Найди спрятавшуюся букву Т»




Цели. Закрепляем образ буквы Т, учим выделять ее из ряда похожих фигур. Тренируем ребенка в самостоятельном написании этой буквы.

Ход игры. Ребенок рассматривает предложенные фигуры на рисунке, узнает среди них Т т и обводит буквы кружками, после чего сам записывает Т т в пустых клетках, комментируя свои движения.

К к

Разгадай ребус»

Цели. Учим разгадывать и составлять ребусы, заменяя в слове одну букву. Закрепляем навыки звуко-буквенного анализа слов на примере слов КИТ, КОТ. Учим сравнивать слова.

Ход игры. Ребенок рассматривает картинку и называет изображенное животное (кит) проводит звуко-буквенный анализ этого слова. Под картинкой ребенок дописывает в словах недостающие буквы, раскрашивает звуковую схему, рядом рисует слоговую схему этого слова.

Предлагаем ребенку устно заменить в слове КИТ букву И на О. Он произносит получившееся слово — КОТ. Объясняем принцип зарисовки ребуса. Ребенок в пустом квадрате рисует отгадку к ребусу (КОТ), под своим рисунком в словах дописывает недостающие буквы, закрашивает звуковую схему, рисует слоговую схему слова. Закончить игру нужно анализом слов КИТ и КОТ: найти сходства и различия в написании самих слов и в их схемах.

Какая птица лишняя?»

Цели. Закрепляем обобщающее понятие перелетные птицы. Учим находить основное отличие у объектов, входящих в близкие обобщающие понятия: птицы перелетные и птицы зимующие. Закрепляем навыки звуко-буквенного и слогового анализа с выделением последнего слога в слове (утка, сорока, ласточка. Учим подбирать слова, заканчивающиеся на заданный слог ка. Продолжаем составлять слоговые схемы слов.

Ход игры. Ребенок рассматривает картинки и находит для всех объектов обобщающее название: птицы. Ребенку предлагается найти среди птиц «лишнюю» и объяснить свой ответ. (Лишняя сорока: она зимующая птица, а остальныеперелетные.)

Даем ребенку задание: подобрать к названию каждой птицы слоговую схему из тех, которые даны под картинками. При этом ребенок проверяет свой ответ известными ему способами (с помощью руки, выделением гласных). После проверки он соединяет картинку и подходящую схему линией со стрелочкой, вписывает гласные над схемой. Будьте внимательны! В слове утка ребенок сам может расставить гласные. Но разобраться в словах сорока и ласточка ему помогает взрослый, проговаривая эти слова так, как они пишутся (со-ро-ка, лас-точ-ка). Ребенок выделяет услышанные гласные и расставляет их над схемой. Затем взрослый просит еще раз произнести все слова и найти общий для них слог, определяя его место в слове (слог ка — находится в конце слова). Ребенку нужно вспомнить как молено больше слов, заканчивающихся на слог ка.

Забавная птица»

Цели. Учим ребенка узнавать знакомые буквы, написанные необычно, и уточнять, в чем необычность их написания. Повторяем пройденные гласные и согласные буквы, дифференцируя их. Закрепляем написание буквы К.

Ход игры. Предлагаем ребенку узнать и назвать предмет, изображенный на картинке (птица). Выясняем, что он видит необычного в рисунке. (Птица составлена из букв.) Ребенок называет буквы, которые он узнал на картинке, при этом уточняет, что изображает на рисунке каждая буква и так ли она должна писаться. Ребенок может рядом с птицей написать эту букву правильно, комментируя свои движения. Затем он обводит гласные в изображении птицы красным карандашом, называя их, а согласные — черным карандашом. При перечислении букв нужно сделать обобщения: гласные буквы, согласные буквы.

Ребенок должен определить, какой из уже знакомых ему букв нет в изображении птицы и к какой группе букв она относится согласная). Игру завершаем написанием буквы К к.

«Ударение»

Цели. Учим определять ударную гласную и ударный слог в слове. Объясняем значение ударения на примере того, как меняется значение слова при изменении в нем ударной гласной (ударного слога). Учим объяснять лексическое значение слова, отвечая на вопросы: Что это? Что это обозначает? Для чего нужен этот предмет? и т. д. Закрепляем умение выделять гласные и определять количество слогов в слове.

Ход игры. Ребенок поочередно рассматривает картинки, называя нарисованные предметы, определяет гласные и количество слогов в названиях предметов; выделяет ударную гласную в слове и записывает ее в схеме. Предлагаем ему назвать это же слово, но с ударением на другом слоге, указанном на схеме рядом. Ребенок сам называет гласную, которая теперь стала ударной, объясняет лексическое значение этого слова с новым ударением, рисует для него картинку и записывает гласные в схеме.

В конце занятия полезно обратить внимание ребенка на то, что ударение в слове нужно ставить верно. Рекомендуется проверить, правильно ли ребенок ставит ударение, например, в таких словах: свёкла, шофёр, стаканы, пальцами, поняла и т. д.

X х

5. «Вот так зверь!»

Цели. Закрепляем обобщающее понятие дикие звери ваших лесов. Закрепляем знание о том, что есть хищные и травоядные звери. Учим ребенка образовывать прилагательные: лисий, волчий, заячий, беличий. Учим различать звуки и буквы X — Т, закрепляем правильное написание этих букв. Закрепляем умение выделять первый звук и букву в слове.

Ход игры. 1. Ребенок рассказывает, кто где нарисован (белка — в верхнем левом углу; лиса — в нижнем левом углу; заяцв верхнем правом углу; волкв нижнем левом углу); дает общее название увиденному: дикие звери.

Предлагаем ребенку внимательно рассмотреть зверей и сказать, что у них нарисовано неправильно; нужно раскрасить только правильно нарисованные части рисунка, не закрашивая то, что принадлежит другому животному. Ребенок называет ту часть рисунка, которую он не раскрасил, и объясняет почему. (У белки не раскрашен хвост, потому что он волчий. И т. д.)

Ребенок вспоминает общее название таких животных, как заяц и белка (травоядные); объясняет, почему они названы травоядными, и приводит другие примеры таких животных.

А как можно назвать одним словом волка и лису? (Хищники.)

Ребенок называет зверей, относящихся к хищникам.

Ребенок рассматривает, называет и обводит буквы, находящиеся в кружках. Предлагаем ему определить, к каким из этих животных относятся написанные буквы, и объяснить свое предположение. (Слово травоядные начинается с Т. Здесь травоядныебелка и заяц. Слово хищники начинается с X. Здесь хищникиволк и лиса.) Ребенок соединяет стрелкой картинку и относящуюся к ней букву.

Хитрые буквы»

Цели. На примере слов муха и мука закрепляем умение делать полный звуко-буквенный и слоговой анализ слова с выделением ударения. Учим различать (дифференцировать) звуки и буквы КX.

Ход игры. Ребенок поочередно рассматривает картинки, читает слова под ними и вписывает пропущенную букву; сравнивает написание этих слов, определяя их сходства и различия.

Ребенок определяет, к какому слову относится каждая слоговая схема. Игра заканчивается рисованием звуковой и слоговой схем под словами МУХА и МУКА.

Какая буква лишняя?»

Цели. Закрепляем знания о звуке и букве X. Учим находить эту букву среди других букв. Закрепляем знание о гласных и согласных, умение их различать.

Ход игры. Ребенок называет буквы по порядку, определяет среди них лишнюю и объясняет, почему именно эта буква лишняя. Он обводит гласные буквы красным карандашом, а букву X выписывает отдельно.

С с

5. «Кто лишний?»

Цели. Учим ребенка делить слова на слоги, выделять звук С и определять его место в слове. Закрепляем обобщающие понятия дикие животные и домашние животные. Учим определять ударную гласную в слове.

Ход игры. Ребенок выделяет среди нарисованных животных лишнее и объясняет свой выбор. (Лиса лишняя, так как она дикое животное, все остальныедомашние.) Затем взрослый снова предлагает выбрать лишнюю картинку среди этих же, но опираясь на другой принцип выбора: лишним будет животное, в названии которого нет звука [С] (кошка).

Ребенок рассматривает схемы под картинками и объясняет их значение (схемы обозначают слова с различным количеством слогов: два и три. Задача ребенка — определить, к какой схеме относится название каждого животного.

Взрослый объясняет правильное написание слова собака, и ребенок самостоятельно расставляет гласные над слоговой схемой этого слова, ставит ударение.

Ведущий предлагает ребенку написать над схемой для двусложного слова гласные О, А (либо И, А) и определить, к какому слову будет относиться эта схема: кошка или лиса. Ребенок самостоятельно определяет и отмечает ударную гласную.

В конце игры взрослый объясняет еще один вариант выбора лишнего слова: учет количества слогов в слове. Здесь лишним будет слово собака, так как в нем три слога, а в остальных по два.

Путешествие с буквой С»

Цели. Учим ребенка читать слоги и слова протяжно, не прерываясь на букве и слоге. Тренируем в определении твердых и мягких слияний, звуков, не попавших в слияние. Учим подбирать к слову соответствующую ему звуковую схему.

Ход игры. Объясняем ребенку, что стрелки на рисунке обозначают путь, по которому мы пройдем в нашем путешествии; если при этом правильно произносить звуки, обозначенные буквами, то получатся слова. Важное условие: ребенок должен тянуть произносимый звук, пока «идет» по стрелочке к следующему звуку (букве). Прочитав слово, он находит схему, соответствующую звуковому составу этого слова; над схемой записывает соответствующее слово, закрашивает схему, комментируя свои действия. Слова, данные в игре: ус, оса, сам, сом, сок, суп, соки.

Кто я? Узнай меня»

Цели. Закрепляем умение узнавать очертания изученных букв. Учим анализировать правильное написание буквы. Закрепляем понятия согласные буквы и гласные буквы. Учим составлять и записывать слова из данных букв. Учим видеть изображение предмета, составленное из букв.

Ход игры. Предлагаем ребенку рассмотреть картинку, определить, какое животное на ней изображено (кот). Ребенок должен сам догадаться, что изображение выполнено с помощью букв, и объяснить, какую часть животного изображает каждая буква (М — уши; О, С — нос; И, П — глаза и т.д.). Называя



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: