Для пояснения основных этапов, блоков и направлений программы необходимо перечислить то, для чего необходимо её реализовать в летний период и для чего функционирует лагерь круглосуточного действия:
· для укрепления физического и психологического здоровья ребёнка, формирования навыков здорового образа жизни;
· для охвата детей разного возраста, организации их досуга;
· для расширения кругозора и раскрытия творческого потенциала детей, лидерских и организаторских способностей;
· для получения навыков общения со сверстниками и приобретения новых друзей;
· для привития детям патриотической позиции, интереса к истории, праздничным датам, культуре народа своего края;
· для познания и воспитания гуманного отношения детей к природе;
· для того чтобы ребёнок получил массу позитивных впечатлений;
· для контроля за систематическим выполнением детьми водных, санитарно-гигиенических процедур и для того, чтобы дети не находились без присмотра дома, на улице, а проводили больше времени на свежем воздухе, под присмотром профессионально – подготовленных людей.
В процессе планирования детского отдыха, определения развлекательных и воспитательных направлений, а также составления схемы взаимодействия персонала можно выделить следующие этапы программы: подготовительный, организационный, основной, заключительный, этап рефлексии и анализа.
В подготовительный период ( с 05.02.19г. по 09.06.19г.)
сотрудники ЦДТ№ 5:
· разрабатывают программу смены лагеря и её методическое обеспечение, документацию в соответствии с общей программой деятельности оздоровительного лагеря круглосуточного действия в летний период.
· ведут подготовку педагогического коллектива для работы по программе, вырабатывают единые педагогические требования (ознакомление педагогического коллектива с нормативными документами: правилами пребывания детей в лагере, инструкции по технике безопасности и т.д.).
· составляют и изучают должностные обязанности, правила внутреннего распорядка.
· размещают информацию по смене лагеря на сайте ЦДТ № 5, осуществляют набор участников смены (детей) для реализации программы.
· составляют материально-техническую смету для успешной реализации программы.
· по решению начальника смены распределяются по отрядам.
· составляют примерный план работы отряда на смену, учитывая возрастные особенности детей, рассматривают программы дополнительного образования детей для организации кружковой работы.
· проектируют атрибутику, символику, фирменные логотипы смены, продумывают оформление территории лагеря согласно тематике смены, подготавливают материалы, которые могут пригодиться в течение смены (вырезки из журналов, открытки, сборники с играми, песнями и сценариями, книжки со сказками и др.).
Организационный период длится (09.06.19. по 12.06.19.)
В этот период происходит заезд, встреча, знакомство детей между собой, с воспитателями, вожатыми и лагерем. А также, адаптация к новым условиям жизни (режим дня, бытовые условия и т.д.), определение ролей, которые дети будут выполнять в коллективе, знакомство с территорией лагеря, с правилами безопасной жизни и отдыха в нём. Организационный период – это очень трудное время и для детей.
На данном этапе происходит:
· налаживание психологического контакта между детьми, знакомство с воспитателем и вожатыми, с сотрудниками и территорией лагеря;
· инструктаж по технике безопасности во время жизни и отдыха в лагере, осмотр детей медицинскими работниками;
· ознакомление с режимными моментами, правилами, традициями, законами лагеря;
· входная диагностика (анкетирование), опрос для выявления ожиданий детей и взрослых;
· создание микрогрупп по общим интересам, выявление лидеров;
· создание пресс-центра, оформление отрядных информационных уголков, подготовка презентаций отрядов, фирменного проекта: название, девиз, логотип, песня, речёвка, кричалка.
Основной этап проходит (12.06.19. – 26.06.19.)
В этот период начинает работать система органов самоуправления (пресс-центр), все участники программы выполняют режимные моменты, живут по законам и традициям, посещают мастер-классы, работают в кружках, принимают участие в деятельности лагеря. Все результаты конкурсов отражается в рейтингах отрядов на уровне лагеря.
В течение смены, во второй половине дня проходят мероприятия, запланированные программой: творческие мастерские, общелагерные, спортивно-оздоровительные мероприятия, дискотеки, день заканчивается вечерней свечкой, где проводится анализ дня. Программа реализуется на 3-х уровнях: работа в кружках, отрядная работа, общелагерные дела и мероприятия.
Проводится психологическое сопровождение смены: наблюдение за психологическим самочувствием детей и взрослых, работа с проблемными детьми, разрешение конфликтных ситуаций, результативность методов работы с детьми и всей смены в целом и т.д.
В основной период задачами воспитателя и вожатого становятся формирование коллектива и развитие в нем самоуправления. Это достигается путём объединения ребят вокруг проведения коллективных творческих дел, передачи некоторых полномочий ребятам-лидерам.
На середину лагерной смены приходится второй пик трудности — «пик привыкания» (примерно 12-13 день). В данной обстановке часто возникают конфликты между детьми и вожатыми. Для преодоления пика привыкания (на 13 — 14 день) запланированы мероприятия, которые способствуют командообразованию, сплочению, смене образа и деятельности детей.
На заключительном этапе (26.06.19. – 29.06.19.)
уделяется время подготовки к отъезду детей, для подведения итогов и воспоминания самых ярких, запоминающихся событий. Ребята помогают сдать вожатым спортивный и хозяйственный инвентарь. В этот период сотрудники смены лагеря осуществляют:
- демонстрацию результатов индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
- подведение итогов смены;
- диагностическое исследование участников по окончании смены (оценка эффективности работы);
- итоговую диагностику (анкетирование, сбор отзывов)
- гала-концерт, награждение
Этап рефлексии и анализа (постлагерный этап) включает всесторонний анализ реализации программы, распространение информации о программе через региональные СМИ, связь с участниками смены для дальнейшего взаимодействия в ЦДТ № 5 (консультация, методическая помощь).