Занятия с детьми второго года жизни




Информационное приложение

 

Информационная справка

Содержание занятий с ребенком раннего возраста

Установочные положения:

У ребенка раннего возраста разные навыки развиваются, прежде всего, во время дел, связанных с заботой о нем (кормление, переодевание, умывание и пр.).

Занятия с ребенком проводятся в игровой форме пока он сохраняет интерес к общению.

 

Выбор игр определяется теми навыками, которые развиваются у малыша в течение первого, второго или третьего года жизни (нормативы психического развития).

Мы подбираем игры и упражнения в соответствии с возрастными навыками.

НАМ ВАЖНО ЗНАТЬ, КАКИЕ ИМЕННО НАВЫКИ развиваются у ребенка:

- первого,

- второго,

- третьего г.ж.

При этом сурдопедагог на своих занятиях основное внимание уделяет развитию у ребенка с СА/КИ тех навыков, которые у ребенка с нарушением слуха с затруднением развиваются (слабые стороны):

ü спонтанно - коммуникативных,

ü слуховых и

ü предречевых навыков.

 

Для этого сурдопедагог подбирает подходящие действия, предметы и звуки.

В домашних условиях родители занимаются с ребенком несколько раз в день по 3-15 мин. по заданиям с сурдопедагога.

Начнем с детей первого года жизни:

Занятия с детьми первого года жизни

Первый год жизни ребенка - это период активного развития двигательных навыков и эмоционального взаимодействия ребенка с взрослым.

На занятиях с ребенком с участием родителей сурдопедагог развивает у малыша следующие коммуникативные и предречевые/начальные речевые умения:

— смотреть на лицо общающегося с ним взрослого (≪контактный взгляд≫),

— улыбаться в ответ на улыбку взрослого,

— использовать указательный и соединяющий взгляды для привлечения внимания взрослого к интересующему предмету,

— следить за взглядом взрослого (≪совместный взгляд≫),

—использовать указательный жест,

—использовать общепринятые жесты согласия, отказа, прощания, приветствия при общении,

—подражать действиям взрослого,

—играть в ладушки и прятки,

—использовать голос для привлечения внимания взрослого,

—произносить гласные и их последовательности,

—произносить отдельные слоги (≪па≫, ≪ба≫, ≪бу≫, ≪ма≫, ≪да≫, ≪ти≫ и др.) и их последовательности,

—подражать видимой артикуляции взрослого,

—произносить первые лепетные слова (звукоподражания, ≪мама≫, ≪папа≫, ≪бух≫, ≪дай≫ и др.)

 

Развитие слухового восприятия у ребенка первого года жизни в СА/КИ включает развитие умений:

— реагировать и узнавать на близком расстоянии бытовые звуки

— искать источник звука (при двустороннем слухопротезировании)

— правильно находить источник звука справа и слева(при двустороннем слухопротезировании)

— реагировать на голоса близких, узнавать их

— реагировать на имя

— узнавать звукоподражания животных (слухозрительно и на слух)

— узнавать часто используемые слова (слухозрительно и на слух — ≪мама≫, ≪папа≫, ≪бабуля≫, ≪нельзя≫, ≪кушать≫, ≪пить≫, ≪ка-ка≫, ≪бай-бай≫ и др.)

— подражать интонации и звукам речи взрослого

 

При этом сурдопедагог учитывает развитие у малыша в этот период следующих двигательных навыков (и использует их на занятии):

умение сидеть без поддержки, стоять с поддержкой и без поддержки, ходить с поддержкой, умения следить за движением предметов, брать предметы разной формы и размеров, использовать разные способы захвата предмета (одной, двумя руками, пальчиками), доставать предметы из коробок, отпускать предметы, нанизывать кольца на стержень, строить башню из двух кубиков, кормить и укачивать куклу.

 

Занятия с детьми второго года жизни

Второй год жизни ребенка — это период развития умения действовать с разными предметами, ориентируясь на их форму, размер, цвет, другие свойства, период развития игровой деятельности, роста пассивного и активного словаря.

Разные навыки развиваются у ребенка не только во время дел, связанных с заботой о нем (кормление, переодевание, умывание и пр.), но уже больше во время игр. В этот период важно обеспечить ребенку широкие возможности двигаться, действовать с разными предметами вместе со взрослым. Длительность занятий в игровой форме увеличивается до 10–20 мин. и зависит от заинтересованности ребенка в этих действиях. Смена игр поддерживает интерес ребенка к совместной игре с взрослым.

У детей второго года жизни на занятиях сурдопедагог развивает следующие коммуникативные и речевые умения:

— пользоваться всеми видами коммуникативных взглядов при общении (контактный, соединяющий, совместный, ищущий оценку своим действиям),

— соблюдать очередность при игре и общении,

— понимать значение и использовать общепринятые жесты для общения,

— понимать значение часто используемых слов слухозрительно и в сопровождении с жестом

— подражать действиям, жестам, звукам и артикуляции взрослого,

— использовать голос, лепетные и полные короткие слова при общении.

 

Поскольку устная речь у ребенка с нарушенным слухом развивается с отставанием, то важно поддерживать использование ребенком предречевых коммуникативных навыков и общепринятых жестов.

 

При наличии у ребенка сопутствующих нарушений важно обсудить с родителями использования при общении и обучении ребенка альтернативных средств коммуникации параллельно с речью (жесты глухих, карточки PECS и т.д.).

Развитие слухового восприятия и понимания речи у ребенка с СА/КИ включает:

— развитие потребности носить СА/КИ (постоянно носить устройство, радоваться, когда его надевают, реагировать на разрядку батарей, огорчаться, если с ним что-то не так);

— умение искать и поворачиваться в сторону источника звука (справа, слева, сверху, снизу);

— узнавать большую часть окружающих бытовых звуков и адекватно на них реагировать;

— реагировать на свое имя;

— различать звуки по громкости, длительности, количеству звучаний;

— двигаться под музыку;

— знать имена членов семьи;

— узнавать на слух названия любимых игрушек, часто используемых предметов;

— понимать простые просьбы (≪Иди ко мне≫, ≪Подожди≫, ≪Возьми мишку≫, ≪Дай мне≫ и т. п.);

— повторять за взрослым разные слоги и короткие слова.

 

При этом сурдопедагог учитывает развитие у малыша в этот период определенных двигательных и когнитивных навыков, используя и формируя их на занятии.

Крупная моторика: умение ходить без поддержки, бегать, двигаться боком и назад, стоять, соединив пятки вместе, подниматься и опускаться по лестнице с поддержкой, прыгать с высоты 10–30 см, залезать и стоять на кресле, стоять на одной ноге при поддержке.

Тонкая моторика, действия с предметами: умениесамостоятельно есть ложкой, пить из чашки, держа ее руками, тянуть игрушки на веревке, играть с пластилином, манипулировать с разными предметами, собирать предметы с пола, имитировать разные жесты, снимать предметы одежды (носки, шапку, шарф), собирать пирамидку без соблюдения размеров, вставлять ключ в замок.

Восприятие, мышление, игра: умение группировать однородные, а позднее и разнородные предметы по размеру (большие-маленькие), по форме (шары — кубики, круги — квадраты — треугольники и др.), по цвету (синие — красные, синие — красные — белые); соотносить объемные фигуры с плоскими; проталкивать разные фигуры в отверстия соответствующей формы; соотносить парные картинки и предметы (одинаковые); соотносить картинки с предметами; собирать пирамиду из трех кубиков/колец по размеру; — подбирать к коробкам соответствующие крышки (разной формы и размера), рисовать линии, клубки; подражать действиям взрослых в игре с игрушками, предметами (кормить, укачивать, укладывать куклу, нагружать, везти предметы на грузовике, разгружать, копать лопаткой. насыпать песок в ведро — символическая игра).

Занятия с детьми 2–3 лет

Уровень развития навыков у разных детей с нарушением слуха в возрасте старше двух лет очень отличается.

Это зависит от степени снижения слуха, возраста слухопротезирования, постоянства использования СА/КИ, наличия сопутствующих нарушений у ребенка, возраста начала занятий с сурдопедагогом и методики коррекционной работы, умения родителей развивать ребенка в домашних условиях.

 

Далее представлен план развития разных навыков у ребенка 2–3 лет.

В целом он соответствует программе обучения в дошкольном учреждении для детей с нормальным и нарушенным слухом.

 

ВАЖНО!!!

Если ребенок был очень рано слухопротезирован и до двух лет он научился тому, что описано выше, то его следует учить тому, что он еще не умеет делать. Если нет, возвращаемся на индивидуальный актуальный уровень.

Важнейшим в этот период является накопление у ребенка с СА/КИ пассивного и активного словаря, развитие понимания речи, произносительной стороны речи, использования устной речи для общения и познания.

 

Содержание занятий с детьми с нарушением слуха в возрасте 2-3 лет

 

1. Развитие слухового восприятия

- развитие обнаружения, различения и узнавания различных бытовых звуков дома и на улице и использования их для ориентации в повседневной жизни

- развитие различения и узнавания звучащих игрушек, музыкальных инструментов

- различение на слух звуков речи по громкости: А / а

- различение на слух звуков речи по длительности: Аааааа / А

- различение на слух неречевых и речевых звуков по количеству – один-много (ударов барабана, слогов ПА), 1 звук - 2 звука

- узнавание на слух слов с разным количеством слогов (при выборе из 2-х,3-х, 4-х и по мере выполнения - более слов)

- различение, опознавание и имитация на слух гласных и части согласных

- различение/узнавание на слух односложных слов

- различение/узнавание на слух предложений – простых просьб

- различение на слух знакомых слов, фраз, произносимых шепотом, с разной интонацией

- движения в ритме музыки

2. Формирование словарного запаса (развитие представлений, овладение значением слов - понимание на слух и слухозрительно, возможно с подкреплением жестом) и элементов грамматики

- существительные (люди, части тела, еда, одежда, игрушки, животные, транспорт)

- глаголы

- прилагательные (размеры, цвета, качество)

- слова, обозначающие количество, положение, сравнение предметов

- слова- обобщающие понятия (животные, люди, посуда и др.)

- предлоги и наречия – на, в, под, рядом, за, впереди, сзади, верх, низ

- время суток (утро, день, вечер, ночь), вчера-сегодня- завтра, было-сейчас-будет

- понимание простых вопросов

3. Развитие звукопроизносительных навыков и речи

- развитие речевого дыхания и речевых вокализаций

- развитие силы голоса и его произвольного контроля

- формирование подвижности, переключаемости, произвольного контроля органов артикуляции

- произнесение слогов, коротких слов, повторение за взрослым слов по имитации

1. Развитие элементарных математических представлений

- большой-маленький

- длинный-короткий

- один- много, 1-2-3

2. Развитие восприятия, представлений об окружающем мире, общих когнитивных навыков, внимания

- развитие сенсорных эталонов и невербальная классификация предметов по размеру, цвету, форме,

- развитие представлений о назначении предметов, сюжетной игры;

- подбор парных картинок, соотнесение предмета и картинки;

- составление картинки из 2-4 частей,

3. Развитие крупной и тонкой моторики

Ходьба, упражнения в равновесии, прыжки

- ходьба в прямом направлении по лежащей на полу дорожке/доске;

- подъем вверх и спуск вниз по доске, приподнятой одним концом на 10 см над полом;

- подъем (и слезание) на ящик на опрокинутый вверх дном;

- перешагивание через веревку или палку, положенную на землю, а затем приподнятую над полом на 5—10 см,

- прыжки на 2-х ногах; стояние на одной ноге, ходьба на носочках

Ползание и лазанье

- пролезание через обруч/ под стулом/ веревкой, перелезание через бревно

Бросание

- катание мяча, бросание мяча двумя руками вниз и вдаль;

- скатывание больших мячей с горки;

- бросание одной (правой и левой) рукой маленьких мячей.

Общеразвивающие движения

- поднимание и опускание рук, вытягивание рук вперед, прятание рук за спину;

- сидя поворачиваться вправо и влево, передавая предмет;

- наклоняться вперед и выпрямляться;

- стоя наклоняться вперед, перегибаясь через палку, приседать с поддержкой

Тонкая моторика

- строительство башни, складывание кубиков

- перелистывание книг, складывание бумаги

- раздевание куклы и себя

- лепка (пластилин)

- раскрашивание (фломастер)

 

 

ОБРАЩАЮ ВАШЕ ВНИМАНИЕ, что

при составлении программ занятий с ребенком раннего возраста с нарушением слуха можно использовать программу «Ступеньки» (Коррекционно-развивающая работа…, 2008), рекомендации ИКП РАО по обучению детей с нарушением слуха раннего возраста (Шматко Н.Д., Пелымская Т.В., 2003), а для детей с комплексными нарушениями программы «Маленькие ступеньки» (Питерси М., Трилор Р., 2001), «Каролина» (Джонсон-Мартин Н.М. и соавт.,2005).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: