III. О методической помощи педагогам дошкольных образовательных организаций




Методические рекомендации по ведению документации воспитателей дошкольных образовательных организаций, направленной на реализацию основной образовательной программы дошкольного образования

I. Характеристика нормативно-правовых документов для организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО)

 

Требования по ведению документации воспитателем ДОО определяются следующими нормативно-правовыми документами федерального уровня:

 

1. Конвенция о правах ребенка (Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН
№ 44/25 от 20 ноября 1989 г.).

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (ред. от 07.05.2013).

3. Федеральный Закон от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ Семейный кодекс Российской Федерации (ред. от 29 мая 2019 года).

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.
№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

5. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 18 октября 2013 г.
№ 544н «Об утверждении профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего образования) ( воспитатель, учитель)».

6. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (СанПиН 2.4.1.3049-13).

7. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развитии Российской Федерации
от 26 августа 2010 г. № 761н.

8. Постановление Минобразования РФ от 16 июня 1989 года
№ 7/1. Программно-методическое обеспечение дошкольного образования - Концепция дошкольного воспитания.

В связи с отсутствием перечня основных документов по ведению документации воспитателя, утвержденного на федеральном уровне, перечень обязательных документов конкретизируется в локальных актах ДОО.

 

Цель документации направлена на педагогическую деятельность воспитателя по реализации программы дошкольного образования, сохранения и укрепления здоровья дошкольников, взаимодействия с родителями воспитанников по вопросам их развития и образования.

 

II. Документация воспитателей дошкольных образовательных организаций, направленная на реализацию основной образовательной программы дошкольного образования

При ведении документации воспитатель ДОО руководствуется нормативно-правовыми документами, законодательными актами сферы деятельности дошкольного образования и локальными актами ДОО. Каждая ДОО самостоятельно устанавливает необходимый перечень документации воспитателя и форм их ведения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и утверждает его на педагогическом совете ДОО.

Рекомендуем для ведения в ДОО следующие документы:

Вид документа Содержание Периодичность
Оценка индивидуального развития воспитанников ДОО (мониторинг) Карты индивидуального развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе различных видов деятельности. Периодичность проведения мониторинговых исследований определяется основной образовательной программой дошкольного образования
Социальный паспорт группы   Информация об особенностях семьи каждого воспитанника, её типе (полная/неполная, благополучная/имеются проблемы), количество детей в семье, социальном статусе родителей, их материальном обеспечении, жилищных условиях. (Полученные данные нельзя разглашать, сведения должны быть конфиденциальными). Один раз при комплектовании группы в начале учебного года, затем корректируется при необходимости
Сведения о воспитанниках и родителях группы В официально принятой практике обычно имеются следующие сведения о детях, посещающих группу: фамилия, имя ребенка; дата рождения; адрес проживания и телефоны; ФИО родителей, бабушек и дедушек; место работы родителей и телефоны. От родителей требуется письменное согласие на обработку персональных данных (полученные данные нельзя разглашать, сведения должны быть конфиденциальными). Заполняются один раз при поступлении детей в ДОО, затем корректируются по мере появления изменений данных
Журнал приема и ухода детей Ежедневный утренний прием детей должен проводиться воспитателями, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей, проводят внешний осмотр ребёнка, при наличии показаний измеряют температуру тела. В ясельных группах прием проходит с ежедневным измерением температуры тела. В период эпидемии гриппа – измерение температуры тела проводится во всех возрастных группах ежедневно. Выявленные при осмотре дети с подозрением на заболевание в детский сад не принимаются, а заболевшие в течении дня изолируются от здоровых детей в изолятор до прихода родителей. Журнал заполняется ежедневно и должен отображать ФИО ребёнка, результат осмотра, число и роспись родителя, которая ставится при приёме ребёнка и при его уходе.
Табель посещаемости Табель учета посещаемости детей (ф. 0504608) служит для учета посещаемости детей в учреждениях, в том числе в целях последующего начисления сумм, причитающихся к уплате родителями за содержание детей в этих учреждениях. Заполняется на каждую группу отдельно. Дни посещения ребенком учреждения в табеле не отмечаются, дни непосещения отмечаются в соответствующей графе. Табель подписывается ответственным лицом, назначенным руководителем учреждения (воспитателем) и руководителем учреждения.
План взаимодействия с родителями воспитанников группы План мероприятий группы учитывает мероприятия группы и мероприятия всего детского сада. (родительские собрания, консультации индивидуальные, групповые), семинары и пр.) Планируется на год.
Протоколы родительских собраний группы Любое решение становится правомочным только в случае наличия протокола. Его необходимо вести всегда, вне зависимости от степени важности обсуждаемых вопросов. Тетрадь протоколов заводится во время комплектования группы и ведется до выпуска из детского сада. Протокол пишет, присутствующий на родительском собрании, секретарь. Тетрадь нумеруется постранично, подшивается, скрепляется печатью и подписью заведующего ДОУ. План составления протокола: дата проведения собрания в ДОО, перечень присутствующих, тема встречи (повестка дня), перечень докладчиков (воспитатели, медицинский работник, логопед, педагог-психолог, руководители кружков, студий, родители и т. д.), решения, подпись секретаря, воспитателя и председателя родительского комитета. Все протоколы хранятся у воспитателя. Протокол ведется во время родительских собраний

Документация по планированию

Традиционно планирование воспитателем образовательной деятельности с детьми включает в себя документы двух форм планирования: перспективной и календарной.

Перспективные планы могут охватывать различные периоды времени от 1 года до 1 месяца. Это - тематический план реализации основной образовательной программы дошкольного образования на год, перспективные планы по отдельным направлениям деятельности (например, по реализации направлений части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, система закаливающих мероприятий в группе, сетка непосредственной образовательной деятельности и др.), длительные тематические проекты.

Календарное планирование может осуществляться на промежуток времени от 1 месяца до 1 дня. Это ежедневные планы образовательной деятельности с детьми, краткосрочные тематические проекты, в том числе, тематические дни. Конкретные сроки, охватываемые календарным планированием образовательной деятельности с детьми, устанавливаются решением педагогического совета ДОО. Так, на территории Российской Федерации наиболее распространенной является практика календарного планирования на 2-5 дней.

Вид документа Содержание Периодичность
Тематический план Разрабатывается группой наиболее компетентных педагогов под руководством старшего воспитателя и принимается на педагогическом совете до начала учебного года, что не исключает возможности его корректировки в установленном порядке в течение хода реализации. Тематический план – основа разработки тематических проектов /тематических комплексов для конкретной возрастной группы каждым воспитателем. Реализации основной образовательной программы дошкольного образования на год (по месяцам)
Тематический проект /тематический комплекс Разрабатывается или корректируется воспитателем (если он использует готовый проект) в соответствии с возрастными особенностями контингента детей группы и годовым тематическим планом. Тематические проекты / комплексы являются основой для календарного планирования. Контрольные сроки разработки устанавливаются дошкольной образовательной организацией.
Календарный план Планирование работы с детьми на каждый день, включает в себя не только мероприятия из комплексного планирования, но и мероприятия текущего момента, которые невозможно запланировать заранее, а также мероприятия, предложенные детьми в процессе совместного планирования, учитывающие их потребности и интересы. Например, прочитать книгу, которую ребенок принес из дома и др. Ежедневное планирование

III. О методической помощи педагогам дошкольных образовательных организаций

КОГОАУ ДПО «Институт развития образования» в помощь воспитателем ДОО предлагает ряд методических изданий по организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

 

1. Карта индивидуального развития ребенка.

2. Мониторинг по оценке качества реализации образовательной области «Физическое развитие».

3. Журнал мониторинга качества условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования в группе.

4. Теоретические и практические аспекты развития инклюзивного образования.

5. Совместная деятельность детей и взрослых по реализации основной образовательной программы дошкольного образования: конструктор планирования.

6. Детские культурные практики в образовательной деятельности ДОО.

7. Создание развивающей образовательной среды в дошкольных образовательных организациях в соответствии с ФГОС ДО.

8. Инновационные технологии и культурные практики в социализации детей дошкольного возраста.

Целью данных изданий является помочь воспитателям реализовать федеральные государственные стандарты дошкольного образования, оптимизировать деятельность педагогов по реализации образовательных программ.

 

В 2017-2019 году выпущены рабочие тетради для педагогов «Журнал мониторинга качества условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования в группе», «Мониторинг по оценке качества реализации образовательной области «Физическое развитие», «Карта индивидуального развития ребенка», содержащие практический материал: карты индивидуального развития ребенка и методики проведения диагностики, карты оценки образовательной среды в группе ДОО и др. Данные материалы позволяют минимизировать трудоемкость и временные затраты на оценку качества образования в ДОО.

КОГОАУ ДПО «Институт развития образования» предлагает готовые методические разработки: «Теоретические и практические аспекты развития инклюзивного образования», «Детские культурные практики в образовательной деятельности ДОО», «Создание развивающей образовательной среды в дошкольных образовательных организациях в соответствии с ФГОС ДО», «Инновационные технологии и культурные практики в социализации детей дошкольного возраста», «Совместная деятельность детей и взрослых по реализации основной образовательной программы дошкольного образования: конструктор планирования» по реализации современных требований к дошкольному образованию. Данные пособия включают апробированные практические материалы: сценарии, планы, проекты, систему работы по отдельным направлениям для непосредственного использования в работе воспитателя с детьми.

Навигатор пособий



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: