на этот период моратория на требования кредиторов к АО "Звезда". Арбитражный суд назначил арбитражным управляющим кандидата, указанного в ходатайстве сторон, и обязал его в месячный срок созвать собрание кредиторов и в тот же срок представить в арбитражный суд протокол этого собрания.

 

Санация (оздоровление предприятия-должника) - реорганизационная процедура, когда собственником предприятия-должника, кредитором

(кредиторами) или иными лицами оказывается финансовая помощь

предприятию-должнику.

Преимущественное право на участие в проведении санации имеют собственник предприятия-должника, кредиторы, члены трудового коллектива этого предприятия. В случаях, если кандидатами на участие в санации являются собственник предприятия-должника и (или) члены трудового коллектива этого предприятия, они самостоятельно участвуют в санации.

Основанием для проведения санации является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника для продолжения его деятельности путем оказания этому предприятию финансовой помощи собственником и иными лицами(предоставление кредитов, в том числе на льготных условиях, пополнения его оборотных средств за счет безвозмездной передачи денежных сумм и т.д.).

Чтобы определить наличие оснований для проведения санации, арбатражный суд может назначить финансово-экономическую экспертизу, от результатов которой будет зависеть принятое им решение.

В случае удовлетворения ходатайства о санации арбитражный суд с согласия собственника предприятия-должника и кредиторов объявляет конкурс желающих принять участие в санации. Объявление о проведении конкурса публикуется должником в "Вестнике Высшего арбитражного суда Российской Федерации".

К участию в конкурсе допускаются юридические, в том числе и иностранные, физические лица, а также члены трудового коллектива предприятия-должника. Возможность участия в конкурсе иностранных граждан Закон не предусматривает.

Заявление на участие в конкурсе подается в арбитражный суд, объявивший конкурс, в течение месяца со дня опубликования объявления о проведении конкурса. При этом заявка может быть подана до 24 часов последнего дня срока(например, отправка по почте).

Если по истечении срока(1 месяц + время пробега почты) подачи заявлений на участие в конкурсе выразивших желание участвовать в санации не окажется, арбитражный суд выносит определение об отмене проведения санации и принимает решение либо о признании предприятиея-должника банкротом, либо о прекращении производства по делу, если выявлена фактическая состоятельность должника.

В семидневный срок со дня утверждения санации, участники санации обязаны провести собрание, на котором они должны выработать соглашение. В соглашении должно содержаться обязательство обеспечить удовлетворение требований всех кредиторов в согласованные с ними сроки, указываются предполагаемая продолжительность санации, согласованное с участниками санации распределение между ними ответственности перед кредиторами, ответственность одного или нескольких участников санации в случае их отказа от участия в санации после ее начала, а также другие условия, которые участники санации сочтут необходимым предусмотреть.

По истечении 12 месяцев с начала санации должно быть удовлетворено не менее 40 процентов от общей суммы требований кредиторов.

В соглашении не может предусматриваться передача должником основных средств участникам санации.

Участники санации обязаны выполнить принятые обязательства перед кредиторами в полном объеме и несут за их выполнение солидарную ответственность, если соглашением не предусмотрено иное.

Соглашение передается в арбитражный суд в течение десяти дней с момента подписания.

На основании представленного соглашения арбитражный суд выносит определение о начале проведения санации в порядке и на условиях, определенных в соглашении, и осуществляет контроль за ее проведением.

Продолжительность санации не должна превышать 18 месяцев.

Арбитражный суд вправе по ходатайству участников санации, за исключением случаев санации государственных или муниципальных предприятий, продлить срок ее проведения, но не более чем на шесть месяцев.

В процессе проведения санации собственник предприятия-должника, любой из кредиторов или члены трудового коллектива предприятия-должника могут обратиться в арбитражный суд с заявлением о неэффективном проведении санации или о действиях участников санации, ведущих к ущемлению интересов собственника предприятия-должника, либо кредиторов, либо членов трудового коллектива предприятия-должника. Арбитражный суд рассматривает такие заявления и принимает соответствующее решение вплоть до решения о прекращении санации.

Санация может быть прекращена в связи с окончанием установленного срока ее проведения, если по истечении 12 месяцев с начала санации не было удовлетворено не менее 40 процентов от общей суммы требований кредиторов, а также в связи с установленной неэффективностью санации.

В случае прекращения санации арбитражный суд принимает решение о признании должника несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства.

Достижение цели санации дает основание арбитражному суду для вынесения определения о ее завершении и прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия. При этом сохраняются все права участников санации, установленные в соглашении о санации.

В связи с этим представляется необходимым упомянуть о постановлении Правительства РФ от 20 мая 1994 года N 498 ”О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий”.

Это постановление содержит Положение о порядке предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям и использования средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий. Оно устанавливает:

“Безвозвратные государственные ассигнования предоставляются

исключительно на:

финансирование непроизводственной деятельности, связанной с содержанием объектов социально-культурного и коммунально-бытового

назначения;

возмещение убытков конкретным предприятиям, если для них действующим законодательством установлены условия хозяйствования, при которых не обеспечивается возмещение затрат на производство товаров (работ, услуг), что может повлечь их банкротство;

финансирование издержек по восстановлению платежеспособности предприятий, принимаемых на полное бюджетное финансирование в

статусе, установленном действующим законодательством;

финансирование ликвидационных процедур при недостаточности

средств от продажи имущества должников.

Во всех остальных случаях государственная финансовая поддержка

оказывается исключительно на возвратной основе.

Финансирование таких мероприятий производится в соответствии с договором, заключаемым между органом исполнительной власти, осуществляющим финансирование, и Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России (далее - Федеральное управление), обеспечивающим контроль за целевым использованием средств и их возвратностью (в случае финансирования на кредитной основе) - с одной стороны, и уполномоченной организацией (агентом) Правительства Российской Федерации (субъекта Российской Федерации) - с другой.

Основаниями для предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям являются:

наличие согласованного с Федеральным управлением плана-графика

финансирования необходимого для обеспечения запланированных

санационных мероприятий;

наличие средств соответствующих источников обеспечения

санационных мероприятий”.

При этом неплатежеспособным предприятиям не может предоставляться государственная финансовая поддержка, если отсутствует хотя бы одно из следующих условий:

наличие плана финансового оздоровления (бизнес-плана), включающего мероприятия по восстановлению платежеспособности и(или) поддержанию эффективной хозяйственной деятельности, согласованного и утвержденного в установленном порядке;

наличие поданных в установленном порядке документов на приватизацию для предприятий, подлежащих обязательной приватизации в соответствии с Государственной программой приватизации

государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 1, ст.2);

безусловное соблюдение целевого характера использования ранее

предоставленной государственной финансовой поддержки.

Государственная финансовая поддержка не предоставляется

неплатежеспособным предприятиям также в случае, если в течение трех

лет до момента обращения предприятия за поддержкой (за исключением

предприятий, для которых в соответствии с законодательством

установлены условия хозяйствования, при которых не возмещаются его

затраты на производство товаров, работ, услуг) ему предоставлялась

такая поддержка.

Таким образом, данное постановление Правительства РФ детально регулирует процесс участия государства в процессе санации предприятий-должников. Очевидно, что это распространяется в первую очередь на предприятия госзаказа(оборонные, научно-исследовательские и т.д.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: