Автомобильный транспорт является наиболее массовым и удобным видом транспорта, обладающим большой маневренностью, хорошей проходимостью и приспособленностью для работы в различных климатических и географических условиях. Он является эффективным средством для перевозок грузов и пассажиров на относительно небольшие расстояния.
Автомобильный транспорт нашей страны развивается быстрыми темпами. Автомобильная промышленность, непрерывно совершенствуя свою продукцию, обеспечивает народное хозяйство разнообразными перевозочными средствами, систематически работают над улучшением технологии производства и совершенствованием конструкции подвижного состава. Обеспечением его безотказности, долговечности и ремонтопригодности. При этом резко возрастает доля специализированного подвижного состава и автомобильных поездов повышенной грузоподъёмности.
Задачи службы технической эксплуатации АТП заключаются в постоянном поддержании высокой технической готовности подвижного состава, обеспечении его работоспособности в течение установленных сроков наработки. Сегодня для этих целей создаются крупные автотранспортные объединения, позволяющие улучшить показатели использования производственных площадей и оборудования за счет внедрения поточного, метода производства всех видов технического обслуживания автомобилей, применения эффективных средств диагностики, механизации и автоматизации производственных процессов и внедрения нового высокопроизводительного оборудования.
Ремонт автомобилей производится главным образом агрегатным методом с механизацией замены агрегатов на специализированных постах.
Все предприятия автомобильного транспорта подразделяются на: транспортные, экспедиционные, обслуживающие и ремонтные.
По роду выполняемых работ и обслуживанию подвижного состава автотранспортные предприятия делятся на: грузовые, легковые, автобусные и смешанные.
По организации производственной деятельности автотранспортные предприятия подразделяются на:
• комплексные, являющиеся самостоятельными предприятиями, в которых осуществляется транспортная работа, хранение и все виды технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава;
• кооперированные, входящие в состав производственного автотранспортного объединения (ПАТО), деятельность которых осуществляется с учетом централизации транспортной работы, а так же централизации (полной или частичной) производства работ по техническому обслуживанию и текущему
ремонту подвижного состава. ПАТО состоит из головного предприятия и гаражей-филиалов;
•
Изм.
Лист
кум.
сьПодпись
таДата
Лист
КП 2-370106.188.007 ПЗ
Подпись и дата
Инв. № дубл.
Взам. инв. №
Подпись и дата
Инв. № подл.
базы централизованного технического обслуживания (БЦТО) - самостоятельные предприятия или входящие в состав производственных автотранспортных объединений и выполняющие наиболее трудоемкие виды ТО и ТР для подвижного состава различных автотранспортных предприятий и организаций или филиалов объединения;
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
КП 2-370106.188.007 ПЗ
Подпись и дата
Инв. № дубл.
Взам. инв. №
Подпись и дата
Инв. № подл.
• ремонтные мастерские – самостоятельные обслуживающие предприятия или входящие в состав ПАТО и выполняющие отдельные виды ТР (ремонт агрегатов, электрооборудования, кузовные, молярные, жестяницкие, обойные, шиномонтажные и шиноремонтные и другие операции, виды обслуживаний и ремонтов).
Для выполнения поставленных задач на всех предприятиях, базах, отделениях и постах необходимо широко использовать средства технической диагностики, максимально механизировать производственные участки и цеха технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) автомобилей, оснащать их подъёмно-транспортными механизмами и контрольно-регулировочными приборами, совершенствовать технологию ТО и ТР и управление производством, создавать требуемые производственно-бытовые и санитарно-гигиенические условия труда ремонтных рабочих. Проведение вышеперечисленных и других технических организационных мероприятий способствует повышению производительности труда при провидении ТО и выполнении ремонта подвижного состава, обеспечивает сокращение трудовых и материальных затрат.
Простои автомобильного подвижного состава из-за технических неисправностей вызывают большие потери в народном хозяйстве, Следует так же отметить, что из-за несвоевременного и некачественного обслуживания автомобильного транспорта повышается уровень загрязнения окружающей среды отработавшими газами автомобилей.
Содержание подвижного состава в технически исправном состоянии в значительной степени зависит от самих водителей, их квалификации, знания ими материальной части автомобилей и правил технической эксплуатации, профессионального мастерства и, наконец, от бережного отношения к доверенной им технике.
В данном курсовом проекте произведен расчет автотранспортного предприятия на 176 автомобилей КамАЗ-5410 описание, которого произведено ниже:
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
КП 2-370106.188.007 ПЗ
Подпись и дата
Инв. № дубл.
Взам. инв. №
Подпись и дата
Инв. № подл.
Рисунок 1 – габаритные размеры КамАЗ-5410
Таблица 1 – Технические характеристики КамАЗ-5410
Характеристики
КамАЗ-5410
Масса, приходящаяся на седельно-сцепное устройство, кг
8100
Снаряженная масса, кг
6650
В том числе:
на переднюю ось
3350
на тележку
3300
Полная масса, кг
14900
В том числе:
на переднюю ось
3940
на тележку
10960
Допустимая полная масса автопоезда, кг
25900
Макс, скорость автопоезда, км/ч
80
Время разгона автопоезда до 60 км/ч, с
70
Макс, подъем преодолеваемый автопоездом, %
18
Выбег автопоезда с 50 км/ч, м
800
Тормозной путь автопоезда с 60 км/ч, м
38,5
Контрольный расход топлива автопоезда, л/ 100 км:
при 60 км/ч
32,0
при 80 км/ч
40,4
Радиус поворота, м:
по внешнему колесу
7,7
габаритный
8,5
Давление в шинах, кгс/см. кв.:
передних
6,5
задних
4,3
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
КП 2-370106.188.007 ПЗ
Подпись и дата
Инв. № дубл.
Взам. инв. №
Подпись и дата
Инв. № подл.
Рисунок 2 – габаритные размеры полуприцепа ОДАЗ-93571
Таблица 2- Технические характеристики полуприцепа ОДАЗ-93571
Характеристики
ОДАЗ-93571
Масса, кг
14400
Грузоподъемность, кг.
11400
Габариты: мм.
длина
9700
ширина
2500
высота
2050
Погрузочная высота. Мм.
1400
1. Технологическая часть.
1.1 Расчет производственной программы по ТО и ремонту.
1.1.1 Расчет количества ТО и ремонтов.
1.1.1.1 Определение периодичности ТО.
Таблица 3 – Исходные данные
Марка автомобиля
, шт.
, км
КУЭ
, тыс.км
КамАЗ-5410
176
406
2
365
117
(1)
где - нормативное значение периодичности ТО-1 и
ТО-2 ([л.1], табл. Г1)
К1 – коэффициент корректирования нормативов в зависимости от условий эксплуатации ([л.1], табл. П2)
К3 - коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий ([л.1], табл. П4)
1.1.1.2 Определение ресурса авто или пробега до КР.
(2)
где - нормативное значение ресурса либо пробега до списания ([л.1], табл. М1)
К2 - коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации ТС и организации его работы ([л.1], табл. П3)
Периодичность ТО и ресурс автомобиля необходимо скорректировать с среднесуточным пробегом. Корректирование заключается в подборе величин Lто и Lр(сп) близких к расчетным и кратным lcc.
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
КП 2-370106.188.007 ПЗ
Подпись и дата
Инв. № дубл.
Взам. инв. №
Подпись и дата
Инв. № подл.
(3)
(4)
(5)
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
КП 2-370106.188.007 ПЗ
Подпись и дата
Инв. № дубл.
Взам. инв. №
Подпись и дата
Инв. № подл.
В дальнейших расчетах используем скорректированные значения пробега.
Коэффициентом технической готовности αт называется отношение количества технически исправных (готовых к эксплуатации) автомобилей к общему их количеству.
Коэффициент технической готовности для автомобилей не нуждающихся в КР определяется по формуле:
(6)
где - продолжительность простоя ТС в ТО и ремонте [л.1, табл. Р1]; - коэффициент корректирования продолжительности простоя в ТО и ремонте в зависимости от пробега с начала эксплуатации ([л.1], табл. П5)
Примечание: коэффициент технической готовности рассчитывается до не менее 3-х знаков после запятой.
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
КП 2-370106.188.007 ПЗ
Подпись и дата
Инв. № дубл.
Взам. инв. №
Подпись и дата
Инв. № подл.
1.1.1.4 Определение количества ТО и списаний на весь парк за год.
Годовой пробег автомобиля всего парка определяется по формуле:
(7)
Число списаний за год:
(8)
Число ТО-2 за год:
(9)
Число ТО-1 за год:
(10)
Число ЕО за год:
Число косметических моек сверху определяется по формуле:
(11)
Число технических моек:
(12)
1.1.1.5 Расчет суточной программы по ТО.
Производится по формуле:
(13)
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
КП 2-370106.188.007 ПЗ
Подпись и дата
Инв. № дубл.
Взам. инв. №
Подпись и дата
Инв. № подл.
где - годовое количество ТО i-того вида; - число дней работы в году в зоне ТО i-того вида (автомобилей).
Проверка:
(14)
Расчет верен.
1.2 Расчет трудоемкости ТО и ТР.
1.2.1 Расчет годового объема работ по ТО:
(15)
где-нормативное значение трудоемкости ТО для базового автомобиля ([л.1], табл. Г1).
-коэфициент корректирования нормативов трудоемкости ТО в зависимости от пробега с начала эксплуатации ([л.1], табл. П5)
- коэффициент корректирования нормативов трудоемкости ТО и ТР в зависимости от количества обслуживаемых и ремонтируемых ТС в организации и количества групп технологически совместимых ТС ([л.1], табл. П6)
-коэфициент корректирования нормативов ТР и моечных работ в зависимости от периода эксплуатации ([л.1], табл. П7)
Для автомобиля КамАЗ-5410
Для полуприцепа ОДАЗ-93571
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
КП 2-370106.188.007 ПЗ
Подпись и дата
Инв. № дубл.
Взам. инв. №
Подпись и дата
Инв. № подл.
Для автомобиля КамАЗ-5410
Для полуприцепа ОДАЗ-93571
1.2.2 Расчет годового объема работ по ЕО:
Годовая трудоемкость косметического ЕО определяется по формуле:
(16)
где - нормативное значение трудоемкости ЕО для базового автомобиля ([л.1], табл. Г1);
Для автомобиля КамАЗ-5410
Для полуприцепа ОДАЗ-93571
Годовая трудоемкость технических моек:
(17)
Для автомобиля КамАЗ-5410
Для полуприцепа ОДАЗ-93571
1.2.3 Расчет трудоемкости ТР.
Определяется по формуле:
(18)
где - нормативное значение трудоемкости ТР на 1000 км пробега ([л.1], табл. Г1)
где К - процент от общего объема работ по ТО и ТР, К=20…30 %
Для автомобиля КамАЗ-5410
Для полуприцепа ОДАЗ-93571
1.2.5 Распределение работ по ТО и ТР.
Распределение производится по месту проведения работ по технологическим и организационным принципам. Работы по ЕО и ТО-1 выполняются на постах. Работы по ТО-2 выполняются на постах, а 10% объема работ по ТО-2 равномерно распределяются по отделениям: электротехническому, аккумуляторному, топливной аппаратуры и шинному. Работы по ТР разделяются на постовые и цеховые. Постовые выполняются на постах зоны ТР, а цеховые - в производственных отделениях или участках. Примерное распределение работ приводится в таблице 3.
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
КП 2-370106.188.007 ПЗ
Подпись и дата
Инв. № дубл.
Взам. инв. №
Подпись и дата
Инв. № подл.
Таблица 4 - Распределение работ по ТО и ТР.
Вид работ по ТО и ТР
Процентное соотношение по видам работ
Объем работ, чел.ч
ЕОс
Уборочные работы
9%
30%
2577,56
4327,83
6905,39
Моечные
14%
10%
4009,55
1442,61
5452,16
Заправочные
14%
-
4009,55
-
4009,55
Контрольно-диагностические
16%
15%
4582,33
2163,92
6746,25
Ремонтные
47%
45%
13460,62
6491,75
19952,37
Всего
100%
100%
28639,61
14426,1
43065,71
ЕОт
Уборочные
40%
40%
1684,96
1684,96
3369,96
Моечные
60%
60%
2527,48
2527,48
5054,96
Всего
100%
100%
4212,46
4212,46
8424,92
ТО-1
Общее диагностирование
10%
4%
672,19
139,31
811,5
Крепежные, регулировочные, смазочные и др. работы
90%
96%
6049,67
3343,52
9393,19
Всего
100%
100%
6721,86
3482,83
10204,69
ТО-2
Углубленное диагностирование
10%
2%
1427,53
166,57
1594,1
Крепежные, регулировочные, смазочные и др. работы
90%
98%
12847,82
8162,11
21009,93
Всего
100%
100%
14275,35
8328,68
22604,03
ТР постовые
Д-1
1%
2%
1190,86
515,45
1706,31
Д-2
1%
1%
1190,86
257,72
1448,58
Регулировочные и разборочно-сборочные работы
35%
30%
41680,12
7731,71
49411,83
Сварочные
4%
15%
4763,4
3865,85
8629,25
Жестяницкие
3%
10%
3572,58
2577,24
6149,82
Окрасочные
6%
7%
7145,16
1804,06
8949,22
Итого:
50%
65%
59543,02
16752,03
76295,05
ТР участковые
Агрегатные
18%
-
21435,49
-
21435,49
Слесарно-механические
10%
13%
11908,61
3350,41
15259,02
Электротехнические
5%
3%
5954,3
773,17
6727,47
Аккумуляторные
2%
-
2381,72
-
2381,72
Ремонт приборов системы питания
4%
-
4763,44
-
4763,44
Шиномонтажные
1%
1%
1190,86
257,72
1448,58
Вулканизационные
1%
2%
1190,86
515,45
1706,31
Кузнечно-рессорные
3%
10%
3572,58
2577,24
6149,82
Медницкие
2%
2%
2381,72
515,45
2897,17
Сварочные
1%
2%
1190,86
515,45
1706,31
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
КП 2-370106.188.007 ПЗ
Подпись и дата
Инв. № дубл.
Взам. инв. №
Подпись и дата
Инв. № подл.
Продолжение таблицы 4- Распределение работ по ТО и ТР.
Жестяницкие
1%
1%
1190,86
257,72
1448,58
Арматурные
1%
1%
1190,86
257,72
1448,58
Обойные
1%
-
1190,86
-
1190,86
Итого:
50%
35%
59543,02
9020,32
68563,34
Всего
100%
100%
119086,04
25772,35
144858,4
Таблица 5- Распределение работ по видам
Виды вспомогательных работ
Процентное соотношение по видам работ
Объем работ, чел.ч
Ремонт и обслуживание технологического оборудования, оснастки и инструмента
20%
8646,77
2811,12
11457,89
Ремонт и обслуживание инженерного оборудования сетей и коммуникаций
15%
6485,07
2528,34
9013,41
Транспортные средства
10%
4323,38
1405,56
5728,94
Приём, хранение и выдача материальных ценностей
15%
6485,07
2558,34
9013,41
Перегон подвижного состава
15%
6485,07
2558,34
9013,41
Уборка производственных помещений
10%
4323,38
1405,56
5728,94
Уборка территории
10%
4323,38
1405,56
5728,94
Обслуживание компрессорного оборудования
5%
2161,96
702,78
2864,74
Всего:
100%
43233,83
14055,61
57289,44
1.3 Расчет числа рабочих.
1.3.1 Технологически необходимое число рабочих:
(20)
где - годовой объем работ проектируемой зоны;
Фм - годовой фонд времени рабочего места в часах.
(21)
где Чн - продолжительность рабочей недели в часах (40 - нормальные условия, 35 - вредные условия)
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
КП 2-370106.188.007 ПЗ
Подпись и дата
Инв. № дубл.
Взам. инв. №
Подпись и дата
Инв. № подл.
Дн - продолжительность рабочей недели в днях (5)
Дк - число календарных дней в году (365)
Дв - число выходных дней в году (104)
Дп - число праздничных дней в году (9)
365-104-9)=2016 (ч)
1.3.2 Штатное количество рабочих.
(22)
где– годовой фонд времени штатного рабочего в часах.
(23)
где - число дней отпуска штатного рабочего в году (24 –н.у.; 31-вредные условия).
- число дней не выхода на работу по уважительным причинам за год (5 дней).
1.4 Расчет числа постов ТО-2.
Постовые работы выполняются на отдельных универсальных постах, количество которых определяется по формуле:
(24)
где– коэффициент резервирования постов для компенсации неравномерности загрузки([л.2], табл. 2.14)
С – число смен в сутки
- продолжительность рабочей смены в часах (8ч.)
- численность рабочих одновременно работающих на одном посту ([л.2], табл. 2.15)
– коэффициент использования рабочего времени поста ([л.2], табл. 2.16)