Порядок объявления юридического лица несостоятельным




(банкротом).

Объявление юридического лица несостоятельным - это простая операция, совершаемая после суда (опубликование решения арбитражного суда о признании предприятия банкротом (ст.17 Закона)), которой предшествует сложная, многоступенчатая процедура, требующая наличия как минимум 2-х сторон (должника и кредитора (кредиторов)), наличия факта несостоятельности (банкротства) и признания арбитражным судом или кредиторами предприятия банкротом. Эта процедура раскрыта в Законе о несостоятельности (банкротстве) предприятий, а также других законах и нормативных актах.

“Несостоятельность (банкротство) предприятия считается имеющей место после признания факта несостоятельности арбитражным судом или после официального объявления о ней должником при его добровольной ликвидации”, - ст. 1-я Закона о несостоятельности (банкротстве) предприятий[1]. Любые другие государственные органы, организации и лица, включая собственников предприятий, не вправе принимать решения о банкротстве предприятий.

Таким образом, данная статья устанавливает два возможных пути объявления предприятий несостоятельными:

* Решение арбитражного суда;

* Добровольная ликвидация.

Рассмотрим каждый из них в отдельности.

 

Статья 3 Закона устанавливает общие принципы решения дел о несостоятельности арбитражным судом.

“1. Дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия рассматриваются Высшим арбитражным судом республики в составе Российской Федерации, краевым, областным, городским арбитражным судом, арбитражным судом автономной области, автономного округа по месту нахождения предприятия-должника, указанному в его учредительных документах”. Легко заметить, что в этой иерархии арбитражных судов недостает верхушки - Высшего арбитражного суда Российской Федерации. Ему в качестве суда первой инстанции дела о банкротстве неподсудны. Однако Высший арбитражный суд Российской Федерации рассматривает дела о признании предприятий несостоятельными в качестве суда надзорной инстанции в порядке, предусмотренном гл. XXII Арбитражного процессуального кодекса Р.Ф.

“2. Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий производится арбитражным судом в порядке, установленном настоящим Законом, а по вопросам, не урегулированным настоящим Законом, - в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации”. Данная статья очень важна для изучения порядка объявления юридического лица банкротом, поскольку Закон практически не содержит нормы, детально регламентирующие процессуальный порядок разрешения соответствующих споров.

“3. Дела о несостоятельности (банкротстве) предприятий рассматриваются арбитражным судом, если требования к должнику в совокупности составляют сумму не менее 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом”. Говорить в данном случае о сумме требований кредиторов можно в случае обращения в арбитражный суд самого предприятия-должника, поскольку только он располагает полной информацией обо всех кредиторах и об общей сумме задолженности. Что касается заявлений кредиторов, то сумма требований каждого кредитора, обращаещегося в арбитражный суд, должна быть не менее указанной в Законе суммы.

Раздел 2 Закона полностью посвящен процедуре рассмотрения дела о несостоятельности(банкротстве) предприятий в арбитражном суде. Давайте вкратце раскроем этот процесс.

Статья 4 устанавливает, что основанием для возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия является заявление должника или кредитора (кредиторов), а также прокурора.

Далее в Законе определяется порядок подачи этих заявлений.

Закон содержит определение понятия должник - “должник, предприятие-должник - предприятие, которое не выполняет или в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами;

Статья 5 Закона раскрывает порядок подачи заявления должника о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия “на основании решения собственника предприятия-должника, или органа, уполномоченного управлять имуществом должника, или руководящего органа предприятия, который вправе принять такое решение в соответствии с учредительными документами”. Что касается решения собственника или органа, уполномоченного управлять имуществом должника, то эти положения не нуждаются в дополнительном комментарии. Однако что имеется в виду под решением руководящего органа предприятия-должника?

Видимо, здесь подразумевается предприятие, которое по организационно-правовой форме представляет собой акционерное общество либо товарищество, имеющее соответствующие органы: общее собрание акционеров(вкладчиков), правление, генерального директора и др. Так ст. 103 Гражданского кодекса предусматривает возможность общим собранием акционеров решать вопрос о ликвидации А.О.

“2. Заявление должника должно содержать кроме данных, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, сумму требований, которые не могут быть удовлетворены, сведения о форме собственности и субъекте собственности, причины, по которым должник считает невозможным выполнить свои обязательства, другие необходимые сведения. Заявление может быть подано в предвидении несостоятельности (банкротства) предприятия.”

Арбитражный процессуальный кодекс предусматривает в заявлении предоставление следующих данных(Статья 102):

1) наименование арбитражного суда, в который подается

заявление;

2) наименование лиц, участвующих в деле, и их почтовые адреса;

...

8) сведения о соблюдении досудебного (претензионного) порядка

урегулирования спора с ответчиком, когда это предусмотрено

федеральным законом для данной категории споров или договором;

9) перечень прилагаемых документов.

“3. К заявлению должника прилагаются список его кредиторов и должников с расшифровкой их дебиторской и кредиторской задолженности, бухгалтерский баланс либо заменяющие его бухгалтерские документы.

4. Копия заявления с приложениями, указанными в пункте 3 настоящей статьи, направляется должником кредиторам.” Если в заявлении отсутствуют какие-либо обязательные реквизиты, или к нему не приложены необходимые документы, арбитражный суд должен руководствоваться ст. 107(отказ в принятии иска) и ст. 108(возвращение искового заявления) Арбитражного процессуального кодекса. В частности статья 108 предусматривает возвращение искового заявления в следующих случаях: “1) если не соблюдены форма и содержание искового заявления,установленные в статье 102 настоящего Кодекса;

2) если исковое заявление не подписано или подписано лицом, не имеющим права подписывать его, либо лицом, должностное положение которого не указано;

3) если дело неподсудно данному арбитражному суду;

4) если не представлены доказательства направления другим

лицам, участвующим в деле, копий искового заявления;

5) если не представлены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере, а в случаях, когда федеральным законом предусмотрена возможность отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины или уменьшения ее размера, отсутствует ходатайство об этом либо ходатайство отклонено.

6) если истец не представил документы, подтверждающие соблюдение досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, когда это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором...”

Обращает на себя внимание то, что в тексте Закона не упоминается о государственной пошлине. Вместе с тем в постановлении Верховного Совета Р.Ф. от 19 ноября 1992 г. “О порядке введение в действие Закона Р.Ф. “О несостоятельности(банкротстве) предприятий” Высшему арбитражному суду Р.Ф. предложено представить в Верховный Совет Р.Ф. проект закона о внесении изменений и дополнений в закон Р.Ф. “О государственной пошлине ”. Это означает, что уплата государственной пошлины обязательное условие обращение в арбитражный суд с заявлением о возбуждении дела о признании предприятия несостоятельным.

В соответствии с Законом Р.Ф. от 7 июля 1993 г. “О внесении изменений и дополнений в Арбитражный процессуальный кодекс Р.Ф. и законы Р.Ф. “Об арбитражном суде”, “О государственной пошлине” установлено, что подаваемые в арбитражный суд заявления о признании предприятий несостоятельными(банкротами) оплачиваются государственной пошлиной в размере 50 установленных законом минимальных размеров месячной оплаты труда.

“5. В случае непредставления должником в течение 15 дней со дня подачи заявления бухгалтерского баланса либо заменяющих его бухгалтерских документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, арбитражный суд поручает составление и представление бухгалтерского баланса либо заменяющих его бухгалтерских документов независимому аудитору за счет должника. За непредставление указанных документов на руководителя предприятия-должника может быть наложен в административном порядке штраф в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда, сумма которого направляется на увеличение конкурсной массы. Сумму, подлежащую выплате аудитору, должник вносит вперед на депозитный счет арбитражного суда.

Если должник не внесет необходимую сумму, причитающуюся аудитору, сумма выплачивается с депозитного счета арбитражного суда с последующим возмещением из имущества должника.”

Статья 6 Закона устанавливает порядок подачи заявления в арбитражный суд кредитором. Вот как это происходит.

“1. В случае невыполнения должником обязательств по оплате товаров (работ, услуг), кроме отказа от платы по основаниям, предусмотренным законодательством или договором, по истечении трех месяцев со дня наступления сроков исполнения указанных обязательств кредитор вправе направить должнику заказной почтой извещение с уведомлением о вручении. В извещении должны содержаться требования к должнику в недельный срок со дня его получения выполнить свои обязательства, а также предупреждение о том, что в случае их невыполнения в течение указанного срока кредитор обратится в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия. При получении уведомления о вручении извещения должнику, но не ранее установленного в нем срока, кредитор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия. В заявлении может содержаться ходатайство о проведении внешнего управления имуществом должника или санации.” Таким образом, в отличие от установленного порядка предъявления аналогичного заявления предприятием-должником в отношении заявления кредиторов предусмотрена обязательность соблюдения специальной процедуры доарбитражного урегулирования спора. В случае невыполнения кредитором вышеперечисленных действий арбитражный суд имеет право возвратить такое заявление(п. 6, ст. 108 Арбитражного процессуального кодекса).

“2. Заявление кредитора представляется в письменной форме. К нему прилагаются документы, подтверждающие требования к должнику, которые не были удовлетворены в течение срока, указанного в статье 1 настоящего Закона, а также уведомление о вручении извещения должнику и подтверждение направления ему копии заявления с приложениями.” К этому необходимо добавить документ, подтверждающий уплату госпошлины.

“3. Кредитор обязан направить должнику копию заявления с приложениями.”

Все это понятно. Должник и кредитор это две стороны экономических отношений, которые взаимодействуют по поводу присвоения, распределения и использования общественных благ. Не ясно, правда, почему в законе еще упоминается и прокурор, какое он имеет отношение к данным экономическим отношениям. Это и раскрывает статья 7 Закона.

“Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу банкротства предприятия в случае обнаружения им признаков умышленного или фиктивного банкротства и в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации”. Таким образом, прокурор является гарантом соблюдения законности при рассмотрении дела о несостоятельности(банкротстве) предприятия в арбитражном суде.

В Законе умышленного банкротство определено как преднамеренное создание или увеличение руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности, нанесение ими ущерба предприятию в личных интересах или в интересах иных лиц, заведомо некомпетентное ведение дел. Фиктивное же банкротство означает заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.

Вместе с тем нельзя не заметить отсутствие всякого практического смысла в возбуждении дела арбитражным судом по заявлению прокурора, связанным с фиктивным банкротством. Как только будет установлена фактическая платежеспособность должника (т.е. фиктивность банкротства), арбитражный суд должен вынести решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора.

 

После подачи заявления по делу возбуждается производство. Статья 8 Закона указывает порядок возбуждение производства по делу:

“На основании заявления должника, кредитора или прокурора судья арбитражного суда возбуждает производство по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия, о чем выносит определение, которое направляется должнику, кредитору (кредиторам) и прокурору, а также трудовому коллективу предприятия-должника, в лице органа, подписавшего коллективный договор”. Указанная статья - единственная норма, регулирующая эту стадию арбитражного процесса при разрешении споров о банкротстве предприятий. Исходя из общего принципа, предусмотренного п.2 ст. 3 Закона(Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий производится арбитражным судом по вопросам, не урегулированным Законом, - в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.), то есть в данном случае следует руководствоваться статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно названной статье вопрос о принятии искового заявления судья решает единолично, однако он обязан принять к производству арбитражного суда исковое заявление, поданное с соблюдением требований, предусмотренных ст. 102.

После возбуждения дела следуют такие процедуры, как подготовка дела к судебному разбирательству(ст. 112,113 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.) и само судебное разбирательство.

Статья 10 Закона определяет порядок его ведения.

“1. На заседание арбитражного суда приглашаются лица, участвующие в деле, в том числе должник, собственник предприятия-должника, орган, уполномоченный управлять государственным или муниципальным имуществом (в случае участия государства или органа местного самоуправления в имуществе должника), финансовый орган по месту регистрации должника, банк (банки), осуществляющий (осуществляющие) расчетное и кредитное обслуживание должника, известные арбитражному суду кредиторы, а также представитель трудового коллектива предприятия-должника, который избирается на общем собрании (конференции) трудового коллектива.

2. По результатам рассмотрения дела арбитражный суд принимает соответствующее решение:

о признании должника несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства;

об отклонении заявления в тех случаях, когда в ходе судебного разбирательства выявлена фактическая состоятельность должника и требования кредиторов могут быть удовлетворены”. Внешним признаком несостоятельности (банкротства) предприятия является приостановление его текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения(ст. 1 Закона о несостоятельности(банкротстве) предприятий).

Хотя невыполнение предприятием обязанностей по удовлетворению требования кредитора в срок более трех месяцев еще не дает оснований для признания должника несостоятельным (банкротом). Арбитражной практике известен такой случай:

В марте 1993 года в арбитражный суд Иркутской области обратилось акционерное общество "Иркутскэнерго" с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) Братского лесопромышленного комплекса. Основаниями заявления послужило то, что с августа по ноябрь 1992 г. БЛПК не рассчитывается за потребленную электрическую и тепловую энергию. За три указанных месяца не оплачены счета на сумму 853,4 млн. рублей. Должник не ответил и на извещение с требованием в недельный срок погасить задолженность.

Арбитражный суд возобновил дело и принял его к производству. В порядке подготовки судебного разбирательства суд истребовал от Братского ЛПК бухгалтерский баланс, Устав предприятия, список всех кредиторов и должников с расшифровкой кредиторской и дебиторской задолженности, причины отказа от оплаты.

Получив указанные документы, суд назначил проведение независимой аудиторской проверки финансового состояния Братского ЛПК аудиторской фирме "Дело", г. Иркутск, имеющей лицензию на право указанной деятельности.

После проведенной подготовки было назначено слушание дела. В судебном заседании, исследовав все обстоятельства дела, суд пришел к выводу об отклонении заявления. Действительно, должник не оплачивал в срок более трех месяцев потребляемую тепловую и электрическую энергию, не ответил и на извещение о погашении задолженности в недельный срок. Все это свидетельствует о наличии внешних признаков несостоятельности (банкротства). Однако согласно заключению аудиторской проверки Братский ЛПК является платежеспособным предприятием, поскольку имеет значительные финансовые резервы:

значительную дебиторскую задолженность, готовую высоколиквидную продукцию, а на день судебного заседания задолженность за рассматриваемый период он погасил.

При наличии указанных обстоятельств арбитражный суд заявление о признании Братского ЛПК несостоятельным отклонил.

В то же время арбитражный суд вынес в адрес Братского ЛПК частное определение, в котором довел до сведения совета директоров этого предприятия о бесконтрольном отношении к расчетам с кредиторами, имеющихся возможностях своевременного погашения долгов, недостатках в организации распределения прибыли.

 

Таким образом, суд может принять только два “конечных” решения, причем признание предприятия должника банкротом неизбежно ведет к открытию конкурсного производства. При этом суд должен руководствоваться Постановлением Правительства Р.Ф от 20 мая 1994 года N 498 ”О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий”, устанавливающее систему критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособного предприятия. Оно устанавливает 3 коэффицикнта:

* коэффициент текущей ликвидности;

* коэффициент обеспеченности собственными средствами;

* коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия.

Коэффициент текущей ликвидности определяется как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов и различных кредиторских задолженностей.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами определяется как отношение разности между объемами источников собственных средств и фактической стоимостью основных средств и прочих внеоборотных активов к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов.

Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности характеризует наличие реальной возможности у предприятия восстановить либо утратить свою платежеспособность в течение определенного периода.

Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности определяется как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению. Расчетный коэффициент текущей ликвидности определяется как сумма фактического значения коэффициента текущей ликвидности на конец отчетного периода и изменения значения этого коэффициента между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на установленный период восстановления (утраты) платежеспособности.

На основании указанной системы критериев принимаются решения:

о признании структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным;

о наличии реальной возможности у предприятия-должника восстановить свою платежеспособность;

о наличии реальной возможности утраты платежеспособности предприятия, когда оно в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами.

Постановление Правительства указывает на новые возможности решения арбитражным судом дела о признании предприятия несостоятельным. Арбитражный суд основываясь на вышеперечисленные коэффициенты и бухгалтерский баланс предприятия-должника может прийти к выводу, что предприятие в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами. Однако остается неясным, что понимается под фразой ближайшее время. Мне кажется, что здесь подразумевается срок, достаточный для получения предприятием-должником какой-либо выгоды от заключенных ранее договоров. Таким образом, он может быть от 2-3х недель до месяца.

Процесс принятия судом решения о восстановлении платежеспособности предприятия-должника раскрыт в п.3 ст. 10 Закона.

“3. При наличии ходатайства о проведении реорганизационных процедур и оснований для их проведения, предусмотренных в пункте 2 статьи 12 и в пункте 2 статьи 13 настоящего Закона, арбитражный суд выносит определение о приостановлении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия и проведении внешнего управления имуществом должника или санации[2]”. Данный пункт интересен тем, что суд не выносит конечного решения, а лишь приостанавливает производство по делу, для проведения оздоровительных мер. Представляется, что после некоторого времени суд вернется к этому делу и примет конечное решение.

После принятия судом конечного решения о признании предприятия-должника банкротом, оно публикуется в "Вестнике Высшего арбитражного суда Российской Федерации" за счет средств перечисленных на депозитный счет арбитражного суда (статья 17). При этом публикация должна содержать:

наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело;

наименование и указание на местонахождение предприятия-должника;

дату принятия арбитражным судом решения, на основании которого открывается конкурсное производство;

обращение к кредиторам 0с предложением предъявить имеющиеся у них претензии к должнику в двухмесячный срок со дня публикации;

иные существенные обстоятельства.

 

Процесс добровольной ликвидации предприятия-должника менее сложен, но тоже имеет свои особенности. Статья 51 Закона устанавливает следующее:

“1.Решение о добровольной ликвидации предприятия-должника и об официальном объявлении им о своей несостоятельности (банкротстве) принимается руководителем предприятия-должника совместно с кредиторами на основе анализа экономического состояния предприятия, в результате которого установлено, что предприятие не может платить по своим обязательствам и нет возможности восстановить его платежеспособность”. Необходимо отметить, что в принятии решения о добровольной ликвидации должны участвовать все кредиторы предприятия, а также его собственник. Если кредитор не участвовал в принятии решения, он вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности(банкротстве) предприятия.

Предприятие-должник считается находящимся в процессе ликвидации с момента утверждения собственником (собственниками) данного предприятия решения о его добровольной ликвидации. Официальное объявление о добровольной ликвидации предприятия-должника также публикуется в "Вестнике Высшего арбитражного суда Российской Федерации" не позднее трех дней с момента принятия решения.

Постановление Правительства Р.Ф. от 20 мая 1994 года N 498 содержит положение “О порядке принятия решения о добровольной ликвидации предприятий-должников”. В этом положении есть такой пункт:

“Добровольная ликвидация предприятий-должников осуществляется во внесудебном порядке по взаимному согласию между предприятием-должником и кредиторами в целях удовлетворения требований кредиторов и предотвращения негативных социальных последствий в связи с несостоятельностью (банкротством) предприятий.” К негативным социальным последствиям мы еще вернемся, а теперь мне хотелось бы снова обратиться к теме признания судом предприятия-должника банкротом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: