ИДЕЯ ВЕЧНОГО ВОЗВРАЩЕНИЯ




Арашина А. С., 4 курс

Идея Вечного Возвращения того же самого является одним из основных и, в тоже время, самых дискуссионных концепций Ницше. Недосказанность и оригинальность этой теории по сей день будоражит умы множества философов.

Вкниге «Так говорил Заратустра» идея о Вечном Возвращении впервые встречается в третьей части, а именно в отрывке «О призраке и загадке», где главный герой, Заратустра, и Карлик, олицетворяющий Дух Тяжести, останавливаются у ворот, на которых написано «Мгновение». От этих ворот идут два бесконечных пути назад и вперед. «Не должно ли было все, что может идти, уже однажды пройти этот путь? И не связаны ли все вещи так прочно, что это Мгновение влечет за собой все грядущее? Следовательно - еще и само себя?»[1] - произносит Заратустра.

Ницше охарактеризовал эту идею как «высшую форму утверждения, которая вообще может быть достигнута»[2].

Согласно теории, всё в этом мире с неизбежностью когда-нибудь повторится вновь. «Следовательно, через бесконечное, неограниченное, непредвиденное количество лет, человек во всем похожий на меня, полное воплощения меня, сидя в тени этой скалы, найдет в своем уме ту же мысль, которую нашел сейчас я, и эта мысль будет и являться в голове человека не один, а бесчисленное количество раз, потому что движение, управляющее всеми явлениями, безостановочно… Пусть все беспрерывно возвращается - это есть высшая степень сближения между будущим и существующим миром; в этом вечном возрасте заключается высшая точка мышления»[3].

Таким образом, наше бытие повторяется снова и снова - неизбежно вечно возвращается. Повторяется и сам человек, а значит, каждое мгновение вечно, т.к. неизбежно возвращается вновь. Казалось бы, что такое положение вещей устраняет всякую надежду на перспективу загробного существования и лишает нас малейшего утешения. Однако, Ницше говорит о том, что эта концепция, напротив, помогает человеку возвыситься духовно, приняв такой закон мирозданья. Помогает ему облагородить каждую минуту своей жизни, ставшую неутрачиваемой благодаря Вечному Возвращению. "Пусть все беспрерывно возвращается. Это есть высшая степень сближения между будущим и существующим миром, в этом вечном возвращении — высшая точка мышления!"[4].

Идея Вечного Возвращения того же самого так и не получила у Ницше дальнейшего развития и завершения. Эта теория, вызывающая множество вопросов, так и осталась вечной загадкой и пищей для постоянных рассуждений и интерпретаций.

Многие философы в разное время пытались истолковать по своему концепцию Вечного Возвращения Ницше. Первую и самую распространённую интерпретацию этой теории мы находим у Мартина Хайдеггера в работе "Евpопейский нигилизм".

Вечное Возвращение он называет "существеннейшей мыслью" Ницше, характеризующейся абсолютной уникальностью и новизной. Хайдеггер понимает идею Вечного Возвращения как способ бытия воли к власти. Он пишет о том, что если все ценности и идеалы разоблачены, если всякое предполагание "потусторонних целей" раскрыто с точки зрения его мотивации как rеssentiment, то единственная задача воли - это взять власть над земным сущим в свои рyки. Таким образом, воля не может направляться чем-то внешним, она избавляется от трансцендентных зависимостей, порожденных ressentiment, и в этом смысле она приобретает способ бытия Вечного Возвращения к себе самой.

Само же сущее является постоянным самовозобладанием воли к власти, восстанавливающей себя в своей природе. "Поскольку же все сущее в качестве воли к власти, т. е. никогда не иссякающего самопpевозмогания, должно быть постоянным "становлением", при том что это "становление" никогда не может "пpo" и "вы"двинуться за пределы самого себя к какой-либо "цели", но напротив, очерченное кругом возрастания власти, возвращается снова и снова только к ней, то и сущее в целом, будучи таким властным становлением, должно снова и снова возвращаться к себе и приводить к тому же самому"[5].

Хайдеггер утверждает, что с помощью понятия Вечного Возвращения Ницше хотел показать то, как и каким образомдолжно существовать сущее. Также, согласно его интерпретации, способом бытия сущего может быть только Вечное Возвращение воли к власти как сущего в его существе.

В. В. Хайдеггер связывает также с понятием сверхчеловека. Эта связь устанавливается им через понятие воли к власти, которое он рассматривает как "образ чистейшей воли к власти и смысла (цели) единственно сущего"[6].

Подводя итог данной работы, стоит еще раз сказать о том, что идея «Вечного Возвращения того же самого» и по сей день остается интересной и актуальной проблемой философского мира. Поразительная таинственность и глубина идей Ницше заставляют снова и снова возвращаться к его концепции, открывая новые горизонты философской мысли и порождая новые смелые интерпретации и жаркие дискуссии.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Можейко М. А. Вечное возвращение // История философии. Энциклопедия. Минск, 2002, с.171-176 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yanko.lib.ru/).

2. Ницше Ф. Малое собрание сочинений / Пер. с нем. Ю. Антоновского, В. Вейнштока, А. Заболотскойи др. –СПБ: Азбука, Азбука- Аттикус, 2013 – 1056 с.

3. Ницше Ф.: Ecce Homo: [Сборник: Пер. с нем.] / Ф. Ницше. – Симферополь: Реноме, 2003. – 524с.

4. Хайдеггер М.: Европейский Нигилизм //Работы М. Хайдеггера по культурологии и теории идеологий; [отв. ред. Р.А. Гальцева ]. – М.: [б.и], 1981.. – 215с.


[1] Ницше Ф.: Так говорил заратустра. Книга для всех и ни для кого // Малое собрание сочинений – СПБ.: Азбука, 2013. - С. 409

[2] Ницше Ф.: Так говорил Заратустра. // Esse Homo. Как становятся сами собою. – М. 2005

[3]М.А. Можейко М. А. Вечное возвращение // История философии. Энциклопедия. Минск, 2002, С.171-176

[4]Ницше Ф.: Так говорил заратустра. Книга для всех и ни для кого // Малое собрание сочинений – СПБ.: Азбука, 2013. - С. 415

[5]М. Хайдеггер: Европейский Нигилизм //Работы М. Хайдеггера по культурологии и теории идеологий; [отв. ред. Р.А. Гальцева ]. – М.: [б.и], 1981. с 8

[6]М. Хайдеггер: Европейский Нигилизм //Работы М. Хайдеггера по культурологии и теории идеологий; [отв. ред. Р.А. Гальцева ]. – М.: [б.и], 1981. с 11

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: