Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство», его чувства, поступки и духовный мир. Нравственный смысл поступков.
Уже в 1 главе мы узнаём о Николеньке, что он живой, наблюдательный ребёнок, чуткий ко всякому проявлению несправедливости, ранимый, может легко обидеться, но и отходит быстро, не помнит зла.
- В какой атмосфере жил Николенька, как к нему относились окружающие?
Это атмосфера любви, радости, счастья. Николеньку любили все: мать, отец, Карл Иванович, Наталья Савишна.
-Дома в качестве домашнего задания вы составили распорядок дня Николеньки. Прочитайте его.
Мальчик окружён любовью, живёт в доброй, хорошей семье. (Все сложности взрослой жизни откроются ему через годы)
Утро в семье Иртеньевых
- Какие события больше интересуют Толстого: внешние, те, что происходят в окружающем мире, или отзвук на них в душе человека?
Внимание автора направлено на мысли, сомнения, переживания героя.
- Какие события происходят в главе «Маман»?
Их почти нет: дети утром здороваются с матерью и идут с этим к отцу.
- Но как много сказано о матери! Какой мы её видим здесь? (Она грустна и задумчива. Вода льётся из самовара, а она этого не замечает. Не замечает и детей, погружённая в свои мысли)
- Почему? Она знает о разлуке с детьми и с мужем и страдает от этого.
- Какой её видит Николенька?
- Как она относится к Карлу Ивановичу? Мими? (Поцелуй в висок Карла Иваныча, терпимость характера Мими) А какая чуткость: сразу увидела, что Николенька плакал (поцелуй в глаза).
- Какое общее впечатление от матери остаётся в этой главе?
- А почему Л.Н. Толстой не даёт ясного портрета матери?
Она умерла, когда ему было 1,5 года, у него, как и у Лермонтова, осталось в памяти только общее впечатление чего-то очень доброго и ласкового.
|
Когда Толстому было 80 лет, он записал в дневнике: «Нынче утром обхожу сад и как всегда вспоминаю о матери, о «маменьке», которую я совсем не помню, но которая для меня осталась светлым идеалом».
-Третья глава называется «Папа». Что важное узнаёт Николенька? (Он с братом едет учиться в Москву.)
-Какие чувства испытывает? (Читаем конец главы) Это первое большое горе в его жизни.
Кого жалко Николеньке? Матушку, Карла Иваныча, даже любимую борзую отца Милку. Ребёнку жалко всех, детское сердце вмещает любовь ко всем. (глава «Разлука»)
- Что об отце узнаёт мальчик? (глава 10) Как относится к людям?
-Любили ли его окружающие? Удалось ли ему сделать карьеру?
(У него нет дела, которое бы его занимало, ни серьёзных увлечений, ни цели в жизни, не сделал он военной карьеры. Он живёт для себя, для своих удовольствий.)
- В повести описываются занятия в кабинете и гостиной (гл.11). С какой сцены начинается глава?
Мирный вечер, вся семья в сборе, как спокойно и хорошо!
- Вся ли глава выдержана в этом ключе?
Дети сразу замечают тревогу, печаль: мать играет на рояле концерт Фильда и Патетическую сонату Бетховена.
- Почему она так часто их играла?
Страдает от предстоящей разлуки, непонимания мужа, а может быть, это предчувствие смерти? Прослушивание «Патетической» сонаты Бетховена.
- Какую музыку любил отец? (Чувствуем разницу во вкусах и потребностях души!)
Важное событие этой главы – благоразумное решение отца взять Карла Иваныча в Москву.
-Чем оно вызвано? Скорее всего его тронула просьба Карла Иваныча «без жалования служить», лишь бы быть с детьми.
|
-Чем наполнена жизнь матери? (Любовью к детям, мужу, молитвами, заботами о бедных.) У отца своё: карты, женщины, цыганские песни и романсы.
- Любят ли они друг друга? Хорошо ли, легко им вместе?
Мать любит отца таким, как он есть, не пытаясь исправить и переделать.
-Понимает ли Николенька, что его ожидает, когда едет учиться в Москву? (гл. 14) Нет. Зачитать расставание!
Глава. О любви матери.
- Какие чувства рождает в душе Николеньки материнская нежность? (Из глаз слёзы льются ручьями)
Мама – «голубчик», «душечка». Эта горячая детская любовь к матери исторгает из души ребёнка первую, чистую, от сердца молитву о матери и отце: «Спаси, Господи, маменьку и папеньку».
Последние главы повести - самые трудные. Самая трагическая глава- 25 «Письмо». Это крик души женщины, которая знает, что умирает.
- С чего начинается письмо?
(Милые подробности домашней жизни. Мы замечаем важные для нас детали: и то, что мать ответное письмо пишет сразу же – такая у неё привычка, и то, как она его называет в письме: «милый друг», «мой дружок», «мой друг бесценный», и то, что играет с Любочкой в четыре руки на рояле и радуется успехам дочери и приобщает к этой радости мужа. Какое тонкое понимание природы в маленьком описании весны.
И только потом – главное.
- Что беспокоит Наталью Николаевну? (Проигрыш мужа, его расстроенные финансовые дела)
-Как она говорит это мужу? (Очень деликатно, но твёрдо)
-Какие черты характера героини открываются здесь? (Глубина страдания, твёрдость характера, умение рассчитывать только на себя, на собственные силы ). Последние мысли о муже и детях.
|
Бескорыстная любовь ко всем людям, ангельская доброта, умение не думать о себе, полное самоотречение. Нет жалоб на жизнь, на свою судьбу.
- А есть ли в ней отрицательные черты? Этого ребёнок не видит, мать для него – высший идеал.
- Что заставляет Николеньку переживать, мучиться и даже плакать?
(Он страдает от того, что думает о людях плохо, а они лучше, добрее его. И самое главное – он винит, казнит себя за недостойные не только поступки, но даже слова и мысли. А ведь это муки детской совести)
- Какие эпизоды своего детства Николеньке стыдно вспоминать?
(Это случай с Иленькой Грапом (глава 19). Дети откровенно мучили этого слабого, беспомощного мальчика, а Николенька не вступился за него. Николенька мучается от того, что, попав под обаяние Серёжи Ивина, не защитил слабого и обездоленного мальчика.
- Подытоживая разговор, подумаем, может ли человек прожить жизнь, не совершая дурных поступков?
- Вряд ли, но главное не в том, чтобы не совершать их, а в том, чтобы извлекать из них уроки, перестрадав, стать чище, лучше душой.
В повести, кроме Николеньки, есть ещё дети.
- Что же отличает его от брата и сестры, друзей-сверстников?