Экзаменационный билет №2




1. Культура Западной Европы 17 века. Научная революция.

Научная революция XVII века ознаменовала собой смену картин мира. Главной предметной областью проходивших процессов была физика и астрономия.

Наука становилась действенной силой, определяющей общественное развитие.

Эпоху можно охарактеризовать высказыванием английского рационалиста Френсиса Бекона: «Знание – сила».

Символами общественного прогресса в XVII веке становятся первые буржуазные революции в Нидерландах (конец XVI — начало XVII вв.) и Англии (середина XVII в.). Под влиянием революционных преобразований происходят радикальные изменения в экономике, политике, социальных отношениях, сознании людей. Мануфактурное производство, быстрый рост мировой торговли, мореплавание, интересы военного дела и т.д. во многом определили основной вектор развития науки. Все более проявляется потребность в научных исследованиях, имеющих прикладное, практическое значение: предприимчивый купец и любознательный ученый олицетворяют идеал человека.

Правящие круги передовых европейских государств, стремясь к военному и экономическому господству, оказывают покровительство ученым и поддержку научно-исследовательской деятельности. Государственная политика по отношению к науке проявляется в образовании академий наук, научных обществ и т.д. Особенно значительную роль в европейской науке XVII в. сыграло знаменитое Лондонское Королевское общество (окончательно оформившееся под покровительством Карла II в 60-х гг, XVII в.) и существующее по настоящее время. Членами этого общества являлись Роберт Бойль — основоположник химии и физики нового времени и Исаак Ньютон — великий физик и математик, автор теории движения небесных тел. Почти одновременно в Париже открылась естественнонаучная Академия.

Ведущей отраслью знания становится механика — наука о движении тел, сыгравшая огромное методологическое значение в формировании философско-мировоззренческих взглядов XVII века.

Были отброшены аристотелевские представления о мире. Аристотелевская наука описывала мир как замкнутый и относительно небольшой по размерам Космос, в центре которого находится Земля. Аристотелевское понимание науки и многие его конкретные теории пользовались непререкаемым авторитетом многие столетия. Только с эпохи Возрождения появились попытки разработать новую картину мира и новый "органон" научного познания. Начало этому было положено польским ученым Николаем Коперником (1473 - 1543), предложившим гелиоцентрическую картину мира (Его книга «О вращении небесных тел» была отправной точкой научной революции). В идейном плане велико было влияние Ф. Бэкона, пропагандировавшего "новый органон" и новый образ эмпирической, индуктивной науки. Но решающий удар по аристотелизму нанес Галилей: он не только всесторонне обосновал учение Коперника, но и создал новое понимание природы науки, разработал и применил метод точного экспериментального исследования, которого не знали ни античные, ни средневековые ученые.

Начатое Галилеем преобразование познания продолжили Декарт, Ньютон и другие "отцы" новоевропейской науки. Благодаря их усилиям сложилась новая форма познания природы - математизированное естествознание, опирающееся на точный эксперимент. В отличие от созерцательной установки античного теоретизирования, соотносимого с наблюдениями явлений в их естественном течении, новоевропейская наука использует "активные", конструктивно-математические приемы построения теорий и опирается на методы точного измерения и экспериментального исследования явлений при строго контролируемых - лабораторных, "искусственных" - условиях.

Исаак Ньютон завершил постройку фундамента новой классической физики.

Среди открытий Ньютона: законы динамики, закон всемирного тяготения (1666), изобретение телескопа-рефлектора, открытие спектрального состава белого света и т.д.

В науке XVII века наряду с опытно-экспериментальными исследованиями, активно развиваются математические формализованные методики, что приводит к появлению алгебры, созданию дифференциального (Термин «дифференциал» введён Лейбницем) и интегрального исчислений, аналитической геометрии.

В философии можно отметить развитие как целостной системы рационализма. Он стал складывать в новое время в результате развития математики и естествознания. В противоположность средневековой схоластике и религиозному догматизму. Это философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Рационализм 17-18 веков исходил из идеи естественного порядка — бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир(Декарт, Бэкон, Спиноза).

Философия рационализма в наиболее логичном и систематическом изложении была развита в XVII в. Спинозой. Он пытался ответить на главные вопросы бытия, провозглашая при этом, что «бог существует только в философском смысле». Даже выдающиеся мыслители считали «геометрический метод» Спинозы трудным для понимания.

Классическими представителями философии, связавшей себя с научным экспериментом, стали англичанин Френсис Бэкон (1561-1626) и француз Рене Декарт (1596-1650), которые в сфере науки, в частности в западноевропейской философской методологии, произвели радикальный переворот. Они приспособили новую философию для целей новой науки, возложив на нее задачу разработки научных методов познания природы.

У Декарта В 1637 году вышел в свет главный философско-математический труд Декарта, «Рассуждение о методе» (полное название: «Рассуждение о методе, позволяющем направлять свой разум и отыскивать истину в науках»). Главным вкладом Декарта в философию стало классическое построение философии рационализма как универсального метода познания. Разум, по Декарту, критически оценивает опытные данные и выводит из них скрытые в природе истинные законы, формулируемые на математическом языке. При умелом применении нет пределов могуществу разума.

Задача философии, по Бэкону, состоит в том, чтобы освобождать разум исследователя от ложных понятий, представлений, или, по его собственному выражению, призраков, идолов (пережитков ума). С помощью индуктивного метода мыслитель предложил очищать разум ученого от разного рода интеллектуальных наслоений и иллюзий-предрассудков.

2. Карл Великий и культура Европы 9-10 вв.

Последние потомки некогда великого рода Меровингов постепенно, без борьбы уступили власть своим министрам - мажордомам. Но еще до прихода к власти новой династии, один из Каролингов сделал для Франции больше, чем все "ленивые короли" вместе взятые. Речь идет об Карле Мартелле, дедушке Карла Великого. Свое грозное прозвище (а в переводе Мартелл значит "молот") он получил за героическое сражение с арабами при Пуатье в 732 году. Он остановил арабскую экспансию.

Его внук стал не просто королем Франции, но и первым императором, за что его назвали Карлом Великим. Кроме того, и само название государства - Франция - появляется в эпоху правления Карла Великого.

После смерти отца Карла Великого по франкскому обычаю два сына - Карл и Карломан разделили земли королевства. Однако Карломан умирает, и Карлу отходят его владения.

Карл Великий продолжил объединение Франции. Он создал настоящую административную систему, разделив страну на области и, назначив своих наместников, которые следили за исполнением воли короля. При Карле Великом Франция превратилась в настоящую империю, в которую входила фактически вся территория Западной Европы. В 774 году он, по приглашению папы Римского занимает Ломбардию и присоединяет ее к своему государству, подавляет восстание саксов на севере и становится полноправным хозяином и этой области, а в 796 году одерживает победу над аварами - потомками легендарных гуннов, что позволяет расшириться государству на восток.

В день Рождества Христова 800 года, во время торжественного богослужения, папа Лев III возложил на Карла золотую корону и провозгласил его римским императором. Взяв за основу Великую Римскую империю, Карл создал «единую Европу», Европу как союз государств, объединённых не только по территориальному, но и по культурному признаку. Тем самым, Карл заложил основы европоцентризма.

Время возникновения империи и правления Карла Великого и его приемников (в основном на территории Франции и Германии) стали называть «каролингским возрождением». «Каролингское возрождение» выразилось в организации школ, привлечении к королевскому двору ученых, в развитии литературы, изобразительного искусства, архитектуры. Тогда произошел всплеск интересов к античности, к раннехристианской и раннеримской культуре, где главным принципом в понимании искусства стал антропоморфизм. В эпоху Каролингов церковь была не только представителем власти, но и значительным фактором культурного развития. Именно монастыри являлись очагами образования. В целях возрождения Римской империи Карл Великий использовал динамичную и одновременно стабилизирующую силу церкви и образованное духовенство. Тем самым, Карл Великий заложил основу для римского и христианского универсализма.

Главным памятником каролингского возрождения является Дворцовая капелла имени Карла Великого в городе Ахене. Это восьмигранное здание симметрично в плане и увенчано куполом. В его архитектуре преломились мотивы позднеантичной и ранневизантийской архитектуры (один из вероятных прообразов — равеннская Сан-Витале). Колонны и декоративное убранство представляют собой сполии, доставленные для украшения капеллы по приказу императора из Равенны и Рима. Храм был призван наглядно воплотить притязания Карла на преемственность по отношению к римским и равеннским императорам.

После смерти Карла Великого, франки раздробили его империю. Но позднее, Оттон I Великий, германский король, выходец из Саксонии, решил воссоздать «единую Европу». Когда он приходил к власти, он позаботился о том, чтобы состоялась его официальная коронация, а также помазание иерархом, тем самым он возродил внешние формы и церемонии двора Каролингов. Оттон возродил политику Каролингов также и в том отношении, что стал раздавать герцогства своим родственникам. Оттон ужесточил контроль над церковью (создав т.н. «Имперскую церковь»), основывал новые епископства и аббатства. Империя была названа «Священная Римская Империя Германской Нации» (Первый Рейх) в 962 году и рассматривалась как прямое продолжение античной Римской империи и франкской империи Карла Великого. Главным отличием его империи от империи Карла Великого было то, что за основу была взята Византия и принципы универсализма. И период его правления называлось «оттоновское возрождение», где характерно усиление культурных связей с Византией. Это особенно сказалось на расцвете книжного дела и миниатюристики, главным центром которых стал монастырь Райхенау. Но создав свою империю, Оттон I Великий не сумел возродить мощь «единой Европы», как это сделал король Карл Великий.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: