Тема № 12
История искусств Греции или античности делится на несколько периодов, среди которых самые важные – это: Геометрический (9-8 в.в. до н.э.); Архаический (7-6 в.в. до н.э.); Классический; Эллинистический (3-1 в.в. до н.э.).
Особенность этого искусства в том, что оно наглядно, нет никакой мистики, все просто и объяснимо. Мир изображается таким, какой он есть в действительности. Между древнегреческими мастерами существовало соревнование, периоды сильно отличались друг от друга.
Искусство Древней Греции появилось на основе крито- микенского (о. Крит), которое по времени существовало раньше. До сих пор крито- микенская культура до конца не разгадана, т.к. осталось мало памятников. Критские дворцы были богато украшены росписями, о чем свидетельствуют некоторые дошедшие до нас: «Царь-жрец», «Парижанка», Роспись с дельфинами и т.д. Здесь было много морских тем: сосуд с осьминогом. Был раскопан огромный царский дворец в Микенах, своей сложной планировкой он напоминает мифологический лабиринт. На этот миф также указывают множественные изображения быка: сосуд в виде головы быка, росписи на стенах и т.д. В Микенах была найдена знаменитая посмертная золотая маска царя.
Архитектура.
Архитектура представлена в основном храмами. Это прямоугольные здания (периптер) с входом на узкой торцевой стене с колоннами, которые или обрамляли вход, или делили внутреннее пространство, или стояли у стен.
Был создан ордер (от лат. «порядок, строй») - единая мерка при строительстве зданий.
Самым древним считается дорический ордер. Дорические постройки были низкие, тяжеловесные и приземистые («мужественный стиль»). Ионический – легкие, стройные и изящные постройки («женственный стиль»). В конце 5в. до н.э. появился коринфский ордер («девический стиль»). Зодчие выбирали ордер храмов в зависимости от того, какого пола, духа и авторитета было божество.
|
Архаика (от греч. archaпkos – старинный, древний), ранний этап в развитии какого-либо явления. В истории искусства понятие архаика прилагается, как правило, к раннему периоду развития искусства Древней Греции (7–6 вв. до н.э.), времени интенсивного сложения древнегреческой культуры, формирования основных типов храмов, жилых и общественных зданий, выработки новых форм монументальной скульптуры, расцвета сначала чернофигурного, а затем краснофигурного стилей вазописи (работы Эксекия и др.). В эпоху архаики греческое искусство, сохраняя монументальность и цельность, свойственные древнейшим цивилизациям, постепенно обретало самобытность образно-пластического языка. Самыми знаменитыми являются: храм Посейдона, храм Аполлона, Акрополь в Афинах.
Дорический; Ионический Коринфский. |
Акрополь (греч. akropolis, от akros – верхний и polis город), возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, крепость, убежище на случай войны. На Акрополе обычно находились храмы божеств-покровителей данного города. Наиболее известен Акрополь в Афинах на возвышающейся над городом скале – гармоничный по масштабам построек, связанный с естественным окружением ансамбль, созданный под общим руководством Фидия: парадный вход Пропилеи, храм Нике Аптерос (бескрылая), главный храм Акрополя и Афин Парфенон, храм Эрехтейон (асимметричный, с кариатидами вместо колонн у одного из портиков). Известными архитекторами на то время были Калликрат, Иктин.
|
Помимо храмов в Греции появились алтари, мавзолеи (надгробные памятники), например Галикарнасский мавзолей; маяки. Фаросский маяк считался одним из чудес света.
Искусство Древней Греции (урок №2) Скульптура.
Первоначальные статуи слишком напоминают колонны: руки тесно прижаты к телу, ступни ног стоят на одном уровне. У мужских и женских фигур сходные пропорции, с той лишь разницей, что мужские статуи очень часто предстают обнаженными, а женские в одеяниях. Позже пропорции женских фигур, называемых кора и мужских – курос – становятся более естественными.
Период классики считается расцветом скульптуры («Дельфийский возничий»). В то время творил один из величайших ваятелей 5в.до н.э. Мирон. Им была создана знаменитая статуя метателя диска – «Дискобол». Поликлет прославился статуями атлетов, одна из наиболее известных – «Дорифор». Существует много скульптурных изображений бога Аполлона (Аполлон Бельведерский), Афродиты (Афродита Милосская и Афродита Книдская), Гермеса и Диониса, Зевса. «Лаокоон» (1в. до н.э.) Он полон самого потрясающего, могучего пафоса. Художников вдохновил рассказ Софокла о том, как Лаокоон был умерщвлен змеями вместе с своими незаконно прижитыми детьми; змеи эти были посланы разгневанным Аполлоном за осквернение священной рощи. Лаокоон, очевидно, стоял у жертвенника, а два сына прислуживали ему. (Змеи скрутили сразу и отца и детей.). Ника Самофракийская, олицетворяющая порыв (стояла на вершине утеса).
|
Во всех скульптурах с особым мастерством передана красота обнаженного человеческого тела, пропорции которого всегда идеализированы. Движения и позы также отличаются не только достоверностью, но и некоторой «театральностью», т.к. древние греки провозглашали красоту во всем своем искусстве.
Классика (от лат. classicus– образцовый), период расцвета древнегреческого искусства, охватывающий 5 в. до н.э. и первые три четверти 4 в. до н.э. В эпоху Классики сложилась система регулярной планировки города-полиса, высшей гармоничности и тектонической уравновешенности достигла ордерная архитектура, идеалы возвышенной красоты воплотились в пластике у скульпторов Мирона, Поликлета, Фидия (скульптурное оформление Парфенона: «Мойры»,рельефы и т.д.), Скопаса («Менада»), Праксителя ( Гермес младенцем Дионисом ), а на исходе эпохи – Лисиппа (голова А.Македонского). Классика подразделяется на высокую и позднюю.
Вазопись античная, искусство росписи античных керамических сосудов. Древнейшие образцы вазописи относятся к эгейской эпохе: критские вазы с изысканными растительными узорами ("стиль камарес", 20–18 вв. до н.э.) и живыми лаконичными изображениями морских животных (конце 17–16 вв. до н.э.), строгие по композиции сосуды "дворцового стиля" (конце 15 в. до н.э.) с геометризованным растительным орнаментом, микенские вазы (14–12 вв. до н.э.)со схематичными фигурами людей и животных. В ранней древнегреческой вазописи выделяются протогеометрический (11–10 вв. до н.э.) и геометрический (9–8 вв. до н.э.) стили с подчеркивающими тектонику сосудов полосами ритмичных геометрических узоров, "ковровый" или "ориентализирующий" стиль (7 в. до н.э.) с полихромными изображениями животных и фантастических существ. Наиболее совершенные памятники вазописи возникли в эпохи древнегреческой архаики и классики: вазы чернофигурного стиля с силуэтными изображениями(«Ахилл и Аякс играющие в кости»), и краснофигурные росписи, изящные и строгие. С 3 – 2 вв. до н.э. древнегреческая вазопись постепенно пришла в упадок и уступила место украшению сосудов рельефным декором или накладными орнаментальными росписями.
Эллинизм – время после смерти А.Македонского, когда объединился разнородный мир – от Греции через Персию и Среднюю Азию до Индии. Эллинский стиль в разных местностях, принимая различные облики, распространился на огромном пространстве. После завоевания Греции Римом эллинизм продолжил свое существование на римской почве.