Объяснение нового материала. В средние века в Европе выжигание уже стало не только формой народного творчества




Выжигание по дереву известно уже давно. В той или иной форме выжигание по дереву можно встретить в культуре любого народа. Первые предметы быта, украшенные выжженным узором, датируются приблизительно 700 годом до н.э. и обнаружены в Перу.

В средние века в Европе выжигание уже стало не только формой народного творчества, но и искусством. Им занимались многие знаменитые художники Рембрант, Брюйер, Пабло Пикассо, писатель Виктор Гюго.

В ХХ веке появились первые электрические приборы для выжигания.

В наше время применяют многие способы выжигания: пиротипию (горячее печатание), пирографию (горячее рисование), выжигание в горячем песке или на открытом пламени, на солнце увеличительным стеклом, выжигание кислотами, трением на токарном станке.

Выжигают рисунок с помощью электровыжигателя.

Выжигание (пирография) относится к древнейшим видам декоративно-прикладного искусства. В старину рисунок на древесине выжигали металлическими стержнями, разогретыми на огне. И в настоящее время выжигание по дереву применяется для декоративной отделки изделий. Продумай, какой рисунок или орнамент ты хочешь выжечь на изготовленной разделочной доске «рыбка», полочке для дисков, подставке для ручек и карандашей или на своём проектном изделии из древесины. Если необходимо, то поищи подходящий рисунок в Интернете. Выжигание выполняют специальным прибором — электровыжигателем (рис. 73). Рис. 73. Прибор для выжигания по дереву (электровыжигатель): 1 — рукоятка; 2 — наконечник; 3 — корпус; 4 — регулятор нагрева наконечника; 5 — электрический шнур При соприкосновении раскалённого наконечника выжигателя с древесиной её поверхностный слой подгорает, принимая жёлто-коричневый оттенок. Лучше всего подходят для выжигания мягкие породы древесины — тополь, ольха, липа, а также берёзовая фанера. На поверхности же твёрдых лиственных пород древесины (дуба, ясеня и др.) мягкие слои чередуются с твёрдыми, а у хвойных пород (сосны, ели) есть смолистые слои, из-за чего очень трудно получить при выжигании линии одинаковой окраски. Древесина, на которой выполняется выжигание, должна быть светлой и без сучков. Перед выжиганием деталь или изделие хорошо просушивают, так как влажная древесина при выжигании коробится. Перед тем как приступить к выжиганию изделия, следует потренироваться в выжигании прямых и кривых линий различной толщины на небольших кусках фанеры. Рассмотрим технологию выжигания на примере панно, изображённого на рисунке 74. Рис. 74. Декоративное панно, полученное выжиганием на фанере Первоначально поверхность фанеры шлифуют мелкозернистой шлифовальной шкуркой вдоль волокон древесины. Затем на фанеру переводят рисунок с помощью копировальной бумаги (рис. 75). Чтобы лист бумаги с рисунком не смещался во время копирования, его прикрепляют к фанере кнопками или прижимают каким-либо тяжёлым предметом. Если на рисунке есть прямые линии, то их лучше проводить по линейке. Рис. 75. Копирование рисунка на лист фанеры: 1 — фанера; 2 — копировальная бумага; 3 — рисунок После этого приступают к выжиганию. Рукоятку электровыжигателя держат в руке как карандаш при обычном рисовании (рис. 76). Рука устойчиво опирается на изделие. Рис. 76. Выжигание рисунка на фанере Сначала выжигают внешний контур рисунка, а затем переходят к внутренним элементам. Чтобы выжечь тонкую линию, наконечник элекгровыжига-теля быстро и без сильного нажима перемещают по поверхности. Для получения толстой линии наконечник ведут медленно. Однако если наконечник перемещать очень медленно, то края выжженных канавок обугливаются, что недопустимо. Ни в коем случае не следует спешить, так как ошибку при выжигании исправить очень трудно. Выжигание выполняют то в одной части рисунка, то в другой, чтобы древесина не перегревалась. После того как выжигание рисунка закончено, лист фанеры вторично шлифуют вдоль волокон древесины мелкозернистой шлифовальной шкуркой. Завершающим этапом является отделка изделия лакированием (см. § 15). Иногда выжигание сочетают с раскрашиванием (см. Приложение, рис. 174). Для раскрашивания изделия часто используют акварельные краски, которые наносят мягкой кистью. Раствор краски не должен быть густым, чтобы не закрывать текстуру древесины. Краску берут на кисть понемногу, иначе она будет растекаться за пределы окрашиваемого участка рисунка. Для раскрашивания небольшого рисунка применяют фломастеры. Выжигание можно сочетать с окрашиванием рисунка в различные тона с помощью морилки (см. § 15). После раскрашивания или тонирования рисунка поверхность лакируют, при этом рисунок становится более ярким, а изделие дольше сохраняется. Правила безопасной работы 1. Работы по выжиганию проводить при наличии на рабочем месте вытяжной вентиляции или только в хорошо проветриваемом помещении. 2. Электровыжигатель включать только с разрешения учителя. Во время перерывов в работе не оставлять электровыжигатель включённым. 3. Во время работы не наклоняться низко над изделием, сидеть прямо, дышать только носом. 4. Чтобы не уставали глаза, каждые 15-20 минут делать небольшие перерывы для отдыха. 5. Оберегать руки и одежду от раскалённого наконечника.   Новые слова и понятия Выжигаиие, электровыжигатель. Проверяем свои знания 1. Что такое выжигание по дереву? 2. Как называется прибор для выжигания, из каких основных частей он состоит? 3. Каким образом рисунок для выжигания переносят на поверхность изделия? 4. Как получают тонкие и толстые линии при выжигании? 5. Что произойдёт, если долго на одном месте держать раскалённый наконечник электровыжигателя? 6. Почему во время выжигания нельзя близко наклоняться над изделием?  

 

 

 

   

4. Практическая работа. (зарисовать выжигательный аппарат, записать правила техники безопасности и ответить на тесты полным ответом)

Правила техники безопасности при выжигании

1) Выжигать можно только по сухой древесине.

2) Для получения тонкой линии электровыжигатель следует передвигать быстро.

3) Для получения толстой линии электровыжигатель следует передвигать медленно.

4) Начинать выжигание нужно с контурных линий.

5) Через 10-15 минут работы электровыжигатель отключают на 2-3 минуты, помещение проветривают.Во время работы в результате обугливания древесины воздух в помещении загрязняется, поэтому помещение время от времени следует проветривать.

6)Изделие при выжигании следует установить под некоторым углом над плоскостью стола и на расстоянии 30-35 см от глаз. Важно, чтобы обрабатываемая поверхность изделия была хорошо освещена.

 

 

5. Закрепление знаний. Тестирование

1. Выжигание – это:

А – один из видов столярных работ.

В – один из видов слесарных работ.

С – один из видов декоративной отделки поверхности древесины.

Д – один из видов укрепления поверхности древесины.

 

2. Наилучший материал для выжигания

А – ДСП

В – ДВП

С – фанера

Д – пластик

 

3. Перед выжиганием поверхность

А – шлифуют напильником

В – шлифуют наждачной бумагой

С – обрабатывают рубанком

Д – полируют

4. Для выжигания подходит древесина деревьев

А – лиственных пород

В – хвойных пород

С – кустарников

Д – тропических пород

 

5. К лиственным породам деревьев относятся

А – берёза, осина, ольха, дуб, липа, лиственница

В – берёза, осина, дуб, ольха, липа, вяз

С – осина, дуб, берёза, ольха, вяз, лиственница

Д – лиственница, осина, берёза, дуб, вяз

 

6. Породу деревьев определяют по следующим характерным признакам

А – текстура, твёрдость, цвет, направление волокон

В – текстура, запах, твёрдость, цвет

С – твёрдость, запах, цвет, количество колец

Д – текстура, цвет, сердцевина, твёрдость

 

7. Фанеру получают путём

А – поперечного распиливания бревна

В – наклеивания друг на друга трёх (или более) листов шпона

С – прессования и склеивания измельчённой древесины

Д – прессования пропаренной и измельчённой древесной массы

 

8. Рисунок для выжигания переводят на изделие с помощью

А – кальки

В – ксероксных листов

С – копировальной бумаги

Д – прозрачной бумаги

 

9. Тонкую линию получают при

А – медленном движении пера

В – быстром движении пера

С – плавном движении пера

Д – движении пера рывками

 

10. Рисунок сначала выжигают

А – по внутренним линиям

В – по выпуклым поверхностям

С – по внешнему контуру

Д – по вогнутым поверхностям

 

11. Каким должен быть цвет пера при выжигании?

А – красный

В – тёмно-красный

С – тёмно-коричневый

Д – светло-коричневый

 

Подведение итогов

Сегодня мы познакомились с технологией художественной обработки дерева – выжиганием

Рефлексия: Выскажите свое мнение о том, что полезного вы пробрели на этом уроке. Где пригодятся вам приобретена практические навыки?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: