ПРОЕКТ
«Волшебный мир бабочек»
Для детей второй младшей группы.
Разработчик:
Воспитатель
Охрименко Валентина Николаевна
пгт.Берёзово ХМАО-Югра
2016 г.
Педагогический проект
«Волшебный мир бабочек».
Аннотация: Проект «Волшебный мир бабочек» направлен на исследование проблемных вопросов, которые помогут детям больше узнать о загадочном мире самых красивых насекомых: бабочек.
Актуальность: Программа «От рождения до школы» не предполагает углублённого изучения темы о разнообразии бабочек. Детям второй младшей группы интересно всё, что связано с миром живой природы, перед детьми откроются широкие возможности получения дополнительной информации из разных источников. Мир бабочек очень красочен, ярок, но напрямую недоступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их и их родителей активными участниками образовательного процесса. Это даёт возможность воспитывать детей - «деятелей», а не «исполнителей», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Предлагаемая тема проекта предоставляет детям возможность на каждой НОД выявить проблему; самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты.
Обоснование необходимости проекта:
По результатам мониторинга выявилась проблема (на уровне ребенка): недостаточный запас знаний о самых красивых насекомых нашей планеты: бабочках.
Проектная идея, на решение которой направлен проект – Кто они и как появляются на свет?
|
Цель: Обобщить и расширить знания о бабочках.
Задачи проекта:
Образовательные:
• Формировать у детей представления о бабочках как о насекомых, радующих наш взор.
• Формировать понимание детей о строении бабочек, их происхождении на свет, способах передвижения, их разнообразии.
• Способствовать развитию познавательного интереса к бабочкам.
Развивающие:
• Развивать умение сравнивать и анализировать.
• Развивать память, воображение, логическое мышление в процессе наблюдений, исследований природных объектов.
• Обогащать и активизировать словарь детей; развивать связную речь, побуждать свободно мыслить, фантазировать.
• Развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо – поисковую деятельность.
• Закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности.
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к природе.
• Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всем насекомым.
Тип проекта: групповой, познавательный, краткосрочный
Сроки реализации проекта: 2 недели ( с 1 по 20 июня 2016 г.).
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»
Участники проекта:
Воспитатели, дети второй младшей группы «Пчёлки», родители, инструктор по физической культуре.
Ожидаемый результат:
• Имеют представление о самых красивых насекомых: бабочках.
|
• Владеют понятиями, кто такие бабочки.
• Имеют простейшие представления о некоторых особенностях строения, способах их передвижения, об уникальности каждого вида, их назначении.
• Знают о взаимосвязи с другими обитателями.
• Имеют представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.
• Сформированы первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.
• Заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса, самореализация.
Планирование и организация деятельности
этап – подготовительный.
№ | Мероприятия | Цель | Результат | Ответственные |
Выявление субъективного опыта: «Что мы знаем о бабочках?», «Что вы хотите узнать о бабочках?», «Где мы можем найти информацию?», «Что вы можете сделать с родителями, чтобы не забыть того, что узнаем?». | Уточнить объем знаний детей по теме: «Волшебный мир бабочек» | У детей недостаточный запас знаний о бабочках | Воспитатель | |
Диагностика | Уточнить объем знаний детей по теме: «Волшебный мир бабочек» | Начало проекта: Низкий- 40% Средний- 60% Высокий- 0% | Воспитатель | |
Разработка проекта | Определение объема и содержания работы для внедрения проекта. | Детям предоставляется возможность работать над одной темой, чтобы получить ответ на интересующие их вопросы | Воспитатель | |
Создание предметной среды в группе по теме проекта | Вызвать заинтересованность и сотрудничество родителей. | Работа над созданием мини-библиотеки, альбома по теме проекта, выставка разных предметов с изображением бабочек. | Воспитатель, родители. |
Этап – основной.
|
Познавательное развитие: НОД: 1.«Самые красивые насекомые нашей планеты: бабочки!» (первая неделя) 2. «Путешествие в загадочный мир бабочек» (вторая неделя) 3. ФЭМП: Закрепление цвета, формы. Геометрические фигуры 4. Развитие познавательно – исследовательской деятельности: «Волшебница вода» (первая неделя) «Песок» (вторая неделя) 5. Беседы с детьми: «Строение бабочек» «Значение бабочек» «Многообразие бабочек» «Развитие бабочек» «Поведение бабочек» Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций с изображением бабочек. | Углубить знания детей о внешнем виде, питании, строении и размножениибабочек. Расширять знания о разнообразии бабочек Расширили знания о цветах, форме. Расширять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник. Дать детям представление о том, что вода очень важна для всех живых существ: - источник жизни. Познакомить детей со свойствами песка: показать, как сделать бабочку из песка. Совершенствовать знаний о строении, значении, поведении и многообразии бабочек. Пополнить объем знаний о том, что они переносят пыльцу с цветка на цветок. Совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи; обогащать речь детей | Сформированы представления об общей характеристике бабочек, особенностях внешнего строения, питании и размножении. Составление альбома: «Бабочки-красавицы». Дети имеют представления о разнообразии бабочек. Составление альбома:«Бабочки-красавицы» Дети имеют представление о цвете и форме. Дети умеют различать геометрические фигуры. У детей сформированы представления о свойствах воды и ее значении в жизни У детей сформированы представления о свойствах песка. Расширены и систематизированы знания детей о бабочках. Обогатили и совершенствовали речь детей. | Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель, дети. Воспитатель, дети Воспитатель, дети Воспитатель | |
Речевое развитие: 1.Чтение сказки «Про бабочку»(первая неделя) 2. Разучивание стихотворения С.Богдан «Бабочка-красавица» (вторая неделя) 3. Чтение художественной литературы «Про бабочку» (источник интернет), «Сказка о принцессе-бабочке, паучке и мечте», «Сказка про бабочку» (источник интернет), «Сказка о Бабочке и Корове» -Т.Потапенко, Т.Нестерова- «Дотронуться хотела я руками…», С.Богдан - «Бабочка-красавица», Н.Шумов - «Я ребята, бабочка, Г.Ряскина- «На лесной полянке чудо…», Н.Капустюк «Хорошо мне на лугу», М.Блинникова «Над травой порхает бантик», Н.Шемякина «У красотки бабочки» | Учить детей внимательно слушать сказку и отвечать на заданные вопросы. Формировать интерес к поэзии на примере стихов; рассматривание иллюстраций, книг, фотоальбомов закрепить знания о бабочках. Развивать любознательность, кругозор Использовать в речи слова, передающие эмоциональные состояния литературных героев, эмоционально откликаться на прочитанные произведения. | Имеют навыки слушания. Отвечают на вопросы по сказке. У детей сформированы навыки заучивания стихотворения. Используют в речи слова, передающие эмоциональные состояния литературных героев, эмоционально откликаются на прочитанные произведения. | Воспитатель Воспитатель, дети Воспитатель | |
Художественно – эстетическое развитие: 1.Рисование: «Великолепные бабочки» 2. Лепка: «Бабочки на цветочной поляне» 3. Конструирование из салфеток (техника мятой бумаги) «Разноцветные бабочки» 4. Аппликация: «Бабочка летит к цветочку» 5.Ручной труд: «Бабочки из фантиков» | Учить создавать выразительный образ бабочки гуашью, используя нетрадиционные методы рисования: пальчиками, губкой и ватными палочками. Совершенствовать умение и навыки, воображение и фантазию. Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца. Развивать мелкую моторику: скатывать бумагу в шарики и наклеивать их на лист. Закрепление цветов: синий, красный, жёлтый. Создавать бабочку из геометрических фигур. Умение правильно располагать детали на листе бумаги, наносить клей и аккуратно прикладывать. Развивать мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус и творческие способности. Учить сгибать пополам лист бумаги, правильно пользоваться ножницами. | Выставка работ Выставка работ Выставка работ Выставка работ Выставка работ | Воспитатель, дети Воспитатель, дети Воспитатель, дети Воспитатель, дети Воспитатель, дети | |
Социально – коммуникативное развитие: 1. Сюжетно ролевые игры: «Путешествие на полянку», «Лепидептирологи» 2. Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Собери целое», «Собери бабочку», «Да – нет», «Найди отличие», «Подбери пару», «Мозаика»-разноцветная бабочка. 3.Беседы о безопасном поведении в природе. | Заинтересовывать детей более творчески и широко использовать в играх знания об окружающей жизни. Организация совместной, познавательно – продуктивной деятельности. Учить детей обобщать и классифицировать. Учить из четырёх частей собирать целое. Развивать у детей внимание, память, воображение. Формировать навыки безопасного поведения в природе. | Совместно с воспитателем организовывают игры У детей сформированы знания по теме проекта Сформированы навыки безопасности | Воспитатель, дети Воспитатель, дети Воспитатель, дети, родители | |
Физическое развитие Подвижные игры: «Бабочки», «Поймай бабочку», «Бабочка на цветочке». «Ловля бабочек». | Формировать двигательные навыки, развивать воображение, внимание | Научились играть в новые подвижные игры. | Воспитатель, дети | |
Взаимодействие с родителями: Изучение энциклопедий Беседа с детьми о бабочках. Просмотр телепередач о бабочках. Совместное творчество родителей и детей: «Этот загадочный мир бабочек» Создание выставки: «Чудесные бабочки в наших домах». | Изготовить совместную работу из различных материалов Принести различные предметы: посуда, картинки и т.д. с изображением бабочек. | Готовая выставка | Воспитатель, дети, родители. |
Этап – заключительный.
Выставка совместных работ «Этот загадочный мир бабочек» | Формировать умение использовать разнообразный материал и навыки работы с ним, способствовать развитию сотрудничества родителей с детьми воспитывать доброжелательность и самостоятельность. | Выставка работ | Родители, дети. | |
Итоговая диагностика по проекту | Выявить знания детей по проведённому проекту | Низкий- 0% Средний-47% Высокий- 53% | Воспитатель | |
Подвести итог проекта | Обработка и оформление материалов проекта | Презентация проекта перед родителями и воспитанниками. | Воспитатель |
Результаты проекта:
• Дети освоили простейшие представления о некоторых особенностях строения бабочек, способах их передвижения, об уникальности каждого вида, их назначении.
• Узнали о взаимосвязи с другими обитателями.
• Повысился уровень знаний детей о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
• Овладели расширенным словарным запасом;
• У детей сформированы навыки экологически грамотного поведения в природе;
• Систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «Волшебный мир бабочек»;
• Оформлена выставка совместных работ детей и родителей;
• Повысился интерес родителей к жизни детского сада.
• Созданы альбомы: «Бабочки-красавицы», «Сказки, стихи, рассказы про бабочек»
• Активное участие родителей в реализации проекта.
Заключение:
Знания, полученные во время реализации проекта, помогли повысить уровень представлений детей о бабочках; проект помог детям обогатить имеющиеся знания и навыки, дал возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволила каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечила выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Волшебный мир бабочек» предоставил большие возможности для творчества, позволил приблизить обучение к жизни, развил активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Литература:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Соответствует ФГОС. - М., Мозаика-Синтез, 2014.
2. Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова, М.А,Васильева. Комплексные занятия по программе «Ор рождения до школы» для второй младшей группы. – Волгоград, Издательство «Учитель», 2013.
3. Т.И.Подрезова. Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей ДОУ.
4. О.В.Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Младшая группа. –М., Мозаика-Синтез, 2015.
5. Л.Ю.Павлова. Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с окружающим миром. – М., Мозаика-Синтез-2012.
6. Т.С.Комарова. Художественное творчество.- М., Мозаика-Синтез, 2014.
7. Э.Я.Степаненкова. Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет. – М., Мозаика-Синтез-2012.
8. Л.В.Куцакова. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. – М., Мозаика-Синтез-2012.
9. Перевод В.Лаптева, И.Лебедева. Большая энциклопедия для дошкольников.- Москва, ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
10. 150 идей как занять ребёнка. - ОЛМА-ПРЕСС, 2000.
11. Н.М.Конышева. Мастерим, размышляем, растём.
12. Е.О.Хомич, М.Н.Якушева. Детская энциклопедия.
13. Интернет-ресурсы..
Приложение: фотографии по реализации проекта