Программа социально-педагогической поддержки ребенка.




Комплексная программа социально-психологической поддержки ребенка из неблагополучной семьи.

1. Ковалев Кирилл Артурович, 30. 03.2006 г.р., 10 лет. Ученик 4»б» класса средней общеобразовательной школы №2 им. В.З. Петрашова. Проживающий по адресу: Г.Курск, ул.Чехова, д.60.

2. Ярко выраженная эгоистическая направленность. Мальчик ничем не увлекается, не посещает никаких кружков и секций. Можно сделать вывод о том, что мальчиком дома не занимаются, не интересуются делами, он весь день предоставлен самому себе. Желания, мотивы, поступки – все ежеминутные порывы, нет долгоидущих планов и мечт. Методика на выявление героя, идеала показала, что мальчик не имеет образа в голове, у него есть лишь качество, которое на данный момент для него недостижимый идеал: «Я хочу прыгать на большие расстояния». Самооценка Кирилла на низком уровне. Что характерно, мальчик не считает себя добрым, послушным, умным, вежливым. На критические замечания учителей не обращает внимания, просто игнорирует их. Ребенку бы хотелось учиться хорошо, но у него не сформирована усидчивость, терпение и другие нужные качества, «если что-то не получается, я делать не буду». Из наблюдения за ребенком можно сделать вывод о его холерическом типе темперамента. Однако, первые встречи ребенок усердно делал вид флегматика. Со слов учителя: «ученик с властолюбивым поведением, но форма пассивная, тихое непослушание: обещает и вежливо отвечает мне, но продолжает делать свое. Какие-либо моральные чувства ребенку если и знакомы, то он их вспоминает с трудом, не соотносит их с чем-то хорошим». Любые внешние эмоциональные переживания увидеть не удалось, только утомляемость, хотя мальчик не был враждебен - держал достаточную дистанцию на встречах. Качества, замеченные мной у него во время обследований: ярко выраженное легкомыслие, беспечность, но внимание и уважение к старшим. Сам мальчик сказал, что он нечестный, но объяснять не стал. Как ранее отмечалось, отношение к учебе попустительское и расслабленное. Кирилл говорил, что трудолюбивый, но дома обязанностей никаких не имеет и не хочет. Причины отклоняющегося поведения, по моему мнению – ошибки семейного воспитания (равнодушное, одинокое детство, проблемы и конфликты в семье), а также психотравмирующие ситуации в детстве(уход отца, бег из родной страны, отчим, сложная жизненная ситуация развития).

Программа социально-педагогической поддержки ребенка.

Цель программы: создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи.

Система задач: раннее выявление неблагополучных семей, осуществление информационной и посреднической помощи семье «группы риска», оказание помощи направленной на успешную социализацию ребенка из неблагополучной семьи.

Программа рассчитана на долговременную работу, минимум одна учебная четверть.

Основные формы и методы работы, используемые в реализации программы:

Методы работы:

1. диагностические: А) наблюдение - общенаучный метод исследования, предполагает целенаправленную, систематическую фиксацию проявлений деятельности личности, коллектива, группы людей. Наблюдение может быть сплошным и выборочным; включенным и простым; неконтролируемым и контролируемым (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); полевым (при наблюдении в естественных условиях) и лабораторным (в экспериментальных условиях);

Б) опрос - это метод сбора информации, проводимый в виде интервью, беседы по заранее составленному плану;

В) тестирование - это один из методов исследования, заключающийся в диагностике личности, психического состояния функций, имеющихся и вновь приобретенных знаний;

2. управленческо - воспитательные методы (активные), ситуационно - ролевые игры, социально - психологические тренинг.

Формы работы: индивидуальная, групповая и фронтальная (т.е. консультирование, дискуссионный диалог, лекция, семинар, обучающий и формирующий тренинг, психокоррекция).

Консультирование - это ориентация детей и подростков по воспитанию культуры семейных отношений, по возрастным и индивидуальным особенностям психического развития с целью психокоррекции и профилактики отклонений от нормы в семейного благополучия. Работая с семьей, могут быть использованы наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждения, художественные аналогии, мини-тренинг и пр. при этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи - образовательные, психологические, психолого-педагогические. Если семья не является инициатором взаимодействия с социальным педагогом, консультирование может проводиться в завуалированной форме. Конечная цель консультационной работы - с помощью специально-организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку. Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей.

Обучающий и развивающий тренинг - это применение коррекционных и обучающих методов, направленное на развитие, формирование отдельных психических функций, умений, навыков и семейной компетенции детей и подростков, ослабленных в силу особенностей воспитания или социальной среды, но необходимых для успешной самореализации личности в различных видах деятельности. Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.

Коррекция - это коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка; профилактика нежелательных, негативных тенденций, личностного и интеллектуального развития.

Психотерапия - это система лечебного воздействия на психику, на весь организм и поведение ребенка и взрослого, комплексное лечение психических, нервных и психосоматических расстройств, решающее задачи по смягчению или ликвидации имеющейся симптоматики и изменению отношений к социальному окружению и собственной личности.

Содержание программы:

Для выявления неблагополучных семей в программе представлены различные диагностики:

1. Наблюдение за детьми. Цель: определить наличие проблем у ребенка, общее эмоциональное состояние и психологический портрет.

2. Опрос, анкетирование родителей. Цель: собрать необходимую информацию о семье, а так же определить характер внутрисемейных взаимоотношений.

3. Проективные методики, направленные на изучение детско - родительских взаимоотношений; определение ведущих мотивов поведения каждого из члена семьи; выявить уровня развития интеллекта, изучение характера коммуникаций в семье - прямой или опосредованный.

Разработка плана работы с семьей, направленной на корректировку отношение к ребенку, происходила с учетом типа внутрисемейного воспитания.

Можно организовать:

1. родительски собрание для группового обсуждения актуальной проблемы, в результате беседы родители делятся своим жизненным опытом и прислушиваются к советам других родителей;

2. тренинги, направленные на развитие умений и навыков, которые помогают семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия. Среди таких навыков надо выделить:

· коммуникационные умения и навыки: умение «активного слушания», представляющее собой безоценочную реакцию, которая свидетельствует о том, что родители заинтересованно слушают и понимают своего ребенка; отработку «Я - сообщения», выражающего личную обеспокоенность родителя возможными последствиями действий ребенка, и др;

· психогигиенические приемы преодоления стрессовых ситуаций. Повседневной саморегуляции, оказания психотерапевтического воздействия на ребенка и др;

· психолого-педагогические приемы: приемы раннего развивающего обучения, модификации поведения ребенка, игротерапии и др.

3. деловая игра, направленная на повышение и расширение знаний родителей в области семейного воспитания.

4. При любом типе воспитания необходима индивидуальная консультация, так как она приносит наиболее продуктивные результаты. Возможны беседы на темы, касающиеся семейного воспитания: стили воспитания, ошибки воспитания и их последствия. Но наиболее актуальны темы, которые интересуют самих родителей, поэтому необходимо заинтересовать и подтолкнуть их к обращению за индивидуальной консультацией при возникающих вопросах и проблемах.

5. «Стенд для родителей», где изложены основные положения, касающиеся воспитания детей, представлена информация о возможной помощи, а так же описание работы социального педагога по работе с семьей: основные направления, формы и методы его работы и обязательно график работы.

6. Патронаж - одна из форм работы социального педагога, представляющая собой посещения на дому с диагностической, контрольной и адаптационно - реабилитационной целями. Патронаж проводиться со следующими целями:

§ Диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных социальных факторов риска, исследования сложившихся проблемных ситуаций.

§ Контрольные (оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем, выполнения родителями рекомендаций.

§ Адаптационно - реабилитационные (оказание конкретной образовательной, психологической и посреднической помощи)

При разработке плана работы с детьми, направленной на корректировку отношения к взрослым могут быть организованы следующие мероприятия:

1. классный час с целью выяснения мнения детей на заданную тему, ее обсуждения и определения возможных форм поведения в заданной ситуации.

2. ролевые игры, направленные на определение существующих установок, касающихся семьи, а так же формирование новых, адекватных семейной ситуации.

3. упражнения для выявления и развития воображения детей, способности к вербализации их фантазий

4. индивидуальные консультации для более открытого и доверительного разговора.

Нужно привлечение социальным педагогом различных специалистов для осуществления помощи семье: информационной, посреднической, досуговой, социальной и педагогической.

Во-первых, это педагогический коллектив школы, в лице классных руководителей, администрации и школьного психолога. Во-вторых специалисты микросоциума. Социальный педагог сотрудничает с наркологическим диспансером, инспектором по делам несовершеннолетних, органами социальной защиты населения, органами опеки и попечительства, учреждениями дополнительного образования, органами по делам молодежи.

Динамика изменений, происходящих в семье в результате проведения программы, просматриваются с целью отслеживания и корректирования работы. Для контроля по реализации программы могут быть организованы контрольные посещения на дому, повторное проведение диагностических методик, консультации с детьми и родителями для определения уровня и степени ликвидации признаков неблагополучия.

Если при подведении итогов проведения программы заметна ликвидация факторов неблагополучия в семье, то это дает основание для снятия с учета семью. Чаще всего эффективность программы наблюдается по следующим параметрам: у детей улучшилась успеваемость, сократились прогулы, эмоциональное настроение поднялось и общее психологическое состояние приблизилось к норме.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: