Часть А
А1. Пишется А на месте всех пропусков:
1) к..нонада 2) спл..титься во имя идеи 3) сотв..ренный | 4) б..рдюр 5) выг..рки |
А2. Пишется Е на месте пропусков:
1) выст..лать 2) р..менной 3) прор..дить редиску | 4) в..нтиляция 5) прип..рать к стене |
А3. Пишется С на месте пропуска:
1) мас..онский 2) тунгус..кий 3) бе..полезный | 4) бе..дорожье 5) ве..ти товары на рынок |
А4. Пишется О на месте пропусков:
1) маж..р 2) палач..м 3) окруж..нный | 4) мальч..нка 5) ч..боты |
А5. Укажите ряды, в которых на месте пропуска пишется одна и та же буква:
1) ц..када, проц..нтовка 2) агломерац..я, пред.. юньский 3) юркие синиц.., куниц..н хвост | 4) сверх..естественный, раз..ем 5) обез..яна, поймал много рыбищ.. |
А 6. Пишется Е на месте всех пропусков в рядах:
1) Син..ватый, о сомнень.. 2) стульч..к, к обедневш..м родственникам 3) о горящ..м костре, ободоч..к | 4) в планетар..и, в русской печ.. 5) доверч..вый, тонк..м стержнем |
А 7. Пишется Е на месте всех пропусков в словах:
1) выряд..лся 2) затм..вать 3) он пуга..т | 4) возглав..вший 5) надо..нное молоко |
А 8. Пишется НН на месте всех пропусков в рядах:
1) увлече..о говорить, рва..ая ткань; 2) броше..ый мяч, речь вдохнове..а; 3) книги прочита..ы, глаже..ая мамой рубашка; | 4) благоустрое..ость, обма..ый маневр; 5) застеле…ая кровать, заколдова..ое место; |
А 9. Пишется НЕ раздельно во всех случаях в рядах:
1) (не)высокие, но красивые горы; (не)по народному обычаю. 2) (не)радующий глаз; далеко (не)однообразный звук; 3) грядка (не)вскопана; (не)решая проблем; | 4) очень (не)броский наряд; (не)оправданный оптимизм; 5) (не)стеклянный шар; говорить (не)громко, а тихо; |
А 10. Укажите номера пропусков, где пишется НЕ:
Родион н..1 раз пробовал писать тексты, но, как он н..2 ухищрялся, так н..3 разу н..4 написал н..5чего стоящего.
А 11. Через дефис пишутся слова:
1) (по)летнему расписанию 2) (пепельно)седой 3) (пол)лета | 4) (дальне)восточный регион 5) (моно)культура |
А12. Слитно пишутся выделенные слова в предложениях:
1) Мост через речку строили (в)течение пяти лет.
2) Я так до конца и не понял, что мама имела (в)виду.
3) Игнат упорно шел (на)встречу мечте, (не)взирая на неприятности.
4) Гнезда дятлов в лесу прячутся, так(же), как гнезда других лесных пернатых.
5) Дед мой никогда не выставлял (на)показ свои военные заслуги.
А 13. Тире на месте пропусков ставится в предложениях:
1) Познать глубину сюжета и героев __ задача настоящего читателя.
2) Кибитки, кувшины с кумысом, улыбки кочевников__все радовало Толстого.
3) Горы алтайские __прекрасны и величественны.
4) Учение__есть первостепенная задача человеческого разума.
5) Ф. Скорина __один из известнейших представителей белорусского Возрождения
А 14. Запятая ставится на месте всех пропусков в предложениях:
1) Звезды_сиявшие ночью столь ярко и маняще_ к утру поблекли и стали еле видны.
2) Сфинксы египетские переехали в Петербург_ожидавший заморскую сказку_и_источая аромат мистики_гордо воссели на одной из набережных.
3) Ночь перед экзаменом мы провели__не смыкая глаз.
4) В сложенных в укромный уголок_книгах_перевязанных серой шпагатной нитью_не было ничего угрожающего.
5) Яркий и представительный_он привлекал взгляды посетителей ресторана.
А 15. Укажите предложения, в которых выделенные слова (обороты) являются вводными (Знаки препинания не расставлены!)
1) Через несколько минут он наконец затих и заснул.
2) Он расчувствовался однако не подал вида.
3) Весной кажется будто по всем садам кипит молоко.
4) Время это бесконечное движение и оно не может быть мыслимо иначе.
5) Листопад казалось никогда не закончится.
А 16. Запятая ставится на месте всех пропусков в предложениях:
1) Князь этот за время правления пополнил казну_и отменил многие налоги_изгнал предателей_ и наградил достойных.
2) Каждый год мы приезжали_или к бабушке в деревню_или к друзьям на дачу.
3) В книгах красочно и правдоподобно описывались и громкие славные победы над врагами_и невероятные путешествия в заморские страны_и удивительные встречи.
4) После праздника остались в беседке сваленные в кучу складные кресла_и пустые коробки_и блестки конфетти.
5) Заканчивалась волшебная ночь в походе_ и в прибрежных деревнях _ и на станции уже слышны были утренние звуки.
А17. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:
1) Мне особенно нравилось что, когда приходили гости, родители усаживали всех за круглый стол в гостиной.
2) В доме было сумрачно и горели светильники.
3) На лесных полянках нежно белели подснежники и небо казало молодым и ярким.
4) Прав не тот кто знает истину, а тот, кто умеет ею распорядиться.
5) Кто бы ни пробовал отыскать потерянные сокровища и где бы ни объявлялись новые карты, мы понимали безнадежность всех попыток.
А 18. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:
1) У нас есть хорошая традиция: каждое 31 декабря мы с друзьями ходим в баню.
2) Он не умеет плохо работать: все будет сделано великолепно.
3) Принц внимательно посмотрел вокруг: все лягушки притихли в ожидании чуда.
4) Мы не встретились, я долго ждал на морозе, не зная об опоздании поезда.
5) Луна выглянет из-за тучки – серебряный свет зальет сад.
А 19. Укажите предложения с правильным пунктуационным оформлением прямой речи:
1) Переходя дорогу, бабушка объясняла внучке: «Светофор – твой главный друг на дороге!»
2) «Скоро ли ты вернешься?» - спросила мать. – «Скорее всего, ближе к вечеру», - ответил сын.
3) – Следовало бы избавиться от недостатков, - пробормотал режиссер и смущенно добавил: – Кто же сейчас не имеет недостатков?
4) По свидетельству очевидцев: «не знаешь броду – не лезь в воду».
5) «Вокруг моей первой повести поднялась шумиха, – вспоминал Достоевский: – Яне мог спокойно выйти в общество!»
А 20. Запятая ставится на месте всех пропусков в предложениях:
1) Жила с тех пор Каштанка_как за каменной стеной.
2) Мы посетили_как страны Азии_так и страны Ближнего Востока.
3) Нам не дано предугадать_как наше слово отзовется…
4) Пред нами вершины гор_как грани алмазов_сияют.
5) Многое в этой жизни _как драгоценный цветок_хрупкость которого неизмерима.
А 21. Укажите номера пропусков, на месте которых нужно поставить запятую.
Ко многому в жизни привык Иван1_и2_когда он3_ уезжая очередной раз в дальние края4_прощался с любимыми улицами, то всякий раз ловил себя на мысли5_ он скоро вернется.
А 22. Укажите, строение каких слов соответствует схеме: приставка+корень+суффикс+суффикс+окончание:
1) растерянно (смотрел) 2) растрепанный 3) расфасовочный | 4) распознавание 5) разлюбленный |
А 23. Укажите, в каких предложениях грамматическая основа подчеркнута правильно:
1) Клиенттребовал банк вернуть все деньги.
2) Лена с Вовойспрятались за деревья и молча наблюдали за медведем.
3) На уютной поляне среди цветов и ароматных трав расположилипалатки и матрасы.
4) Дед наш, несмотря на возраст, в пении любого заткнет за пояс.
5) Озеро Байкал находится в сердце Сибири.
А 24. Верными являются утверждения:
1) Междометие может выполнять функцию подлежащего.
2) оба существительных письмишко, тракторишко относятся к среднему роду.
3) В предложении Возможностей для отступления было не так много, и мы заранее позаботились о наличии запасных вариантов выделенные существительные употреблены в форме родительного падежа.
4) В предложении Книга для человека является ценнейшим источником знаний выделенное существительное выполняет функцию дополнения.
5) В именах существительных крапива, верба ударение падает на последний слог.
А 25. Речевые нормы нарушены в предложениях:
1) Впереди армии двигался ее арьергард.
2) Профессор был нестерпим к обману и лицемерию.
3) Кащей Бессмертный хоть и дышал на ладан, однако был невероятно живуч.
4) Настойчивость в достижении цели играет большое значение.
5) Нас волновали две единственные проблемы.
А 26. Укажите предложения, в которых правильным является первый из предложенных в скобках вариантов:
1) За три дня мы видели двое (сумерков, сумерек)
2) Это был (умнейший, более умнейший) человек среди нас.
3) Для (обеих, обоих) сестер было важно победить в соревнованиях.
4) Я вчера (с кое-кем, кое с кем) разговаривала.
5) (Беги, бежи) что есть мочи.
А 27. Синтаксические нормы нарушены в предложениях:
1) Я не только выписываю газеты, но и журналы.
2) Лежащий городок у подножия гор был нам знаком.
3) Бабушка сказала, что я уже собираюсь уезжать, дорогие внуки.
4) Аннотации о книгах очень помогли нам в поиске литературы.
5) Согласно приказу директора учащиеся питаются бесплатно.
А 28. Прочитайте текст и определите, какое из приведенных предложений должно быть в нем первым:
(1)…. (2)В нём всегда стать, сила и мужество; в нём более всего агрессии и защиты одновременно. (3)Надо сказать, что лошади вообще никогда не движутся хаотично, всегда есть тот, кто управляет табуном. (4)И его всегда видно невооружённым взглядом. (5)Это тот, кто выше и сильнее всех, тот, кто постоянно раздаёт пинки направо и налево, кусая за зады тех, кто ослушался; это самый красивый и статный, самый уверенный в себе, тот, кто при встрече с вами сразу же прикроет телом своих лошадей и будет пристально следить за вами, защищая остальных от опасности и уводя табун подальше от неё. (6)Дерзкий и энергичный - это лидер табуна, лошадь, к которой другие лошади относятся с уважением и покорностью.
1) В странах, где много природы, часто встречаются свободно пасущиеся лошади.
2) Не будите спящего зверя!
3) Хочу представить вам царя гор – благородного оленя.
4) Вожак табуна лошадей всегда какой-то совершенно особенный и потрясающий.
5) Что было бы с природой, если бы в ней не было лошадей?